Хадис со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Трон над водой, а Аллах над Троном, но ничего из ваших дел не скроется от Него».
Данное сообщение приводит ‘Абдуллах, сын имама Ахмада, в «ас-Сунна», а также Абу Бакр ибн аль-Мунзир, Абу Ахмад аль-’Ассаль, Абу аль-Къасим ат-Табарани, Абу аш-Шейх, Абу аль-Къасим аль-Лялякаи, Абу ’Умар ат-Таляманки, Абу Бакр аль-Байхакы и Абу ‘Умар ибн ‘Абду-ль-Барр в своих трудах и иснад его достоверный.[62]
49 – Абу Ахмад аль-‘Ассаль приводит с достоверным иснадом слова Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Ангел подхватывает слова сказавшего «Пречист Аллах» /СубханаЛлах/, «Хвала Аллаху» /аль-Хамду лиЛлях/ и «Аллах велик» /Аллаху Акбар/, и возносится с ними к Всемогущему и Великому Аллаху. И мимо кого бы из ангелов он не проходил, все они просят прощения для произнесшего эти слова, и так до тех пор, пока не обрадует он ими Лик Милостивого, Всемогущ Он и Велик».
50 – Хадис со слов Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Поистине, бывает так, что человек задумывает совершить какое-либо дело, связанное с торговлей или властью, и вот оно уже становится легким для него, но смотрит на него Аллах с высоты семи небес и говорит ангелам: «Удалите его от этого дела, ибо если Я облегчу совершение этого дела для него, то непременно введу его в огонь!»
Данный хадис приводит его аль-Лялякаи с сильным иснадом.
Передается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, Всевышний Аллах будет показываться обитателям Рая каждую пятницу в гуще белой камфары, каждый раз оказывая им такой почет, какой прежде они не видели. И будут они занимать настолько близкие места по отношении к Нему, насколько сильно в этой жизни они спешили на пятничные молитвы».
Приводится у Ибн Батты в «аль-Ибана аль-Кубра» с хорошим иснадом.[63]
52 – Хадис со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сказавшей: «Клянусь Аллахом! Поистине, я боюсь, что если бы я пожелала убийства ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, то сама была бы убита. Но Аллах над Своим Троном знает, что я никогда не желала его убийства».[64]
53 – Хадис со слов Муджахида о том, что ‘Абдуллах ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Четыре вещи Аллах сотворил Своей Рукой: Трон, Перо, Адама и райский сад ‘Адн (Эдем). Затем всему остальному Он сказал: «Будь!» и оно появилось».
Иснад этого сообщения хороший.[65]
54 – Передается, что некто из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорил о словах Аллаха: «…Затем Он обратился (истава) к небесам…» следующее: «Поистине, Трон Аллаха находился над водой, и до этой воды Им не было сотворено ничего из сущего. Когда же Он пожелал сотворить все остальное, то вывел из воды дым и тот воспарил над ней, затем Он [высушил] воду и сделал ее землей, после чего разорвал ее на части, превратив в семь земель…» «…Когда же Всемогущий и Великий Аллах завершил творение того, что пожелал, то вознесся над Троном».
Данное предание приводит Ибн Джарир ат-Табари в своем тафсире и аль-Байхакы в «аль-Асма ва ас-Сыфат».[66]
55 – Хадис со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Семерых Аллах укроет в Своей тени в тот день, когда не будет никакой иной тени кроме Его: справедливого имама…» и так далее до конца хадиса.
Хадис приводится у аль-Бухари.[67]
56 – Хадис со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине (в День Воскресения) Всевышний Аллах скажет: «Где полюбившие друг друга ради Моего Величия? Сегодня Я укрою их в тени Моего Трона, в день, когда нет иной тени кроме Моей».[68]
Следует заметить, что хадисы, в которых упоминается о тени Аллаха, достигают степени мутаватир.
57 – Хадис со слов аль-‘Ирбада ибн Сария, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах говорит: «Полюбившие друг друга ради Моего Величия пребудут в тени Моего Трона в тот День, когда не будет никакой иной тени кроме Моей».
