- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Еккл. 11:1
- Свт. Григорий Богослов
- Свт. Амвросий Медиоланский
- Свт. Филарет (Дроздов)
- Прп. Исаак Сирин
- Прп. Никодим Святогорец
- Блж. Иероним Стридонский
- Лопухин А.П.
- Река Божьих благословений
- У ИСТОКА
- ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ
- Глава 11
- Вам может быть интересно:
- Что значит отпускать хлеб твой по водам? (Екклесиаст 11:1)
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еккл. 11:1
Свт. Григорий Богослов
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Многие подают, но без усердия, которое важнее и совершеннее самого подаяния. Ибо гораздо лучше для достойных простирать руку и недостойным, нежели из опасения встретиться с недостойными лишать благодеяния и достойных. Это, по моему мнению, и означает то, что надобно посылать хлеб твой даже по водам (Еккл. 11:1) , — он не рассыплется и не пропадет перед праведным Судьей, но достигнет того места, где положено будет все ваше и где найдем его во время свое, хотя о том и не думаем.
На смерть отца.
Свт. Амвросий Медиоланский
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Там поистине слезы есть хлеб, где алчут правды. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся (Мф. 5:6). Ибо есть такие слезы, которые есть хлеб и укрепляют сердце человека. К этому рассуждению подходит еще и изречение Екклесиаста: Отпускай хлеб твой по водам (Еккл. 11:1) , ибо там хлеб небесный, где вода благодати, ибо те верно принимают сущность слова и пищу разума сокровенного, в чьем чреве текут реки воды живой.
О молитве Иова и Давида.
Свт. Филарет (Дроздов)
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Соломон написал: «посли хлеб твой на лице воды: яко во множестве дней обрящеши его». Что такое говорит творец притчей? Как можно, чтобы хлеб, брошенный на воду, в продолжение многих дней, не уплыл, не размок, не был поглощен рыбою, или склеван птицею? Сим видом невозможности творец притчей изображает дивное могущество Провидения Божия, которое никак не попускает погибнуть делу благотворения. Благотворя несчастным, обыкновенно малознаемым, или совсем неизвестным, ты бросаешь хлеб свой в воду: время течет; доброе дело твое скрывается; может быть, и враги стараются затьмить оное и облагодетельствованные забывают: но придет минута судеб; хлеб твой найдется, и напитает тебя благословением и радостию.
Не в воду ли бросал хлеб свой Авраам, когда сидел под деревом, ожидая каких нибудь странников, и, увидя их, бежал им на встречу, чтобы призвать и угостить их? И что наконец обрел он во множестве дней старости? – Посещение Господа, и обетование благословеннаго потомства.
И Корнилий Сотник, по свидетельству книги Деяний Апостольских (благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу Деян. 10:2), «творяй милостыни многи людем», не в воду ли бросал хлеб свой, когда милостыни его доставались, то язычникам, то не познавшим Христа Иудеям? И что же обрел? – Явление Ангела, посещение Апостола, познание Христа, дар Святаго Духа.
Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Мариинской церкви Императорскаго Вдовьяго дома, пред торжественным обетом сердобольных вдов, декабря 6 дня; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)
Прп. Исаак Сирин
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Когда подаешь, подавай с великодушием, с ласковостию на лице и снабди в большей мере, нежели сколько некто просил. Ибо сказано: Поднеси кусок твой к лицу бедного, и немного спустя опять найдешь его (Еккл. 11:1) . Не отделяй богатого от бедного и не старайся распознавать достойного от недостойного: пусть все люди будут для тебя равны для доброго дела.
О духовном совершенстве.
Прп. Никодим Святогорец
Только потраченное на нищих, богатство, не погибает, но остаётся. Как и Соломон гадательно говорит об этом «Посли хлеб твой на лице воды, яко во множестве дний обрящеши его», смысл такой: дай хлеб и милостыню нищим, и через них пошлёшь её в воду, т.е. внешне увидишь растворение и истление, однако в действительности она не погибает. Как то, что бывает брошено в воду, кажется что, это тонет и исчезает, но в действительности не исчезает и не гибнет; так и хлеб и серебро, которые даются нищим, кажутся пропавшими и потраченными, однако воистину не исчезают и не истлевают, но пребывают, чтобы давший мог найти их в будущей жизни, ими же, и восприимет орошение и прохладу, когда язык его будет жариться в том огне, о котором сказано в Евангелии о богатом.
Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.
Блж. Иероним Стридонский
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его. Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: «реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7:38), – не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: «блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает» (Ис. 32:20), – что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Лопухин А.П.
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
В главах 9:1–12:8 дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в 11:1–6 , второе — в 11:7–10, третье — в 12:1-7. В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду («по водам»). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.
Толковая Библия.
Источник
Река Божьих благословений
Сегодня я хотел бы поговорить с Вами об одном известном месте из Библии. Это Екклесиаст 11:1:
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его
Великолепный стих, не правда ли? Однако многие не совсем верно понимают его смысл. Люди щедро жертвуют, но иногда бывают разочарованы результатом, годами ожидая финансового прорыва в своей жизни, который всё не приходит, и не приходит. Почему так получается? Будучи разочарованы, они просто перестают быть послушными Богу в десятине и пожертвованиях.
У ИСТОКА
Чтобы лучше понять этот стих, давайте представим себе реку Нил в Египте. Как и у любой реки, у Нила есть исток – наиболее узкое и возвышенное место. Предположим, что именно здесь мы сделали плот, на который погрузили наш хлеб и отпустили его по водам Нила. Но что делать после того, как хлеб был отпущен по водам? Когда и где он вернётся нам?
Рассуждая логически, может ли плот вернуться к Вам в то же самое место против течения реки? Я тоже думаю, что нет. Но почему-то многие верующие убеждены, что если отпустить «свой хлеб по водам», то достаточно просто ждать пока он вернётся. Именно в этом кроется причина их последующих разочарований! И если Вы регулярно сеете в Божье Царство, а финансовый прорыв не приходит, скорее всего, Вы находитесь у этого самого «истока» реки Божьих благословений.
ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ
Что же делать, спросите Вы? Ответ достаточно прост: нужно начать двигаться и действовать. У Нила, как и у многих других рек, есть дельта или место разлива. Именно в этом месте мы и должны ожидать, что Бог принесёт нам наш хлеб, и именно в эту дельту мы должны стремиться, чтобы получить результат. Возможно, это будет новая работа, новые знакомства или служение, которыми Бог хочет Вас благословить.
Если, Вы сейчас ожидаете найти тот хлеб, который Вы отпустили по водам, ободряю Вас сегодня помолиться и начать двигаться в «дельту» реки Божьих благословений, чтобы найти его там. В молитве просите Бога указать Вам путь, и верьте, что Он обязательно ответит!
Источник
Глава 11
1–6. Увещание к благотворительности. 7–10. Призыв к наслаждению жизнью.
В главах Еккл 9.1 –12дается как бы резюме предшествующих размышлений Екклезиаста об условиях счастливой жизни. Таких условий три: доброе делание, невинные наслаждения и полная преданность Божественному провидению. Первое условие раскрыто в Еккл 11.1–6 , второе – в Еккл 11.7–10 , третье – в Еккл 12.1–7 .
Еккл.11:1 . Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его.
В образных выражениях Екклезиаст призывает к самой широкой благотворительности, чуждой всякого расчета на личную выгоду ( «по водам» ). Всякая жертва со временем принесет свой плод жертвователю. Некоторые толкователи думают, что Екклезиаст побуждает здесь своих современников к торговой предприимчивости, к смелым коммерческим операциям на море. Но, как видно из других мест книги, Екклезиаст старался скорее сдержать излишнюю предприимчивость богатых людей, всю жизнь проводивших в заботах о приумножении богатства. Из следующего стиха ясно, что речь здесь о благотворительности.
Еккл.11:2 . Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле.
«Сем ь и даже вос емь» указывают на возможно более полное число людей, с которыми следует делиться своим имуществом.
Еккл.11:3 . Когда облака будут полны, то они прольют на землю дождь; и если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, куда упадет.
