Армянский праздник обливаться водой

Армянский праздник обливаться водой

Вардавар является одним из самых любимых в народе летних праздников в Армении.

Его в столице и областях страны ждут с нетерпением все от мала до велика, ведь в этот день детям разрешается беспрепятственно обливать водой всех, кого вздумается, а взрослые могут снова вернуться в детство хотя бы на день.

Праздник Вардавар приходится на разные даты, в этом году его будут отмечать в воскресенье, 23-го июля.

Преображение Господне, или Вардавар, отмечается через 14 недель после Пасхи и входит в число пяти главных праздников Армянской Апостольской Церкви наряду со Святым Рождеством и Крещением, Святым Христовым Воскресением, Успением Пресвятой Богородицы и Воздвижением Животворящего Креста Господня.

Празднику Вардавар предшествует неделя поста, а на следующий за ним понедельник отмечается Мерелоц – день поминовения усопших.

Название праздника, по всей видимости, имеет корень «вард» (по-армянски — роза) и восходит к древней традиции омовения розовой водой, которая впоследствии была заменена обычной.

В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью богини и бога Ваагна. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог огня Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь.

Местом Преображения Господня в христианстве традиционно считается израильская гора Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос вместе со своими апостолами Петром, Иаковом и Иоанном поднимается на гору помолиться. Во время молитвы Иисус преображается перед ними: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мтф. 17:2, Мк. 9:2, Лк. 9:29).

На глазах у удивленных апостолов Иисус разговаривал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией. В Евангелии от Луки, в частности, отмечается, что говорили они о событиях последних дней жизни Иисуса в Иерусалиме (Лк. 9:31).

В день Вардавара в народе, помимо обливания водой, также принято выпускать голубей, что символизирует Всемирный потоп, спасение семьи Ноя и голубя, которого Ной трижды выпускал с ковчега.

По другой традиции в этот день принято украшать одежду и волосы цветами, что символизирует радость в день Преображения Иисуса Христа.

По уже устоявшимся правилам, в день Вардавара принято обливать водой всех случайных прохожих. Это своего рода привествие, когда в ход идут любые подручные средства — ведра, кружки, ковши, бутылки и даже водяные пистолеты. И обиды тут нет никакой, напротив, считается, что вода в этот день обладает целительными свойствами. Поэтому если вас облили, то это только пойдет вам на пользу и на удачу.

Традиционно на Вардавар совершается матах, то есть воздается жертва милосердия. В писании сказано, что, готовя в этот день еду, «не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых», а зови на пир страждущих. «И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук.14:12-14).

Таким образом, матах либо совершается в виде благотворительной трапезы, либо мясо принесенного в жертву животного или птицы раздается нуждающимся.

Десертный стол в этот день традиционно украшают запеченные на огне яблоки, иногда с добавлением орехов, корицы, гвоздики, и национальная армянская выпечка — назук.

В этом году в день Вардавара, согласно метеопрогнозам, практически на всей территории страны будет жарко.

В Араратской долине, в Ереване и в низовьях Сюника в воскресенье днем ожидается плюс 38-39 градусов (температура воздуха будет выше нормы на 5-7 градусов).

До 28-33 градусов тепла будет в Ширакском марзе и горных районах Вайоцдзорской области, а в горных районах Котайка и Арагацотна ожидается 25-30 градусов тепла.

В Арцахе температура воздуха в воскресенье прогреется до 34-37 градусов.

Как видно, погода благоволит к ожидающим праздника Вардавар, а посему запасайтесь ведрами и бутылками для обливания и смело выходите на улицы.

Источник

Вардавар — праздник Преображения Иисуса Христа в Армении

В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви (Фото: Subbotina Anna, Shutterstock)

В ряду армянских традиционных праздников Вардавар (арм. Վարդնար или Վարդավառ) — это, безусловно, самый большой летний праздник, один из главных праздников Армянской Церкви и один из самых любимых летних праздников в народе. Он отмечается на 98 день после Пасхи.

