3750 метров под водой

Пять противоречивых фактов о «Титанике»

1 сентября 1985 года были найдены обломки затонувшего лайнера.

1 сентября 1985 года были найдены обломки затонувшего лайнера «Титаник». С тех пор со дна Атлантического океана в 325 милях (около 520 километров) от канадского острова Ньюфаундленд достали около пяти тысяч артефактов, принадлежавших эпохе начала XX века. Всего к обломкам на глубину 3750 метров было совершено 17 экспедиций. Самым крупным артефактом «Титаника», поднятым на поверхность, стал 17-тонный кусок обшивки.

Легендарный лайнер затонул 15 апреля 1912 года. Столь позднее обнаружение его останков объясняется двумя мировыми войнами. Человечество оправилось от потрясений лишь в 1950-е годы, тогда интерес к «Титанику» возрос с новой силой.

Трагедия «Титаника» за век обросла множеством тайн и неожиданных подробностей. «360 Подмосковье» составил список самых необычных и занимательных фактов о лайнере-гиганте.

Не такой уж непотопляемый

Существует предположение, что до крушения определение «непотопляемый» было накрепко связано с «Титаником». Это еще больше подчеркнуло трагизм произошедшего. Впервые «Титаник» назвали непотопляемым в журнале «Шипбилдер» в связи с реализованной в лайнере технологией двойного дна, которая должна была препятствовать потоплению при пробоине.

Читайте также:  Бурение скважины под воду вручную

Но BBC в материале, выпущенном к 100-летию крушения, опровергает данную информацию. Исследователь Лондонского королевского колледжа Ричард Хоуэллс отметил, что неверно утверждать, будто о непотопляемости «Титаника» знали все. На самом деле лайнер не представлял большого интереса, так как все лавры достались «Олимпику», прошедшему тот же маршрут от Саутгемптона до Нью-Йорка еще в 1911 году.

На самом деле о непотопляемости «Титаника» заговорили лишь после его крушения. Косвенно подтверждает данное утверждение тот факт, что сохранилось очень мало видеоматериалов о «Титанике»: все кадры хроники, используемые в фильмах о нем, брались из материалов об «Олимпике».

Не все спасшиеся оценили свое везение

Казалось бы, все избежавшие смерти в ледяных водах Атлантического океана должны были радоваться своей участи. Но не все так однозначно в случае с сотрудником Министерства транспорта Японии Хосоно Масабуми.

Сорокалетний служащий возвращался домой из Российской империи через Европу и Америку. На «Титанике» он плыл вторым классом. В момент, когда в ночь на 15 апреля Масабуми разбудил стюард, спасательных шлюпок в его классе уже не осталось. Все же японцу удалось спастись, и он был доставлен из Нью-Йорка, где приобрел известность за свое счастливое спасение, в Токио.

Но на родине его встретила совсем другая реакция: многие сочли, что для Хосоно Масабуми было бы достойней погибнуть, ведь на шлюпки пускали только женщин и детей. Даже появились слухи, что служащий Министерства транспорта переоделся в женское платье ради спасения. На какое-то время японца даже лишили должности, но потом решили не поддаваться слухам. После смерти отца сыновья Масабуми не раз пытались реабилитировать его в глазах общественности.

Тысяча и один способ поднять «Титаник»

Идея поднять обломки лайнера на поверхность возникла сразу после крушения. В первую очередь о такой необходимости заявили богатые родственники погибших. Но в 1912 году не существовало необходимых технологий. В 1950-е, когда интерес к затонувшему лайнеру-гиганту возродился, предлагались самые невообразимые способы поднять обломки со дна океана.

Уже в 1966 году гражданский активист Дуглас Уолли с полной серьезностью рассматривал возможность обложить корпус «Титаника» пластиковыми контейнерами и пропустить через них электрический ток. Образовавшиеся газы вытолкнули был лайнер на поверхность, утверждал Уолли.

Позднее, в 1970-1980-х годах, ученые и общественные деятели, казалось, соревновались в оригинальности предлагаемых методов. Так, «Титаник» хотели заморозить, чтобы он выплыл на поверхность, наполнить мячиками для пинг-понга и даже 180 тысячами тонн жидкого воска.

Загадочная труба

«Титаник» был, бесспорно, необычным судном в плане технологической оснащенности. Список его рекордов от мощностей двигателей до водоизмещения и шикарных интерьеров чрезвычайно длинен. Но в череде технических совершенств удивляет одна деталь — загадочная четвертая труба.

Существует мнение, что она несла чисто декоративную функцию. Способствовал этой гипотезе тот факт, что на фотографиях «Титаника» из этой трубы не так шел дым, как из остальных трех.