Иснад хадиса хороший.[69]
58 – Хадис Ибн Мас’уда по поводу слов Всевышнего Аллаха: «Никоим образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа». Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы уже спрашивали об этом и нам сказали: «Их души находятся внутри зеленых птиц, которые летают в Раю, где пожелают, а потом укрываются в светильниках, подвешенных к Трону. И вот когда они (павшие на пути Аллаха) будут пребывать в этом положении, к ним вдруг явится твой Господь и скажет: «Просите Меня, о чем пожелаете!»
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 494 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Худ (Худ), 7-й аят из 123
Всевышний Аллах сообщает о Своей мощи над каждой вещью, и о том, что Он создал небеса и землю за шесть дней, а Его Трон был на воде до этого.
Как сообщает имам Ахмад от Имрана ибн Хусайна, что посланник Аллаха (Мир ему и благословение Аллаха!) сказал: « اقْبَلُوا الْبُشْرَى يَا بَنِي تَمِيم » «Примите благие вести, о племя Тамима». Они сказали: «Мы приняли, ты дал нам их». Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « اقْبَلُوا الْبُشْرَى يَا أَهْلَ الْيَمَن » «О, народ Йемена, примите благие вести». Они сказали: «Мы приняли. Расскажи нам как было дело в самом начале». На что пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « كَانَ اللهُ قَبْلَ كُلِّ شَيْءٍ، وَكَانَ عَرْشُهُ عَلَى الْمَاءِ، وَكَتَبَ فِي اللَّوْحِ الْمَحْفُوظِ ذِكْرَ كُلِّ شَيْء » «Аллах был прежде всего. А Его Трон был на воде. Он записал в хранимых скрижалях упоминание обо всем». Передатчик хадиса далее рассказывает: «Кто-то пришел ко мне и (отвлек) сказав: «О, Имран, твоя верблюдица развязалась. Я ушел и не знаю, что было после меня». Этот хадис передан имамами Бухари и Муслимом в разных вариантах. [[Бухари 3190, Муслим 4365.]]
В «Сахихе» Муслима Абдулла ибн Амр ибн аль-Ас сообщает, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « إِنَّ اللهَ قَدَّرَ مَقَادِيرَ الْخَلَئِقِ قَبْلَ أَنْ يَخْلُقَ السَّموَاتِ وَالَْرْضَ بِخَمْسِينَ أَلْفَ سَنَةٍ وَكَانَ عَرْشُهُ عَلَى الْمَاء » «Поистине Аллах предопределил судьбы до того, как сотворил небеса и землю за пятьдесят тысяч лет. А Его Трон был на воде». [[Муслим 2653.]]
В тафсире этого аята имам Бухари приводит хадис от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « قَالَ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ : أَنْفِقْ أُنْفِقْ عَلَيْك » «Всевышний Аллах сказал: ‘‘Расходуй, и будут расходовать на тебя’’». Затем он (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: « يَدُ اللهِ مَلَْى لَ يَغِيضُهَا نَفَقَةٌ، سَحَّاءُ اللَّيْلَ وَالنَّهَار » «Рука Аллаха полна, и не убавит ее то, что будет из нее расходоваться день и ночь». Он (Да благословит его Аллах и приветствует!) также сказал: « أَفَرَأَيْتُمْ مَا أَنْفَقَ مُنْذُ خَلَقَ السَّموَاتِ وَالَْرْضَ فَإِنَّهُ لَمْ يَغِضْ مَا فِي يَمِينِهِ، وَكَانَ عَرْشُهُ عَلَى الْمَاءِ، وَبِيَدِهِ الْمِيزَانُ يَخْفِضُ وَيَرْفَع » «Знаете ли вы, что с сотворения небес и земли не убавилось то, что в Длани Аллаха ни насколько. А Его Трон был на воде. В Его руках весы, Он их поднимает и опускает». [[Бухари 4684.]]
