Большеохтинский мост высота над водой

НАД НЕВОЙ

Мост-ВЕЛИКАН

Мост, которому особенно подходит имя Петра Великого, поражает не только высотой, но и тем, что преодолевает широкое русло Невы всего в три шага-пролета. У других конструкций на это ушло больше усилий.

Церемония открытия Большеохтинского моста. Фото К. Буллы. 26 октября 1911 года

Б

ольшеохтинский, как его называли в советское время, принадлежит к классу вертикальных мостов. Куда же ведут такие мосты? Туда же, куда и более привычные горизонтальные. Привычка петербуржцев к изящным, слегка изогнутым переправам, которые кажутся эффектным продолжением набережных и невысокой застройки исторического центра, не отменяет того факта, что в истории два этих типа — горизонтальный и вертикальный — занимают почти равное положение.

В Средние века многие мосты тоже было нелегко отличить от рядовой застройки, но в ином смысле. На мостах вырастали многоэтажные дома. Впрочем, возводили их не красоты ради, а потому, что пространство над водой часто не облагалось налогами и там устраивали всевозможные лавки. Так выглядели все переправы в Париже и в большинстве немецких городов, но до наших дней мостов-домов дошло немного. Самый знаменитый — Понте Веккьо во Флоренции.

И в Петербурге в XVIII веке придумали мост-пассаж, но идея его строительства, как многие другие попытки связать берега Невы постоянными переправами, разбилась об исключительную трудность задачи. Дело не только в ширине реки, но и в том, что мост должен был легко разводиться и сводиться.

В

есь XIX век в столице сооружали переправы только горизонтального типа, с ездой поверху, когда проезжая часть находится над арками, сами же пологие арки устроены близко к воде. В центре города, кажется, только в такой манере и можно строить, дабы конструкции не загораживали здания на берегу.

Н

есмотря на все старания зодчего украсить мост Петра Великого, его необычный облик долгое время вызывал осуждение. Говорили, что в историческом центре такие формы едва ли приемлемы. И дело, конечно, не в орнаментах ар-нуво, ведь у горизонтального Троицкого моста они вполне допустимы. Еще лет тридцать назад о Большеохтинском писали буквально следующее: «Совершенно неуместно… принятое авторами решение, при котором над рекой, протекающей через центральные кварталы, высятся пролетные строения, превышающие десятиэтажные дома». И далее: «Принятая… конструктивная схема, уместная для железнодорожных мостов, привела к крупной градостроительной ошибке, в результате чего в красивом городском пейзаже возвышается ферменная громада». Автор явно слукавил. После возведения на Охте современных домов красивым этот пейзаж, как, впрочем, и кварталы — центральными, уж точно не назовешь.

В своем теперешнем окружении мост кажется чуть ли не самым выдающимся сооружением, разве только Смольный собор может с ним тягаться. Но так ли уж чужды башни моста этому вертикальному гиганту? «Он демонстрирует такие пороки, как мишурность и претенциозность», «ничего более абсурдного никогда не возводили на этой реке» — сказано о другом мосте и о другой водной артерии в другой столице. Да, точно так же в штыки приняли когда-то самый знаменитый вертикальный мост — лондонский Тауэр-бридж. Его впору признать побратимом моста Петра Великого. Более того, влияние лондонского памятника на петербургский несомненно: сооружен он двадцатью годами раньше и сразу получил всеевропейскую известность, как бы кто к нему поначалу ни относился.

Знакомый всем образ моста через Неву с поднятыми вверх центральными пролетами — уже вполне вертикального! — принадлежит позднейшей эпохе. Конечно, такой мост удобнее, вот только подъем разводной части требовал создания несравненно более сложных механизмов, чем для отвода в сторону. Первой переправой с современной системой разводки в Петербурге стал именно мост Петра Великого, сооруженный в 1909–1911 годах. Его закладку приурочили к юбилею Полтавской битвы, название же напоминало не только о недавнем двухсотлетии города, но и о располагавшейся в этом месте крепости Ниеншанц, взятие которой предшествовало основанию Петербурга. Помимо новаторской центральной части — ее разводные механизмы замаскированы башнями — мост отличали высокие арки с ездой понизу. Проезжую часть подвесили к конструкциям моста, одновременно стягивая концы арок, что усилило впечатление какой-то особенной значительности, почти монументальности. Мост-памятник, он словно выполняет и функцию городских ворот, что более всего ощущалось во времена, когда Петербург начинался именно здесь. Несмотря на свое первоначальное название, мост никаких аллюзий на Петровскую эпоху не содержит.