Вероятнее всего, четвертая труба служила вытяжкой для многочисленных кухонь лайнера и курительного салона первого класса, в то время как остальные три выводили дым из котлов.

Горький опыт не научил

Хотя трагедия «Титаника» воспринимается как результат излишних амбиций человека, кого-то горький опыт затонувшего лайнера ничуть не смутил. В апреле 2012 года австралийский миллиардер Клайв Палмер заявил о намерении построить точную копию «Титаника». Предполагается, что судно спустят на воду в 2018 году.

«Титаник II» совершит тот же маршрут, что и неудачливый предшественник — от Саутгемптона (Великобритания) в Нью-Йорк (США). Что самое удивительное, желание приобрести билеты на первый рейс изъявили 40 тысяч человек. Быть может, их привлекла возможность провести круиз в историческом костюме начала XX века. Новый «Титаник» строится в Китае, он будет больше и шире предшественника, а вместо угольных котлов на судне будут использоваться дизельные установки.

Источник

Тайны «Титаника» 108 лет спустя: Причиной трагедии стал судовой номер?

Ровно 108 лет назад случилась одна из самых страшных и самых загадочных морских катастроф, которые знало человечество — крушение лайнера «Титаник». По сей день эта таинственная трагедия, унесшая жизни полутора тысяч человек, будоражит сознание людей, вдохновляя их на новые исследования, книги, фильмы, спектакли и даже мюзиклы.

В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года на просторах Атлантики пассажирский лайнер «Титаник» столкнулся с айсбергом и затонул. Из 2208 человек, находившихся на борту, спасти удалось лишь около 700.

Самый большой и самый надёжный

Восьмипалубный лайнер, имевший длину 260 метров и ширину 28 метров, считался на тот момент самым большим и самым надёжным: двойное дно и 16 водонепроницаемых отсеков могли выдержать, казалось бы, любое испытание судьбы.

«Титаник» был ещё и быстроходным, оснащённый паровой турбиной и паровыми машинами, он способен был развивать скорость 23 узла (42 км/ч).

Когда в пути командование судна стало получать сообщения об айсбергах на маршруте, на них просто не обращали внимания — лайнер продолжал двигаться на полной скорости.

Айсберг прямо по курсу

Около полуночи 14 апреля был замечен айсберг — капитан попытался уйти от столкновения, но сделать это не удалось: ледяная глыба пробила сразу шесть из 16 водонепроницаемых отсеков судна. Лайнер начал тонуть с огромной скоростью.

При эвакуации пассажиров выяснилось, что шлюпок недостаточно, к тому же судно вдруг резко накренилось, и несколько десятков пассажиров просто смыло с палубы волной. Те, кому не нашлось места в спасательных шлюпках, утонули вместе с «Титаником» — он погрузился на дно уже в 2 часа 20 минут. По разным данным, жертвами катастрофы стали от 1400 до 1517 человек.

В 1965 году экспедиция под командованием американца Роберта Балларда обнаружила обломки лайнера — они и сейчас лежат на глубине 3750 метров. Часть артефактов была поднята водолазами, но остальные обломки ушли в ил так глубоко, что поднять их даже не пытались.

В 2019 году британская подводная лодка столкнулась с останками корабля и повредила их, но об этом стало известно лишь сейчас — правительство США обвинили в сокрытии инцидента от общественности.

Легендарный «Титаник» стремительно разрушается. По данным членов экспедиции, человечество может навсегда потерять уникальные реликвии. А письма, которые так и не доставили адресатам, будут поглощены морской бездной.

Titanic: Кто виноват — техника, люди или судьба?

О причинах крушения по сей день ведутся жаркие споры: высказываются версии о халатности командования корабля, о диверсии, об ошибке вахтенного и даже мистические версии.

Например, некоторые считают, что в серийный номер корпуса корабля — 3909 04 — был заложен антикатолический код. Якобы некоторые строители судна намеренно вложили в шестизначный номер секретное послание: если смотреть на номер в зеркальном отражении, то можно прочесть «No Pope» («Нет Папы»).

Говорят, что некоторым пассажирам за несколько дней до отплытия приснился сон о трагедии, некоторые даже отказались от путешествия, чем спасли себе жизни.

С самим крушением связана трогательная история: во время крушения дирижер судового оркестра Уоллес Хартли заиграл на скрипке, чтобы успокоить пассажиров. Последним произведением стал гимн «Ближе, Господи, к Тебе». Затем Хартли утонул вместе с судном: его тело нашли две недели спустя — к нему была привязана скрипка.

