Спишите.Подчеркните грамматическую основу. Укажите вид односоставных предложений. 1) Сладко дремлется. 2) Не спеши языком,
Ответ или решение 1
Безличные: 1) Сладко дремлется. 5) Хорошо лежать на опушке леса. 7) Ломит от усталости босые ноги. 8) Нежно пахнет почками. 14) Морозно. 16) Так есть хочется. 19) Идти дальше нельзя. 21) Приятно пахнет сосной. 25) Смеркается.
Определенно-личные: 2) Не спеши языком, торопись делом. 4) Напишите ему обязательно! 11) Одной рукой узла не завяжешь. 15) Помню долгий зимний вечер. 24) Бездонную бочку водой не наполнишь.
Неопределенно-личные: 3) Об этих событиях писали в газетах. 6) Сказали интересную вещь. 10) В наших краях знают толк в пении. 12) Играют только левой рукой. 17) Ей до сих пор обеда не приносят. 18) В лавках ничего не дают в долг. 20) В городе открыли новый театр. 22) Фонари скоро зажгут.
Назывные: 9) Поздняя осень. 13) Великий русский холод. 23) Шум прибоя.
Источник
Повторение тем «Определенно-личные предложения». «Обобщенно-личные предложения». Новая тема. § 23. «Неопределенно-личные предложения».
Русский язык. 8 класс.
Повторение тем «Определенно-личные предложения». «Обобщенно-личные предложения». Новая тема «Неопределенно-личные предложения».
Повторение темы «Определенно-личные предложения».
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений на 2 группы: 1) односоставные, 2) двусоставные.
(1) Неужели уже светает? (2) Счастливая мысль мелькнула в голове смотрителя. (3) Ямщик не возвращался. (4) Зимой быстро смеркается. (5) После оттепели подморозило. (6) Дуня от него не отходила. (7) Человек его поехал верхом в город за лекарем. (8) Туманно и дождливо за заплаканным окном. (9) Пахло свежескошенной травой. (10) Тут он стал подробно рассказывать мне свое горе. (11) В висках застучало от напряжения. (12) Лошади стали у почтового домика. (13) Все это доныне сохранилось в моей памяти. (14) Наконец-то распогодилось. (15) Нам не забыть этого синего моря! (16) Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. (17) Красота ее меня поразила. (18) Над лесом засинело. (19) Старик пришел к себе на квартиру. (20) Наконец графинину карету подали.
(2) Счастливая мысль мелькнула в голове смотрителя.
(4) Зимой быстро смеркается .
(5) После оттепели подморозило .
(6) Дуня от него не отходила .
(8) Туманно и дождливо за заплаканным окном.
(7) Человек его поехал верхом в город за лекарем.
(9) Пахло свежескошенной травой.
(10) Тут он стал подробно рассказывать мне свое горе.
(11) В висках застучало от напряжения.
(12) Лошади стали у почтового домика.
(13) Все это доныне сохранилось в моей памяти.
(15) Нам не забыть этого синего моря!
(16) Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи.
(17) Красота ее меня поразила .
(20) Наконец графинину карету подали .
(19) Старик пришел к себе на квартиру.
Задание № 2: выпишите (на слух) грамматическую основу определенно-личных предложений.
спешу к вам голову сломя.
Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!
Перед гробницею святой стою с поникшею главой.
Ступайте прямо на улицу.
Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье.
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Навстречу северной Авроры звездою севера явись .
И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей.
Проселочным путем люблю скакать в телеге.
Гляжу на будущность с боязнью.
Не смейся над моей пророческой тоской.
Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный.
Молча сижу под окошком темницы.
Повторение темы «Обобщенно-личные предложения»
Задание № 3: подчеркните грамматическую основу обобщенно-личных предложений; укажите наклонение глаголов-сказуемых:
(1) Едешь на день, хлеба бери на неделю. (2) Грибов ищут – по лесу рыщут. (3) Пашню пашут, так руками не машут. (4) Знай край, да не падай. (5) Искру туши до пожара, беду отводи до удара. (6) К обедне ходят по звону, а к обеду — по зову.
(1) Едешь (изъявительное) на день, хлеба бери (повелительное) на неделю. (2) Грибов ищут (изъявительное) – по лесу рыщут (изъявительное) . (3) Пашню пашут (изъявительное) , так руками не машут (изъявительное) . (4) Знай (повелительное) край, да не падай (повелительное) . (5) Искру туши (повелительное) до пожара, беду отводи (повелительное) до удара. (6) К обедне ходят (изъявительное) по звону, а к обеду — по зову.
Новая тема. § 23. Неопределенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме множественного числа 3-го лица настоящего или будущего времени или множественного числа прошедшего времени.