Слова Аллаха: ﴾ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلاً ﴿ «Чтобы испытать вас, кто из вас лучше делами» — т.е. Он сотворил небеса и земли для Своих рабов, которых в свою очередь Он сотворил для поклонения Ему, и чтобы они, не придавали Ему в сотоварищи никого. Он не создал все это попусту. Как еще об этом сказано в другом аяте: ﴾ وَمَا خَلَقْنَا ٱلسَّمَآءَ وَٱلأَرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا بَٰطِلاً ﴿ «и не создавали Мы небеса и землю и то, что между ними, понапрасну. ﴾ ذَٰلِكَ ظَنُّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنَ ٱلنَّارِ ﴿ Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!» (Сура 38, аят 27) . Также сказал: ﴾أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَٰكُمْ عَبَثاً وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لاَ ترُْجَعُونَ فَتَعَٰلَى ٱللَّهُ ٱلْمَلِكُ ٱلْحَقُّ ﴿ «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам? Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! ﴾ لاَ إِلَٰهَ إِلاَّ هُوَ رَبُّ ٱلْعَرْشِ ٱلْكَرِيمِ ﴿ Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» (Сура 23, аяты 115–116) . И сказал: ﴾ وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالإِنسَ إِلاَّ لِيَعْبُدُونِ ﴿ «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (Сура 51, аят 56) .
Слово Аллаха: ﴾ لِيَبْلُوَكُمْ ﴿ «Чтобы испытать вас» — означает, чтобы проверить вас; ﴾ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلا ﴿ «кто из вас лучше делами» — здесь Аллах не сказал: «У кого больше дел», Он сказал: «Кто из вас лучше делами».
Дело может быть хорошим, только если оно делается искренне ради Аллаха Всевышнего и соответствует Шариату посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) и если хоть одно из этих двух условий утеряно, то деяние будет тщетным и напрасным.
Слово Аллаха: ﴾ وَلَئِن قلُْتَ إِنَّكُمْ مَّبْعُوثُونَ مِن بَعْدِ الْمَوْتِ ﴿ «И если ты скажешь: ‘‘Поистине, вы будете воскрешены после смерти’’» — т.е. Всевышний Аллах говорит: «О, Мухаммад, если ты сообщишь этим многобожникам: ‘‘Аллах воскресит вас так же, как и сотворил вас в первый раз’’». Ибо они точно знают, что Всевышний Аллах — Тот, кто сотворил небеса и земли. Как Аллах сказал: ﴾ وَلَئِن سَأَلْتَهُم مَّنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ﴿ «Если ты спросишь у них, кто сотворил их, они непременно скажут: “Аллах”». (Сура 43, аят 87) А также: ﴾ وَلَئِن سَأَلْتَهُمْ مَّنْ خَلَقَ السَّمَوَتِ وَالاٌّرْضَ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ لَيَقُولُنَّ اللَّهُ ﴿ «Если ты спросишь их: “Кто создал небеса и землю и подчинил солнце и луну?” — они непременно скажут: “Аллах”». (Сура 29, аят 61) И, несмотря на все это, они отрицают воскрешение в Судный день, тогда как возврат (повторение создания) легче, чем сотворение сначала. Как сказал об этом Аллах: ﴾ وَهُوَ الَّذِى يَبْدَأُ الْخَلْقَ ثُمَّ يُعِيدُهُ وَهُوَ أَهْوَنُ عَلَيْهِ ﴿ «Он — Тот, Кто создает творения в первый раз, а затем воссоздает их, и сделать это для Него еще легче». (Сура 30, аят 27) А также сказал: ﴾ مَّا خَلْقُكُمْ وَلاَ بَعْثُكُمْ إِلاَّ كَنَفْسٍ وَحِدَةٍ ﴿ «Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека». (Сура 31, аят 28)
Слово Аллаха: ﴾ إِنْ هَذَا إِلاَّ سِحْرٌ مُّبِينٌ ﴿ «Это — только явное колдовство!» — т.е. они говорят из упрямства и неверия в воскрешение: «Мы не поверим тебе. И лишь только те, кого ты смог околдовать верят тебе, и следуют тому, что ты скажешь».