Праздник установлен в честь Преображения Господня, произошедшего на горе Фавор. Согласно Библии, Иисус Христос с тремя апостолами — Петром, Иаковом и Иоанном — поднимался на гору Фавор, где им явились пророки Моисей и Илья. Разговаривая с ними, Христос преобразился, а Его одежды стали белее снега.

Однако, этот праздник, несмотря на свою христианскую сущность, сохранил ряд языческих черт. Само слово «Вардавар» имеет разные значения. По преданию Армянской Церкви святой Григорий Просветитель, первый Католикос Армении, назначил праздник Преображения на первый день армянского календаря — 1-е число месяца навасард (11 августа). А в этот день отмечался языческий праздник, и в результате и некоторые его элементы сохранились в обрядах народного празднования Преображения.

По одной версии, само название праздника «Вардавар» (или «Вардаматн») восходит своим корнем к слову «вард» (роза) и означает «осыпать розами». В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом Ваагн. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь по всей армянской стране, а бог Ваагн, вечно борясь со Злом, охранял и защищал эту любовь.

Об этом свидетельствует и другое сказание. Однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, так спешила его увидеть, что пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. Вот так красная роза стала символом любви.

По другой версии слово «Вардавар» состоит из корней «вард (уард)» — «вода» и «вар» — «мыть, поливать», означает «опрыскивать водой», что и составляет смысл праздника. Согласно дошедшей до нас древней легенде, на свете жил богач, требовавший за пользование принадлежащей ему водой отдавать в рабство юных красавиц. Храбрый юноша Вардан победил злодея и освободил девушек.

В этот день принято обливаться водой. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом на возраст, пол и общественное положение. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой.

Раньше праздник также сопровождался традиционными песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения. Если голубь трижды кружился над крышей дома его любимой, осенью ее выдавали замуж. Иная картина наблюдалась в горной местности, где климат сравнительно прохладный. Здесь главная роль отводилась жертвоприношению животных, дальнему паломничеству, веселью.

Как и другие традиционные праздники, «Вардавар» также несет в себе смысл плодородия. Люди с двухдневным припасом еды шли к святым источникам, вели с собой украшенных для жертвоприношения животных, которых приносили в жертву, надеясь на милость богов.

Другие праздники в разделе «Праздники Армении»

Источник

ВАРДАВАР

А знаете ли вы, что если бы не пандемия, в Армении 19 июля отмечали бы Вардавар- самый большой летний праздник, один из самых любимых у армян.

По древней традиции в этот день обливают друга друга водой, а в селах этот праздник отмечается особенно весело и шумно: собираются семьями, накрывают праздничные столы. Но конечно, самое важное в этот день облить кого-то водой, да и самому быть облитым. Праздник начинается с самого раннего утра, все поливают друг друга водой, кто из чего может, невзирая при этом на возраст, пол и общественное положение. Обижаться или проявлять недовольство нельзя, потому что считается, что в этот день вода обладает целебной силой, и если ты останешься необлитым в этот день, то любовь и удача могут обойти тебя стороной. Поэтому нелюбители обливаться в этот день предпочитают сидеть дома)

Этот армянский праздник в честь Преображения Господня. Отмечается через 14 недель после Пасхи .Как и многие христианские праздники, и Вардавар восходит к дохристианскому, языческому периоду армянской истории. С названием праздника, да и самой традицией обливания водой, существует много историй.

По одной версии, само название праздника «Вардавар» происходит от слова «вард» (роза). В дохристианской Армении Вардавар связывали с богиней любви и красоты Астхик и любовью между нею и богом огня Ваагном. Даря розы и разливая розовую воду, Астхик сеяла любовь в сердцах людей а бог Ваагн охранял и защищал эту любовь.

Другая история рассказывает, что однажды Астхик, услышав о том, что ее возлюбленный ранен, поспешила его увидеть и пустилась в путь босиком. По дороге, не замечая ничего вокруг, она изранила ноги о кусты роз, и цветы от ее крови стали красными. С тех пор красная роза стала символом любви.

