Открытый урок «Берегите воду!»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Открытый урок: Берегите воду!
Цели и задачи урока: показать какое значение имеет вода для людей и необходимость ее охраны.
охарактеризовать потребность людей в воде;
раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по её охране ;
формировать ответственное отношение к природе;
воспитывать бережное отношение к воде;
развивать умение выделить главное, речь, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по окружающему миру «Берегите воду!» | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
- Название работы: Берегите воду!
- Предметная область: окружающий мир
- Класс: 3
- Цели и задачи: показать какое значение имеет вода для людей и необходимость ее охраны.
- охарактеризовать потребность людей в воде;
- раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по её охране ;
- формировать ответственное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- развивать умение выделить главное, речь, мышление.
- Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов: презентация Power Point к уроку «Берегите воду!»
- Ключевые слова: круговорот воды, источники загрязнения, очистные сооружения,
- Автор: Гурина Светлана Николаевна
- Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Этапы урока, с указанием используемой презентации
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока. ( Слайд 2)
III. Проверка выполнения домашнего задания.
- Отгадайте загадку. ( Слайд 3)
- Рассказ о трёх состояниях воды.( Слайды 4, 5 )
IV. Изучение нового материала.
- Где и как люди используют воду.( Слайд 6)
-Рассказ учителя (Слайд 7)
V. Физкультминутка . ( Слайд 8)
- Источники загрязнения воды. ( Слайды 9,10, 11, 12, 13, 14,15)
- Какие мысли вызывают у вас эти фотографии? (Слайд 16)
- А знаете ли вы…(Слайд17)
- Очистные сооружения (Слайд 18,19)
- Хозяйственное отношение к воде
- Задача (Слайд 20, 21)
- Берегите воду! (22)
VI. Домашнее задание. Выполнить в рисунке требования слайда .( Слайд 22)
VII. Итог урока.( Слайд 23)
Тема урока: Берегите воду!
Тип урока: комбинированный
Цель: показать какое значение имеет вода для людей и необходимость ее охраны.
- охарактеризовать потребность людей в воде;
- раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по её охране ;
- формировать ответственное отношение к природе;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- развивать умение выделить главное, речь, мышление.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор,
презентация Power Point к уроку «Берегите воду!»;
плакаты «Защитим природу»;
глобус, календари наблюдения погоды.
Сегодня у нас в гостях путешественница Капелька. Она очень любознательная и наблюдательная. Мы вместе с ней отправимся в путешествие по станциям.
— Какая сегодня погода дня?
— Что вы можете сказать об осадках? О ветре?
— Какая температура воздуха?
(Слово синоптику, подведение итога о погоде дня.)
- Сообщение темы и целей урока.
(Слайд 2) Ученики читают хором «Берегите воду!»
«Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!»
На этом уроке вы узнаете как беречь и охранять воду, что нужно нам с вами делать повседневно, чтобы ее экономить и хозяйственно расходовать.
- Проверка выполнения домашнего задания.
1.(Слайд 3) Отгадайте загадку:
«Я туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу» (Вода)
— О каких трех состояниях воды говорится в этой загадке? (о жидком, газообразном и твердом).
2.(Слайды 4, 5) Рассказ учащихся о трёх состояниях воды в природе.
3. Индивидуальный опрос.
Когда жидкость становится твёрдым веществом?
Почему зимой иногда лопаются водопроводные трубы?
Как происходит круговорот воды в природе?
Итог: Благодаря круговороту воды в природе у нас поддерживается наличие воды на планете.
- Изучение нового материала
Работать мы с вами будем по такому плану:
- Где и как люди используют воду?
- Источники загрязнения воды.
- Очистные сооружения.
- Хозяйственное отношение к воде.
1.(Слайд 6) Где и как люди используют воду.
- Работа с учебником (стр.41)
- Ответы на вопросы.
- Рассказ учителя.