Комментарии к аяту
Комментарии предназначены для передачи дополнительных полезных знаний об аятах друг другу.
Пожалуйста, имейте ввиду, что комментарии — это:
- Не форум философов. Любые обсуждения аятов могут происходить только в рамках Корана и сунны в понимании их нашими праведными предшественниками.
- Не сайт развлечений. Не используйте сайт для троллинга. Потратье свои 30-60 лет мирской жизни на что-нибудь действительно полезное, вы здесь не надолго.
- Не платформа для взаимных оскорблений. Проявите уважние к созданиям этого мира, все мы оказываемся время от времени неправыми, и это ещё не повод для оскорблений.
Комментарии, которые нарушают данные правила, с очень высокой долей вероятности будут удалены с сайта, а их автор будет насильно переведён в разряд тех, кто не был согласен с правилами.
Скажите пожалуйста, вы согласны соблюдать данные правила? Или вы были слишком ленивы и невнимательны, чтобы прочесть этот текст?
Если вы будете достаточно терпеливы, кнопка согласия с данными правилами появится, и вы сможете согласиться с ними.
Источник
Блог СайфуЛлахIа Шишани
Доказательство того, что Аллах сверху семи небес
С именем Аллаха милостивого и милосердного
-Суфизм: его последователи отрицают возвышение Аллаха Его Сущностью над Троном и творениями.И в ответ на вопрос: «Где Аллах?», они говорят, что Он везде, или что у Него нет места, приписывая ему то, о чем не упомянуто ни в Коране, ни в Сунне.Оба эти убеждения – ложны и противоречат ‘акыде праведных предков – ‘акыде Ахлю-с-Сунна.Что касается утверждения о том, что Он – везде, то это убеждения джахмитов. Слова же о том, что Он не имеет места – ‘акыда аш’аритов и му’тазилитов. Именно от них суфии и взяли эти утверждения.Как можно утверждать что Аллах везде?
Везде это значит: чистые и не чистые места: такие как туалеты, мусорки-в которых обитают джины и шайтаны.
Ахлю-с-Сунна: подтверждают возвышенность Аллаха Его Сущностью над Троном и творениями, и говорят: «Поистине, Аллах в небесах над Троном».
И это – ‘акыда Ахлю-с-Сунна ва-ль-Джама’а, и ‘акыда праведных предков, в отношении которой они согласны, и ни от кого из них не передают то, что противоречит ей.
И эта их ‘акыда опирается на множество доказательств из Корана и Сунны, и на нее указывает разум, нормальная естественная природа человека (фитра) и слова благородных имамов.
Прежде, чем привести здесь некоторые из этих доказательств, обращаем внимание на важнейшую вещь, связанную с ‘акыдой. Самое опасное и великое – когда человек говорит в той области ‘акыды, которая непосредственно касается Аллаха.
Эта область ‘акыды должна непременно ограничиваться Кораном и Сунной и должна являться предметом тщательнейшей заботы и опеки. Необходимо остерегаться отклонений и искажений в ней, даже самых незначительных, и человеку не дозволено «отпускать поводья» своего мышления и разума в области ‘акыды, касающейся Аллаха, и представлять Его так, как подсказывает человеку его разум и результаты его размышлений.
Но он обязан описывать Аллаха так, как Он Сам описал Себя, или описал Его Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), останавливаться у границ фраз, упомянутых в Коране и Сунне, принимать их так, как они есть, и верить в их буквальное значение, без толкований (та’виль), уподобления (ташбих), отрицания (та’тыль) и попыток проникнуть в их сущность (такйиф).
А вот вам некоторые доказательства возвышенности Аллаха над Троном.
Доказательства из Корана:
1. Всевышний Аллах сообщает нам о том, что Он возвысился над Троном, в семи местах в Коране. Сказал Всевышний:
«Милостивый вознесся на Трон» (Та ха, 5).
И сказал Он: «Он – Тот, Кто сотворил небеса и землю за шесть дней, а затем вознесся на Трон» (Железо, 4).
