- Так всё-таки ходят корабли или плавают? Мнение капитана дальнего плавания
- Почему у моряков суда ходят, а не плавают
- Легенда
- Как говорят опытные мореплаватели
- Многое зависит от контекста
- Почему корабли ходят, а не плавают? Причины, описание и фото
- Предрассудки? А только ли они?
- Ход винта и ход корабля
- Как правильно: ходит или плавает?
- Так как же правильно говорить: корабли ходят или плавают?
- Первая версия Предрассудки. А так ли?
- Ход винта и ход корабля
- Как правильно: ходит или плавает?
Так всё-таки ходят корабли или плавают? Мнение капитана дальнего плавания
Каждый раз, когда кто-то при публикации текстов для широкой публики употребляет словосочетание «плывет корабль» , возникает множество возмущенных комментариев такого типа:
Плавает г…но, суда и корабли ходят!
Аргументы о том, что это статья или текст для обычной аудитории, а не для моряков, такими комментаторами не принимаются. Складывается впечатление, что они бы и Пушкина в гробу перевернули, ведь он что писал, помните?
Плывет корабль, как лебедь громовержец.
Понятно, что есть профессиональный сленг или жаргон, в котором «суда ходят», «туалет» — это «гальюн», а «ко́мпас» — это «компа́с». Но рьяно требовать от всех разговаривать всегда на своем сленге как-то очень невежливо. В художественной литературе, в репортажах, в текстах песен словосочетание «плывет корабль» используется очень часто, но «учителей морского языка» это не останавливает.
Будучи на Тихом океане, я поинтересовался у настоящего капитана дальнего плавания, как он относится к тому, что люди говорят «корабли плавают»?
И вот, что ответил мне Сергей Игоревич Шестопалов, отходивший не одну тысячу морских миль по морям и океанам:
— Абсолютно очень ровно. Вот эти моменты… Обычно, люди, которые один-два рейса сходили, или, максимум, год побыли в море и считают себя такими знатоками, такими моря́ками, вот это от них, скорее всё идет. А человеку, который всю жизнь в море, без разницы как это называется — ты работаешь и работаешь. Плаваешь, ходишь, приплываешь. Это нормально, на этом не стоит заострять.
Я абсолютно согласен с Сергеем Игоревичем.
Не считаю ошибкой озаглавить статью на Дзене для широкой аудитории «Бетонный корабль, который реально плавал» , но если соберусь писать про подводные лодки-музеи для флотского журнала, постараюсь использовать флотскую терминологию.
Будьте адекватны, всем мир и семь футов под килем!
Источник
Почему у моряков суда ходят, а не плавают
Многие привыкли говорить, что корабль не плывет по морю, а идет. Принято считать, что последний вариант используют только настоящие моряки. Бывают забавные ситуации, когда человек, видавший море только в фильмах и на картинках, начинает учить настоящего моряка, как правильно называть процесс передвижение корабля.
В литературе и на экране телевизора специально злоупотребляют морским жаргоном, чтобы подчеркнуть принадлежность того или иного персонажа к числу бывалых моряков. Но в реальной жизни моряки весьма редко используют жаргонные слова. Каждый говорит так, как привык, причем опытные мореплаватели редко пытаются выставить себя напоказ.
Легенда
В древности людям под силу было строить только небольшие деревянные суда. Плавания на таких кораблях были сопряжены с большими опасностями. Сильный ветер и взволнованное море в один миг могли отправить небольшое судно ко дну. Люди испытывали страх и уважение к океану. Они верили, что грозный Морской Царь мог мгновенно превратить морскую гладь во вздыбленную огромными волнами поверхность и поглотить даже самых смелых и отчаянных мореплавателей. Поэтому считается, что моряки стали говорить не «плывем» по морю, а «ходим», чтобы не гневить богов.
Насколько сильно ни продвинулось вперед кораблестроение, море по-прежнему осталось непредсказуемой и опасной стихией. Поэтому отголоски верований древних людей видны в морском жаргоне.
Как говорят опытные мореплаватели
К числу бывалых моряков, как правило, относятся капитан, его старший помощник и механик. Должностные обязанности этих лиц включают составление различных официальных документов, которые просто не могут содержать жаргонные слова. Им зачастую приходится вести диалог с представителями властей и различных проверяющих организаций. Неверно произнесенное слово при общении на высоком уровне может повлечь серьезные последствия.
Другое дело обычные матросы, от слов которых практические ничего не зависит. В общении между собой они часто используют морской жаргон. Матросы являются своеобразными «носителями морских традиций», поэтому в их речи зачастую можно услышать слово «идет», а не «плывет».
Многое зависит от контекста
Чаще всего говорят, что моряки и корабли «уходят» в море, корабль «идет» по морю. Но есть и устойчивые выражения, в которых используется слово «плывет» и однокоренные слова. Например, «плавающий адмирал», «плавали – знаем» и прочие.
Как бы там ни было, не стоит полагаться только на сведения, взятые из литературы и кино. Никто не сможет объяснить причину употребления слова «ходить» лучше, чем опытный моряк.
