- Страшнее, чем на «Титанике»: спустя 79 лет после гибели найден теплоход «Армения»
- sea-2585016_960_720.jpg
- whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.31_4.jpeg
- woennajamedsestranatashamihalewa.jpg
- whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.30.jpeg
- whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.32.jpeg
- whatsapp-image-2020-04-26-162132-2.jpeg
- whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.29_1.jpeg
- whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.31_3.jpeg
- Тайна катастрофы теплохода «Армения»
- Теплоход «Армения»
- Санитарное судно
- Эвакуация из Севастополя
- Катастрофа
Страшнее, чем на «Титанике»: спустя 79 лет после гибели найден теплоход «Армения»
На дне Чёрного моря найден теплоход «Армения», затопленный немецкой авиацией в 1941 году. Гибель судна считается одной из самых масштабных трагедий на море в истории: на борту, по разным подсчётам, находилось от 6 до 10 тысяч беженцев и раненых. Поисковую операцию проводило Министерство обороны России. В изучении и идентификации судна участвовали специалисты Центра подводных исследований РГО. Почему затонувшее судно так долго искали, и как удалось его обнаружить — в нашем материале.
Конец поиску, начало изучению
15 морских миль от Ялты, полтора километра вглубь — здесь покоится теплоход «Армения». Для того чтобы его обнаружить, поисковики из года в год прочёсывали Чёрное море. Только за последние 20 лет исследовали более 300 квадратных километров. В одной из операций даже участвовал знаменитый американский океанолог Роберт Баллард, который в 1985 году обнаружил «Титаник», а в 1989 году — обломки немецкого линкора «Бисмарк». Дорогое оборудование ему не помогло: «Армения» никак не проявила себя.
Такая «неуловимость» судна породила ряд конспирологических теорий. Говорили, будто бы «Армения» возвращалась в Севастополь, что на борту были не люди, а ценный груз, что шла не так и не туда. Иначе, почему же в известных координатах ничего нет?
sea-2585016_960_720.jpg
В 2017 году во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России, магнитометр засек на дне моря магнитную аномалию. По этим данным нельзя было понять, ни что за объект находится на дне, ни точные координаты. Но район поисков сузился — данные магнитометра указали на квадрат, который надо изучить внимательнее.
В марте 2020 года в ходе очередной поисковой операции, район тщательно исследовали гидролокатором. И уже это исследование показало, что на дне, действительно, находится объект, очертаниями напоминающий «Армению». Однако, стопроцентной уверенности не было. С начала 2000-х затонувший теплоход «находили» четырежды, но в итоге эта информация не подтвердилась. Для идентификации найденного судна были привлечены специалисты Центра подводных исследований Русского географического общества.
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.31_4.jpeg
Как случилась одна из крупнейших морских катастроф в истории
С конца сентября 1941 года немецкие войска под командованием Эриха фон Манштейна захватили Перекопский перешеек и всё глубже проникали вглубь Крыма. Сухопутных дорог для эвакуации не осталось.
5 ноября в Севастополе началась паника. Руководство города решило эвакуировать в Туапсе госпитали, лазареты, артистов театра имени Луначарского, часть партийного руководства Крыма, персонал пионерлагеря «Артек», их семьи и часть мирного населения. Для этих нужд выделили самое крупное санитарное судно «Армения».
До войны по Чёрному морю ходили прогулочные «крымско-кавказские» теплоходы: «Абхазия», «Грузия», «Украина», «Аджария», «Крым» и «Армения». Летом 1941 года их переделали в санитарно-транспортные суда и отдали медицинской службе Черноморского флота.
Теплоход «Армения» проекта «Аджария» был построен в 1928 году в Ленинграде. Водоизмещение — около 6 тыс. тонн, длина — 112 метров, пассажировместимость — около тысячи человек. Вместо части кают были организованы операционные и перевязочные, предполагалось брать порядка 400 раненых. На бортах нарисовали красные кресты — международное обозначение госпитального судна.
В течение августа-сентября «Армения» под командованием опытного капитана Владимира Плаушевского 15 раз сходила на большую землю и перевезла около 15 тыс. раненых солдат из Одессы.
woennajamedsestranatashamihalewa.jpg
6 ноября с раннего утра до позднего вечера на борт теплохода поднимались люди. Подсчётов беженцев никто не вёл.
«Начальник отделения Главной базы 5 ноября получил приказание. госпитали и лазареты свернуть. На «Армению» было погружено около 300 раненых, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте) во главе с главврачом его, военврачом 1 ранга С.М. Каганом, — вспоминал участник обороны Севастополя, полковник медицинской службы Александр Власов. — Здесь же оказались начальники отделений (с медперсоналом), рентгенотехники. Здесь же разместились 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическая лаборатория, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также эвакуированные жители Севастополя».
