«Огонь, вода и газ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект урока окружающего мира для учащихся 3 класса, УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzh._mira_kuznetsova.docx | 30.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира
в 3 классе по теме:
«Огонь, вода и газ»
Учитель МОУ «СОШ № 2» г. о. Электросталь
Кузнецова Светлана Викторовна
- познакомить учащихся с необходимыми действиями при пожаре, аварии водопровода и утечке газа;
- отработать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевых игр
- формирование осознания младшим школьником ценности человеческой жизни;
- формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
- рассказывать о действиях при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
- знать телефоны экстренного вызова, телефоны родителей и соседей.
- понимать учебную задачу урока и раздела, стремиться её выполнить;
- оценивать достижения на уроке, составлять алгоритм действий на основе текста;
- анализировать схему эвакуации из школы.
- проявлять навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки;
- определять мотивы учебной деятельности.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, карточки с проблемными ситуациями, карточки с номерами телефонов аварийных служб, учебник «Окружающий мир», А.А. Плешаков-2 часть (УМК «Школа России» ФГОС), рабочая тетрадь к учебнику
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Учебник , ручка и тетрадка?
С усердием трудитесь!
— Ребята, начиная урок, хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли. Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению и покажите его.
II. Самоопределение к деятельности.
-Мы начинаем новый раздел: «Наша безопасность». Как понимаете слово «безопасность»? (спокойная жизнь, когда тебе ничто не угрожает, нет опасностей)
— Значительную часть своей жизни вы проводим в своём доме или квартире, в школе. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности.
Чувствуя себя в своём доме в безопасности, мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности.
— Какие же опасности нас могут подстерегать дома и в школе? Отгадайте загадки и узнаете тему нашего урока.
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
На железной клумбе
Кушанья любые. (газ)
— Назовите тему сегодняшнего урока
III.Работа по теме урока
Работа в парах (рабочая тетрадь с.3 задание 1.)
— Что же опасного таит в себе огонь? (Ответы детей)
— С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Но огонь бывает смертельно опасным, когда люди забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени города, бесценные творения, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадит никого и ничего. Так случаются пожары.
-Как случаются пожары? Назовите причины.
— Давайте проверим ваши ответы.
- неисправность электрических приборов (чайник, утюг, компьютер…)
- забывчивость людей (забыл выключить)
- искра (печь, камин, бенгальские огни)
- перегрузка электросети
- спички (игры со спичками)
- керосин, бензин, газ.
-Кто же является главными виновниками пожаров? (сами люди)
— А если пожар все — таки возник? Как нужно вести себя, если вы дома одни?
— Про это можем послушать стихотворение:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один,
Позвоним по …(хором «01»)
И ближайшему району
Позвоним по телефону.
Где горит и что горит,
Кто об этом говорит.
— Всё ли правильно рассказал нам автор, проверим чтением текста. (с. 4 – 5 учебник)
- Работа в малых группах (проблемная ситуация)
1 группа – На столе телефон. Вызвать пожарную охрану.
2 группа – Играл в компьютер. Вдруг компьютер загорелся. Ваши действия.
3 группа – Пожар. Сильное задымление. Что делать?
- (музыкальная)
- Игра «Запрещается-разрешается»
— Ребята, я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
- Бросать горящие спички в помещениях.
- Защищать дом от пожара.
- Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
- Кричать и звать на помощь взрослых.
- Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
- Дышать через мокрое полотенце.
— Давайте, ребята, прочитаем, повторим и запомним слова:
Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер – 01.
V. Работа по теме урока (продолжение)
— Ребята, а что сильнее огня? (вода)
-Правильно. Вода является самым простым наиболее доступным средством тушения пожара. Вода является источником жизни. Но и вода может стать источником опасности. Представь, что у вас в квартире произошла авария водопровода, прорвало трубу. Каковы ваши действия? Ответьте, используя рисунки учебника. Для ответа используйте слова «вентиль», «диспетчер» . Но может вы и не знаете, что же означают слова вентиль и диспетчер?
Вентиль – клапан для регулирования выхода воды, газа, пара, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий работу предприятия (пожарной части, аварийной службы, службы газа)
— Всё ли правильно мы сказали? Проверьте себя по тексту учебника (с. 5 – 6)
— А ещё, ребята, запомните: Если не знаете телефон диспетчера можно набрать номер «01» при любых авариях (это теперь общий номер для всех служб). Если нет домашнего телефона, можно набрать по сотовому телефону номер «112» — это общий номер службы спасения, куда можно дозвониться даже при «0» балансе.
- Работа в малых группах (проблемная ситуация)
1- группа « Папа решил принять ванну. Ему срочно позвонили с работы. Папа уехал на работу и забыл закрыть кран в ванной. Вода проливается, через край ванны. Ваши действия.
