1 пластичное вещество хорошо удерживающее воду

Конспект урока по географии на тему: «Почвы»

Конспект урока по географии

Автор: Мартыненко Лариса Викторовна, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Винницкая школа», Крым, Симферопольский р-н, с. Винницкое, учитель географии.

Тема: Почвы. Почвенное разнообразие.

Цель: Сформировать представления о почвах Земли, их разнообразии.

1. Выявить причины, определяющие разнообразие почв на Земле.

2. Сформировать знания о зональных типах почв.
3. Формировать убеждение в необходимости охраны и восстановления почв.
4. Развивать коммуникативные компетенции.

Основное содержание : Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

Оборудование: учебник, схема «Почвы природных зон Земли», атлас, раздаточный материал.

Раздаточный материал к уроку:

Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).

Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).

Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).

Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).

Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (минеральные).

Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).

Жидкое вещество почвы (вода).

I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление материала.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание.

I. Организационный момент. Предварительная работа: деление класса на группы, по 5 человек с учетом психолого — педагогических особенностей каждого учащегося. Группы совместно решают проблемные задачи, воспитывается самоуважение друг к другу. Для групп приготовлен раздаточный материал – заготовки кластеров, кроссворды.

II. Повторение изученного материала

— Каковы основные причины различия видового состава растительного и животного мира одной и той же природной зоны на разных материках?
— Почему важно сохранить биоразнообразие Земли?
— Какие виды человеческой деятельности приводят к его сокращению?
— Расскажите о любом животном, занесённом в Красную книгу Иркутской области.
— Расскажите о любом растении, занесённом в Красную книгу Иркутской области.

III. Изучение нового материала.

1 –я фаза урока — инициация

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин

— Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)
— Предположите тему сегодняшнего урока? Какие у вас есть ожидания по предстоящей работе? Зафиксируйте ваши ожидания на листочках.

После формулирования темы и цели урока, предлагаю ученикам сформулировать задачи, которые они ставят перед собой, исходя из цели занятия. Задачи урока они записывают на листочках, некоторые ученики озвучивают их. Листочки остаются на столах, они понадобятся в конце урока. При наличии времени, их можно прикрепить на доске.

2-я фаза — вхождение или погружения в тему

Чтобы вспомнить из чего состоит почва, вы решите кроссворд, Работаем парами.

Вопросы к кроссворду:

Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду (глина).

Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок).

Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода).

Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).

Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов (минеральные).

Вещество, помогающее корням растений дышать (воздух).Жидкое вещество почвы (вода).

3 фаза — проработка содержания темы.

1. Работа с учебником на стр.70. Самостоятельно прочитать и заполнить кластер №1 «Почвообразующие факторы».
2. Сообщение учащегося о Докучаеве В.В.
3. Работа в группах. Самостоятельная работа с учебником стр. 71.. Составить описание почвы природной зоны.

Хозяйственное использование почв и меры по улучшению их плодородия

Перед заполнением таблицы необходимо ознакомить учащихся с почвенной картой мира в атласе. Затем работу можно организовать по группам. Каждая группа учащихся получает задание составить таблицу характеристики одного из типов почв.

В ходе этой работы учащимся предстоит выполнить следующие учебные действия:

Проследить по картам смену типов почв с севера на юг.

Определить, какой природной зоне соответствует определенный тип почвы.

Установить, в каких условиях происходит почвообразование данного типа почвы.

Выявить связи между условиями образования типов почв и их свойствами.

Выделить свойства почв, имеющие значение для их использования в хозяйственной деятельности.

Выявить взаимосвязи в системе «почва — человек»: что дает почва человеку, как человек использует природные условия и свойства данного типа почвы? Установить обратную связь в этой системе, ответив на вопрос: «Какие мероприятия проводятся по улучшению природных свойств и поддержанию плодородия рассматриваемых почв?»

В процессе работы над таблицей 17 учащиеся используют в качестве источников знаний различные карты (почвенную, климатическую, природных зон), текст § 19 и рисунок 51 учебника.