(Слайд 7) Итог: Вода – голубая кровь планеты. Если быстро раскрутить глобус планеты, то он покажется одноцветным – голубым. Казалось бы воды на земле сколько угодно. Она покрывает большую часть нашей планеты. Но пресной воды остается все меньше и меньше.
Пресная – это вода без соли.
(физкультминутка с фонозарядкой)
(Слайд 8 ) Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает.
В дом туманом к нам влезает
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьется.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без воды нам не прожить!
В озере ее найдете
И в сыром лесном болоте
Наша спутница вода!
2.(Слайды 9,10) Источники загрязнения воды.
- Где используется вода? (в быту, на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве)
- А куда девается использованная вода? Определите источники ее загрязнения. (Слайды 11,12,13,14,15) .
- Работа по рисунку учебника. На первой картинке вода какая? (чистая, зеркальная) А на второй? (жёлтая, грязная). Хотел бы ты в такой воде искупаться? А напоить домашних животных? Чем опасно загрязнение воды?
- Какие мысли вызывают у вас эти фотографии? (Слайд 16)
- А знаете ли вы… (Слайд 17)
3.(Слайд 18,19) Очистные сооружения.
Чтобы очищать сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые бактерии, неопасные для людей. Эти бактерии обезвреживают ядовитые вещества.
4. Хозяйственное отношение к воде.
Мы изучили где используется вода, как загрязняется и как очищается. Вы видели когда я вращала глобус, что воды очень много. Но пресной мало. Воду нужно беречь, экономить.
- (Слайд 20,21) Задача. Попробуйте решить такую задачу: «При утечке из крана воды по капле, за сутки набегает одно ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю?
Видите как много воды расходуется зря, по халатности людей. Значит наш с вами гражданский долг беречь воду!
- (Слайд 22) Берегите воду!
- Если вода капает из крана, что нужно сделать? (закрыть или отремонтировать кран)
- Если ты моешь руки, умываешься под сильной струей, ты не экономишь воду. Прикрой немного кран, это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
- Если ты хочешь охладить лимонад, не держи его под струей холодной воды, а лучше лимонад поставить в холодильник, а воду поберечь.
Вывод: Каждый человек должен беречь воду и экономно ее расходовать.
Видите как много воды расходуется зря, по халатности людей. Значит наш с вами гражданский долг беречь воду!
1 . Творческое задание. Посчитать: сколько раз в день вы обращались к воде и использовали при этом правила.
2. (Слайд 22) Выполнить в рисунке требование слайда.
3. Стр. 41-44 выучить как беречь, охранять, экономить, хозяйственно расходовать воду.
Стихотворение К.Чуковского «Мойдодыр» (чтение учениками)
Капелька говорит, что вы молодцы, очень хорошо отвечали и много знаете.
Фронтальный опрос (закрепление). Читает вопрос ученик и отвечает.
1. Где и как люди используют воду?
2. Источники ее загрязнения.
3. Хозяйственное отношение к воде.
Молодцы! Капелька права. Мы еще раз убедились в том, что знаем о ней немало, чтобы вы помнили о чем говорили и что выучили на уроке, Капелька дарит – капельки.
Хоровое чтение Плакаты: «Беречь воду – значит беречь жизнь», «Всегда и везде вечная слава воде».
(Слайд 23) Наизусть
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни! ( читают хором )
Источник
Берегите воду! Конспект урока.
Раздел: Эта удивительная природа
Тема: «Берегите воду»
Учебно-методическое обеспечение: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 часть.
Время реализации занятия: 40 мин.
Цель: доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека
Задачи : ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить
бережно относиться к воде и экономить воду.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;
2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
1)развивать умения работать в парах, группах,
2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,
3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
формулировать тему урока;
искать и выделять необходимую информацию;
адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок-диспут с элементами просмотрово-поискового чтения.
1) индивидуальная работа
2) парная работа
3) фронтальная работа.
