Анализ стиха мартынова вода

Чтоб речь его как наша зазвучала

Леонид Мартынов и развитие речи

22 мая этого года любители русской поэзии отметили 100 лет со дня рождения Леонида Николаевича Мартынова. А 21 июня исполнилось четверть века со дня его кончины. 75 лет было отмерено на земле этому замечательному поэту. Многое из сделанного им (а для поэта это означает: ‘сказанное’, ‘написанное’) входит в незыблемый, не подверженный воздействию времени золотой запас русской речи. Но знаем мы об этих сокровищах до обидного мало и обращаемся к ним непростительно редко.

Эта невостребованность мартыновского творчества особенно непростительна в школе: его стихи и поэмы могут стать незаменимым инструментом развития речи.

Огромное словарное разнообразие не подавляет читателя, но заставляет быть начеку. Культурные, научные, географические реалии – исподволь вплетаемые посреди самых повседневных слов. В стихотворении «Отмечали вы. » читающему поневоле придется узнать и кто такие схоласты, и какая связь между Птолемеем и Галилеем. А в стихотворении «Пахло летом. » – что такое Балчуг и Болото и где они расположены.

Поражает волшебство преобразования давно знакомых и даже не замечаемых нами слов. Перечитайте знакомое вам, наверное, стихотворение «Вода». Недаром в нем чуть не каждое слово вынесено в отдельную строку. Вы прочитываете слова замедленно, почти что по слогам и заново ощущаете торжественность, высокий строй в благоволила или блистала и очевидную будничность в подсказке водорослей не хватало. А как обнажается внутреннее строение слов от противопоставления соседних строк:

Как разнообразен и выразителен бывает синтаксис у Мартынова, особенно в его замечательных исторических поэмах с их необычными длинными строками. Прочтите начало «Тобольского летописца». Как откровенная разговорность конструкций в беседе тобольского губернатора Соймонова с бабами сочетается в них с историческим колоритом архаизированной лексики и с интонационной мерностью речи!

Читайте также:  Амбре вода для мужчин

Многие стихи Мартынова удобны на уроках и тем, что по ним можно учиться пониманию и построению аллегорического второго плана, подтекста. Та же «Вода» и особенно четверостишие «И вскользь. » по обнаженности этого второго плана напоминают басни. Но настоящие басни для старшеклассника из-за своей условности скучны. А у Мартынова живые, полнокровные стихи без примеси банальности.

Многое еще можно было бы сказать про язык Мартынова. Будем надеяться, что такой разговор еще не раз пойдет на страницах «Русского языка». А пока взгляните еще раз на графический рисунок «Воды». Каждое предложение начинается с какого-либо обозначения воды, выносимого в отдельную строку. Сначала это – полнозначное существительное вода, потом местоимение-заместитель она и под конец тоже местоимение, но уже в косвенном падеже ей. Теперь это местоимение уже не может служить подлежащим, последние предложения вынужденно безличны. Начальные слова всех предложений расположены посреди страницы и пространственно соотносятся прямо с заглавием. Но их «вес» постепенно уменьшается – из «героя», действующего лица вода превращается в пассивный предмет суждения, оценки. Так зримо воплощается суд автора над предметом речи.

Вода
Благоволила
Литься!

Она
Блистала,
Столь чиста,
Что – ни напиться,
Ни умыться.

И это было неспроста.

Ей
Не хватало
Ивы, тала
И горечи цветущих лоз.

Ей
Водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.

Ей
Не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде.
Ей жизни не хватало –
Чистой,
Дистиллированной
Воде!

И вскользь мне бросила змея:
– У каждого судьба своя! –
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя.

Пахло летом,
Пахло светом.
И за Балчугом, Болотом,
Вдалеке за Крымским мостом,
Где-то за Университетом
Пахло парусом и шкотом,
Простыней и полотенцем
И на пляж входным билетом.
И младенцем желторотым
На песке, насквозь прогретом.