— Защита выступлений — Каждая из групп озвучивает своё задание. На работу дается 5 минут. Группы представляют результаты работы.

4 фаза — релаксация.

Когда я вижу, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, мы делаем паузу, вспоминаем о восстанавливающей силе релаксации! Использую метод «Земля, воздух, огонь и вода». Цель – повысить уровень энергии в классе. Проведение: Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Например, изобразить воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. При этом учитель может подсказывать действия ученикам, а можно учащимся предоставить возможность пофантазировать.

5 фаза — интерактивная лекция.

Изменение почв в процессе хозяйственной деятельности. Экологические проблемы.

— Воздействие человека на почву вызывает ухудшение ее качества и плодородия. К особо опасным последствиям воздействия человека на почву следует отнести эрозию почвы, загрязнение химическими веществами, неправильные методы земледелия (распашка легко эродируемых почв, неправильная распашка склонов, внедрение монокультур), засоление, заболачивание, а также прямое уничтожение и занятие почв под постройки и т. д.

Возможности для дальнейшего увеличения площади пахотных земель в мире почти полностью исчерпаны. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье необходимо рациональное использование почвенных ресурсов и повышение плодородия почв. Важная роль в этом принадлежит мелиорации земель.

При рассмотрении проблемы мелиорации земель можно предложить учащимся ответить на следующие вопросы:

1. Уменьшится ли зависимость человека от плодородия почв с развитием НТП?
2. Почему орошение может привести к вторичному засолению?
3. Считаете ли вы необходимым проводить регулярное орошение черноземов для повышения урожайности?
4. Какое значение в орошении почв имеет рельеф?

Понятия «эрозия почв», «мелиорация» можно рассмотреть после анализа содержания опорных схем. Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на самом важном в изучаемом материале, наглядно вскрыть сложные взаимосвязи в цепочке «почва — человек — почва».

Заполнение кластера №2

Овражная эрозия
Виды эрозии
Ветровая
Водная
Антропогенная
Пыльные бури
Повседневная ветровая эрозия
Усиление естественной эрозии
Смыв почв

Заполнение кластера №3

Виды мелиорации
Орошение
Осушение
Известкование
Севооборот
Лесонасаждения
Внесение удобрений

IV. Закрепление материала.

Из сборника «Конструктор текущего контроля» (Е.Е.Гусев) работаем с заданием №2 на стр.167., повторяя тему «Почвы». Взаимопроверка. Сверяем материал с ответом на доске. Оцениваем по бальной шкале, учитываем только правильные ответы.

V. Подведения итогов урока.

1. На какие вопросы, поставленные в начале урока, ответили?
2. Что показалось трудным?
3. Интересные факты для вас?

VI Домашнее задание: изучить §19, ответить на вопросы на стр.73-74

Источник

Урок окружающего мира «Почва — важнейшая часть экосистемы» (3 класс)

Выбранный для просмотра документ В уроке Почва.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

планета поверхность почва суша

Тема исследования – ПОЧВА План исследования Состав почвы Свойства почвы Типы почв

Экосистема – это содружество «живой» и «неживой» природы. Любой экосистеме необходима работа «производителей», «потребителей» и «разрушителей». В экосистеме всё, что производится, всё используется её обитателями. Почва – это верхний слой земли. Экосистема существует долго без нашей помощи, благодаря слаженной работе организмов трёх профессий.

ПЛОДОРОДИЕ необходимо сохранять

…почва для нас дороже нефти, угля, золота.

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Почва.doc

Создание условий для работы над понятием «Почва» при работе с научно-познавательным текстом, в ходе выполнения самостоятельной экспериментальной работы.

Расширение знаний о составе почвы, её свойствах.

Развитие познавательной активности, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитание коллективизма, умения работать в группах, формирование ощущения причастности к природе.

Рассказ М.Ильина «Чудесная кладовая»

Сказка о путешествии дождевого червя Кузи

Оборудование для опытов: спиртовка, сосуд с почвой, стакан с водой, коллекция разных почв, стекло.