Значение глагола «возвысился» в арабском языке «поднялся и вознесся», как упоминается об этом в «Сахихе» аль-Бухари, со слов некоторых таби’ун (поколение, заставшее сподвижников).
Что же касается суфиев, то они уводят это слово от его действительного значения (т.е. «возвышения»). И дают ему толкование, утверждая, что оно означает «завладел» (Троном). А это утверждение является несостоятельным по нескольким причинам:
1) Такое толкование не передается от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). И если бы это слово нуждалось в толковании, и нельзя было бы принимать его буквальное значение, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) непременно разъяснил бы нам это, и оно дошло бы до нас.
2) Слово «завладеть» используется, когда существует противник, которого необходимо победить. А разве у Аллаха есть противник, которого Он должен победить, чтобы отобрать у него Трон силой? Далек Аллах от того, что они говорят!
3) Если исходить из толкования этого слова как «завладел», тогда из Слов Всевышнего Аллаха следует, что на момент сотворения небес и земли Аллах не владел Троном, и Его завладение им произошло уже после их сотворения, поскольку Аллах говорит: «…а затем вознесся на Трон» (Железо, 4). Ведь «затем» в арабском языке указывает на порядок совершения чего-либо, и Трон, таким образом, должен был принадлежать кому-то другому до завершения сотворения небес и земли.
4) Если «возвысился» понимать как «завладел», можно сказать: «Поистине, Аллах возвысился над землей, деревом, горами» – поскольку все это в Его власти, как и Трон, однако подобных фраз никто не говорит, и их нельзя говорить.
5) Такое толкование является добавление буквы «л» в слово «возвысился», а это – уподобление иудеям, которым было приказано сказать «хитта», а они сказали «хинта», добавив «н». И «л» этих подобна «н» тех, а в этом – подтверждение слов Посланника (да благословит его Аллах и приветствует): «Вы обязательно последуете обычаям живших до вас, шаг за шагом, и даже если они войдут в норку ящерицы, вы тоже войдете в нее».
Итак, мы узнали, что «возвысился» означает вовсе не «завладел», а «поднялся и вознесся», как мы уже упоминали.
2. Сказал Всевышний: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас?» (Владычество, 16). Сказал Ибн ‘Аббас: «Под Тем, Кто на небе, подразумевается Аллах».
3. И сказал Всевышний: «Они боятся своего Господа, который над ними…» (Пчелы, 50).
4. И сказал Всевышний об ‘Исе, опровергая слова иудеев о том, что они его убили: «Они действительно не убивали его. О нет! Это Аллах вознес его к Себе» (Женщины, 157-158).
5. И сказал Всевышний: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние (или праведное деяние возносит прекрасное слово; или праведное деяние возносит человека)» (Творец, 10).
А разве можно подниматься куда-то, кроме как вверх?
6. И сказал Всевышний: «Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с Истиной» (Пчелы, 102). То есть, начало его ниспослания от Твоего Господа, а ниспослание бывает не иначе как сверху в низ.
7. И сказал Всевышний о Фир’ауне: «Фараон сказал: «О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы. Воистину, я считаю его лжецом» (Прощающий, 36-37).
Это указывает на то, что Муса сообщил ему о том, что его Господь на небесах. И поэтому он сказал: «Воистину, я считаю его лжецом». И тот, кто считает ложью возвышение Аллаха над Троном подобны Фир’ауну.
И сказал Всевышний: «Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему в течение дня, равного пятидесяти тысячам лет» (Ступени, 4).
То есть ступени начинаются у Него, а поднятие происходит снизу вверх. Так же, как спуск от Всевышнего – вниз, так и подъем к Нему – вверх. Эти две фразы ясно говорят о том, что Аллах – вверху. А какой смысл в подъеме ангелов и Джибриля (мир ему) к Нему, и какая потребность в нем, если Аллах везде, а не вверху?
Неужели вы уверены, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас? Ведь тогда она заколеблется.67. аль-Мульк-6
Это некоторые доказательства из Корана.
