Ахматова словно ангел возмутивший воду

Ангел, возмутивший воду. К юбилею А. А. Ахматовой

23 июня 2019 года — 130 лет со дня рождения выдающейся российской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой (23.06.1889 — 05.03.1966)

Так получилось, что она стала для меня проводником в мир поэзии. Когда осенью 2008 года в моём доме появился интернет, Анна Ахматова была первой, чьи стихи я читала запоем несколько дней подряд. Так начался мой третий этап в поэтическом творчестве.

«Словно ангел, возмутивший воду,
Ты взглянул тогда в мое лицо,
Возвратил и силу, и свободу. » (А. А. Ахматова)*

Открыв мне дверь в поэзию большую,
став мостиком во времени, она
вселилась в сердце навсегда. Такую,
с надрывностью и обаянием июня,
прозрачностью богемского стекла,
её читаю и люблю в портретах.
Невольный вдохновения цветок,
что лекарь, подливала словом света
в мою судьбу (спасибо интернету).
Она — жасмина вечной свежести листок.

22.06.2019 г.
*Эпиграфом к посвящению я взяла строки Анны Ахматовой, адресованные любимому ей человеку, Борису Анрепу. «Семь дней любви и вечная разлука. » — такими словами стихотворения Анны Ахматовой можно описать ее отношения с художником и скульптором Борисом Анрепом.
Именно она, Ахматова, открыв своё лицо, возвратила и силу, и свободу моим душе и мысли. Я вновь начала писать стихи. )

АВТОРСКИЙ КОЛЛАЖ ИЗ ФОТО Анны Ахматовой:

вверху:
— Анна Ахматова и Борис Анреп
— Анна Ахматова — муза для творческих личностей
— Анна Андреевна Ахматова. Скульптор А. Ковальчук 2003 г.(как часть композиции — памятник семье Гумилёвых, расположен в городе Бежецк Тверской области).

Читайте также:  Что значит друг не разлей вода

внизу галерея портретов российских и зарубежных живописцев —
— Амедео Модильяни. 1911 г.
— Ольга Делла-Вос Кардовская 1914 г. Портрет Ахматовой.
— Натан Альтман. 1914 г.
— Юрий Анненков. 1921 год. Портрет Ахматовой.
— Зинаида Серебрякова 1922 г.
— Н. А. Тырса. 1927. Наброски черной акварелью.
— Н. И. Коган. 1930. Силуэт.
— А. А. Осьмеркин. 1939-1940. Портрет поэтессы Анны Ахматовой. Белая ночь. Ленинград.
— Мартирос Сарьян. 1946 г.
— Борис Анреп. Сострадание. 1952 год. В ирландском городе Маллингар собор Христа-Владыки украшен мозаичной композицией, в центре которой Святая Анна.
— Моисей Вольфович Лянглебен. 1964.

Источник

Ахматова словно ангел возмутивший воду

Он длится без конца — янтарный, тяжкий день!
О, как невыразима грусть, как тщетно ожиданье!
И снова голосом серебряным олень
В зверинце говорит о северном сиянье.
И я поверила, что есть прохладный снег
И синяя купель для тех, кто нищ и болен,
И санок маленьких такой неверный бег
Под звоны древние далеких колоколен.

* * *
Как невеста, получаю
Каждый вечер по письму,
Поздно ночью отвечаю
Другу моему.

«Я гощу у смерти белой
По дороге в тьму.
Зла, мой ласковый, не делай
В мире никому».

И стоит звезда большая
Между двух стволов,
Так спокойно обещая
Исполненье снов.

Я знала, я снюсь тебе,
Оттого не могла заснуть.
Мутный фонарь голубел
И мне указывал путь.

Ты видел царицын сад,
Затейливый белый дворец
И чёрный узор оград
У каменных гулких крылец.

Ты шёл, не зная пути,
И думал: «Скорей, скорей,
О, только б её найти,
Не проснуться до встречи с ней».