Источник
Почему корабли ходят, а не плавают? Причины, описание и фото
Жаргон моряков самобытен и интересен. Так, на судне нет кухни, есть камбуз. И туалета тоже нет – есть гальюн. А еще корабль не плавает, а ходит. К этому моменту все сторонники морских традиций относятся очень ревниво. Почему же принято говорить именно так, почему судно идет, а не плывет? Существует сразу несколько версий ответа на этот вопрос, и рассмотреть стоит каждую из них.
Предрассудки? А только ли они?
Кто-то скажет, что подобная формулировка связана с уважением к водной стихии, которая испокон века обожествлялась, которой люди откровенно побаивались. Из уважения к морю и его божествам, а может быть, с целью успокоить себя и утешить близких, принято было говорить «ушел в море». Не уплыл, рискуя утонуть, а именно ушел, как по земле. А значит, скорое возвращение будет гарантировано.
Бревно плывет
Возможно, речь здесь идет даже об уважении к самому судну. Стоит вспомнить, что в английском языке корабль – это одушевленный предмет, единственное фактическое исключение в своем роде. А все потому, что англичане – признанные мореплаватели, которые за счет мощи своего флота смогли колонизировать полмира. Плавать может бревно или какой-нибудь мусор, мелкая рыбешка в пучине, а корабль, который становится домом для матросов на годы вперед, который обладает для них собственной душой и своим особым характером, может только идти. Но предрассудки – это одно, а что до хода корабля – тут есть и другое, вполне логичное, даже техническое объяснение.
Также моряки утверждают, что плавать – значит перемещаться в толще воды. А идти – значит, передвигаться по ее поверхности. Отсюда идет закономерная формулировка, что корабль – ходит. Исходя из этой трактовки, говорить о том, что судно плывет – как минимум, дурной знак.
Тунец плывет
Еще одна версия говорит о том, что плыть – значит передвигаться по воде неуправляемо, как это делает различный мусор. Ветки и бревна – плывут. А пароходы и корабли – ходят: в загранку, против ветра или по нему, в любом направлении, но с четко заданной целью.
Возвращаясь к английским традициям, которые действительно заложили многое в вопросах мореплавания по всему миру, стоит отметить, что и там есть понятие «to go to sea», то есть, дословно, «выйти в море», «идти по морю», а никак не плыть. Английские и другие иностранные заимствования в морском деле – это фактическая норма, удивляться этому не стоит. Так что подобная формулировка могла иметь и английское происхождение.
Ход винта и ход корабля
История использования паруса для обеспечения кораблю хода велика – но даже и тут прослеживается слово «ход». Далее, на смену зависимому от ветров куску материи пришел гребной винт, для которого слово ход стало особенно актуальным. Измеряя скоростные показатели корабля, отмечали, сколько он может пройти за один полный оборот винта. И в этот же период родились команды «малый ход», «полный ход», определяющие, с какой скоростью должно двигаться судно. Корабль идет, потому что он движется за счет тех средств, которые придают ему ход. Корабль идет за счет парусов, винта, двигателя. Это вполне закономерно.
Как правильно: ходит или плавает?
Но правы ли моряки, говоря, что судно идет, относительно правил русского языка? На самом деле, это понятие остается актуальным только для морского жаргона, которым даже сами морские волки не всегда особо стремятся пользоваться на берегу. Придерживаясь правил и норм русского языка, можно отметить, что ходьба – это передвижение посредством ног по суше, а плавание – перемещение по воде или в ее толще, в любых случаях и без исключений. Все, что может держаться на воде или в ее толще, по определению плавает – таковы языковые нормы.
В итоге можно сказать, что по законам русского языка любое судно, корабль, лодка – плавает. Но согласно морскому жаргону, опять же, любое судно, любой корабль или лодка – ходят. Однако официальный морской язык все же не поддерживает таких вольностей, и по его нормам корабль тоже плавает. Отсюда и возникают такие термины, как капитан дальнего плавания, плавающий адмирал, и многое другое. И даже провожая моряков, им желают счастливого плавания, а не хождения или похода.
Жаргон – это сложное явление, характерное для своей среды и актуальное именно для той среды, в которой он появился. Морской жаргон имеет свои глубокие традиции, порой корни тех или иных фраз, слов отыскать бывает непросто. Точно так же можно сказать о фразе «корабль ходит»: существует множество версий, объясняющих происхождение данной формулировки. Сегодня можно только гадать, какая из них является верной. Возможно, их влияние оказалось комплексным, что и сформировало такие суждения в морской среде. Но как бы то ни было, именно так говорят сейчас, и наверняка так будут говорить в будущем.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Так как же правильно говорить: корабли ходят или плавают?
Александр Алякринский // СКФ Черноморская регата больших парусников 2016. Сочи. Барк «Крузенштерн», Россия. Пигментная печать на барите, паспарту, багет | 137×101 см
Жаргон моряков самобытен и интересен. Так, на судне нет кухни, есть камбуз. И туалета тоже нет – есть гальюн. (О морском жаргоне – мы уже подробно писали в статье Морской Сленг). А еще корабль не плавает, а ходит. К этому моменту все сторонники морских традиций относятся очень ревниво. Почему же принято говорить именно так, почему судно идет, а не плывет? Существует сразу несколько версий ответа на этот вопрос.