Тысячи людей правдами и неправдами попадали на уходящее судно, жители города видели в нём последний шанс на спасение. На берегу возникла давка.
На маршруте Севастополь – Туапсе предполагалась одна плановая остановка в Ялте, однако сразу после отплытия, в 17:00, капитан «Армении» Владимир Плаушевский получил приказ по пути остановиться в Балаклаве. В итоге в Ялту судно прибыло только в 2 часа ночи 7 ноября.
«В порту стоял громадный теплоход. Вся пристань и мол заполнены людьми, — вспоминал Евгений Никулин, человек, которому не удалось попасть на борт. — Мы влились в эту толпу. Посадка на теплоход шла медленно; за два часа мы с пристани продвинулись на мол. Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперёк мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины».
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.30.jpeg
Гибель «Армении» ещё и обескровила медицинскую службу Черноморского флота: погиб руководящий состав, опытные врачи, медсёстры, фельдшеры из четырёх севастопольских и ялтинских госпиталей.
Это точно «Армения»!
В апреле 2020 года специалисты Центра подводных исследований РГО прибыли на место обнаружения судна. На дно спускается телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) отечественного производства серии «РТ». Он и делает первые подводные кадры. Устройство манипулятора снимает вмятины и трещины. В операторской рубке весь процесс погружения можно наблюдать в режиме прямого эфира.
Осмотр найденного корпуса начинается с центральной части левого борта с движением в сторону кормы. Ещё при первом подходе к судну на дне обнаруживают фрагменты палубы и иных элементов. При осмотре самого борта отмечают характерные признаки теплохода «Армения»: расположение палуб и своеобразные проёмы в леерных ограждениях.
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.32.jpeg
Еще один спуск подводного аппарата. Робот осматривает нос судна, где когда-то было название. Он повреждён не так сильно, и название могло бы сохраниться. Но, нет: вероятно, его нанесли краской, которую быстро разъела агрессивная морская вода. Хотя и без названия признаков более, чем достаточно, чтобы подтвердить, что это она, «Армения». Робот движется дальше. И вдруг самая счастливая находка: на носу стойка судового колокола, а на палубе — и он сам! Рында упала надписью вверх, и на ней чётко читается надпись «Армения». Колокол изготовлен из цветного металла и не подвергся коррозии. На такую удачу участники экспедиции даже не рассчитывали. «Мы не оставили простора фантазии ни одному лжеисторику. Подобные находки, как паспорт», — говорит участник экспедиции, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО Сергей Фокин.
whatsapp-image-2020-04-26-162132-2.jpeg
Завершающее погружение. Робот возвращается на левый борт, но теперь в район ходового мостика, куда пришлись основные удары авиабомб. Именно здесь могли располагаться орудия, если их, действительно, установили, нарушив конвенцию о санитарных судах. Но, увы, узнать, были они там или нет — не удастся. Степень разрушения судна такова, что не понять даже количество взрывов, погубивших «Армению».
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.29_1.jpeg
По признанию участников экспедиции, обследование судна «Армения», объекта на сверхбольшой глубине, требовало большой концентрации внимания и аккуратности.
«Нам надо было собрать максимальное количество данных, при этом излишне не рискуя аппаратурой, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО Сергей Фокин. — Разбомблённое судно на грунте представляет собой нагромождение металлических деталей, конструкций, лееров, шлюпбалок, висящих тросов, верёвок, креплений, покосившихся мачт. Это дремучий лес, в котором можно запутать или самого робота, или его кабель, по которому идёт питание, а он отправляет данные и картинки».
Одного исследования оказалось достаточно, чтобы сделать важные выводы: объект не раскололся на части, стоит на ровном киле курсом 220 единым фрагментом. Корпус судна покрыт слоем ила, но не имеет очевидных пробоин, что исключает вероятность гибели от попадания торпед, о чём сообщала официальная версия.
«Надстройки и палубы имеют ужасающие следы разрушений — леерные ограждения и другие вертикальные элементы вывернуты наружу. Скорее всего, это последствия взрывов от попадания авиационных бомб. Основные повреждения пришлись на среднюю и носовую часть надстройки ближе к левому борту, что может свидетельствовать об авиационном бомбометании по курсу движения судна, то есть немецкие самолёты заходили на атаку с кормы», — рассказал Сергей Фокин.
whatsapp_image_2020-04-26_at_16.21.31_3.jpeg
И всё-таки, почему теплоход «Армения» так долго не могли найти?