«Если облака будут полны, то они прольют на землю дождь» . Всякая жертва вновь возвращается к жертвователю подобно тому, как испарившаяся на земле вода, наполнив собой облака, снова падает на землю. Образ дождевых облаков обычно в Библии символизирует милость, благотворительность ( Притч 25.14 ; Сир 35.23 ). И если упадет дерево на юг или на север, то оно там и останется, где упадет . В мире нравственном, как и в физическом, определенные причины всегда вызывают определенные действия и, вообще говоря, человек жнет только там и только то, где и что он сеет, с такою же необходимостью, с какой упавшее дерево остается на том именно месте, куда упало.
Еккл.11:4 . Кто наблюдает ветер, тому не сеять; и кто смотрит на облака, тому не жать.
Делая добро, человек не должен проявлять излишней расчетливости, осторожности и мнительности, чтобы не остаться без всякой жатвы, подобно слишком усердно наблюдающему за ветром и облаками.
Еккл.11:5 Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все.
Еккл.11:6 . Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.
Не зная путей Божиих, не будучи в состоянии предвидеть, где его деятельность будет плодотворна, человек должен пользоваться каждым моментом для доброй деятельности.
Еккл.11:7 . Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
Еккл.11:8 . Если человек проживет и много лет, то пусть веселится он в продолжение всех их, и пусть помнит о днях темных, которых будет много: все, что будет, – суета!
Еккл.11:9 . Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
Еккл.11:10 . И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета.
В этих стихах Екклезиаст призывает к веселью и радости, пока не наступили темные дни. Человек должен наслаждаться всем, что есть приятного и красивого в мире, помня, однако, о праведном суде Божием. «Пусть помнит о днях темных» . Дни темные, в противоположность всем годам прожитой жизни, означают дни пребывания в шеоле. «Ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих» , т. е. следуй внушениям сердца и очей, пока это не противно правде Божией. LXX увидели в этих словах противоречие с Чис 15.39 , где запрещается «ходи ть «вслед сердца вашего и очей ваших» , и, потому, перед словами: « в видении оч ей тво их», прибавили отрицание μή (слав. – » не» ). Это отрицание однако излишне, так как из контекста ясно, что Екклезиаст говорит лишь о таких влечениях сердца, которые не противны Божественным заповедям.
Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : в 7 т. / под ред. А. П. Лопухина. — Изд. 4-е. — Москва : Дар, 2009. / Т. 3. : Исторические книги. Учительные книги. — 960 с. / Книга Екклезиаста. 656-700 с. ISBN 978-5-485-00272-5
Вам может быть интересно:
- Толкование на Песнь Песней Соломона – Глава 1 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Переложение Екклезиаста – святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник
Что значит отпускать хлеб твой по водам? (Екклесиаст 11:1)
Что имеет в виду Соломон в Екклесиаст 11:1, и что значит отпускать хлеб твой по водам, чтобы он затем снова вернулся к тебе?
Перед тем, как дать объяснение, давайте посмотрим, что написано в этом стихе. Но, так как 1 стих тесно связан с тем, что написано во 2 стихе, и так как они составляют одно предложение, я процитирую их вместе:
Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. (Екклесиаст 11:1-2)
Здесь используется художественный стиль, потому что автор не имеет в виду действительно выбросить хлеб в озеро или в реку. Воды используются символически, чтобы показать, что в этом мире всё течёт, и так, как воды рек текут в океаны, затем испаряются, идут в облака и снова стекают в реки, когда идёт дождь, так и добрые дела, совершённые нами, со временем вернутся. Через мудрого Соломона, Бог побуждает нас делать добрые дела, помогать тем, кто в бедствиях, и быть отзывчивыми на нужды других, потому что мы не знаем, как всё может обернуться, и когда мы будем в беде, помощь придёт и к нам.
Во 2 Послании к Коринфянам, по поводу организации сбора помощи для святых из Иерусалима, которые терпели лишения из-за голода в стране, апостол Павел призвал церкви Греции и Македонии сделать сбор помощи для святых из Иерусалима. Апостол отправил письмо до того, как сам пришёл в Коринф, и вот, что он написал христианам из Коринфа, побуждая их «отпустить свой хлеб по водам»:
Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было по достатку. Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка. (1 Коринфянам 8:11-15)
Павел призывает верующих из Коринфа помочь тем, чем они могут, святым из Иерусалима, чтобы и их избыток покрыл их нужды, когда придёт время. Коринф был богатым городом, и возможно кто-то думал, что никогда не будет необходимости в помощи со стороны Иерусалима, бывшего под римской оккупацией и терпевшего тогда большие лишения. Времена всегда меняются, и те, кто отпускал свой хлеб по водам, не будут покинуты, когда они будут в беде.