На протяжении ста с лишним лет «Титаник» продолжает волновать умы учёных, путешественников, писателей, режиссёров, а также загадывать новые и новые загадки.

«Титаник» в мировом искусстве

Уже в том же 1912 году, через месяц после катастрофы, Этьен Арно снял немой фильм «Спасшаяся с «Титаника»». Интересно, что исполнительница главной роли Дороти Гибсон действительно была в числе пассажиров корабля. Сейчас фильм считается утраченным.

В 1997 году Джеймс Кэмерон снял фильм-катастрофу о гибели «Титаника» — в главных ролях снялись Леонардо ди Каприо и Кейт Уинслет. Лента получила 11 премий «Оскар», в том числе как «Лучший фильм».

Также в 1997 году на Бродвее был представлен мюзикл «Титаник» на музыку и тексты Мори Йестона.

Трагедия «Титаника» — взгляд из России

В России тоже нередко обращают внимание на эту историю: например, в петербургском театре «Алеко» осенью состоялась премьера мюзикла «TITANIC. Рейс 14-01». Автором оригинальной пьесы и стихов стал Алексей Козырев, композитором — Александр Бараев. Создатели проекта говорят, что их мюзикл не имеет никакого отношения к бродвейскому шоу или к мировому шедевру Кэмерона. Схожа лишь основа — реальное столкновение лайнера с айсбергом в водах Северной Атлантики.

А недавно студент-архитектор из Тверской области Алексей Молчанов прославился тем, что смоделировал бумажный макет легендарного лайнера «Титаник» в момент крушения. Как говорят зрители, диорама тонущего лайнера получилась очень впечатляющей.

Источник

19.08.11 7 затонувших кораблей, которые обязательно нужно увидеть по версии Forbes.

Туры во Вьетнам

Сегодня посмотреть на корабли-призраки собственными глазами может любой. Поплавать рядом и заглянуть в иллюминатор — человек со средним дайверским уровнем. А вот попасть внутрь корабля может только очень хорошо подготовленный дайвер. Кроме того, стоит помнить, если речь идет о глубине более 40 м, погружение потребует специального оборудования. Но все эти обстоятельства не являются преградой для тех, кому с детства хотелось взяться за перила «Титаника».

Forbes выбрал 7 способов максимально близко подобраться к погибшим кораблям: от сложного погружения до доступных даже детям туристических развлечений.

1. Фрегат «Сириус».

Британский фрегат был спущен на воду еще в 1797 году. Сейчас он расположен возле острова Маврикий, Порт-Луи. Он пошел ко дну во время боя с французскими кораблями в 1810 году, в ходе которого сел днищем на коралловые рифы, где получил в свой борт залп вражеских орудий. До сих пор на глубине 20-25 м вокруг корабля разбросано по дну его некогда грозное оружие, в том числе и обломки пушек.

Погружение к «Сириусу» потребует обладания сертификатом, соответствующим как минимум уровню OWD в системе PADI. Однако на Маврикии есть своя ассоциация скуба-дайвинга MSDA, в которую входит несколько дайв-центров. В любом из них можно пройти курс обучения и получить сертификат, одновременно являющийся и страховкой. (При этом стоит помнить, что пользоваться услугами не входящих в MSDA клубов настоятельно не рекомендуется.)

Те же, кто на погружение не отважится, найдут в этой части Маврикия и обычные наземные достопримечательности. Тот же Порт-Луи сам по себе является достопримечательностью — как минимум архитектурной, где смешались пять культур: креольская, индийская, китайская, французская и британская.

Стоимость погружения: 2000 маврикийских рупий (около €50).

2. Паром «Зенобия» Кипр. Ларнака.

Огромный греческий паром, названный именем пальмирской царицы Зенобии, затонул в первом же своем плавании. 172-метровый паром неожиданно стал крениться на левый борт, проплыл в таком состоянии еще 4 дня (в течение которых команда пыталась найти причину крена и справиться с ней своими силами) и в конце концов степенно погрузился на дно. Это редкий счастливый пример гибели такого большого судна, не унесшей ни одной человеческой жизни: спасены были все члены экипажа.

Сегодня гигантские размеры «Зенобии» делают ее многоуровневым аттракционом для ныряльщиков — левый борт парома находится на глубине 42 м, и попасть к нему получится только у опытных дайверов, зато правый борт покоится на 18-метровой глубине, и добраться до него сможет всякий, кто делает это хотя бы не впервые. А благодаря прозрачности воды в этих местах увидеть «Зенобию» можно даже сверху — подлетая к Ларнаке.