Доказательства из хадисов.
Пророк (сас)сказал : «Неужели вы не доверяете мне тогда как я являюсь доверенным Того, кто на небе? Вести с небес прихобят ко мне утром и вечером».(Муслим, Бухари, Ахмад).
И сказал он(сас): «Проявляйте милосердие к тем, кто на земле – проявит и вам милосердие Тот, Кто на небесах!»( Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и аль-Хаким).
В этом хадисе идет противопоставление небеса-земля, и это не вызывает сомнений.
И сказал он (сас): «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, если мужчина зовет свою жену на супружеское ложе, а она отказывается, гневается на нее Тот, Кто в небесах, до тех пор, пока не станет муж ее доволен ею»(Бухари, Муслим).
И сказал он (сас): «Поистине, Аллах написал надпись до того, как сотворил все сущее» «Поистине, милосердие Мое опередило гнев Мой» – и она у Него над Троном»(Бухари).
Когда Са’д ибн Му’аз вынес решение относительно предания смерти мужчин Бану Ку-рейза и пленении их женщин и детей, сказал ему Посланник Аллаха (сас): «Ты вынес решение, которое вынес Аллах над семью небесами» (Это версия Ибн Исхака и других. Другая версия этого хадиса приводится у аль-Бухари и других).
Сказал Анас ибн Малик (ра): «Зейнаб гордилась перед женами Пророка (ра), говоря: «Вас выдали замуж ваши родные, а меня выдал замуж Аллах с семи небес» (Бухари).
Сказал Ибн ‘Умар: «Когда скончался Посланник Аллаха (ра), к нему вошел Абу Бакр, припал к его телу, поцеловал его лицо и сказал: «Дороже ты мне отца и матери, блажен ты, и живой, и мертвый!». После этого он вышел к людям и сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду, то Мухаммад умер. А кто поклонялся Аллаху, то ведь Аллах в небесах, Живой, и не умирает…» (Бухари).
Имам Бухари приводит следующие слова Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: «Когда Аллах беседовал с Мусой, был возглас в небесах, и Аллах был в небесах». «Хальк ‘афаль ‘Ибад» стр 53.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Размышляйте о творениях Аллаха и не размышляйте о Его Сущности, ибо вы никогда не оцените Его должным образом». (Приво-дит Ибн Хаббан в книге «Ат-таргиб ва-т-тархиб» с иснадом, который подлежит обсуждению. Но этот хадис подкрепляется словами сахаба
АбдуЛлах ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах), сахаби, двоюродный брат посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Он сказал: «Размышляйте о чем угодно, но не размышляйте о Сущности Аллаха, поистине, между седьмым небом и Курси (престолом) семь тысяч светов (В книге Ибн Кудамы «Исбат Улув» говорится «семь тысяч лет»), а Он над всем этим». Приводит Ибн Къудама в «Исбат Улув» стр.34, а также Байхакъи в «Асмау ва сифат» стр 420.
Что же до слов сподвижников, то их множество:
1. Слова ‘Умара (да будет доволен им Аллах) о Хауле, когда она остановила его. Он стоял с ней долго, а когда его спросили о ней, он ответил: «Эта женщина – ее жалобу слышал Аллах с семи небес».
2. Сказал Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах): «Зейнаб гордилась перед женами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), говоря: «Вас выдали замуж ваши родные, а меня выдал замуж Аллах с семи небес».
3. Сказал Ибн ‘Умар: «Когда скончался Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), к нему вошел Абу Бакр, припал к его телу, поцеловал его лицо и сказал: «Дороже ты мне отца и матери, блажен ты, и живой, и мертвый!». После этого он вышел к людям и сказал: «Кто поклонялся Мухаммаду, то Мухаммад умер. А кто поклонялся Аллаху, то ведь Аллах в небесах, Живой, и не умирает…».