Скорее уж напоминает о шведских замках и европейском Средневековье. Но это верно лишь в отношении поставленных посередине реки башен (кстати, башни над водой не были редкостью в городах Европы), конструкция же арок совершенно современная. Этот контраст старого и нового делает мост немного похожим на вокзалы XIX века, «средневековые» фасады которых нередко скрывали новаторские конструкции, — например, в Петергофе. Вокзальные аллюзии не случайны, многие железнодорожные переправы строились тогда как раз с высокими арками. Есть такой мост и в Петербурге: Финляндский. Вот только появился он уже после возведения моста Петра Великого. В проектировании второго вертикального моста участвовали оба автора Большеохтинского — инженер Григорий Кривошеин и архитектор Владимир Апышков, но для последнего, по всей видимости, там уже не нашлось никакой интересной работы: ни орнаментов, ни монументальных башен в сугубо утилитарном сооружении нет, да и стоит оно уж в совершенно глухом месте.

Л

ондонский мост короче своего родственника почти на сто метров, кроме того, башни в Петербурге поставлены сбоку от проезжей части, в британской же столице они одновременно служат воротами. На время разводки в Лондоне был предусмотрен переход поверху, который, правда, вскоре закрыли, ибо он снискал славу нехорошего места. Далее: башни в Лондоне неоготические, а те, что в Петербурге, ближе к романскому стилю, ставшему актуальным благодаря северному модерну. Есть и более существенное отличие: Тауэрcкий мост — висячий. Его боковые пролеты подвешены к тем самым башням, средний же разводится, как в Петербурге, что вместе с верхним переходом придает ему иной силуэт. И все равно моста более похожего на Большеохтинский в мире нет. Вообще же, современное мостостроение давно не считает зазорной устремленность ввысь. Распространенный ныне тип вантового моста предполагает строительство высокой мачты. Увы, разнообразия типов здесь не больше, чем у опор ЛЭП, все продиктовано соображениями прочности, и для искусства не остается места. Иное дело — старинный мост Петра Великого, который, как и Тауэрский, можно ругать за избыточность декоративных мотивов, их несогласованность с конструкциями и тому подобное, но тем не менее мосты эти остаются в числе самых заметных архитектурных памятников двух городов. Иван Саблин

Меньший брат Большеохтинского моста — Тауэр-бридж, длиной 244 метра, с двумя башнями высотой 65 метров

Большеохтинский мост имеет протяженность 335 метров

Примыкающие к башням моста «полубашенки» — сочетание модерна и романского стиля

«Свободу судоходству» — так назвали свой проект инженеры Григорий Кривошеин и Владимир Апышков. Его признали лучшим из семнадцати проектов Большеохтинского моста

Источник

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Большеохтинский мост в Санкт-Петербурге

Мосты

Краткое описание

Большеохтинский – первый из мостов северной столицы, на котором соорудили одновременно пешеходную и проезжую зоны. Санкт-Петербург – город больших рек и малых речушек, протоков и каналов, через которые перекинуты мосты. Даже те, кто никогда не бывал в Питере, узнают его на открытках или картинах с изображением мостов. Они являются неотъемлемой частью достопримечательностей города на Неве и настоящими произведениями архитектуры.

В историческом центре города расположено 342 моста, один из которых – Большеохтинский.

Название

Связано оно с обозначением местности, которую мост соединяет с центром Санкт-Петербурга. Малая Охта – часть Красногвардейского района, расположенного на правом берегу Невы. Здесь в нее впадает река Охта, по названию которой и именуется район, бывший до начала XX века пригородом Санкт-Петербурга.

При разработке проекта было присвоено название Охтенский. После возведения, с 1911 года, его именовали мостом Петра Великого. После революции в употреблении стали приняты такие названия, как Большеохтенский и Большой Охтенский.

Наименование Большеохтинский было закреплено за ним в 1956 году, по новым орфографическим требованиям.

