- НАД НЕВОЙ
- Мост, которому особенно подходит имя Петра Великого, поражает не только высотой, но и тем, что преодолевает широкое русло Невы всего в три шага-пролета. У других конструкций на это ушло больше усилий.
- Гид по Петербургу
- Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
- Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге
- Краткое описание
- Название
- Особенности конструкции
- История создания
- Разработка проекта
- Возведение моста
- Легенды и интересные факты
- График разводки моста в 2019 году
- Где находится
- Достопримечательности в окрестностях
НАД НЕВОЙ
Мост-ВЕЛИКАН
Мост, которому особенно подходит имя Петра Великого, поражает не только высотой, но и тем, что преодолевает широкое русло Невы всего в три шага-пролета. У других конструкций на это ушло больше усилий.
Церемония открытия Большеохтинского моста. Фото К. Буллы. 26 октября 1911 года
ольшеохтинский, как его называли в советское время, принадлежит к классу вертикальных мостов. Куда же ведут такие мосты? Туда же, куда и более привычные горизонтальные. Привычка петербуржцев к изящным, слегка изогнутым переправам, которые кажутся эффектным продолжением набережных и невысокой застройки исторического центра, не отменяет того факта, что в истории два этих типа — горизонтальный и вертикальный — занимают почти равное положение. В Средние века многие мосты тоже было нелегко отличить от рядовой застройки, но в ином смысле. На мостах вырастали многоэтажные дома. Впрочем, возводили их не красоты ради, а потому, что пространство над водой часто не облагалось налогами и там устраивали всевозможные лавки. Так выглядели все переправы в Париже и в большинстве немецких городов, но до наших дней мостов-домов дошло немного. Самый знаменитый — Понте Веккьо во Флоренции. И в Петербурге в XVIII веке придумали мост-пассаж, но идея его строительства, как многие другие попытки связать берега Невы постоянными переправами, разбилась об исключительную трудность задачи. Дело не только в ширине реки, но и в том, что мост должен был легко разводиться и сводиться.
есь XIX век в столице сооружали переправы только горизонтального типа, с ездой поверху, когда проезжая часть находится над арками, сами же пологие арки устроены близко к воде. В центре города, кажется, только в такой манере и можно строить, дабы конструкции не загораживали здания на берегу. |
есмотря на все старания зодчего украсить мост Петра Великого, его необычный облик долгое время вызывал осуждение. Говорили, что в историческом центре такие формы едва ли приемлемы. И дело, конечно, не в орнаментах ар-нуво, ведь у горизонтального Троицкого моста они вполне допустимы. Еще лет тридцать назад о Большеохтинском писали буквально следующее: «Совершенно неуместно… принятое авторами решение, при котором над рекой, протекающей через центральные кварталы, высятся пролетные строения, превышающие десятиэтажные дома». И далее: «Принятая… конструктивная схема, уместная для железнодорожных мостов, привела к крупной градостроительной ошибке, в результате чего в красивом городском пейзаже возвышается ферменная громада». Автор явно слукавил. После возведения на Охте современных домов красивым этот пейзаж, как, впрочем, и кварталы — центральными, уж точно не назовешь. В своем теперешнем окружении мост кажется чуть ли не самым выдающимся сооружением, разве только Смольный собор может с ним тягаться. Но так ли уж чужды башни моста этому вертикальному гиганту? «Он демонстрирует такие пороки, как мишурность и претенциозность», «ничего более абсурдного никогда не возводили на этой реке» — сказано о другом мосте и о другой водной артерии в другой столице. Да, точно так же в штыки приняли когда-то самый знаменитый вертикальный мост — лондонский Тауэр-бридж. Его впору признать побратимом моста Петра Великого. Более того, влияние лондонского памятника на петербургский несомненно: сооружен он двадцатью годами раньше и сразу получил всеевропейскую известность, как бы кто к нему поначалу ни относился. |