Листы для лабораторной работы

Технология критического мышления

составление таблиц «З-Х-У», «Н-С-О»

«Верные — неверные высказывания»

Я рада этой новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Создание мотивации. Определение темы урока.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

— Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно храним и чтимым.

-Как вы думаете, ребята, какую святыню природы, можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы жизнь его представляется невозможной?

— Слово «земля» имеет много значений.

— Для того, чтобы понять о какой земле будем говорить сегодня мы с вами, послушайте отрывок из удивительной книги М.Ильина «Рассказы о том, что тебя окружает»

Учитель зачитывает текст (Приложение №1)

— Так о какой же чудесной кладовой пойдет сегодня речь на нашем уроке?

Действительно, сегодня на уроке нам предстоит разобраться, за что почва получила такое высокое звание – чудесная кладовая.

-Сегодня мы будем работать как учёные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. Свои исследования мы будем выполнять, согласно научной программе:

1. Состав почвы
2. Свойства почв.

Планета, суша, большая территория и т.д.

— Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним те знания, которые нам сегодня пригодятся.

У каждой группы есть опросный лист (Приложение 2)

Поработайте с ним, используя приём

«Верные – неверные высказывания».

Учащиеся выполняют работу в группах на опросных листах. Затем идет сверка верных утверждений.

— Сегодняшнее наше исследование нам поможет провести дождевой червячок Кузя. У вас текст сказки о его путешествии. Используя прием «инсерт», прочитать сказку и заполнить таблицу «З-Х-У» (Приложение 3)

-Заполним кластер «Состав почвы»

— Мы увидели, что нам не всё известно о составе почве. И для того, чтобы обогатить наши знания, мы сейчас превратимся в настоящих экспериментаторов. Вам необходимо в своих группах выполнить опыты на стр.44 учебника. Свои наблюдения, выводы, вопросы заносите в Лабораторный журнал ( таблицу «Н-С-О») (Приложение4)

-Что нового мы узнали о почве?

-Продолжим наши исследования почвы. Следующие два опыта проводит учитель.

-То, что мы сейчас увидели и почувствовали в

последнем опыте – это один из самых главных составляющих элементов почвы. И в нашем кластере он уже отмечен. Как вы думаете, что это?

— Проверьте себя, прочитав текст учебника на стр.45.

-Какое научное название имеет эта важнейшая составная часть почвы?

-Перегной — органическая масса, получаемая из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодородней почва.

-Итак, во время наших экспериментов мы должны были убедиться, что почва – это действительно чудесная кладовая. Так ли это?

— Какую роль играет перегной в почве?

— А как вы понимаете это слово?

-Как вы думаете, ребята, любая ли почва обладает этим важнейшим качеством – плодородие?

— Итак, внимание. Начинаем наше групповое исследование.
Задание: (Работа с коллекцией почв)
Перед вами образцы и листы для лабораторной работы . Ваша цель — определить номера образцов, соотнести их с названием. Дать общую характеристику.

-Как видите, почвы бывают разные – и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные.
Как вы думаете, кто помогает делать почву плодородной?

-Давайте посмотрим фильм и проверим свои предположения.

Работа выполняется каждым учащимся. Затем общее выносится на доску.

-вода, воздух, песок, глина, живые организмы.

Учащиеся выполняют практическую работу.

-В состав почвы входят остатки листьев, живых организмов и т.д.

-Почва удерживает воду, но не всю.

Учащиеся наблюдают, заполняют лабораторный журнал и делают выводы:

— В состав почвы входят минеральные соли и органические вещества.

Кластер заполнен. Состав почвы установлен.

Заслушиваются предположения детей.