А сторож у красных ворот
Окликнул тебя: «Куда!»
Хрустел и ломался лёд,
Под ногами чернела вода.

«Это озеро, — думал ты, —
На озере есть островок. «
И вдруг из темноты
Поглядел голубой огонёк.

В жёстком свете скудного дня
Проснувшись, ты застонал
И в первый раз меня
По имени громко назвал.

Муж хлестал меня узорчатым,
Вдвое сложенным ремнем.
Для тебя в окошке створчатом
Я всю ночь сижу с огнем.

Рассветает. И над кузницей
Подымается дымок.
Ах, со мной, печальной узницей,
Ты опять побыть не мог.

Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?

Как мне скрыть вас, стоны звонкие!
В сердце темный, душный хмель,
А лучи ложатся тонкие
На несмятую постель.

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озёрной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

И с тобой, моей первой причудой,
Я простился. Восток голубел.
Просто молвила: «Я не забуду».
Я не сразу поверил тебе.

Возникают, стираются лица,
Мил сегодня, а завтра далек.
Отчего же на этой странице
Я когда-то загнул уголок?

И всегда открывается книга
В том же месте. И странно тогда:
Всё как будто с последнего мига
Не прошли безвозвратно года.

О, сказавший, что сердце из камня,
Знал наверно: оно из огня.
Никогда не пойму, ты близка мне
Или только любила меня.(А.Ахматова)

Ты мог бы мне снится и реже,
Ведь часто встречаемся мы,
Но грустен, взволнован и нежен
Ты только в святилище тьмы.
И слаще хвалы серафима
Мне губ твоих милая лесть.
О, там ты не путаешь имя
Мое. Не вздыхаешь, как здесь.(А.Ахматова)

Целый год ты со мной неразлучен,
А как прежде и весел и юн!
Неужели же ты не измучен
Смутной песней затравленных струн,–
Тех, что прежде, тугие, звенели,
А теперь только стонут слегка,
И моя их терзает без цели
Восковая, сухая рука.
Верно, мало для счастия надо
Тем, кто нежен и любит светло,
Что ни ревность, ни гнев, ни досада
Молодое не тронут чело.
Тихий, тихий, и ласки не просит,
Только долго глядит на меня
И с улыбкой блаженной выносит
Страшный бред моего забытья.(А.Ахматова)

Чем хуже этот век предшествовавших? Разве
Тем, что в чаду печалей и тревог
Он к самой черной прикоснулся язве,
Но исцелить ее не мог?

Еще на западе земное солнце светит,
И кровли городов в его лучах горят.
А здесь уж, белая, дома крестами метит,
И кличет воронов, и вороны летят.

Словно ангел, возмутивший воду.

Словно ангел, возмутивший воду,
Ты взглянул тогда в мое лицо,
Возвратил и силу и свободу,
А на память чуда взял кольцо.
Мой румянец жаркий и недужный
Стерла богомольная печаль.
Памятным мне будет месяц вьюжный,
Северный встревоженный февраль.

Где-то кошки жалобно мяукают,
Звук шагов я издали ловлю.
Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю.

Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?

Окна тканью белою завершены,
Полумрак струится голубой.
Или дальней вестью мы утешены?
Отчего мне так легко с тобой?

Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои.

Ушла к другим бессонница-сиделка,
Я не томлюсь над серою золой,
И башенных часов кривая стрелка
Смертельной мне не кажется стрелой.

Как прошлое над сердцем власть теряет!
Освобожденье близко. Всё прощу,
Следя, как луч взбегает и сбегает
По влажному весеннему плющу.

«Жизнь её была целеустремленной, всегда к Богу, к Небу. Её творчество было пророческим служением,
оно оказывало огромное благодатное влияние на души людей во времена безбожия».

Старец Николай (Гурьянов), вспоминая Анну Андреевну.

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.

Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.

x x x
Когда в тоске самоубийства
Народ гостей немецких ждал,
И дух суровый византийства
От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,
Забыв величие свое,
Как опьяневшая блудница,
Не знала, кто берет ее,—

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

На пажитях немых люблю в мороз трескучий
При свете солнечном я солнца блеск колючий,
Леса под шапками иль в инее седом
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
Как любят находить задумчивые взоры
Завеянные рвы, навеянные горы,
Былинки сонные среди нагих полей,
Где холм причудливый, как некий мавзолей,
Изваян полночью,- иль тучи вихрей дальных
На белых берегах и полыньях зеркальных.
Анна Ахматова

Из цикла «Памяти Ахматовой»

По льду, по снегу, по жасмину,
На ладони снега белей
Унесла в свою домовину
Половину души, половину
Лучшей песни, спетой о ней.

Похвалам земным не доверясь,
Завершив свой земной полукруг,
Полупризнанная, как ересь,
Чрез морозный порог и через
Вихри света смотрит на юг.

Что же видят незримые взоры
Недоверчивых светлых глаз?
Расступающиеся створы
Верст и зим, иль костер, который
Принимает в объятья нас.

С началом войны Анна Андреевна Ахматова стала рядовым бойцом противопожарного батальона. «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо, она несла дежурство. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища в саду того же Фонтанного дома, под клёном, воспетым ею в „Поэме без героя“», — рассказывала Ольга Берггольц. В собственно блокадном Ленинграде Ахматова пробыла 20 дней: 28 сентября её, тяжелобольную, эвакуировали в Москву, а затем в Среднюю Азию. Но трагедию своего города она продолжала переживать, и переживания эти отразились в удивительных стихотворениях, которые Ахматова впоследствии читала по радио в Ташкенте (записи транслировали на весь СССР, включая Ленинград).

«Птицы смерти в зените стоят.
Кто идёт выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой ещё, он всё слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: „Хлеба!“ До седьмого доходят неба. »
https://vk.com/wall-62356431_110605

Стеклянный звонок
Бежит со всех ног.
Неужто сегодня срок?
Постой у порога,
Подожди немного,
Меня не трогай
Ради Бога!

Источник

Ахматова словно ангел возмутивший воду

В начале было сладенько а под конец приторно >>>>>

Зачем мне любовь?

5 просто за юмор. Героиня действительно клоунесса, это не любовный роман, а стёб подвыпивших подруг. Герои абсолютно. >>>>>

Танго не танцуют в одиночку

Милый, лёгкий, размеренный роман Впервые читаю как отношения развиваются постепенно чувства возникли. >>>>>

Его лучшая любовница

красивая сказочка. >>>>>

Девушка с татуировкой

>>>>>

А юность была как молитва воскресная

Фронтиспис первого сборника А. Ахматовой «Вечер».

Художник Е. Лансере. 1912 г.

  • То змейкой, свернувшись клубком,
  • У самого сердца колдует,
  • То целые дни голубком
  • На белом окошке воркует,
  • То в инее ярком блеснет,
  • Почудится в дреме левкоя…
  • Но верно и тайно ведет
  • От радости и от покоя.
  • Умеет так сладко рыдать
  • В молитве тоскующей скрипки,
  • И страшно ее угадать
  • В еще незнакомой улыбке.
  • По аллее проводят лошадок,
  • Длинны волны расчесанных грив.
  • О пленительный город загадок,
  • Я печальна, тебя полюбив.
  • Странно вспомнить! Душа тосковала,
  • Задыхалась в предсмертном бреду,
  • А теперь я игрушечной стала,
  • Как мой розовый друг какаду.
  • Грудь предчувствием боли не сжата,
  • Если хочешь – в глаза погляди,
  • Не люблю только час пред закатом,
  • Ветер с моря и слово «уйди».
  • …А там мой мраморный двойник,
  • Поверженный под старым кленом,
  • Озерным водам отдал лик,
  • Внимает шорохам зеленым.
  • И моют светлые дожди
  • Его запекшуюся рану…
  • Холодный, белый, подожди,
  • Я тоже мраморною стану.
  • Смуглый отрок бродил по аллеям
  • У озерных глухих берегов.
  • И столетие мы лелеем
  • Еле слышный шелест шагов.
  • Иглы сосен густо и колко
  • Устилают низкие пни…
  • Здесь лежала его треуголка
  • И растрепанный том Парни.