«В поисковом деле большую роль играет качество аппаратуры и удача. Специалисты Минобороны обнаружили теплоход «Армения» в координатах максимально близких к тем, что публиковали в официальных отчётах, — рассказывает исполнительный директор ЦПИ РГО. — Главная сложность обнаружения «Армении» в том, что судно покоится на глубине полтора километра. Можно ходить рядом, буквально в ста метрах, но ни разу его не подцепить».
Участники экспедиции говорят, что новых погружений к «Армении» не предвидится. И дело не только в сверхглубине. «Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нём просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично, — говорит Сергей Фокин. — Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надёжно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ».
Источник
Тайна катастрофы теплохода «Армения»
Теплоход «Армения»
В середине 1920-х годов в Советской России активно восстанавливалось кораблестроение, в том числе и гражданское. В конструкторском бюро Балтийского завода разработали проект теплохода типа «Аджария». В 1927–1928 годах было построено шесть пассажирских судов, которые получили названия в честь советских республик: «Аджария», «Абхазия», «Армения», «Украина», «Крым» и «Грузия». Почти все лайнеры построили в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе (только последние два судна – в германском Киле). Теплоходы несли службу на Чёрном море и обслуживали линии между портами Украины, Крыма и Кавказа. За свою быстроходность они назывались «рысаками».
«Армения» была введена в строй в 1928 году. Это был двухтрубный теплоход водоизмещением 5770 тонн, длиной более 107 метров, шириной в 15,5 метров, способный развить скорость в 14,5 узлов. Экипаж около 100 человек, на борту могло разместиться около 1000 пассажиров. Также теплоход мог перевозить 1000 т грузов, то есть был универсальным грузо-пассажирским. «Армения» эксплуатировалась Черноморским морским пароходством и ходила на линии Одесса – Батуми – Одесса.
Санитарное судно
С началом Великой Отечественной войны ситуация на Чёрном море потребовала изменения положения «рысаков». «Армению» переделали в санитарно-транспортное судно: рестораны переоборудовали в операционные и перевязочные, курилку – в аптеку, в каютах установили дополнительные подвесные койки. В начале августа работы на судне были завершены, и «Армения» вошла в состав Черноморского флота. Капитаном судна стал Владимир Плаушевский, старшим помощником – Николай Знаюненко, руководителем медицинского персонала – главный врач железнодорожной Одесской больницы Пётр Дмитриевский. Экипаж санитарного судна состоял из 96 человек, а также из 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров.
В ходе обороны Одессы корабль совершил 15 рейсов и вывез из города на кавказское побережье свыше 16 тыс. человек. Днем и ночью на борту трудился медицинский персонал. Операции, перевязки и кровь. Множество раненых. Везли не только раненых, но и беженцев, которые спасались от войны. Члены экипажа размещали людей в своих каютах.
На бортах и палубе «Армении» были нанесены яркой красной краской большие кресты, хорошо видные с воздуха. На грот-мачте находился белый флаг с изображением международного Красного Креста. Однако немцы статьи Женевской и Гаагской конвенций на востоке практически не соблюдали. Так, в июле 1941 года гитлеровцы повредили санитарные суда «Котовский» и «Чехов». Атакованный самолётами люфтваффе лайнер «Аджария», объятый огнем, на виду у всей Одессы выбросился на мель. В августе такая же участь постигла судно «Кубань». Поэтому на «Армении» установили 4 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21К и 4 пулемета. Также судно обычно сопровождал конвой.
Эвакуация из Севастополя
Осенью 1941 года в Крыму царила неразбериха. К Севастополю выходили разбитые части Приморской армии РККА, за ними шли гитлеровцы. Тогда ещё никто не знал, что город будет героически держаться 250 дней. Из Севастополя спешно эвакуировали всё, что надо и не надо. К примеру, госпитали в самом городе и оборудованные в штольнях были забиты ранеными, но кто-то приказал эвакуировать медперсонал. Хотели вывезти даже хорошо подготовленный и укрепленный командный пункт флота. Только энергичные действия вновь прибывшего заместителя по сухопутной обороне генерал-майора Петрова положили конец бардаку. Севастополь превратился в настоящую крепость, на его подступах завязались упорные бои.
«Армения» 4 ноября 1941 года вышла из Туапсе и прибыла в Севастополь. Лайнер стоял на внутреннем рейде и принимал на борт раненых и беженцев. Обстановка была тревожной. В любой момент могла появиться немецкая авиация. Большая часть боевых кораблей флота по приказу адмирала Октябрьского вышла в море, включая и крейсер «Молотов», на котором была единственная на флоте корабельная радиолокационная станция. Кроме «Армении» в Карантинной бухте грузился транспорт «Белосток», а у причала Морзавода – «Крым». Погрузка шла непрерывно днем и ночью.