Знакомый всем образ моста через Неву с поднятыми вверх центральными пролетами — уже вполне вертикального! — принадлежит позднейшей эпохе. Конечно, такой мост удобнее, вот только подъем разводной части требовал создания несравненно более сложных механизмов, чем для отвода в сторону. Первой переправой с современной системой разводки в Петербурге стал именно мост Петра Великого, сооруженный в 1909–1911 годах. Его закладку приурочили к юбилею Полтавской битвы, название же напоминало не только о недавнем двухсотлетии города, но и о располагавшейся в этом месте крепости Ниеншанц, взятие которой предшествовало основанию Петербурга. Помимо новаторской центральной части — ее разводные механизмы замаскированы башнями — мост отличали высокие арки с ездой понизу. Проезжую часть подвесили к конструкциям моста, одновременно стягивая концы арок, что усилило впечатление какой-то особенной значительности, почти монументальности. Мост-памятник, он словно выполняет и функцию городских ворот, что более всего ощущалось во времена, когда Петербург начинался именно здесь. Несмотря на свое первоначальное название, мост никаких аллюзий на Петровскую эпоху не содержит. Скорее уж напоминает о шведских замках и европейском Средневековье. Но это верно лишь в отношении поставленных посередине реки башен (кстати, башни над водой не были редкостью в городах Европы), конструкция же арок совершенно современная. Этот контраст старого и нового делает мост немного похожим на вокзалы XIX века, «средневековые» фасады которых нередко скрывали новаторские конструкции, — например, в Петергофе. Вокзальные аллюзии не случайны, многие железнодорожные переправы строились тогда как раз с высокими арками. Есть такой мост и в Петербурге: Финляндский. Вот только появился он уже после возведения моста Петра Великого. В проектировании второго вертикального моста участвовали оба автора Большеохтинского — инженер Григорий Кривошеин и архитектор Владимир Апышков, но для последнего, по всей видимости, там уже не нашлось никакой интересной работы: ни орнаментов, ни монументальных башен в сугубо утилитарном сооружении нет, да и стоит оно уж в совершенно глухом месте. |
ондонский мост короче своего родственника почти на сто метров, кроме того, башни в Петербурге поставлены сбоку от проезжей части, в британской же столице они одновременно служат воротами. На время разводки в Лондоне был предусмотрен переход поверху, который, правда, вскоре закрыли, ибо он снискал славу нехорошего места. Далее: башни в Лондоне неоготические, а те, что в Петербурге, ближе к романскому стилю, ставшему актуальным благодаря северному модерну. Есть и более существенное отличие: Тауэрcкий мост — висячий. Его боковые пролеты подвешены к тем самым башням, средний же разводится, как в Петербурге, что вместе с верхним переходом придает ему иной силуэт. И все равно моста более похожего на Большеохтинский в мире нет. Вообще же, современное мостостроение давно не считает зазорной устремленность ввысь. Распространенный ныне тип вантового моста предполагает строительство высокой мачты. Увы, разнообразия типов здесь не больше, чем у опор ЛЭП, все продиктовано соображениями прочности, и для искусства не остается места. Иное дело — старинный мост Петра Великого, который, как и Тауэрский, можно ругать за избыточность декоративных мотивов, их несогласованность с конструкциями и тому подобное, но тем не менее мосты эти остаются в числе самых заметных архитектурных памятников двух городов. Иван Саблин Меньший брат Большеохтинского моста — Тауэр-бридж, длиной 244 метра, с двумя башнями высотой 65 метров Большеохтинский мост имеет протяженность 335 метров Примыкающие к башням моста «полубашенки» — сочетание модерна и романского стиля «Свободу судоходству» — так назвали свой проект инженеры Григорий Кривошеин и Владимир Апышков. Его признали лучшим из семнадцати проектов Большеохтинского моста Источник Гид по ПетербургуЧто посмотреть и куда сходить в Культурной СтолицеБольшеохтинский мост в Санкт-ПетербургеМостыКраткое описаниеБольшеохтинский – первый из мостов северной столицы, на котором соорудили одновременно пешеходную и проезжую зоны. Санкт-Петербург – город больших рек и малых речушек, протоков и каналов, через которые перекинуты мосты. Даже те, кто никогда не бывал в Питере, узнают его на открытках или картинах с изображением мостов. Они являются неотъемлемой частью достопримечательностей города на Неве и настоящими произведениями архитектуры.
НазваниеСвязано оно с обозначением местности, которую мост соединяет с центром Санкт-Петербурга. Малая Охта – часть Красногвардейского района, расположенного на правом берегу Невы. Здесь в нее впадает река Охта, по названию которой и именуется район, бывший до начала XX века пригородом Санкт-Петербурга. При разработке проекта было присвоено название Охтенский. После возведения, с 1911 года, его именовали мостом Петра Великого. После революции в употреблении стали приняты такие названия, как Большеохтенский и Большой Охтенский.