Отмечали
Вы, схоласты,
Птолемея
Юбилей.

Но дошла к вам
Лет так за сто
Весть, что прав был
Галилей.

Но
Плечами вы пожали:
Мол, отрекся
Галилей!

Отмечать
Вы продолжали
Птолемея
Юбилей.

РОВЕСНИК

Я жил
Во времена Шекспира,
И видел я его в лицо,
И говорил я про Шекспира,
Что пьесы у него – дрянцо,
И что заимствует сюжеты
Он где угодно без стыда,
И грязны у него манжеты,
И неизящна борода.
Но ненавистником Шекспира
Я был лишь только потому,
Что был завистником Шекспира
И был ровесником ему.

ТОБОЛЬСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

1

Соймонов тосковал с утра, – во сне увидел он Петра.
Царь дал понюхать табаку, но усмехнулся,
говоря:
– Просыплешь, рваная ноздря! –
Сон вызвал острую тоску.

Март.
Отступили холода.
Но вьюги вьют.
До самых крыш в сугробах тонут города –
Тобольск, Ялуторовск, Тавда.
А через месяц, поглядишь, пойдет и вешняя вода.

. Соймонов едет на Иртыш, дабы измерить
толщу льда.
– Потопит нынче, говоришь? – кричит он кучеру.
А тот:
– Уж обязательно зальет!
Отменно неспокойный год!

2

У прорубей шумит бабье.
Полощут грубое белье из домотканого холста.

. Вода иртышская желта,
Как будто мылись в ней калмык,
Монгол, джюнгарец, кашкарлык,
Китаец и каракиргиз,
И все течет к Тобольску вниз.
Зрит Азия из прорубей.

– Нет, не затопит! Не робей! – Соймонов кучеру
шепнул,
Осколок льда легонько пнул, румяной бабе подмигнул.
– Ты, тетка, кланяться оставь!
На лед корзиночку поставь да расскажи: мутна
вода? –
А бабы хором:
– Ох, беда! –
Тут вышла женка молода, собою очень хороша,
Да прямо на колени бух посередине Иртыша
Перед Соймоновым на снег,
Как будто ноги кто подсек:
– Спаси девиц и молодух! Старух спаси! Година
злая на Руси!

С полуденных-то линий, знать, орда встает на нас опять.
Беда! Так было и всегда. Идет вода, за ней – орда!

С трудом преодолевши гнев, Соймонов
молвит, покраснев:
– Ты! Встань. Какая там орда?
– На пограничны города орда задумала напасть,
Нас взять под басурманску власть! –
Вскричал Соймонов:
– Враки! Чушь! Кто нашептал тебе? Твой муж?
– Не муж! Матросы на суднах.
– Так о подобных шептунах мне доносите
в тот же час,
Не то казнити буду вас! –
Передразнил:
– «Орда»! «Орда»! Нам ли бояться дикарей? –
Но бабы снова:
– Ох, беда! Пускай бы наш архиерей служил
молебен поскорей!

3

Крут ввоз.
– «Орда»! А что – орда? С ордою
справимся всегда.
Вот как бы не пришла беда теперь
с другого к нам угла.
С гнилого не пришла б угла, с норд-веста.
Вот что, господа!

Метель.
Архиерейский дом чуть виден в сумраке седом.
– К архиерею?
– Нет! Отстань! Зачем к нему в такую рань.
– Назад прикажете? Домой? –
Соймонов:
– Вот что, милый мой! Ты поезжай себе домой,
А я назад вернусь пешком. Пройдусь я, братец,
бережком. –
Такой ответ не нов. Знаком.
Бормочет кучер со смешком:
– Он на свидание с дружком поплелся,
губернатор наш.
Придет же в ум такая блажь – затеял дружбу
с мужиком.

Источник

Урок литературы по творчеству Л.Мартынова «Певец Лукоморья»

Учащиеся получат представление о творчестве известного поэта Л.Мартынова, выяснят, в чём заключается своеобразие его самобытного таланта.