2)технология игровых методов обучения
4) информационо-коммуникативные (система контроля и мониторинга качества знаний)
1) интерактивная доска;
2) ноутбук учителя;
3) «капли» настроения у каждого учащегося для самооценки;
4) рисунок реки с источниками загрязнения;
5)схема «Круговорот воды в природе»;
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС).Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Это способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они дети учатся мыслить, творчески усваивать знания.
В качестве организационного принципа проблемного урока выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой и индивидуальный метод обучения с элементами обсуждения и игры.
Наряду с этим на уроке использовались элементы таких современных технологий ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), иллюстративный материал, что немаловажно для учащихся младших классов.
Данная разработка урока включает в себя поэтапный план занятия с учетом временной реализации и урока.
Для мотивации к учебной деятельности урок начинается с проблемного вопроса : « Без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?»
Тема урока не объявляется учителем , а обучающиеся определяют сами, послушав сказку. Послушав сказку определяют какая проблема стоит перед человечеством и формулируют тему урока.
На уроке используются различные формы и методы с целью удержания внимания и интереса к изучаемой теме.
Таким образом, творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. А проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Благодаря принципу проблемности, реализованном на уроке, ученики открывают знания, а не получают их в готовом виде.
3. Актуализация знаний .
1.Проверка домашнего задания
2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе».
4 .Самоопределение к деятельности. Целепологание.
Прослушивание сказки. определение темы и задачи урока. Ответы на вопросы.
6.Работа по теме урока Рассказ учителя. Ответы на вопросы по группам. Работа по глобусу и рисунку реки с источниками загрязнения. Игра: «Собери пословицу». Работа в группах. Решение экологических задач.
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
8. Самоанализ и самооценка ученика
1. — Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»
2. «Проверь себя» стр.63 в учебнике.
3. Сочинить экологическую сказку о Капельке.
1. Организационный момент
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмѐмся,
И друг другу улыбнѐмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придет успех!
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!
2.Мотивация к учебной деятельности
Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»
— Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)
— Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
— Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?
Буду стараться узнать новое.
— Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного
3. Актуализация знаний . 1 .Проверка домашнего задания.
1.-На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями
воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.
Отгадывание загадок. (слайд № 1 )
1.С неба звезды падают,
Пусть под ними скроется
Тонких как стекло;
А земле тепло. (Снежинки)
2. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
3.Седой дедушка у ворот
Всем глаза заволок. (Туман)
4.Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И стеклянной быть могу. (Вода)
5.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем – не найдем .(Роса)
— О каких состояниях воды говорится в этих загадках?
2. Работа со схемой «Круговорот воды в природе». Дети рассказывают стихотворения о «Круговорот воды в природе» , подготовленные самостоятельно.
4 .Самоопределение к деятельности. Целепологание. (слайд № 2 )
— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете
определить сами, послушав мою сказку.
В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.
Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи — ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды.
От грязи пропала вся чистота и красота моя. Теперь, сами думайте, что делать будете.
-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?
(Воду нужно беречь, не загрязнять)
-Итак, тема урока: «Берегите воду!» (Интерактивная доска)
— Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:
Почему нужно беречь и охранять ВОДУ? Почему вода находится в опасности?
— Сегодня у нас в гостях Капелька из сказочного Красивого озера. Она очень любознательная и наблюдательная. Мы вместе с ней отправимся спасать озеро.
У.- Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья -Капелька из сказочного Красивого озера.
1.Где на планете встречается вода?
2.Для чего человеку нужна вода?
3.Почему чистой воды становится меньше?
4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?
6.Что значит «экономно расходовать воду»?
Вода – голубая кровь планеты. Если быстро раскрутить глобус планеты, то он покажется одноцветным – голубым. Казалось бы воды на земле сколько угодно. Она покрывает большую часть нашей планеты. Но пресной воды остается все меньше и меньше
1.Где на планете встречается вода? (слайд №3 )
— Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. В природе на каждые 100 литров воды приходится лишь 3л пресной.