4. Когда ‘Абдуллах ибн Раваха совершил половое сношение со своей рабыней, жена спросила его: «Был ли ты с ней?». Он ответил: «Нет». Тогда она потребовала от него почитать Коран, чтобы убедиться, что между ними ничего не было, поскольку осквернившемуся не дозволяется читать Коран. И он продекламировал стихи, уклоняясь, таким образом, от чтения:
Засвидетельствовал я, что обещание Аллаха – Истина,
И что Огонь – обитель для неверных,
И что Трон – над водою,
А над Троном – Господь Миров.
Несут его благородные ангелы,
Ангелы Божества отмеченные.
5. Когда Ибн’Аббас вошел к ‘Аише (да будет доволен ею Аллах), а она была в саду он сказал ей: «Ты была самой любимой из жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). А он не любил ничего, кроме благого, и Аллах ниспослал твое оправдание с семи небес».
6. Когда ‘АбдуЛлаха ибн Мубарака спросили: «Что мы можем сказать о нашем Господе?». Он ответил: «Что Он на небесах, над Троном, и Он отделен от Своих творений».
7. Все четыре имама согласны относительно возвышения Аллаха над Троном. Сказал имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах): «Кто сказал: «Я не знаю, в небесах ли мой Господь или на земле, тот – кяфир, поскольку Аллах говорит: «Милостивый вознесся над Троном», а Его Трон – над небесами. И если он скажет, что Он над Троном, но я не знаю, Трон на небесах или на земле, тот – кяфир, поскольку он отверг, что Аллах в небесах. А кто отрицает, что Он в небесах, тот кяфир».
И сказал имам аш-Шафи’и (да помилует его Всевышний Аллах): «Слова в Сунне, которые являются моим убеждением, и которые, как я знаю, являются убеждением моих товарищей, Ахлю-ль-хадис… Признание свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, и что Всевышний Аллах над Троном в Его небесах, приближается к Своим творениям, как пожелает, и что Аллах нисходит к нижнему небу, как пожелает».
Это некоторые высказывания праведных предков и их ясные заявления о том, что Аллах над Своим Троном, а Его Трон – над небесами, без та’виля, та’тыля, ташбиха и такйифа. Здоровая человеческая природа (фитра) указывает на то, что Аллах в небесах, и каждый человек имеет врожденное, инстинктивное понятие о том, что Аллах в небесах. Поэтому, когда тебя внезапно постигает нечто, с чем ты не в силах справиться, то ты обращаешься к Аллаху, чтобы Он избавил тебя от этого, и сердце твое устремляется к небу, и ты протягиваешь руки свои вверх. Даже те, кто отрицает возвышение Аллаха Его Сущностью, забывают свои убеждения в трудные минуты и поднимают руки и взоры к небу.
И если вы спросите детей, где Аллах, они ответят вам в соответствии со своей врожденной природой, что Он в небесах и укажут рукой вверх.
Мы сказали, что утверждение о том, что Аллах – везде, это ‘акыда джахмитов, и Ибн Кясир сказал в толковании аята «Он – Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто» (Скот, 3), что толкователи согласны в отвержении слов джахмитов о том, что Он – везде.
А утверждение о том, что Аллах не имеет места, и Он ни над миром, ни под миром, ни справа от него, и не слева, ни перед ним, ни за ним, ни внутри него, ни за его пределами – утверждение, которое вообще отрицает Его существование, поскольку это – описание несуществующей вещи.
Таким образом, мы видим, что аяты, хадисы, слова имамов, разум и нормальная врожденная природа человека (фитра) совершенно ясно указывает на то, что Аллах возвышен над Троном, над Своими творениями в действительности, без толкования, и в этом согласны наши праведные предки.