По еще одной версии Вардавар переводили как «яркая роза» («вар» — яркий), а праздник связывали с богиней плодородия Анаит, бюст которой обычно украшали розами.
Праздник в языческие времена сопровождался песнями, танцами и играми. Люди дарили друг другу розы, а влюбленные юноши пускали в небо голубей. В храме Астхик паломники возлагали на священное место букеты из роз и совершали жертвоприношения.

Как и другие традиционные праздники, Вардавар- праздник плодородия: вода- основа жизни, любовь- основа мироздания.

Источник

Армянский праздник Вардавар 2018: суть, история, традиции

Армянская Апостольская церковь 8 июля отметит Преображение Господне или Вардавар – это один из пяти великих церковных праздников и самый любимый в народе.

Вардавар привязан к дню празднования Светлого Воскресения Христова, поэтому определенной даты в календаре Армянкой церкви не имеет – обычно его празднуют через 14 недель после Пасхи.

Древний армянский праздник Вардавар сохранился после принятия христианства, но единого мнения о происхождении его названия нет.

Праздник Вардавар

Этот красивый и веселый армянский праздник восходит корнями к мифологии – Вардавар одна из популярных версий связывает с богиней любви и красоты Астхик, которая была возлюбленной бога грозы и молнии Ваагна.

Злой повелитель подземного царства Яхван, которого за клевету на Ваагна изгнали с неба, затаив обиду в душе, постоянно искал повод отомстить. Как только подвернулся удобный случай, он похитил прекрасную возлюбленную бога огня и запер под землей. Вместе с Астхик исчезла и любовь из сердец людей, и воцарилась на земле тьма.

Отважный Ваагн сразил злого Яхвана и освободил возлюбленную. Астхик, вернувшись на землю, дарила людям розы и окропляла их розовой водой, и любовь возродилась.

С тех пор армяне каждое лето приносили розы в храм Астхик и обливали друг друга водой, которая была воплощением любви. Название праздника Вардавар, по этой легенде, восходит к слову «вард» — роза и означает «осыпать розами».

Название армянского праздника Вардавар, по другой легенде, восходит к хеттскому «вард» (вода) и «арр» (мыть), что переводится как «водополивание». Одна из легенд повествует, что молодой человек по имени Вардан в этот день победил злого богача, который в обмен на право использовать воду на его землях брал в рабство красивых девушек.

Существуют и другие объяснения. Так, например, Вардавар переводили как «яркая роза» («ивар» — яркий), а праздник связывали с богиней плодородия Анаит, бюст которой обычно украшали розами.

Вардавар или Преображение

Языческий праздник Вардавар слился с христианским Преображением Господним благодаря распоряжению первого Католикоса всех армян Святого Григория Просветителя.

По преданию Армянской церкви, он назначил праздник Преображения на 1-е число месяца Навасард (11 августа) — первый день армянского календаря.

Дата празднования была выбрана не случайно – армяне в этот день отмечали языческий праздник, некоторые традиции которого сохранились в традициях народного празднования Преображения по сей день.

Например, в праздник принято обливать друг друга водой, выпускать голубей и так далее. Армянская церковь этим традициям дала христианское толкование как воспоминание о всемирном потопе и о голубе Ноя.

Праздник Преображения Господня Католикос всех армян Мовсес II (574-604) в VI веке включил в пасхальный цикл, поэтому праздник стал переходящим и выпадает в разные годы от 28 июня до 1 августа.

В понедельник после Преображения Господня — поминают усопших.

Традиции праздника Вардавар

Вардавар — самый большой летний праздник – по традиции он сопровождается песнями, танцами, играми и, конечно же, обливанием водой.

В армянский праздник Вардавар, который начинается с раннего утра, встречных по традиции «приветствуют», обливая их водой из подручных средств – ковшей, ведер, водных пистолетов и так далее.