дежурный проводит физминутку

Ух, ты, семечко-зерно

(руки в стороны)
Ляжешь в борозду на дно! (присед)
Ты, не бойся, золотое

(руки к лицу)
Ничего что там темно, (присед)
К свету, к солнцу, из земли

(руки вверх в приседе)
Ты, росток скорей пошли, (встать)
Как весною, в ранний час (повороты)
Семена взошли у нас (повороты)
Вышли к солнышку из тьмы (потянуться)
Здравствуй, солнце, это мы

(махи руками)
Мал ещё росток-ребёнок (наклоны головой)
Только-только из пелёнок. (сесть)

В ней имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой, а самое главное, что в почве есть перегной.

Именно он делает почву – плодородной.

От состава слова – родит плоды. Чем плодороднее, тем дарит лучший урожай.

Учащиеся в группах рассматривают образцы, обсуждают их и заносят данные в таблицу.

Выслушиваются предположения детей

Вывод: все участники экосистемы, но особенно «Разрушители»

Листы для лабораторной работы.

диск « Мир природы»- показ отрывка о дождевом черве

Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота.

Как вы думаете почему?

-Но и она, наша щедрая и добрая кормилица нуждается в защите. Ведь 1 см почвы образуется за 250-300 лет! А 20 см – за 5-6 тысяч лет!

Вот почему нельзя допускать разрушения , уничтожения почвы. Об этом подробнее мы поговорим при следующей встрече.

-Мы провели с вами все наши опыты и исследования. Мы много узнали о почве. И сейчас, каждый из вас может проверить себя, заполнив кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие. ( перегной)

2. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду ( глина)

3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем (песок)

4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений ( вода).

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. ( воздух)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной ( микробы).

7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием

— Какое слово у нас образовалось ? Да, плодородие- главное свойство почвы.

Кроссворд « Состав почвы»

( самостоятельное выполнение кроссворда, самопроверка с экрана)

1. Сочинить синквейн «Почва» и нарисовать рисунок «Почва и всё, что в ней есть»

2. Сочинить сказку «Путешествие жука из недр почвы на поверхность»

3. Практическая работа «Как я добьюсь богатого урожая на своём огороде»

Выбранный для просмотра документ Приложение 1.doc

Отрывок из книги

М.Ильина «Рассказы о том, что тебя окружает»

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него — оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит — глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется. Она называется – земля.

Выбранный для просмотра документ Приложение 2.doc

Экосистема – это «живая» природа.

Экосистема – это содружество «живой» и «неживой» природы.

Организмы в экосистеме выполняют две роли: «производители» и «потребители».

Любой экосистеме необходима работа

«производителей», «потребителей» и «разрушителей».

В разных экосистемах есть свои ненужные элементы.

В экосистеме всё, что производится, всё используется её обитателями.

Почва – это любая земля тёмного цвета.

Почва – это верхний слой земли.

Экосистема не может существовать без помощи человека.

Экосистема существует долго без нашей помощи, благодаря слаженной работе организмов трёх профессий.

Выбранный для просмотра документ Приложение 3.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение 4.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение 5.doc

Выбранный для просмотра документ Приложение 6.doc

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие.

2. Пластичное вещество, хорошо удерживающее воду

3. Одна из составляющих частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем

4. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений

5. Вещество, помогающее корням растений дышать.

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной

7. Питательные вещества, которые образуются из перегноя под действием микроорганизмов .

Выбранный для просмотра документ Сказка.doc

Сказка «Путешествие дождевого червячка Кузи»

Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве. Жители этого района по-разному встретили и отнеслись к пришельцу. Поведал он свою историю жуку Тёме: «Я приполз издалека, раньше я жил в дерново-подзолистой почве. Неплохо мне там жилось, в этой почве достаточно влаги, воздуха, песка и глины. Много химических элементов, особенно кремния, алюминия и железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в эту почву удобрения, и тогда жизнь кругом становилась лучше, веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо. Вон, какая огромная кукуруза выросла! Здесь почва плодороднее, в ней больше этого тёмного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах», — закончил свой рассказ Кузя.

