Аккредитация лаборатории по питьевой воде

О требованиях к производственному контролю качества питьевой и горячей воды

Рабочая программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды разрабатывается для систем водоснабжения из подземных и поверхностных источников.

Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, рабочая программа составляется отдельно для каждого водозабора с учетом его осо­бенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт, составляется одна рабочая программа производственного контроля при наличии гидрогеологического обоснования.

Рабочая программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды определяет порядок установления постоянно действующего контроля качества питьевой и горячей воды и разрабатывается в соответствии с требованиями следующих документов:

— Федеральный закон №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

— Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

— СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (далее — СанПиН 2.1.4.1074-01);

— Постановление Правительства РФ от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды».

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывает рабочую программу производственного контроля качества воды в соответствии с настоящими правилами.

Читайте также:  Как пить воду при ротовирусе если рвет

Рабочая программа согласовывается с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе или районе и утверждается на соответствующей территории в установленном порядке.

Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

Перечень контролируемых показателей качества воды и их гигиенические нормативы определены приложением 1 СанПиН 2.1.4.1074-01:

— микробиологические и паразитологические;

— остаточные количества реагентов;

— химические вещества, выбранные для постоянного контроля в соответствии с правилами, указанными в разделе 1 настоящего приложения.

Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с частотой, указанной в санитарных правилах и нормативах.

Производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с лабораториями других организаций, аккредитованными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение на согласование в Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю. Управление рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля, организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в Управление.

Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется Управлением в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления. Согласованная Управлением программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

В соответствии с законом и нормативами лица, на которых возложены обязанности по проведению производственного контроля, отвечают за полноту, своевременность и достоверность проведения этой процедуры.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее производственный контроль качества питьевой воды, также обязаны немедленно информировать орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора о каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При наличии вопросов можно обратиться за консультацией:

— в Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю (660049, г. Красноярск, ул. Каратанова, 21), по телефону «горячей линии» 8 (391) 226-89-50 ) и в территориальные отделы с 10.00 час. до 12.00 час. и с 13.00 час. до 16.00 час.;

— по телефону «горячей линии» единого Консультационного Центра Роспотребнадзора: 8 800 555 49 43, работает в круглосуточном режиме (звонок по России бесплатный).

Источник

Организация процедуры аккредитации испытательной лаборатории контроля качества воды
(Испытательная лаборатория для водоканала)

Аккредитация любой испытательной лаборатории в ФСА подтверждает право лаборатории на выдачу протокола заключения по результатам исследований в рамках специализации лаборатории. В случае с лабораторией контроля качества воды, по результатам исследования лаборатория получает право выдачи экспертного заключения о химическом составе воды, а также проводить микробиологический и радиологический анализ воды. Помимо этого, возможно проведение анализа воды на соответствие нормам СанПиН.

За время своей деятельности мы накопили большой опыт в подготовке лабораторий как водоканалов, так и частных лабораторий, занимающихся контролем качества воды, и готовы им поделиться.

Приступая к процедуре подготовки лаборатории к аккредитации следует учитывать, что есть сроки непосредственно подготовки к аккредитации от 1 до 6 месяцев в зависимости от вовлеченности в процесс и нацеленности Заказчика, а также срок прохождения Государственной услуги от 100 рабочих дней.

В основе процесса подготовки к аккредитации в национальной системе аккредитации лежат три ключевых направления:

  • Квалифицированный персонал;
  • Техническое оснащение;
  • Документарное обеспечение;

Каждое из этих направлений в ходе процедуры подготовки определяет итоговый успех при прохождении процедуры аккредитации в национальной системе аккредитации.

Основные этапы подготовки лаборатории к аккредитации:

  • Сбор материалов и сведений для начала подготовки к аккредитации;
  • Подбор, оценка и обучение персонала;
  • Разработка области аккредитации лаборатории;
  • Подбор и оценка помещения лаборатории;
  • Подбор оборудования;
  • Разработка документации системы менеджмента лаборатории;
  • Внедрение системы менеджмента в лаборатории;
  • Подготовка заявления и пакета документов, прилагаемых к заявлению;
  • Подготовка рабочего места, настройка доступа и подключение к ФГИС Росаккредитации.

от 350 000 рублей под ключ

В зависимости от области аккредитации (количества и видов испытаний) стоимость подготовки может корректироваться.

Специализированные требования к испытательным лабораториям контроля качества воды:

— Отбор проб сточных вод осуществляется представителями аккредитованной лаборатории или представителями организации, осуществляющей водоотведение, соответствующими требованиям, предъявляемым к лицам для их допуска к отбору проб сточных вод.

— Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

— Под аккредитованной лабораторией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр аккредитованных лиц в соответствии с положениями Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и имеющие область аккредитации в сфере деятельности по определению фактических показателей состава и свойств сточных вод, по которым осуществляется или должен быть осуществлен анализ, в том числе лаборатория организации, осуществляющей водоотведение, отвечающая указанным требованиям.