2 – группа « Прорвало трубу. Ваши действия»
3 – группа « Прорвало трубу отопления или батарею. Ваши действия»
- «Если чувствуешь запах газа»
Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
Поспели щи, шипят блины.
До завтра солнца не нужны.
— Рассмотрите внимательно иллюстрации на слайде. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы. (Работают на газу)
— Если на плите вдруг погас огонь, а газ из конфорки всё идёт — это очень опасно! Как вы думаете почему? (Ответы детей)
Во-первых , им можно отравиться.
Во-вторых , скопившись на кухне, газ может взорваться.
— Как же действовать в случае этой опасности прочитаем на стр. 6
— Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
Если ты почувствовал запах газа в квартире,
Помни: газовой службы телефон – 04.
VI. Игра «Огонь, вода, газ» (на внимание)
По команде учителя выполняем упражнения:
- «Огонь» — поднимаем руки, изображаем свечку
- «Вода» — приседаем
- «Газ» — хлопок
VII. Закрепление изученного
- Работа в тетради ( З. 3 – 4)
- Брейн – ринг.
- Возник пожар. Что делать? (звонить 01)
- Комната сильно задымлена. Как дышать? (через мокрое полотенце)
- По задымленному помещению нужно двигаться ползком. Почему? (внизу меньше дыма)
- Сорван кран горячей воды. Вентиль какого цвета закрыть? (красного)
- В квартире запах газа. Твои действия (открою окно и позвоню родителям)
- Загорелась ёлочка. У вас только сотовый телефон. Какой номер набрать? (112)
- Вы оказались в закрытой квартире один. У соседей пожар. Ваши действия. (Позвоню «01», заткну все щели дверей мокрой тряпкой , выйду на балкон, буду махать полотенцем)
VIII. Итог урока.
— Мы знаем, что у человека самое главное и самое ценное – это его жизнь. Жизнь прекрасна и дается человеку только один раз, поэтому нужно знать, как обезопасить себя от различных опасностей, которые нас окружают.
-На уроке мы с вами учились предвидеть опасности, предотвращать их и познакомились с правилами правильного поведения, и я буду очень рада, если знания, полученные на уроке, помогут вам обезопасить себя.
— В заключении, хотелось бы узнать, как вы оцените нашу работу на сегодняшнем уроке. Выберите соответствующий смайлик и покажите его.
IX. Домашнее задание
- Ответить на вопросы «Проверь себя!» и выполнить задания для домашней работы на с.7 учебника
- В «Рабочей тетради» с.5 № 4, 5, 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 3 класса (Программа А.А.Плешакова). Может быть использован для внеклассного мероприятия по ОБЖ.
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе содержит материалы для учителя, различные задания.
Урок окружающего мира с презентацией по теме»Огонь, вода и газ» может быть использован на уроках обж в начальной школе.
Презентация к уроку окружающего мира в з классе по теме «Огонь, вода и газ» может быть использована на уроках ОБЖ в начальной школе.
Конспект интегрированного урока химия-окружающий мир. 3 класс.
Источник
Урок с презентацией «Огонь вода газ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Тема: Огонь, вода, газ.
Цель: — узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;
— развивать кругозор детей;
— воспитывать бережное отношение детей к своей жизни, находчивость, собранность.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, телефон, тесты на каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ogon_voda_gaz.doc | 67.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_ogon_voda_gaz.ppt | 1.68 МБ |
pamyatka_ogon_voda_gaz.doc | 580 КБ |
Предварительный просмотр:
Дербишева Надия Нурудиновна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №13 а.Новкус-Артезиан, Нефтекумского района, Ставропольского края
УМК «Школа России»
Предмет: Окружающий мир
Тема : Огонь, вода, газ.
Цель : — узнать, как выглядит опасность и почему она возникает;
— развивать кругозор детей;
— воспитывать бережное отношение детей к своей жизни, находчивость, собранность.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, телефон, тесты на каждого ученика.
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему видно каждый из вас.
Улыбка, уверенность. Что ж, так держать!
За парты садитесь, пора начинать.
- Сообщение темы и цели урока.
Что, дотронувшись едва,
Превращает дом в дрова? (огонь)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём
Как мы это назовём? (водопровод) – в словаре Ожегова лексическое значение этого слова
Он на кухне обитает
Еду готовить помогает
За ним нужен глаз да глаз
Потому что это . (газ)
— Подумайте, о чём мы будем говорить на уроке? Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.
(« Запомнить твёрдо нужно нам – пожар не возникает сам» ).
— Как случаются пожары? Назовите причины.
1.Неисправность электрических приборов;
2. забывчивость (забыл выключить);
3. спички (игры со спичками);
4. легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда, пол, пластик и т.д.);
5. Петарды, фейерверки, салюты.
— Самые главные виновники пожаров – люди.
- Рассказ учителя «Если возник пожар».