Что же касается тех, кто отвергает возвышение Аллаха Его сущностью над Его творениями, то они пришли к этому потому, что упорно размышляли о Сущности Аллаха и Его Свойствах, делали выводы и пытались ответить на каждый вопрос, случайно возникший в их мозгу. А ведь вовсе не на каждый внезапно возникший у нас вопрос мы можем ответить. Например, если кто-то скажет: «Верх для нас, жителей Дагестана, это то, что над нашими головами, а верх для жителей Америки, например, это то, что над их головами. Значит, то, что является верхом для них, это низ для нас, а то, что является верхом для нас, это низ для них. Что же, Аллахов тогда несколько?». Мы говорим ему в ответ: «СубханаЛлах! Это заключение наших умов и результат нашего размышления о Сущности Аллаха, и это значит, что мы «отпускаем поводья» нашего мышления и нашего разума в том, что касается Аллаха. И мы должны воздерживаться от подобного и остановиться у границ фраз Корана и хадисов и верить в их буквальное значение. А если нам в голову придет нечто, ставящее нас в тупик, мы должны отогнать эти мысли и обратиться к Аллаху за защитой от проклятого Шайтана. Ибо это – из области сокрытого от нас, и нам никогда не узнать этого и не понять. И углубление в эти вопросы, и рассмотрение их, как сказал Абу Джа’фар ат-Тахави в разделе о Предопределении, путь к поражению и лишению и ступень произвола, и следует остерегаться этого – и взгляда, и мысли, и наущений.
Мы никогда не ошибемся, говоря то, что говорил Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) и охватывая значения, которые охватил Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижники и благородные имамы. Именно поэтому сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Размышляйте о творениях Аллаха и не размышляйте о Его Сущности, ибо вы никогда не оцените Его должным образом».
И, наконец, мы говорим: если мы скажем, что Аллах Своей Сущностью над творениями и Он возвышен над Своим Троном, то это вовсе не значит, что мы придаем Ему определенную форму или приписываем определенное состояние или что мы уподобляем Его Его творениям. И мы не говорим, что Он восседает на Троне, как восседают земные цари на своих тронах. Но мы говорим, что Аллах возвысился над Троном, поскольку Аллах сообщил нам о том, что возвысился над Троном. И мы не знаем, каким образом это происходило, и не говорим, что это было так-то и так-то, поскольку Аллах не сообщил нам об этом, и мы не уподобляем Его вознесение над Троном действию земных царей, усаживающихся на своих престолах, потому что Аллах говорит: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (Совет, 11).
И мы не говорим, что Он сидит или стоит на Троне, поскольку ни Сам Аллах, ни Его Посланник не говорили, что Он сидит или стоит. Более того, не разрешено спрашивать о том, о чем не упоминается в Сунне.
Вопрос: «Где Аллах?» упоминается в Сунне, поэтому задавать его разрешено.
А вопрос: «Как Он возвысился над Троном?» – не упоминается в Сунне, и является нововведением и задавать его нельзя.
Поэтому когда Малика ибн Анаса (да помилует его Аллах) спросили, как возвысился Аллах над Троном, он ответил: «Возвышение известно, как (Он возвысился) – неизвестно, вера в него – обязательна (ваджиб), а вопрос о нем – нововведение (бид’а). И не говорится: «Как?», ибо «Как?» к нему не применимо». И он сказал спросившему его: «Я вижу, что ты – дурной человек», – и приказал удалить его из собрания.
Абу Ханифа сказал: «Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь: на небе или на земле”, – впал в неверие (кафара). То же самое относится к тому, кто скажет: “Он на Троне (аль-‘арш), но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”»
«аль-Фикх аль-Абсат», стр. 46. Подобные высказывания также передаются от шейх аль-Ислама Ибн Таймиййи в «Маджму аль-Фатава» (5/48), Ибн аль-Каййима в «Иджтима аль-Джуйуш аль-Исламиййа» (стр. 139), аз-Захаби в «аль-Улувв» (стр. 101-102), Ибн Кудамы в «аль-Улувв» (стр. 116), Ибн Аби аль-Изз бин Абд ас-Саляма в «Шарх аль-Акыда ат-Тахавиййа» (стр. 301).
На вопрос одной женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле».
Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были»сура «Железо», аят 4.
– Абу Ханифа ответил: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако ты рядом с ним не находишься»«аль-Асма ва ас-Сыфат», стр.429.
из книги: «Нарушения Единобожия» Абдуль Азиз Ар-Раийс
Источник