Характеристика испытательной лаборатории контроля качества воды

Объекты испытаний: Вода питьевая централизованных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вода сточная. Вода очищенная сточная. Вода поверхностная природная.

Виды испытаний: Обобщенные показатели, органолептические методы, химические методы (органические и неорганические), аналитические методы, микробиологические методы, паразитологические (цисты лямблий), вирусологические (наличие антигена вируса гепатита А, антигенов ротавирусов), гидробиологические (фито и зоопланктон), анализы по показателям радиационной безопасности.

Требования к оборудованию ИЛ: Термометры, Термостаты, Дистилляторы, Спектрофотометры, Фотометры, Автоклавы, центрифуги, холодильники, морозильники, сушильные шкафы, вытяжные шкафы, Весы, рН-метры, пипетки, бюретки.

Среднее количество специалистов в ИЛ: от 3 до 15

Требования к образованию специалистов: Химик, Микробиолог, Лаборант, Эколог, Биолог.

Требования к помещениям испытатльных лабораторий (Для химической лаборатории.): требуется офисное помещение, а также требуется типовое помещение для организации химической лаборатории.

Источник

ФМБА РОССИИ

Межрегиональное управление №156 ФМБА России г. Балаково

Выберите территориальное управление ФМБА России

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой и горячей воды

На текущий момент действует ряд нормативно-правовых документов, содержащих требования к организации и осуществлению производственного контроля качества воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также нормативы качества и безопасности питьевой и горячей воды:

  • Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
    «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 11, ст.19),
  • СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 (раздел IV),
  • СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (п.1.5, п.2.7. п.2.8, п.4.1в, п.4.3, п.5.1),
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»,
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (раздел III) и др..

При организации и осуществлении контроля можно также руководствоваться следующими документами:

  • Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 декабря 2012 г. N 1204 «Об утверждении критериев существенного ухудшения качества питьевой воды и горячей воды, показатели качества питьевой воды, характеризующие ее безопасность, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды и требования к частоте отбора проб воды»,
  • Письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 23 октября 2015 г. N 01/12950-15-32 «О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»,
  • Методическими рекомендациями MP 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 30 апреля 2020 г.

Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:

а) отбор проб воды;

б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

С целью соблюдения обязательных требований выше указанных документов индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, должны:

  1. Разработать программу производственного контроля качества питьевой и горячей воды (далее — Программа) в соответствии с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 г №10, и СанПиН 2.1.3684-21 (п.77 раздела IV, приложения №2 — №4).

Для организаций, осуществляющих водоснабжение, имеющих несколько водозаборных сооружений, в том числе связанных с использованием подземных водных объектов, объединенных общей зоной санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и эксплуатирующих 1 водоносный горизонт, программа производственного контроля должна предусматривать отдельные разделы для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей (п.11 Правил).

  1. Согласовать Программу с органом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор на соответствующей территории в установленном порядке (далее – Территориальный орган) (п.12 — п.16 Правил).

Программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с выше указанным органом (п.5, п.10 Правил).

  1. Включить в Программу (п.6 Правил):

а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям (п.79 раздела IV СанПиН 2.1.3684-21, п.4 Правил).

б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

Отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

а) из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

в) в распределительной сети (п.18 Правил).

в) указание частоты отбора проб воды.

Частота отбора проб должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям(п.5 Правил, приложение №2 и №4 к СанПиН 2.1.3684-21).

Территориальный орган вправе расширить перечень показателей и увеличить частоту отбора проб воды при наличии оснований (п.9 Правил).

  1. Организовать лабораторный контроль качества питьевой воды (холодной и горячей).

Производственный контроль качества питьевой воды должен осуществляться аккредитованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды лабораториями (п.1.5 СП 1.1.1058-01, п.8 приложения IV к СанПиН 2.1.3684-21, п.19 Правил).

  1. Предусмотреть проведение ежемесячного анализа и учета результатов производственного контроля качества воды.

Полученные результаты лабораторных исследований (испытаний) указываются в журнале контроля качества воды, который ведется в бумажной форме или в электронном виде.

Оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям (п.20 — п.21 Правил).

  1. В Программе определить порядок, время информирования и способ представления документов по результатам контроля в Территориальный орган, в случаях, предусмотренных в санитарных правилах.

Информировать в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме о:

  • возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;
  • каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим — превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети» (п.78 раздела IVСанПиН 2.1.3684-21).

В течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом) или беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды (п.22 – п.23 Правил).

  1. Проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в процессе водоснабжения (п.78 раздела IVСанПиН 2.1.3684-21, п.1.5 СП 1.1.1058-01);

информировать о проведенных мероприятиях Территориальный орган (п.2.8, п.5.1 СП 1.1.1058-01).

Юридические лица, индивидуальные предприниматели несут ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля (п.2.7 СП 1.1.1058-01).

Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ:

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

  1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Источник

Оцените статью