Некоторые полагают, что построенный в 1979 году паром погиб из-за неисправности бортовых компьютеров. Однако основной версией все же остается умышленное затопление судна с целью получения страховки. И немудрено, если это так: «Зенобия» пошла ко дну с грузом на £200 млн, который (а в числе прочего это около 100 грузовиков) так и остался лежать на дне.

Поскольку обстоятельства гибели «Зенобии» лишены какого-либо драматизма, все помещения парома остались практически неповрежденными, в том числе ресторан и машинное отделение. Однако попасть туда не представляется возможным без владения серьезными дайверскими навыками.

3. Кладбище кораблей, Трук. Это Федеративные Штаты Микронезии.

Несмотря на то что температура воды здесь круглый год около 28 градусов, период с июля по октябрь — не самое подходящее время для ныряния из-за высоких волн и пасмурной погоды. Так что лучше ехать сюда в декабре-апреле.

Штат Трук, состоящий из островов вулканического происхождения, не самое исхоженное на земле туристическое место. Основной вид туристов здесь — серферы и дайверы, так что вместо грандиозных отелей здесь можно найти лишь маленькие гестхаусы. Но как бы ни обстояли дела с жильем, для дайверов это очень значимая точка — именно здесь, на дне лагуны, находится братская могила двух японских флотов: морского и воздушного, у которых во время Второй мировой войны здесь была база. В феврале 1944 года американцы нагрянули сюда мощью сотен бомбардировщиков, и после той атаки, названной «Операция Хэйлстоун», флот Японии остался практически ни с чем.

С тех пор дно буквально завалено самолетами и кораблями, среди которых и эсминцы, и танкеры, и крейсеры, и даже подлодки. И все это опутано коралловыми зарослями, в которых полно красивых рыб, в том числе рифовых акул.

Большинство покоящихся на дне кораблей сохранились полностью, причем значительная их часть лежит на мелководье. К примеру, нос одного из самых больших кораблей — 132-метрового «Фудзикава Мару» — находится всего в девяти метрах под водой. Так что, по дайверским меркам, спуститься к нему — задача нулевой сложности.

4. Пароход «Барон Гауч».

Был спущен на воду в 1908 году, его ожидала вполне предсказуемая судьба, если бы не Первая мировая война, в которой он подорвался на мине во время эвакуации беженцев. Затонул «Барон Гауч» в водах Хорватии и погружение сюда строго запрещено.

«Барон Гауч» затонул на западном побережье Истрии, недалеко от Ровиня — бывшего в свое время пристанищем пиратов и контрабандистов со всей Адриатики. Спущенный на воду в 1908 году корабль начал свою морскую карьеру вяло — немного поплавал, потом попал в ремонт, чем втянул своих владельцев в тяжбу с судостроителями. Но тут приключилась Первая мировая, и история корабля получила неожиданное драматическое развитие, а затем и трагическую развязку. Сначала «Барон» подвозил припасы в город Котор, а позднее судно стали использовать для эвакуации мирных жителей.

Однако 13 августа 1914 года пароход, полный беженцев из зоны военных действий, подорвался на мине. Из материалов расследования становится ясно, что крушения можно было легко избежать, не оставь кто-то из членов команды свой пост ради вкусного обеда в каюте.

Кстати, тела погибших находили на корабле и много лет спустя, так что статус военного захоронения корабль носит до сих пор и погружение к нему не совсем легально. По состоянию на сегодня к «Барону» допускают только несколько дайв-клубов, имеющих особую лицензию; просто индивидуальным ныряльщикам спускаться к кораблю строго запрещено.

Кстати, надо сказать,что Хорватия вообще весьма бдительно оберегает то, что лежит в ее водах. Вероятно, причиной тому послужила слишком высокая активность разного рода кладоискателей, влекомых в адриатические глубины памятью о кораблях венецианских купцов или, например, надеждой найти что-нибудь бесценное на месте, где в VIII веке ушел под воду после землетрясения город Чисса (место это, кстати, как раз в пределах прибрежной территории Ровиня).

Подобная строгость законов привела к тому, что даже для обычного дайвинга в поисках красивых рыб необходимо сначала приобрести лицензию. Правда, стоит это разрешение всего €15 и действует целый год.

Стоимость погружения: от €100, включая экипировку.

5. Кладбище кораблей в гавани Скапа Флоу (Северная Шотландия).

Еще одно гигантское кладбище кораблей — на севере Шотландии — непросто посетить. Острова Оркни — это царство древних камней и вереска, а вот людей на островах, прямо скажем, немного, некоторые из островов попросту необитаемы.

