Аргументы по теме вода

Аргументы для итогового сочинения

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

Читайте также:  Вода это продукт питания или питательное вещество

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Источник

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Влияние природы на человека — аргументы из литературы

Тезисы

  • Природа – это удивительная вещь. Многие поэты и писатели не только вдохновлялись и восхищались ею, и описывали ее в художественных целях, чтобы показать степень влияния окружающего мира на личность.
  • Природа сильно влияет на человека: она закаляет или расслабляет характер, определяет менталитет народов, создает или разрушает условия для жизни.
  • Природа всегда вдохновляет человека, дарит ему ощущение красоты и гармонии с миром.
  • Красивый пейзаж мотивирует личность к новым достижениям и победам, поэтому люди так любят выезжать к морю и любоваться горными вершинами.
  • Созерцание природы успокаивает нервы и позволяет найти утешение в красоте окружающего мира.
  • Природа родного края навсегда остается в сердце человека, ведь он отождествляет себя с нею.
  • Природа влияет на человека, ведь создает его настроение: в солнечный день нам хочется веселиться и гулять, а в дождливую погоду — мечтать и думать о наболевшем.
  • Оставшись наедине с природой, человек может понять себя и найти ответы на все интересующие вопросы. В этом и заключается ее влияние.
  • «Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи.
  • «В своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, тогда как в своих целях он скорее подчинён ей» Георг Гегель.
  • «Природа бесстрастна к человеку; она не враг и не друг ему; она то удобное, то неудобное поприще для его деятельности» Николай Чернышевский.
  • «Природа приятный наставник, и даже не столько приятный, сколько осторожный и верный» Мишель Монтень.
  • На ранних этапах развития любого государства (во времена язычества), природу анимировали, сопоставляли ее явления с различными богами. Например, в греческой мифологии была Эос — богиня утренней зари. Хлоридой называли богиню цветов и садов, Немезидой – богиню радуги. А самой древней была богиня земли – Гея. Считалось, что природа полностью контролирует жизнь человека, ведь от ее милости зависело его существование.

Аргументы

«Отцы и дети», И.С. Тургенев. Окружающий мир отражается на эмоциональном состоянии человека. Это доказывает пример из романа «Отцы и дети». В третьей главе Аркадий возвращается домой после длительного отсутствия. Скудная и неприглядная природа родного края привела его в уныние. Всюду он видел жиденькие леса, неровные поля, крошечные пруды с худыми плотинами, обрытые берега речек, серость и морось. «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными» — резюмирует автор. Смотря на это, Аркадий впал в хандру. Он не знал, как привести все это в порядок, что делать с этими бедными и некрасивыми пейзажами, где не было месту той романтике, которую воображает всякий горожанин перед поездкой в деревню. Однако весна немного преобразила этот печальный вид, и постепенно Аркадий оживал, глядя на признаки скорого пробуждения края. Как мы видим, настроение героя определяет пейзаж, его окружающий. Таково влияние природы на человека.

«Степь», А.П. Чехов. Природа во многом определяет менталитет людей, живущих наедине с ней. Так, в рассказе «Степь» читатель видит широкие и необъятные степи, которые раскинулись на сотни километров. Пейзажи в этих местах не радуют разнообразием и пестротой, но они величественны и по-своему красивы. Так и характеры героев, местных жителей, поражают монументальностью и «размахом души». Тот же Христофор едет сбывать шерсть, но не для себя, а для того чтобы помочь зятю. Старик бросил все дела, направился в трудное путешествие, чтобы устроить дела молодой семьи и решить проблему. Его душа широка, непрактична и щедра, как степь. Христофор все готов сделать для других, игнорируя подчас свои нужды и интересы. Вот так природа отражается на ментальности человека.