Первая версия Предрассудки. А так ли?
Кто-то скажет, что подобная формулировка связана с уважением к водной стихии, которая испокон века обожествлялась, которой люди откровенно побаивались. Из уважения к морю и его божествам, а может быть, с целью успокоить себя и утешить близких, принято было говорить «ушел в море». Не уплыл, рискуя утонуть, а именно ушел, как по земле. А значит, скорое возвращение будет гарантировано.
Корабль экспедиции Кука «Эндевор», современная реплика.
Возможно, речь здесь идет даже об уважении к самому судну. Стоит вспомнить, что в английском языке корабль ship – это одушевленный предмет, единственное фактическое исключение в своем роде. А все потому, что англичане – признанные мореплаватели, которые за счет мощи своего флота смогли колонизировать полмира.
Бревно – плывет и даже иэти четыре черепахи плывут на этом бревне, а вот корабли идут по морю и моряки вместе с кораблем.
Плавать может бревно или какой-нибудь мусор, мелкая рыбешка в пучине, а корабль, который становится домом для матросов на годы вперед, который обладает для них собственной душой и своим особым характером, может только идти. Еще одна версия говорит о том, что плыть – значит передвигаться по воде неуправляемо, как это делает различный мусор. Ветки и бревна – плывут. А пароходы и корабли – ходят: в загранку, против ветра или по нему, в любом направлении, но с четко заданной целью.
«Барк «Крузенштерн» – одна из работ выставки «Аристократы морей». Автор фотографии – Юрий Масляев
Возвращаясь к английским традициям, которые действительно заложили многое в вопросах мореплавания по всему миру, стоит отметить, что и там есть понятие «to go to sea», то есть, дословно, «выйти в море», «идти по морю», а никак не плыть. Английские и другие иностранные заимствования в морском деле – это фактическая норма, удивляться этому не стоит. Так что подобная формулировка могла иметь и английское происхождение.
Исследовательское судна “Акиадиан” проекта “Великие Реки России” на Волге
Моряки утверждают, что плавать – значит перемещаться в толще воды. А идти – значит, передвигаться по ее поверхности. Отсюда идет закономерная формулировка, что корабль – ходит. Исходя из этой трактовки, говорить о том, что судно плывет – как минимум, дурной знак.
Так же моряки говорят, что судно может лежать: лечь на курс, леч в дрейф, леч на правый или левый галс, о не как не плыть правым или левым галсом
Но предрассудки – это одно, а что до хода корабля – тут есть и другое, вполне логичное, даже техническое объяснение.
Ход винта и ход корабля
Штурвал парусного судна
История использования паруса для обеспечения кораблю хода велика – но даже и тут прослеживается слово «ход». Далее, на смену зависимому от ветров куску материи пришел гребной винт, для которого слово ход стало особенно актуальным. Измеряя скоростные показатели корабля, отмечали, сколько он может проплыть за один ход винта, то есть, за его полный оборот. И в этот же период родились команды «малый ход», «полный ход», определяющие, с какой скоростью должно двигаться судно. Корабль идет, потому что он движется за счет тех средств, которые придают ему ход.
Как правильно: ходит или плавает?
Но правы ли моряки, говоря, что судно идет, относительно правил русского языка? На самом деле, это понятие остается актуальным только для морского жаргона, которым даже сами морские волки не всегда особо стремятся пользоваться на берегу. Придерживаясь правил и норм русского языка, можно отметить, что ходьба – это передвижение посредством ног по суше, а плавание – перемещение по воде или в ее толще, в любых случаях и без исключений. Все, что может держаться на воде или в ее толще, по определению плавает – таковы языковые нормы.
Старший боцман Барка Крузенштерн Михаил Привалов
В итоге можно сказать, что по законам русского языка любое судно, корабль, лодка – плавает. Но согласно морскому жаргону, опять же, любое судно, любой корабль или лодка – ходят. Однако официальный морской язык все же не поддерживает таких вольностей, и по его нормам корабль тоже плавает. Отсюда и возникают такие термины, как капитан дальнего плавания, плавающий адмирал, и многое другое. И даже провожая моряков, им желают счастливого плавания, а не хождения или похода.
Корабль идет за счет парусов, винта, двигателя. Это вполне закономерно.
Юрий Масляев // В полном великолепии. Барк «Крузенштерн», Россия. Пигментная печать на барите, паспарту, багет | 100×138 см
Жаргон – это сложное явление, характерное для своей среды и актуальное именно для той среды, в которой он появился. Морской жаргон имеет свои глубокие традиции, порой корни тех или иных фраз, слов отыскать бывает непросто. Точно так же можно сказать о фразе «корабль ходит»: существует множество версий, объясняющих происхождение данной формулировки. Сегодня можно только гадать, какая из них является верной. Возможно, их влияние оказалось комплексным, что и сформировало такие суждения в морской среде. Но как бы то ни было, именно так говорят сейчас, и наверняка так будут говорить в будущем.
Источник