Выбранный для просмотра документ ТРКМ Почва.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок окружающего мира в 3 классе Программа «Школа 2100» Выполнила: -Захарова Татьяна Анатольевна МОУ СОШ №2 г.Ставрополь Почва –важнейшая часть экосистемы Тема:

Цель: Создание условий для работы над понятием «Почва» при работе с научно-познавательным текстом, в ходе выполнения самостоятельной экспериментальной работы. Задачи урока: — Расширение знаний о составе почвы, её свойствах. — Развитие познавательной активности, наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, делать выводы . — Воспитание коллективизма, умения работать в группах, формирование ощущения причастности к природе.

Рассказ М.Ильина «Чудесная кладовая» Сказка о путешествии дождевого червя Кузи Оборудование для опытов: спиртовка, сосуд с почвой, стакан с водой, коллекция разных почв, стекло. Опросный лист Листы для лабораторной работы Кроссворд Оборудование урока: Технология урока: развитие критического мышления Приемы: Инсерт, составление кластера, составление таблиц «З-Х-У», «Н-С-О», «Верные — неверные высказывания», синквейн.

1. Стадия вызова Учитель: Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь. Святыня – это то, что является особенно дорогим человеку, любовно храним и чтимым. Как вы думаете, ребята, какую святыню природы, можно назвать главной для человека? Без какой святыни природы жизнь его представляется невозможной? (Без земли)

Слово «земля» имеет много значений. Каких? (-планета, суша, большая территория и т.д.) Для того, чтобы понять, о какой земле будем говорить сегодня мы с вами, послушайте отрывок из удивительной книги М.Ильина «Рассказы о том, что тебя окружает» — «Чудесная кладовая». (Почва) Действительно, сегодня на уроке нам предстоит разобраться, за что почва получила такое высокое звание – чудесная кладовая. Сегодня мы будем работать как учёные. Представьте себе, что вы работаете в научной лаборатории. Каждая группа учёных будет добывать знания, проводить опыты, анализировать, делать выводы. Свои исследования мы будем выполнять, согласно научной программе: 1. Состав почвы 2. Свойства почв. 3. Типы почв.

Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте вспомним те знания, которые нам сегодня пригодятся. У каждой группы есть опросный лист. Поработайте с ним, используя приём «Верные – неверные высказывания» Высказывание Верно Неверно Экосистема – это «живая» природа. Экосистема – это содружество «живой» и «неживой» природы. Организмы в экосистеме выполняют две роли: «производители» и «потребители». Любой экосистеме необходима работа «производителей», «потребителей» и «разрушителей». В разных экосистемах есть свои ненужные элементы. В экосистеме всё, что производится, всё используется её обитателями. Почва – это любая земля тёмного цвета. Почва – это верхний слой земли.

2. Стадия осмысления Задание: Используя прием «инсерт», прочитать сказку про путешествие дождевого червячка Кузи и заполнить таблицу «З-Х-У» Дети работают в группах, в результате появляется таблица: Знаю Хочу узнать Узнал Состав почвы: -вода -воздух -песок и глина -живые организмы -дерново-подзолистая почва -плодороднее -темный слой -химические элементы

Заполните кластер «Состав почвы» Два звена остаются пустыми. Мы увидели, что нам не всё известно о почве. И для того, чтобы обогатить наши знания, мы сейчас превратимся в экспериментаторов. Задание: Выполнить опыты в учебнике на стр.44 Результаты зафиксировать в лабораторных журналах: Наблюдаю Спрашиваю Отвечаю

Опыт №1. (проводят дети) Возьмите горшок с почвой. Налейте туда немного воды. Держите горшок над блюдцем. Что вы наблюдаете? Опыт №2.(проводят дети) Возьмите стакан с водой. Добавьте туда почвы. Размешай стеклянной палочкой. Подожди немного и посмотри на поверхность воды. Что вы наблюдаете? Делаем выводы: Почва удерживает воду, но не всю. В почве есть остатки листьев, живых организмов и т.д. (Заполняется кластер «Состав почвы») Опыт №3.(проводит учитель) Взять стакан с водой, в которой долго находилась почва. Взять несколько капель воды из стакана. Поместить эти капли в фарфоровое блюдце или на стекло. Подержать блюдце (стекло) над огнем. Что вы наблюдаете? Делаем вывод: В почве есть минеральные соли. (Заполняется кластер «Состав почвы»)