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Многие отечественные авторы утверждали, что люди, которые живут на лоне природы, ближе к истинным ценностям и духовным богатствам, чем те, кто предпочитает городскую среду. Так, Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» демонстрирует эту взаимосвязь на примере сравнения Татьяны и Евгения. Татьяна выросла в деревне и часто гуляла среди первозданной красоты полей и лесов. Поэтому она вела себя естественно и прямо, не старалась претворяться кем-то другим и кому-либо подражать. Она стала цельной натурой. А Евгений рос в городе, на природе бывал мало, поэтому впитал искусственность и показную пышность столицы. Он все время ровнялся на других и притворялся даже наедине с собой. Поэтому он, в отличие от Татьяны, не понял, в чем заключается его счастье, и потерял свой шанс. А Татьяна даже в городе не разучилась говорить правду и жить по естественным законам. Она живет в гармонии с собой. Таково влияние природы на личность и ее жизненные установки.

«Бедная Лиза», Н.М. Карамзин. Многие писатели доказывали, что природа оказывает на человека благотворное воздействие: учит его быть естественным, непорочным и разумным, как и весь окружающий мир. Она воспитывает в личности стремление к честному труду и созиданию. Например, главная героиня повести «Бедная Лиза» всю жизнь прожила в деревне. Каждый день она находилась на лоне природы, в окружении лесов и лугов. Благодаря влиянию окружающего мира девушка была сама собой, не играла чувствами и не претворялась той, кем не является. У Лизы сформировались правильные жизненные ценности. Превыше всего она ставила любовь, верность и семью. Щедрая природа давала ей возможности зарабатывать деньги честно и жить в гармонии с собой. А вот городской повеса Эраст был испорчен цивилизацией и отказом от мудрости природы. Он не умел себя обеспечить, был лжив и зависим от материальных благ, которые не мог создать сам. Поэтому он обманул и отверг Лизу, а сам остался несчастным на всю оставшуюся жизнь из-за ложных ценностей и приоритетов. Как мы видим, влияние природы сказывается на человеке: она возвышает личность и дает ей правильное моральное развитие.

«Олеся», А.И. Куприн. Природа учит человека мудрости и нравственности, ведь показывает пример системы, где все упорядочено и справедливо. Мы убеждаемся в этом, читая повесть «Олеся». Главная героиня живет в окружении лесов и болот и вдали от цивилизации. Казалось бы, она должна быть неразвитой и даже отсталой, ведь не имеет образования и взаимодействия с обществом. Но Олеся по своему уму превосходила деревенских девушек и даже многих городских. Знания она черпала из естественной среды. Она стала первооткрывателем многих трав и снадобий, пока многие другие барышни жили чужим умом и ничего не создавали. Находясь наедине с экосистемой, где жили в мире и гармонии тысячи живых существ, Олеся познала основы морали, искаженную версию которой людям навязывали проповедники. Так, героиня выступала против бессмысленного насилия на охоте, где человек убивал ради забавы. Она же не одобряла брак, который обязывает людей быть вместе, даже если их чувства остыли. Все эти нравственные правила она усвоила, глядя на законы природы в действии. Ее пример позволяет убедиться в том, что окружающий мир, несомненно, влияет на личность положительно.

«Слово о полку Игореве». Наши предки полагали, что природа влияет на все, что делает человек. На Руси были различные боги, обозначающие силы природы. Возглавлял пантеон Перун – бог-громовержец. Были также и Даждьбог (солнечное божество), Стрибог (бог ветра) и т.д. Многие боги упоминаются в древнейшем памятнике литературы – в «Слове о полку Игореве». Ко многим из них обращается Ярославна, жена князи Игоря, в традиционном плаче. Например, она упоминает в своей речи Солнце, Днепр и Ветер. Во времена этого похода на половцев (1185 г.) Русь давно крестилась, возможно, именно поэтому Ярославна не называет силы природы именами богов. Героиня просит природу помочь Игорю бежать из плена, и, что удивительно, благодаря ее мольбам силы природы помогают Игорю. Стоит так же отметить, что природа предупреждала князя о том, что поход его сложится неудачно: тучи, солнечное затмение, кровяные зори – все это должно было насторожить Игоря. Но, к сожалению, человек отделился от природы, которая всегда была ему помощником. Этот пример позволяет сделать вывод, что даже наши предки, не зная всех научных фактов о природе, понимали ее значимость в жизни людей и ощущали на себе ее влияние.