При реконструкции, произведенной в 1997 году, на мосту закрепили табличку с историческим названием «Мост Императора Петра Великого», хотя официальное обозначение осталось прежним – Большеохтинский. Особенности конструкцииДля времени строительства моста его конструкция являлась уникальной и современной:
По обеим сторонам разводного пролета установлены башни, которые являются образцом архитектуры в романском стиле. Их предназначение в том, что внутри располагаются разводные механизмы моста. Одновременно с этим башни служат маяками: они увенчаны фонарями, освещающими Неву в ночное время. Высота каждой из них составляет 36 м от уровня воды. К башням выполнены пристройки — небольшие башенки с остроконечными куполами, похожие на средневековые крепостные сооружения.
Конструкция сооружения в цифрах:
История созданияНеобходимость соединения берегов Большой Невы в центре города при помощи постоянного моста начала обсуждаться еще при императоре Николае I — в 1829 году. Но технологии того времени долго не позволяли приступить к его сооружению. В месте желаемой установки в тот период находилась лодочно-паромная переправа. И паромные перевозчики, опасаясь за потерю своего дохода, протестовали против возведения монументальной переправы. В 1860 году район Охты, который ранее являлся пригородом, вошел в состав столицы. Вопрос о соединении отдаленного района с центром столицы снова дал о себе знать. Разработка проектаВ 1901 году начался конкурс проектов будущего моста. Ни один из них не прошел проверку и не был принят к исполнению. Утвердили внеконкурсную разработку русских военных инженеров Григория Кривошеина и Владимира Апышкова. Их совместный проект носил название «Свобода судоходству» и отличался тем, что предполагал наличие разводного пролета.
Окончательным аргументом в пользу скорейшего строительства послужила катастрофа в апреле 1907 года с пароходом «Архангельск», который осуществлял перевозку из Охты до набережной вблизи Смольного. Он затонул с 39 пассажирами на борту. Эта трагедия утвердила мнение о необходимости постройки постоянного моста в этом районе Невы. Возведение мостаМестный Петербургский металлический завод изготовил разводной пролет и механизм. Возведением занималась польская строительная компания. Заранее изготовленные пролетные конструкции доставляли к месту окончательной установки при помощи старых броненосных кораблей. Для передвижения мост открыли в 1911 году, но некоторые строительные и отделочные работы продолжались еще на протяжении двух лет. Легенды и интересные факты
График разводки моста в 2019 годуМосты есть во всех городах, построенных вблизи рек. Но в Санкт-Петербурге они соединяют между собой районы города, расположенные на разных берегах Невы, и требуют разводки. Необходимо это для того, чтобы они не препятствовали проходу судов по реке во время всего периода навигации, который продолжается с апреля по ноябрь. Для постоянного жителя северной столицы опоздание к началу разводки моста может стать досадной неприятностью, вынуждающей искать альтернативный способ переправы или провести несколько часов ожидания на соседнем берегу. Но для туристов и гостей города развод мостов – невероятно красивое и захватывающее зрелище. Освещенные подсветкой, поднимающиеся в ночное небо пролеты впечатляют тех, кто видит этот процесс впервые. В Санкт-Петербурге 13 мостов, за которыми закреплено время разводки, среди них и Большеохтинский мост.
Где находитсяАдрес Большеохтинсий мост расположен между двумя другими: выше по течению реки установлен мост Александра Невского, ниже по течению – Литейный. Один конец Большеохтинского моста закреплен на Малоохтинской набережной, второй – на Синопской, которая перетекает в центр города, на Тульскую улицу. Метро Новочеркасская — на правом берегу Невы Чернышевска — в Центральном районе города Как добраться В зависимости от того, на каком берегу Невы вы находитесь, добраться до Большеохтинского моста можно:
Достопримечательности в окрестностяхПрогуливаясь по Санкт-Петербургу вблизи Большеохтинского моста, можно изучить другие объекты культуры и архитектуры:
Особенно прекрасен этот мост в темное время суток, предлагаем посмотреть на его красоту в следующем видео. Источник |