При реконструкции, произведенной в 1997 году, на мосту закрепили табличку с историческим названием «Мост Императора Петра Великого», хотя официальное обозначение осталось прежним – Большеохтинский.

Особенности конструкции

Для времени строительства моста его конструкция являлась уникальной и современной:

  • длина пролетов более 130 метров — рекордная даже для подобных европейских построек
  • разводные крылья поднимались вверх всего за две минуты и вращались вокруг своей оси
  • срок возведения также стал максимально быстрым – всего около трех лет
  • Опоры и устои выполнены из бутового камня с гранитной облицовкой. При этом они сооружены на разных основаниях. Левобережный устой выполнен на свайном основании, промежуточные опоры и правобережный устой – на кессоном. С левобережной стороны моста спуск к воде оформлен в виде площадки, также облицованной гранитом
  • Пешеходная зона отделена от проезжей части полуметровым защитным металлическим ограждением

По обеим сторонам разводного пролета установлены башни, которые являются образцом архитектуры в романском стиле. Их предназначение в том, что внутри располагаются разводные механизмы моста. Одновременно с этим башни служат маяками: они увенчаны фонарями, освещающими Неву в ночное время. Высота каждой из них составляет 36 м от уровня воды. К башням выполнены пристройки — небольшие башенки с остроконечными куполами, похожие на средневековые крепостные сооружения.

На стенах башен установлены памятные доски с именами создателей моста, сведениями о размерах моста, датами его возведения и схемами разводного пролета

Конструкция сооружения в цифрах:

  • дата закладки — 27 июня 1909 год
  • дата открытия — 26 октября 1911 год
  • общая протяженность 335 метров
  • количество пролетов три – один центральный разводной, два боковых в виде арочных ферм
  • длина боковых пролетов почти 135 метров, центрального около 45 метров
  • наивысшая отметка арок ферм чуть более 20 метров
  • ширина пролетов между перилами приблизительно 26 метров. На разводном на три метра меньше
  • ширина 4-х полосной проезжей части почти 18 метров
  • ширина пешеходной зоны около 3 метров
  • наибольший угол раскрытия подъемного крыла 73 градуса
  • просвет разведенных крыльев моста составляет почти 43 метра
  • общий вес 9 тонн, масса противовесов разводного пролета – 1065 тонн

История создания

Необходимость соединения берегов Большой Невы в центре города при помощи постоянного моста начала обсуждаться еще при императоре Николае I — в 1829 году. Но технологии того времени долго не позволяли приступить к его сооружению. В месте желаемой установки в тот период находилась лодочно-паромная переправа. И паромные перевозчики, опасаясь за потерю своего дохода, протестовали против возведения монументальной переправы.

В 1860 году район Охты, который ранее являлся пригородом, вошел в состав столицы. Вопрос о соединении отдаленного района с центром столицы снова дал о себе знать.

Разработка проекта

В 1901 году начался конкурс проектов будущего моста. Ни один из них не прошел проверку и не был принят к исполнению. Утвердили внеконкурсную разработку русских военных инженеров Григория Кривошеина и Владимира Апышкова. Их совместный проект носил название «Свобода судоходству» и отличался тем, что предполагал наличие разводного пролета.

Трасса будущего моста обсуждалась, подвергалась изменениям на протяжении четверти века и была окончательно утверждена Николаем II в 1906 году.

Окончательным аргументом в пользу скорейшего строительства послужила катастрофа в апреле 1907 года с пароходом «Архангельск», который осуществлял перевозку из Охты до набережной вблизи Смольного. Он затонул с 39 пассажирами на борту. Эта трагедия утвердила мнение о необходимости постройки постоянного моста в этом районе Невы.

Возведение моста

Местный Петербургский металлический завод изготовил разводной пролет и механизм. Возведением занималась польская строительная компания. Заранее изготовленные пролетные конструкции доставляли к месту окончательной установки при помощи старых броненосных кораблей. Для передвижения мост открыли в 1911 году, но некоторые строительные и отделочные работы продолжались еще на протяжении двух лет.