Не затем, чтобы в своё время мне помогли, а из любви к Богу и к людям, каждый раз, когда я видел чью-либо нужду, находясь в моих поездках, когда у кого-то ломалась машина, или кто-то в чём-то нуждался в дороге, я останавливался и помогал, чем мог. Не ожидая этого, каждый раз, когда у меня ломалась машина в дороге, или случалось ещё что-то неприятное, я получал помощь от людей чудесным образом, и я знаю, что в этом была рука Божья. Однажды я ехал из Румынского Евроазиатского Центра по Индуктивному Изучению Библии, и в Брашове, по ошибке, я налил в резервуар бензин вместо дизеля. Был вечер пятницы, и единственной возможностью, которую нам дали работники той станции, было позвонить в центр Дачия и попросить помощи. Они сказали, что приедут и перевезут машину в их центр, за очень хорошую сумму денег (которой у нас не было с собой) и лишь в понедельник смогут опустошить резервуар. Только мы закончили беседу по телефону, как в дверь вошёл шеф этой заправочной станции и спросил, какова наша проблема. Когда он узнал, он засуетился и позвал молодого человека, который пришел за очень короткое время, с маленькой сумкой за спиной, и за несколько минут разобрал часть поверх мотора. Затем, он нашёл маленький насос и начал качать вручную. Так как нужно было откачивать много, мы менялись, и шеф заправочной станции стоял и качал вместе с нами, даже шёл и искал пустые бутылки, чтобы мы вылили в них дизель. Через два часа, мы опустошили резервуар и смогли наполнить его дизелем, чтобы добраться домой. Молодой человек, который ремонтировал, попросил у нас меньшую сумму денег, чем у нас просили люди из ДАЧИИ всего лишь за перевозку машины. Я вытащил по Международной Библии Самостоятельного Изучения на румынском языке, чтобы подарить им, и когда шеф увидел, что я хочу что-то дать ему, от категорически отказался, думая, что я хочу заплатить ему за помощь. Тогда я сказал ему, что у меня есть для него особенная Библия, и он очень обрадовался. Вот такой вот красивый случай произошел со мной, когда хлеб, отпущенный по водам, вернулся ко мне. Кстати, если вы желаете приобрести такую Библию, вы можете найти её в Кишинёвской Церкви Благая Весть, а если вы хотите, мы можем представить её в церкви, частью которой вы являетесь.
Менее чем через неделю команда из Молдовы едет, чтобы подготовить пастырей и учителей воскресных школ из Южного Судана и чтобы помочь им в детских домах и в центрах для беженцев. Там крайняя нищета и лишения, которых мы не можем себе представить. В регионе, куда поедет команда, живет более 4 миллионов людей, у которых всего одна больница с несколькими кроватями и одной медсестрой. Когда та же команда была там летом, они купили солнечную батарею и холодильник, в котором можно было бы хранить вакцину от малярии, и по этому поводу пришёл генерал армии и губернатор, чтобы отпраздновать покупку этого холодильника и батареи. Я пишу, чтобы вы представили себе, каковы лишения там. Люди умирают сотнями каждый день из-за гражданской войны, а особенно из-за болезней. Зная это, я призвал людей «отпустить хлеб по водам» и собрать средства, чтобы мы могли помочь там. Коробка с вакциной стоит 50$, и её достаточно, чтобы вакцинировать 100 человек. Всего лишь 1$ ты можешь спасти жизнь двум людям. Стоит только захотеть. Я опубликовал и в Facebook следующее свидетельство, отправленное одним из пастырей моей церкви, который летом был там:
Я был огорчён, когда один человек написал обидный комментарий, сказав, что и у нас есть свои бедняки, и нам следует заботиться о них, но я благодарю Бога за тех, кто ответил с любовью и сочувствием на эту нужду и пожертвовал деньги на покупку этой вакцины.
Источник