Задание № 4: выпишите неопределенно-личные предложения, подчеркните в них грамматическую основу:
(1) Снявши голову, по волосам не плачут. (2) Дух народный непобедим. (3) Между тем француза не находили. (4) Встали из-за стола уже поздно вечером. (5) Три дня все поиски по нем напрасны были. (6) И на обломках самовластья напишут наши имена. (7) Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. (8) Послали в город за лекарем. (9) Гусару подали кибитку. (10) Через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. (11) Потом его в степи без чувств нашли. (12) Меня вывезли в свет зимою 1811 года. (13) В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (14) Его вывели и усадили в сани. (15) Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате.
Задание № 5: р аспределите предложения на 2 группы: 1) неопределённо-личные, 2) обобщённо-личные; грамматические основы подчеркните:
(1) Бездонную бочку водой не наполнишь. (2) Вас просят к телефону. (3) Дело словом не заменишь. (4) Ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (5) Цыплят по осени считают. (6) По улицам слона водили. (7) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. (8) Стой за правду горой. (9) Мне даже на пакетах пишут «ваше превосходительство». (10) Любишь кататься — люби и саночки возить.
(10) Любишь кататься — люби и саночки возить .
Домашнее задание: упражнение № 152 (выписать неопределенно-личные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу).
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений на 2 группы: 1) односоставные, 2) двусоставные.
Задание № 2: выпишите (на слух) грамматическую основу определенно-личных предложений.
Задание № 3: подчеркните грамматическую основу обобщенно-личных предложений; укажите наклонение глаголов-сказуемых:
(1) Едешь на день, хлеба бери на неделю. (2) Грибов ищут – по лесу рыщут. (3) Пашню пашут, так руками не машут. (4) Знай край, да не падай. (5) Искру туши до пожара, беду отводи до удара. (6) К обедне ходят по звону, а к обеду — по зову.
Задание № 4: выпишите неопределенно-личные предложения, подчеркните в них грамматическую основу:
(1) Снявши голову, по волосам не плачут. (2) Дух народный непобедим. (3) Между тем француза не находили. (4) Встали из-за стола уже поздно вечером. (5) Три дня все поиски по нем напрасны были. (6) И на обломках самовластья напишут наши имена. (7) Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо.
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений на 2 группы: 1) односоставные, 2) двусоставные.
Задание № 2: выпишите (на слух) грамматическую основу определенно-личных предложений.
Задание № 3: подчеркните грамматическую основу обобщенно-личных предложений; укажите наклонение глаголов-сказуемых:
(1) Едешь на день, хлеба бери на неделю. (2) Грибов ищут – по лесу рыщут. (3) Пашню пашут, так руками не машут. (4) Знай край, да не падай. (5) Искру туши до пожара, беду отводи до удара. (6) К обедне ходят по звону, а к обеду — по зову.
Задание № 4: выпишите неопределенно-личные предложения, подчеркните в них грамматическую основу:
(1) Снявши голову, по волосам не плачут. (2) Дух народный непобедим. (3) Между тем француза не находили. (4) Встали из-за стола уже поздно вечером. (5) Три дня все поиски по нем напрасны были. (6) И на обломках самовластья напишут наши имена. (7) Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо.
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений на 2 группы: 1) односоставные, 2) двусоставные.
Задание № 2: выпишите (на слух) грамматическую основу определенно-личных предложений.
Задание № 3: подчеркните грамматическую основу обобщенно-личных предложений; укажите наклонение глаголов-сказуемых:
(1) Едешь на день, хлеба бери на неделю. (2) Грибов ищут – по лесу рыщут. (3) Пашню пашут, так руками не машут. (4) Знай край, да не падай. (5) Искру туши до пожара, беду отводи до удара. (6) К обедне ходят по звону, а к обеду — по зову.
Задание № 4: выпишите неопределенно-личные предложения, подчеркните в них грамматическую основу:
(1) Снявши голову, по волосам не плачут. (2) Дух народный непобедим. (3) Между тем француза не находили. (4) Встали из-за стола уже поздно вечером. (5) Три дня все поиски по нем напрасны были. (6) И на обломках самовластья напишут наши имена. (7) Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо.
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений на 2 группы: 1) односоставные, 2) двусоставные.
Задание № 2: выпишите (на слух) грамматическую основу определенно-личных предложений.
Задание № 3: подчеркните грамматическую основу обобщенно-личных предложений; укажите наклонение глаголов-сказуемых:
(1) Едешь на день, хлеба бери на неделю. (2) Грибов ищут – по лесу рыщут. (3) Пашню пашут, так руками не машут. (4) Знай край, да не падай. (5) Искру туши до пожара, беду отводи до удара. (6) К обедне ходят по звону, а к обеду — по зову.
Задание № 4: выпишите неопределенно-личные предложения, подчеркните в них грамматическую основу:
(1) Снявши голову, по волосам не плачут. (2) Дух народный непобедим. (3) Между тем француза не находили. (4) Встали из-за стола уже поздно вечером. (5) Три дня все поиски по нем напрасны были. (6) И на обломках самовластья напишут наши имена. (7) Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо.