Содержимое разработки

1) познакомить учащихся с личностью поэта, нашего земляка;

2) дать представление о литературном творчестве Л. Мартынова, выяснить, в чём заключается своеобразие его самобытной поэзии;

3) воспитывать чувство гордости за прославленного омича.

1)всем учащимся прочитать стихотворение «Замечали — по городу ходит прохожий»;

2) двум учащимся подготовить биографию Л. Мартынова;

3) трём учащимся выучить наизусть стихотворения «Дети», «Балерина», «Вода»;

1) портреты поэта в разные годы жизни;

2) книги стихотворений Мартынова;

3) подсолнухи – любимые цветы поэта.

Оборудование: на столах учащихся распечатки стихотворений.

Вступительное слово учителя:

Мне кажется, что я воскрес.

Я жил. Я звался Геркулес.

Три тысячи пудов я весил,

С корнями вырывал я лес,

Рукою тянулся до небес.

Садясь, ломал я спинки кресел.

И умер я.… И вот воскрес:

Нормальный рост, нормальный вес-

Я стал как все. Я добр и весел,

Я не ломаю спинки кресел,

И всё-таки я Геркулес!

Геркулес из Лукоморья — наш земляк, поэт Леонид Николаевич Мартынов. Его имя известно почти каждому омичу. В городе на Иртыше он родился, здесь прошли его детство и юность, здесь как чудо возник его талант, здесь вышли его первые книги.

И как будто бы бескраен.

И всегда твои мы дети,

Где бы ни были на свете,

Узнаём друг друга сразу,

Лишь одну промолвишь фразу.

Сегодня на уроке мы с вами поближе познакомимся с личностью нашего земляка, почитаем его стихи и попробуем выяснить, в чём заключается своеобразие его самобытной поэзии. В тетради нужно записать число, тему урока и по ходу урока сделать важные (с вашей точки зрения) записи о Л. Мартынове.

Сообщение о детстве и юности поэта (два подготовленных заранее ученика).

Поэт имел полное право сказать о себе, что он умеет

Столковаться с целым человечеством

Всё ж самим собой!

Из воспоминаний К. Ваншенкина: «Я поражался, как к нему, этому замкнутому, углублённому в себя человеку, тянутся люди и прежде всего молодёжь»

Стихотворение « Дети» (Читает заранее подготовленный ученик)

Вопрос: Каким настроением проникнуто стихотворение?

Друзья нередко сравнивали Л. Мартынова с Джеком Лондоном: мужественное, открытое лицо, белокурые волосы, лучистые глаза… Он исколесил всю Сибирь, от Омска до Владивостока, от Барабинских степей до Тихого океана. Его сравнивали с Байроном: Иртыш он переплывал легко и запросто.

Всех, кто знал Л. Мартынова, поражали широкая образованность, многогранность его интересов. Он прекрасно разбирался в вопросах истории, философии, литературы, хорошо знал зарубежную поэзию. До сих пор поражают его великолепные переводы, мемуарная проза и, конечно, яркая самобытная поэзия.

Казалось, любую мысль, посетившую его, он обращал в стихи. Он как бы спешил, торопился высказаться, выплеснуть на бумагу всё то, чем было переполнено его сердце.

О том, что будет, знаю я заранее,

И всё сбывается, что провозглашу,

И столько брани за своё старание

Переносил я и переношу.

Сколько раз я говорил себе,

Что стихи писать я перестану,

Но одумывался: как же стану

Разбираться в собственной судьбе?

И только фантазёр, только мечтатель мог написать прекрасные стихи о чудесной стране Лукоморье. Что же это за страна?

Чтение стихотворения «Замечали — по городу ходит прохожий»

Аналитическая беседа о стихотворении.