На судно были погружены раненые, медицинский и хозяйственный персонал Севастопольского военно-морского госпиталя (крупнейшего на флоте), во главе с главврачом его, военврачом 1-го ранга Семёном Каганом. Также на судно поместили 2-й военно-морской и Николаевский базовый госпитали, санитарный склад № 280, санитарно-эпидемиологическую лабораторию, 5-й медико-санитарный отряд, госпиталь от Ялтинского санатория. Были приняты на теплоход часть медперсонала Приморской и 51-й армий, а также мирные жители Севастополя. По разным оценкам, на корабле в итоге было собрано от 5 до 7–10 тыс. человек.
Сначала капитан Плаушеуский получил указание выйти в море 6 ноября в 19 часов и идти в Туапсе. Для сопровождения выделялся небольшой морской охотник «041» старшего лейтенанта Кулашова. При отсутствии сильного конвоя хорошей защитой для большого судна была только ночь. Днем большой грузо-пассажирский лайнер, почти не имеющий средств ПВО, конвойных кораблей и самолетов, был отличной мишенью для немецких бомбардировщиков и торпедоносцев. Немецкие ВВС в это время господствовали в воздухе. Первый приказ давал хорошие шансы судну покинуть Крым и дойти до Туапсе. Поэтому капитана Плаушевского возмутил второй приказ: выйти в море 17 часов, в светлое время суток! Такой приказ мог привести к гибели тысяч людей.
Затем последовали ещё два роковых приказа. Первым приказом «Армении» дали указание зайти в Балаклаву и забрать там служащих НКВД, раненых и медперсонал. Также теплоход принял какой-то секретный груз. Сейчас нет данных, какой груз погрузили на судно в Балаклаве. Есть мнение, что грузили музейные ценности, картины. По другой версии – документы и золото. В Балаклаве судно простояло несколько часов. Шансы уйти под покровом темноты ещё были.
Однако Плаушевский получает новый роковой приказ. Идти в Ялту и забрать работников партии, НКВД и ещё несколько госпиталей. В 2 часа ночи 7 ноября 1941 года «Армения» была в Ялте. В городе был хаос. Милиции не было, кто-то громил и грабил магазины, склады и винные погреба. Бойцы НКВД организовали посадку. Здесь транспорт принял ещё несколько стен людей и груз. Погрузка шла до 7 часов утра.
Катастрофа
В 8 часов 7 ноября «Армения» вышла из Ялтинского порта в Туапсе в сопровождении одного сторожевого катера. Море штормило, шёл дождь, что уменьшило и так небольшие возможности сторожевика по защите транспорта. Факт прикрытия транспорта двумя самолетами-истребителями, которые якобы «проморгали» атаку вражеского самолета, иногда упоминаемый в рассказах о событии, документами не подтверждается.
Интересно, что адмирал Октябрьский, зная оперативную обстановку и где находится «Армения», дал указание не выходить судну из Ялты до 19 часов, то есть до вечера. Плаушевский этот приказ получил, но вышел из Ялты. В этом кроется ещё одна тайна гибели теплохода. Возможно, что это было связано с тем, что в Ялте не было средств ПВО, и к городу приближались немцы (они захватили Ялту 8 ноября). То есть гитлеровцы легко бы уничтожили «Армению» в порту с помощью авиации либо просто полевой артиллерией. Поэтому капитан решил рискнуть выйти в море. В ненастную погоду шансы уйти без потерь повышались.
По свидетельству моряка с катера Яковлева, сначала около 10 часов появился немецкий разведчик. Через некоторое время на бреющем полёте, едва не касаясь воды, в район вышли два вражеских торпедоносца. Один пошёл в сторону Ялты, другой атаковал, но промазал. Второй торпедоносец действовал успешно. В 11 часов 25 минут «Армению атаковал Хейнкель He 111. В результате прямого попадания торпеды (как ранее считали) или двух произошёл сильный взрыв. Транспорт затонул за несколько минут. Сторожевик в неспокойном море смог спасти только 6 или 8 человек. До берега было около 30 км, вода была холодной, поэтому погибли почти все.
После войны «Армению» не раз пытались обнаружить, но без успеха. Находили древние суда, корабли, которые погибли в ходе двух мировых войн, но не санитарное судно. Только во время поисковой операции, проводившейся силами Министерства обороны России в 2017 году, на дне нашли магнитную аномалию. В марте 2020 года по этим координатам обломки «Армении» были обнаружены глубоководным комплексом под управлением специалистов Центра подводных исследований Русского географического общества. Судно располагалось в 18 милях от берега на глубине 1500 метров.
Следов торпедной атаки не нашли. Однако надстройки и верхние палубы имели большие разрушения. Возможно, что «Армения» подверглась бомбовым ударам. Это подтверждает версию, что корабль атаковали 4 немецких самолета, которые разбомбили среднюю часть судна.
Источник