Опыт №4.(проводит учитель) Нагреваем почву. Что вы чувствуете и наблюдаете? Дым, запах. То, что мы сейчас увидели и почувствовали в последнем опыте – это один из самых главных составляющих элементов почвы. И в нашем кластере он уже отмечен. Как вы думаете, что это? Заслушиваются предположения детей. Проверьте себя, прочитав текст учебника на стр.45. Какое научное название имеет эта важнейшая составная часть почвы? -перегной. Итак, во время наших экспериментов мы должны были убедиться, что почва – это действительно чудесная кладовая. Так ли это? В ней имеется всё ценное для роста растений: воздух – для дыхания; вода и соли – для питания; песок, чтобы почва была рыхлой, а самое главное, что в почве есть перегной. — Какую роль играет перегной в почве? – Именно он делает почву – плодородной. — А как вы понимаете это слово? (от состава – родит плоды. Чем плодороднее, тем дарит лучший урожай)

Читая текст учебника, вы уже встретились с названием самой плодородной почвы. Как она называется? Чернозём. Итак, внимание. Начинаем наше групповое исследование. Задание: (Работа с коллекцией почв) Перед вами образцы и листы для лабораторной работы. Ваша цель — определить номера образцов, соотнести их с названием. Дать общую характеристику. Как видите, почвы бывают разные – и плодородные с большим количеством перегноя, и менее ценные. Как вы думаете, кто помогает делать почву плодородной? Выслушиваются предположения детей. -Давайте посмотрим фильм и проверим свои предположения. диск « Мир природы»- показ отрывка о дождевом черве \\ Вывод: все участники экосистемы, но особенно «разрушители» Чернозём Подзолистая Песчаная Глинистая Торфяные № № № № №

3. Рефлексия Мы провели с вами все наши опыты и исследования. Мы много узнали о почве. И сейчас, каждый из вас может проверить себя, заполнив кроссворд.

Русский учёный Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. — Объясните, почему? По подсчётам учёных, требуется 2000 лет для образования слоя почвы толщиной 5см. Значит, как и другие природные объекты, почва нуждается в охране, но об этом подробнее мы поговорим при следующей встрече. 1. Сочинить синквейн «Почва» и нарисовать рисунок «Почва и всё, что в ней есть» 2. Сочинить сказку «Путешествие жука из недр почвы на поверхность» Практическая работа «Как я добьюсь богатого урожая на свое огороде» Домашнее задание

Выбранный для просмотра документ Титульный 2.doc

Выбранный для просмотра документ Титульный.doc

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

Урок окружающего мира по теме «Почва — важнейшая часть экосиситемы» разработан в соответствии с программой «Школа 2100» по учебнику Вахрушева А.А..

Используется технология критического мышления.

Приемы: инсерт, составление кластера, синквейна и другие. Урок сопрождается красочной презентацией.

Оборудование урока: спиртовка, сосуд с почвой, стакан с водой, коллекция разных почв. Приложениями к уроку идут опросные листы, кроссворд, листы лабораторных работ.

В ходе урока используются отрывки из литературных произведений:

— Рассказ М.Ильина «Чудесная кладовая»

— Сказка о путешествии дождевого червя Кузи

Номер материала: 104686

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Треть школ и пятая часть детских садов в России являются инклюзивными

Время чтения: 1 минута

РАО учредит научно-образовательный центр для подготовки научных кадров

Время чтения: 1 минута

Российским школьникам проведут бесплатные профориентационные тесты

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Как кормить новорожденного ребенка водой
Оцените статью