«Не то, что мните вы, природа…», Ф.И. Тютчев. В XVIII-XIX веках природе не уделялось столько много внимания, она не имела такого значения, как для древнего человека. Но необходимо вспомнить о таком литературном движении, как «чистое искусство», главной целью которого было искусство ради искусства: описание природы, ее явлений, восхищение всем окружающим. Главными представителями этого движения были А.А. Фет и Ф.И. Тютчев. Вспомним стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». В нем автор утверждает, что умение воспринимать и ценить природу неразрывно связано с чуткостью и отзывчивостью человека. Если личность глуха и слепа по отношению к окружающему миру, то она равнодушна даже к «голосу матери родной». Значит, именно природа учит нас любви и эмпатии, делая нас более чувствительными и участливыми.

«Война и мир», Л.Н. Толстой. Природу писатели часто использовали в качестве средства отображения внутреннего мира героев, что говорит о духовном родстве людей и окружающего мира. Значит, именно природа сделала человека таким, каков он есть, и в этом выражается ее влияние. Для того чтобы проиллюстрировать данный тезис, обратимся к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», а точнее к эпизоду «Болконский и дуб». Когда Андрей Болконский, разочаровавшийся в войне, Наполеоне и даже в самом себе, ехал по делам, он увидел огромный старый дуб с корявыми и неуклюже несимметричными ветками. Дерево стояло на краю дороги, в одиночестве. В данном случае дуб ассоциируется с самим героем: оба они отстранены от всего мира, оба потерянные, разочарованные, со своими «болячками». Несмотря на то, что весна украшала все вокруг, дуб стоял обособленно, «хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно». Он, как и Болконский, не хотел подчиняться окружающему миру, не хотел видеть всю его красоту. Князь Андрей был уверен, что жизнь его уже кончена, и он «должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Толстой все-таки показал, что Болконский был не прав своих убеждениях, что надо продолжать жить, несмотря на все трудности. Князь Андрей проникается новой любовью, он внутренне преображается, наполняется. Состояние души героя Толстой иллюстрирует на этом же дереве: при второй встрече дуб был «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени».

«Гроза», А.Н. Островский. Не стоит забывать и о драме Островского с «природным» названием «Гроза». В данном произведении природа сопутствует кульминации произведения. По ходу развития действия и отношений между героями собирались тучи, слышался гром. Такое нагнетание подводит читателя к кульминации, заставляет его переживать и подогревает интерес. В тот момент, когда Катерина кинулась с обрыва, разразилась гроза. Именно это природное явление сигнализирует читателю о важности события, о его высочайшей эмоциональной точке. Как гром и дождь освежают воздух, очищают все вокруг, так и поступок Катерины сбросил маски с окружающих и разрядил накопленное напряжение. Эта параллель природного явления с человеческим и общественным заставляет нас задуматься о том, что именно законы окружающего мира управляют нашей личной жизнью, задают ей тон. Все, что мы делаем, обусловлено естественными закономерностями мира, где мы живем.

«Гой ты, Русь, моя родная», С.А. Есенин. Картинами русской природы богаты произведения С. Есенина. Именно в его стихотворениях полностью раскрывается красивый и многогранный русский пейзаж. В произведении «Гой ты, Русь, моя родная» Есенин описывает родину со всей душой, со всей любовью. Только в России есть безбрежные, золотые поля, везде пахнет молоком и медом, и «на лугах гудит веселых пляс». Не хотел бы герой жить и в раю: «Дайте родину мою», — заявляет он. Удивительно, насколько точно Есенин передает русский колорит благодаря природе. В творчестве поэта с темой природы тесно связана и тема бренности жизни, ее скоротечности. Есенин не раз отмечает, что каждый в этом мире, мире всемогущей, прекрасной природы, странник, гость. Человек, как и природа, расцветает, но все-таки он не вечен, и в конце его ждет смерть. Этим он подчеркивает влияние окружающего мира на личность и ее путь: как часть природы, человек подчиняется ее законам, переживает все естественные процессы, которые вложены в него с самого рождения.

Источник

Оцените статью