Что такое, по-вашему, Лукоморье? Какие ассоциации и представления вызывает у вас этот образ? (Лукоморье — это мечта, это что-то прекрасное, это то, к чему должен стремиться человек)

Как относятся жители городка к прохожему? (Они его не понимают. Кто-то просто не понимает, кто-то иронизирует, кто-то озлоблён.) Привести примеры из текста.

В какой сцене озлобление достигает высшего предела? (Мамаши уводят своих детей.) Привести примеры из текста.

Между кем в этом стихотворении происходит конфликт? (Между обывателями и мечтателями. Это вечный конфликт между теми, для кого превыше всего спокойствие, и человеком, который хочет жить ради чего-то большого, высокого и зовёт людей к тому же.)

5) Охарактеризовать прохожего. Кто он? ( Это сам поэт. «Это я»,- представляется он читателям и начинает описание своих хождений по коммунальным квартирам, где он находил временный приют. Прохожий стеснителен, деликатен, он не хочет обижать знакомых, приютивших его. «Успокойтесь, утешьтесь,- я скоро уеду», — повторяется рефреном неоднократно.)

6) Высокий и чистый звук серебряной флейты проникает сквозь стены, достигает уха каждого. Что происходит с людьми? (Все, кого коснулись звуки таинственной флейты, ринулись за волшебником.) Привести примеры из текста.

Почему поэт не закончил стихотворение тем, что все приехали в страну Лукоморье? К кому обращён вопрос? (Вопрос обращён не к одному, а к двум адресатам:

Где твоё, поэт, Лукоморье, ведь ты с такой настойчивостью звал за собой?

Где твоё, читатель, Лукоморье, где твоё понимание прекрасного, твоё будущее, твоя цель?)

Вывод: искать своё Лукоморье нужно самому. И поэт хочет, чтобы оно было у каждого. И несколько даже тревожной нотой заканчивается стихотворение: поэта беспокоит, есть ли оно, Лукоморье, у каждого из нас.

Прохожий – поэт, звук его волшебной флейты – поэзия. В понимании Л. Мартынова поэзия призвана объединять людей. Своеобразие поэта – в соседстве романтичного с обыденным, бытовым.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «Балерина» (Заранее подготовленный ученик)

Задание: Примерами из текста доказать, что и в этом стихотворении бытовое и романтическое соседствуют.

Анализ стихотворения «Вода».

Выразительное чтение наизусть. (Заранее подготовленный ученик).

Основная мысль стихотворения. Композиция. —1 ряд учащихся.

Лексика стихотворения. — 2 ряд учащихся.

Синтаксис стихотворения. — 3 ряд учащихся.

Вывод: поэт глубоко убеждён в том, что формальное совершенство (дистиллированная вода) ничего не значит, если за ним нет подлинной жизни. Конечно же, надо иметь возможность «течь везде», надо быть живым. Основная мысль стихотворения – это активное отрицание, неприятие всего мёртвого, обездушенного, лишённого полноты жизни.

Заключительное слово учителя:

У каждого города свои достопримечательности, своя неповторимая судьба. Судьба нашего города Омска, конечно же, связана с именем Леонида Николаевича Мартынова. Образ родного города он трепетно пронёс через всё своё творчество. Но и города не забывают тех, кого вывели в люди.

В начале августа 2001 года, во время празднования Дня города, произошло большое событие: в Омске, в районе спортивно – культурного комплекса «Иртыш» был заложен огромный гранитный камень, посвящённый нашему одарённому земляку. И буквально на следующий день мраморная табличка на камне была разбита. Этот чудовищный акт вандализма на совести тех, кто ничего не знает о судьбе Л. Мартынова.

Поэт оставил след в этом мире и завещал другим.

Стихотворение «След» (читает учитель).

Входя в дома любые —

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

И пусть в душе вашей отзовётся удивлением и радостью, открытием и мудростью мир, созданный его талантом.

Домашнее задание (по выбору):

Любое понравившееся стихотворение выучить наизусть.

Составить викторину для учащихся «Творчество Л. Мартынова», используя записи в тетради.

Источник

Оцените статью