— Если в квартире начался пожар, надо за секунду решить, что делать дальше. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу затушить его, набросив на огонь плотную ткань или можно тушить водой. Но надо помнить, что горящие предметы под напряжением нельзя тушить водой, только накрывать тканью, одеялом, можно забросать их землёй из цветочного горшка или стиральным порошком, песком.
Если огонь не погас, надо немедленно убегать из дома, проверив, не остались ли там те, кто не может выбраться сам (дети, пожилые, больные люди). Покидая квартиру, плотно закройте дверь, но не запирайте её. После этого надо сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть.
Пожарным надо назвать адрес, где и что горит, назвать себя и номер телефона.
При пожаре очень опасен дым. Если в помещении дымно надо смочить водой одежду покрыть голову мокрой тряпкой и выходить пригнувшись, так как дым поднимается кверху.
Если из-за густого дыма и высокой температуры вы не можете выбраться на улицу, нужно немедленно вернуться в квартиру, плотно прикрыв за собой дверь. Заткните все щели мокрыми тряпками. Закройтесь в дальней комнате, лучше в той, где есть балкон.
- Игра «вызов по телефону пожарной службы».
где горит; свой номер телефона; свою фамилию;
— Откройте рабочие тетради на стр.4 . Запишите номера служб экстренной помощи:
01 – пожарная охрана;
03 – скорая помощь;
04 – газовая служба.
— Представьте, что наступила ночь.
— Закройте глаза и загадайте своё самое заветное желание.
— Посмотрите на небо.
— Сколько там звёзд!
— Поднимитесь на носочки и попытайтесь дотянуться до звезды.
— Осторожно возьмите её в руки и положите в корзинку.
— Ещё загадайте желание поднимитесь на носочки и дотянитесь до звезды.
— Вот и ещё одна ваша мечта исполнится.
- Вода в доме. Рассказ учителя «Как действовать при аварии водопровода».
(чтение учащимися текста в учебнике о воде)
— Вода тоже может стать причиной несчастья. Может произойти авария водопровода. В этом случае надо завернуть специальный вентиль, который перекрывает воду в квартире. Таких вентилей обычно 2: один перекрывает горячую воду, а другой — холодную.
Если не можешь этого сделать попроси кого-то из взрослых, затем сообщи родителям и позвони диспетчеру ремонтного управления.
Воду нужно беречь. Её запасы очень малы. А вода, которая в морях и океанах непригодна для питья. Человек в сутки использует до 500 литров воды, хотя по расчётам специалистов требуется ему всего 250 литров. Поэтому нужно её использовать экономно и сразу же устранять все неполадки.
— Рассмотрите рисунки в учебнике. Что показывают эти знаки?
Вентиль – клапан (кран) для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной службы, аварийной части, водопровода, службы газа).
- «Если чувствуешь запах газа».
— Газ может быть опасен. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться.
Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха. Для того чтобы вовремя заметить утечку, в него добавляют сильно пахнущее вещество придающее ему специфический «газовый» запах.
Чтобы не случилось беды с газовыми приборами нужно обращаться осторожно и соблюдать правила безопасности. Никогда не оставляйте включенную конфорку без присмотра. Не читайте и не делайте уроки там, где находится газовая плита. Следите, чтобы закипающая жидкость (вода, молоко, суп) не заливала огонь. Газ из открытого крана может взорваться даже при включении электрического света.
Почувствовав запах газа сразу откройте окна и двери, чтобы проветрить квартиру; проверьте, закрыты ли краны на плите; ни в коем случае не включайте свет и не зажигайте спички; позвоните по телефону 04 в газовую службу (желательно не из своей квартиры).
— Скажите, кто действует правильно?
— Рассмотрите рисунки-знаки в учебнике. Что они показывают?
- Работа в группах. Собрать пословицу или поговорку.
1. Дыма без огня не бывает.
2. Пожар снежком не погасишь.
3. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
4. Где дым, там и огонь.
5. Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.
6. И лиса около своей норы смирно живёт.
7. Бережёного Бог бережёт.
8. Не шути с огнём – обгоришь.
9. У страха глаза велики.
-Как вы понимаете «Осторожность – мать безопасности».
- Работа с тетрадью. № 1, с 3.
— Чтобы закрепить тему урока проведём тестирование. Перед вами лежат листочки с тестом. Выберите правильный ответ.
(Взаимопроверка. Дети самостоятельно оценивают работу соседа по парте.)
— Что нового узнали на уроке?
— Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
— Как действовать при аварии водопровода?
— Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
- Домашнее задание. Стр.4-6. Р.Т. Стр. 4, № 3, № 4.
Придумайте новый знак безопасности. (Например, «Не суши бельё над газом» или «Береги воду».)
— Я надеюсь, что с вами не случится никакая беда, но все, же я вам раздам памятки. Пусть они всегда будут у вас под рукой.
Источник