Источник

ЕРЕВАН, 28 июл — Sputnik, Лилит Арутюнян. Один из самых шумных и веселых праздников армян приходится на середину лета и носит звучное название «Вардавар». Каждый год его с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Хотя с особым размахом его отмечают именно дети. Ведь суть празднования заключается в том, чтобы обливать друг друга водой.

Туристам, оказавшимся во время Вардавара в Армении, следует учесть, что обливать можно всех, независимо от пола, возраста, социального статуса и семейного положения! Нередко ведра воды с шумным плеском выливаются также на проезжающие автомобили. Разумеется, и в этом случае, ни марка, ни год производства не имеют никакого значения. Обижаться ни в коем случае нельзя, ведь, по преданию, вода в этот день наделяется магическими свойствами и способна очистить от грехов.

Откуда пошло название? Единого мнения, откуда пошло название праздника, нет. Бесспорно лишь то, что корни его уходят в языческую культуру древних армян.

Языческие традиции

Самая распространенная версия связывает Вардавар с богиней любви и красоты Астхик, а также с любовью между ней и богом огня Ваагном. Астхик разливала по земле воду и осыпала ее розами, даря людям любовь. Однажды богиню похитил бог смерти, но Ваагн спас свою возлюбленную. В память об этом каждый год армяне стали дарить друг другу розы и обливаться водой. «Вардавар», в таком случае, переводится как «осыпать розами» («вард» — роза).

По другой версии, название праздника восходит к хеттскому «вард» (вода) и «арр» (мыть), что трактуется как «водополивание». Согласно одному из преданий, в этот день молодой человек по имени Вардан победил злодея, бравшего красивых девушек в рабство в обмен на право использовать воду на его землях.

Помимо этого, праздник связывают также с богиней любви и плодородия Анаит, поскольку «вардавар» можно разделить также на слова «вард» — «роза» и «вар» — яркий. А именно розами украшали золотой бюст Анаит.

Христианские традиции

По распоряжению первого армянского католикоса Григория Просветителя, праздник Преображения Господня был назначен на первый день нового года по армянскому календарю (11 августа) — когда отмечался языческий праздник. Так обряды и традиции (обливать друг друга водой и выпускать голубей) сохранились. Церковью же было дано христианское толкование как воспоминание о Потопе и о голубице Ноя.

Однако в VI веке католикос Мовсес II включил праздник Преображения в пасхальный цикл и назначил его на седьмое воскресенье после Пятидесятницы. Таким образом, праздник стал переходящим и выпадает на период с 28 июня до 1 августа.

Утром в церквях по всей стране проходит литургия, посвященная Преображению Господню. Также в этот день проводится освящение воды и благословение фруктов.

В некоторых регионах принято выпускать голубей в небо — это символизирует окончание всемирного потопа, о котором также напоминает всеобщее обливание.

«Водные» праздники других народов

У восточных славян распространен праздник под названием «Иван Купала». Отмечается он в день летнего солнцестояния, и посвящен наивысшему расцвету природы. Обязательным обычаем этого дня является массовое купание с обливанием друг друга водой. По преданию, с этого дня из рек выходила нечисть, а вода наделялась живительными и магическими свойствами.

В Таиланде новый год отмечается с 13 по 15 апреля и называется Сонгкран. В это время заканчивается жаркий сезон (как известно, в Таиланде различают три времени года: сезон дождей, холодный сезон и жаркий сезон), за которым следует сезон дождей. Его начало знаменует праздник Кхао Пханса. Тайская молодежь в этот день обливает друг друга водой, поскольку вода означает очищение от всего негатива, накопленного за прошедший год.

На середину апреля приходится главный национальный праздник в Бирме, который празднуют на протяжении пяти дней с кульминацией в день Нового года. В течение первых четырех дней фестиваля бирманцы обливают друг друга водой, «смывая», таким образом, грехи уходящего года.

Источник

Читайте также:  Винцентка вода для ингаляций
Оцените статью