Легенды и интересные факты

  • При сооружении моста была примененатехнология клепки металла, аналогичная той, которая использовалась при строительстве парижской Эйфелевой башни. Есть легенда, согласно которой одна из заклепок конструкции изготовлена из чистого золота и покрыта краской. Легендарная золотая заклепка пока еще никому не досталась.
  • Название Мост Петра Великого было присвоено по причине того, что заложили его в 200-летнюю годовщину Полтавской битвы, победоносным полководцем в которой был Петр I.
  • Качество постройки моста является настолько высоким, что необходимость проведения первых ремонтных работ возникла только в 1971 году.­
  • В 1980 году на мосту установили рельсы для электротранспорта. Трамвайное движение по нему было прекращено в 2005 году, демонтаж рельсов произвели в 2006 и 2010 годах.
  • С 1993 по 1997 год производилась реконструкция моста, в ходе которой первоначальный разводной пролет заменили по причине сильного износа. Новая конструкция осталась аналогична старой, но выполнили ее на сварке вместо заклепок, из новейших конструкционных материалов.
  • Во время реконструкции при укладке асфальтового полотна на разводном пролете металлическая поверхность створок пролета была укреплена, путем наваривания на нее арматурных прутьев. Понадобилось это по причине того, что первоначально уложенный асфальт при разводке пролета просто «скатился» с гладкой поверхности
  • В 2000 году установили художественную подсветку моста, включающую около1300 светильников.
  • Внешний вид моста сильно схож с лондонским Тауэрским мостом через Темзу. Благодаря этому сходству Большеохтинский мост снимали для одной из серий советского фильма о Шерлоке Холмсе, события которого разворачиваются в Англии

График разводки моста в 2019 году

Мосты есть во всех городах, построенных вблизи рек. Но в Санкт-Петербурге они соединяют между собой районы города, расположенные на разных берегах Невы, и требуют разводки. Необходимо это для того, чтобы они не препятствовали проходу судов по реке во время всего периода навигации, который продолжается с апреля по ноябрь.

Для постоянного жителя северной столицы опоздание к началу разводки моста может стать досадной неприятностью, вынуждающей искать альтернативный способ переправы или провести несколько часов ожидания на соседнем берегу. Но для туристов и гостей города развод мостов – невероятно красивое и захватывающее зрелище. Освещенные подсветкой, поднимающиеся в ночное небо пролеты впечатляют тех, кто видит этот процесс впервые.

В Санкт-Петербурге 13 мостов, за которыми закреплено время разводки, среди них и Большеохтинский мост.

Подъем центрального пролета производится ежедневно на время с 02:00 до 05:00 часов утра.

Где находится

Адрес

Большеохтинсий мост расположен между двумя другими: выше по течению реки установлен мост Александра Невского, ниже по течению – Литейный. Один конец Большеохтинского моста закреплен на Малоохтинской набережной, второй – на Синопской, которая перетекает в центр города, на Тульскую улицу.

Метро

Новочеркасская — на правом берегу Невы

Чернышевска — в Центральном районе города

Как добраться

В зависимости от того, на каком берегу Невы вы находитесь, добраться до Большеохтинского моста можно:

  • от станции метро Новочеркасская на любом транспорте до остановки Новочеркасский проспект, далее пешком около 325 метров
  • от станции метро Чернышевская до остановки Улица Красного текстильщика, далее пешком около 350 метров. Подходящий транспорт до остановки: автобусы №№ 15, 22, 55, 105, 136, 181; маршрутные такси №№ 28, 51, 90, 163, 167, 269, 389
  • непосредственно по мосту проходит маршрут троллейбусов под номерами 7, 16, 33

Достопримечательности в окрестностях

Прогуливаясь по Санкт-Петербургу вблизи Большеохтинского моста, можно изучить другие объекты культуры и архитектуры:

  • в историческом центре города недалеко Смольный институт и Смольный собор, а на противоположном берегу — Красногвардейская площадь
  • на левобережной стороне Невы, в пределах 1 км — Мост Александра Великого, Часовня Рождества Пресвятой Богородиц, Александро-Невскся Лавра

Большеохтинский мост стал строением с уникальной для своего времени конструкцией, удовлетворяющим нуждам судоходства. Сейчас он признан памятником истории и культуры.

Особенно прекрасен этот мост в темное время суток, предлагаем посмотреть на его красоту в следующем видео.

Источник

Читайте также:  Девушка вода для срисовки
Оцените статью