Вода является домом для множества растений и животных. Вода – важный друг и помощник для человека. Она нужна не только для питья и приготовления пищи, но и для работы заводов, вода — удобная дорога.
А чтобы узнать еще больше о воде и ее значении откройте учебник на стр. 57. 1 группа читает 1 абзац, 2 группа – 2 абзац, 3 группа – 3 абзац, 4 группа – 4 абзац.
— Найдите и обсудите, какова главная мысль вашего текста.
— Воды в природе много, но чистой воды не хватает. Какие существуют причины ее загрязнения, мы узнаем, сделав задание №1 в тетради на с. 25.
Прочитайте меры, которые надо принимать по охране и сбережению воды. Выберите из них те, которые каждый из вас может реально сделать по спасению и сбережению воды.
6.Работа по теме урока
Вопрос 2: Что значит «экономно» использовать воду?
Капелька приготовила для вас задачи.
Задача 1 (слайд № 5 )
В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?
— Как узнали? Каким действием? (демонстрация 1 стакана)
Задача 2 (слайд № 6 )
Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Сколько потратил воды Вова ?
Задача 3 (слайд № 7 )
Если вода течет струйкой величиной со спичку, то за сутки утечет 40 ведер, а в ведре 10 литров. Сколько литров вытечет за сутки?
— Как узнали? Каким действием?
Задача 4 (слайд № 8)
1 литр сточных вод, попадая в водоемы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды. Сколько литров хорошей воды испортят 10 литров сточных вод?
— Как узнали? Каким действием?
Вас впечатлили эти цифры? Представьте , что эту воду использовать больше нельзя.
Вопрос 3: Для чего человеку нужна вода?
У. — А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо
израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги,
нужно 250 тонн бумаги.
-А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)
Н-р: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.
Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.
— Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке.
Знаете ли вы пословицы о воде?
— Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы.
«Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды.» Василий
— Вы согласны с его словами?
-А сколько пословиц о воде?
Игра: «Собери пословицу». ( Найдите начало и концовку пословицы). (слайд №9 )
— Не забывайте, что работаем в парах.
Тише воды, не суйся в воду.
Под лежачий камень молодецкая еда
В марте вода, ниже травы
Хлеб да вода — в апреле трава .
Не зная броду, вода не течет.
Тише воды, ниже травы.
Под лежачий камень вода не течет.
В марте вода, в апреле трава.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Не зная броду, не суйся в воду.
-Капелька благодарит вас за ответы.
— Работаем дальше по очистке реки.
Вопрос 4: Почему чистой воды становится меньше?
— Покажите, что группа готова.
-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает
столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.
— Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке.
Вопрос 5: Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?
Ответ: От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,
морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.
-Такой вопрос: можно пить воду из реки, озера, пруда?
(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)
— более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды;
-2,5 млрд. живут в условиях антисанитарии.
— Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в озере.
— Капелька благодарит вас за ответы.
Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в
— Покажите, что группа готова.
У.- Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.
Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.
— А что вы могли бы сделать для сохранения чистоты воды в вашем водоеме?
— Мы сделали пятый шаг по очистке воды в озере.
Дети рассказывают как они ухаживают за родниками.
Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»?
— Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке.
-На все вопросы ответили. Капелька благодарит нас. Пожелаем Капельке
быть всегда чистой.
7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды — большие и маленькие. Давайте устроим дождик.
Большая капелька будет обозначать , что урок понравился, было интересно.
Маленькая капелька будет обозначать, что возникали трудности, не всё было понятно
— Подумайте и поднимите свою капельку. Какой замечательный дождик у нас получился.
8. Самоанализ и самооценка ученика
9. Д/з. (Интерактивная доска) (слайд № 10 )
1. — Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»
2. «Проверь себя» стр.63 в учебнике.
3. Сочинить экологическую сказку о Капельке.
Источник