Чтобы попасть в Скапа Флоу, остановиться надо будет на острове Мэйнленде, а точнее — в городке Стромнесс. Добраться до Мэйнлэнда можно либо на пароме из Абердина, либо прилетев из Лондона в город Киркуолл с пересадками в Эдинбурге и Уикке.

Большая часть лежащих в Скапа Флоу кораблей — судна германского военного флота, затопленные в Первую мировую германскими же силами. Решение уничтожить свои корабли было принято немецким командованием от безысходности: интернированный флот уже полгода стоял в британской гавани. Сумев отправить большую часть своих людей в Германию, адмирал Рейтер ухитрился под самым носом у британцев, не имея даже рации для сообщения между кораблями, спланировать и осуществить уничтожение 50 немецких кораблей. Так 21 июня 1919 года, в день официальной капитуляции Германии, в течение нескольких часов все они были взорваны.

Сейчас в Скапа Флоу покоится в общей сложности около 70 судов. Лучшее время для дайвинга здесь — с мая по ноябрь, но даже летом вода прогревается максимум до 16 градусов, а на глубине остается практически ледяной. Зато (поскольку в Скапа Флоу до сих пор остается много неидентифицированных и необследованных кораблей), есть возможность стать первопроходцем на одном или даже нескольких из них.

Стоимость погружения: от £400 на уже освоенные корабли

6. Лайнер «Андреа Дория».

Лайнер находится в водах Атлантического океана. Побывать на «Андреа Дориа» — предел дайверских мечтаний и сверхзадача, а дайвер, побывавший на нем, — сверхдайвер. Затонувший на пути к Нью-Йорку после столкновения со «Стокгольмом», этот лайнер по всем параметрам стал самой труднодоступной целью: глубина 75 м, сложное устройство внутреннего пространства корабля, хаотичность океанского движения вокруг и температура воды не выше 7 градусов.

Все эти препятствия усугубляются еще и массой дополнительных сложностей. Достичь места, где лежит лайнер, можно только в течение полутора месяцев в году, а сам путь от ближайшего берега занимает 11 часов.

Вместе с тем случай с «Дориа» вошел в историю кораблекрушений как самая успешная спасательная операция: из 1706 находившихся на нем человек удалось спасти 1662. Однако с тех пор на уже затонувшем лайнере погибло 15 профессиональных дайверов.

Единственная компания, организующая экспедиции на «Дориа», берет за это удовольствие $3500

7. «Титаник». Атлантический океан.

Рядом с ним нельзя ставить ни один затонувший корабль. Он находится на глубине 3750 метров в водах Атлантического океана, поэтому добраться до него не так уже и легко, только на одно погружение уходит 10 часов. Поэтому тот факт, что на «Титаник» можно попасть, кажется фантастикой. Тем не менее это возможно. И это достижение, между прочим, можно целиком и полностью записать на счет российской науки, хотя проводит экспедиции американская компания Deep Ocean Expeditions.

Для погружения используются произведенные в СССР глубоководные аппараты «Мир», а руководит экспедициями российский ученый, заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института им. П. Ширшова доктор Анатолий Сагалевич. Первая экспедиция на «Титаник» прошла в 1998 году, с тех пор их было еще две, и каждый раз между экспедициями проходило 5 лет.

Ближайшая, правда, состоится не в 2013-м, как должна бы, а в 2012-м: вероятно, свою роль сыграли нумерологические суеверия. Длится экспедиция 12-13 дней, но на само погружение из них уходит лишь 8-10 часов. В батискаф «Мир» помещаются три человека, один из которых — пилот. Внутри довольно тесно, но выбирать не приходится: ради «Титаника» можно потерпеть и не такое. Кстати, размеры батискафа исключают участие в экспедиции людей нестандартно высокого роста или с избыточным весом: ограничения, связанные с этим, а также с состоянием здоровья предполагаемого участника нужно заранее уточнять в Deep Ocean Expeditions.

Стартует экспедиция в канадской провинции Ньюфаундленд, а стоит это ни с чем не сравнимое приключение $59 680 с человека. Тем, кому эта сумма покажется неподъемной, будет предложена урезанная версия приключения ценой в $10 000. Все то же самое, за исключением собственно погружения. Впрочем, оплату позволено производить поэтапно.

Стоимость погружения: $59 680

Похожие материалы

Las Lajas Cathedral – место, где начинаешь верить в чудо

В Колумбии, неподалеку от границы с Эквадором, на мосту через реку Гуаитара возвышается грандиозное сооружение – Las Lajas Cathedral. Этот собор насто.

ДВУЛИКИЙ ВЬЕТНАМ

Выезжаю из Ханоя ранним утром. Солнце только взошло. Но улицы забиты тысячами (!) мотобайков.

Источник

Оцените статью