Задание № 1: распределите (на слух) номера предложений на 2 группы: 1) односоставные, 2) двусоставные.
Задание № 2: выпишите (на слух) грамматическую основу определенно-личных предложений.
Задание № 3: подчеркните грамматическую основу обобщенно-личных предложений; укажите наклонение глаголов-сказуемых:
(1) Едешь на день, хлеба бери на неделю. (2) Грибов ищут – по лесу рыщут. (3) Пашню пашут, так руками не машут. (4) Знай край, да не падай. (5) Искру туши до пожара, беду отводи до удара. (6) К обедне ходят по звону, а к обеду — по зову.
Задание № 4: выпишите неопределенно-личные предложения, подчеркните в них грамматическую основу:
(1) Снявши голову, по волосам не плачут. (2) Дух народный непобедим. (3) Между тем француза не находили. (4) Встали из-за стола уже поздно вечером. (5) Три дня все поиски по нем напрасны были. (6) И на обломках самовластья напишут наши имена. (7) Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо.
(8) Послали в город за лекарем. (9) Гусару подали кибитку. (10) Через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. (11) Потом его в степи без чувств нашли. (12) Меня вывезли в свет зимою 1811 года. (13) В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (14) Его вывели и усадили в сани. (15) Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате.
Задание № 5: р аспределите предложения на 2 группы: 1) неопределённо-личные, 2) обобщённо-личные; грамматические основы подчеркните:
(1) Бездонную бочку водой не наполнишь. (2) Вас просят к телефону. (3) Дело словом не заменишь. (4) Ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (5) Цыплят по осени считают. (6) По улицам слона водили. (7) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. (8) Стой за правду горой. (9) Мне даже на пакетах пишут «ваше превосходительство». (10) Любишь кататься — люби и саночки возить.
(8) Послали в город за лекарем. (9) Гусару подали кибитку. (10) Через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. (11) Потом его в степи без чувств нашли. (12) Меня вывезли в свет зимою 1811 года. (13) В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (14) Его вывели и усадили в сани. (15) Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате.
Задание № 5: р аспределите предложения на 2 группы: 1) неопределённо-личные, 2) обобщённо-личные; грамматические основы подчеркните:
(1) Бездонную бочку водой не наполнишь. (2) Вас просят к телефону. (3) Дело словом не заменишь. (4) Ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (5) Цыплят по осени считают. (6) По улицам слона водили. (7) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. (8) Стой за правду горой. (9) Мне даже на пакетах пишут «ваше превосходительство». (10) Любишь кататься — люби и саночки возить.
(8) Послали в город за лекарем. (9) Гусару подали кибитку. (10) Через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. (11) Потом его в степи без чувств нашли. (12) Меня вывезли в свет зимою 1811 года. (13) В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (14) Его вывели и усадили в сани. (15) Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате.
Задание № 5: р аспределите предложения на 2 группы: 1) неопределённо-личные, 2) обобщённо-личные; грамматические основы подчеркните:
(1) Бездонную бочку водой не наполнишь. (2) Вас просят к телефону. (3) Дело словом не заменишь. (4) Ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (5) Цыплят по осени считают. (6) По улицам слона водили. (7) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. (8) Стой за правду горой. (9) Мне даже на пакетах пишут «ваше превосходительство». (10) Любишь кататься — люби и саночки возить.
(8) Послали в город за лекарем. (9) Гусару подали кибитку. (10) Через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. (11) Потом его в степи без чувств нашли. (12) Меня вывезли в свет зимою 1811 года. (13) В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (14) Его вывели и усадили в сани. (15) Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате.
Задание № 5: р аспределите предложения на 2 группы: 1) неопределённо-личные, 2) обобщённо-личные; грамматические основы подчеркните:
(1) Бездонную бочку водой не наполнишь. (2) Вас просят к телефону. (3) Дело словом не заменишь. (4) Ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (5) Цыплят по осени считают. (6) По улицам слона водили. (7) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. (8) Стой за правду горой. (9) Мне даже на пакетах пишут «ваше превосходительство». (10) Любишь кататься — люби и саночки возить.
(8) Послали в город за лекарем. (9) Гусару подали кибитку. (10) Через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки. (11) Потом его в степи без чувств нашли. (12) Меня вывезли в свет зимою 1811 года. (13) В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (14) Его вывели и усадили в сани. (15) Проголодавшегося медведя запрут, бывало, в пустой комнате.
Задание № 5: р аспределите предложения на 2 группы: 1) неопределённо-личные, 2) обобщённо-личные; грамматические основы подчеркните:
(1) Бездонную бочку водой не наполнишь. (2) Вас просят к телефону. (3) Дело словом не заменишь. (4) Ведут на двор осьмнадцать кляч, в возок боярский их впрягают. (5) Цыплят по осени считают. (6) По улицам слона водили. (7) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. (8) Стой за правду горой. (9) Мне даже на пакетах пишут «ваше превосходительство». (10) Любишь кататься — люби и саночки возить.
Источник