«И мальчик, что играет на волынке…»

  • И мальчик, что играет на волынке,
  • И девочка, что свой плетет венок,
  • И две в лесу скрестившихся тропинки,
  • И в дальнем поле дальний огонек, –
  • Я вижу все. Я все запоминаю,
  • Любовно-кротко в сердце берегу,
  • Лишь одного я никогда не знаю
  • И даже вспомнить больше не могу.
  • Я не прошу ни мудрости, ни силы,
  • О только дайте греться у огня.
  • Мне холодно! Крылатый иль бескрылый,
  • Веселый бог не посетит меня.

«Любовь покоряет обманно…»

  • Любовь покоряет обманно
  • Напевом простым, неискусным.
  • Еще так недавно-странно
  • Ты не был седым и грустным.
  • И когда она улыбалась
  • В садах твоих, в доме, в поле,
  • Повсюду тебе казалось,
  • Что вольный ты и на воле.
  • Был светел ты, взятый ею
  • И пивший ее отравы.
  • Ведь звезды были крупнее,
  • Ведь пахли иначе травы.
  • Осенние травы.

«Сжала руки под темной вуалью…»

  • Сжала руки под темной вуалью…
  • «Отчего ты сегодня бледна?»…
  • – Оттого что я терпкой печалью
  • Напоила его допьяна.
  • Как забуду? Он вышел, шатаясь,
  • Искривился мучительно рот,
  • Я сбежала, перил не касаясь,
  • Я бежала за ним до ворот.
  • Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
  • Все, что было. Уйдешь, я умру».
  • Улыбнулся спокойно и жутко
  • И сказал мне: «Не стой на ветру».

«Память о солнце в сердце слабеет…»

  • Память о солнце в сердце слабеет,
  • Желтей трава,
  • Ветер снежинками ранними веет
  • Едва-едва.
  • Ива на небе пустом распластала
  • Веер сквозной.
  • Может быть, лучше, что я не стала
  • Вашей женой.
  • Память о солнце в сердце слабеет,
  • Что это? Тьма?
  • Может быть! За ночь прийти успеет
  • Зима.

«Высоко в небе облачко серело…»

  • Высоко в небе облачко серело,
  • Как беличья расстеленная шкурка.
  • Он мне сказал: «Не жаль, что ваше тело
  • Растает в марте, хрупкая Снегурка!»
  • В пушистой муфте руки холодели.
  • Мне стало страшно, стало как-то смутно.
  • О как вернуть вас, быстрые недели
  • Его любви, воздушной и минутной!
  • Я не хочу ни горечи, ни мщенья,
  • Пускай умру с последней белой вьюгой,
  • О нем гадала я в канун Крещенья.
  • Я в январе была его подругой.
  • Дверь полуоткрыта,
  • Веют липы сладко…
  • На столе забыты
  • Хлыстик и перчатка.
  • Круг от лампы желтый…
  • Шорохам внимаю.
  • Отчего ушел ты?
  • Я не понимаю…
  • Радостно и ясно
  • Завтра будет утро.
  • Эта жизнь прекрасна,
  • Сердце, будь же мудро.
  • Ты совсем устало,
  • Бьешься тише, глуше…
  • Знаешь, я читала,
  • Что бессмертны души.

Все книги на нашем сайте предоставены для ознакомления и защищены авторским правом

Источник

Оцените статью