Борис гребенщиков ходить по воде

Содержание
  1. История песни «Прогулки по воде» – Nautilus Pompilius
  2. История создания песни «Прогулки по воде» («Апостол Андрей»)
  3. Смысл песни «Прогулки по воде»
  4. Запись и релиз
  5. Кавер-версии
  6. Интересные факты
  7. Текст песни «Прогулки по воде» – Наутилус Помпилиус
  8. Илья Кормильцев, Вячеслав Бутусов
  9. Цитаты о песне
  10. Прогулки по воде – Наутилус Помпилиус
  11. Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде – клип
  12. Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде – история песни
  13. С причала рыбачил апостол Андрей – о чём песня?
  14. Прогулки по воде – кавер-версии
  15. Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде – текст
  16. Лучшие песни под гитару! «Прогулки по воде». (НАУТИЛУС) — Аккорды, видео!
  17. Куда ведет брод? (семантический анализ текста)
  18. В любом случае, мы видим, что герой произведения «Брод» уже отошел от христианства. Зададимся вопросом: может быть в тексте указана мистическая причина этого поступка?

История песни «Прогулки по воде» – Nautilus Pompilius

Использование христианских мотивов в рок-музыке – это скользкий путь, чреватый обвинениями в оскорблении чувств верующих и всевозможными кривотолками. Даже смутные намеки на библейские сюжеты могут вызывать отторжение у набожных слушателей, а прямое упоминание святых в сомнительном контексте кажется им просто неприемлемым.

Композиция «Прогулки по воде» рок-группы «Наутилус Помпилиус» громких скандалов не вызывала, но авторам все же приходилось разъяснять ее основную идею и убеждать критиков в отсутствии религиозного подтекста в песне.

История создания песни «Прогулки по воде» («Апостол Андрей»)

Вячеслав Бутусов сочинил «Прогулки по воде» на стихи Ильи Кормильцева.

Лидер Nautilus Pompilius рассказывал, как была написана песня:

Он [Илья Кормильцев] раз в неделю приносил мне большие кипы стихов. Я не успевал все эти тексты перерабатывать. Любые тексты я обычно подгоняю под музыку. Мне всегда хотелось, чтобы, прежде всего музыка была хорошая и качественная. Илья же, имея опыт работы с другими музыкантами, считал, что тексты нельзя изменять, коверкать, что ничего хорошего в таких случаях не получается. Из ста его текстов я выбрал один, который хорошо ложился на мою музыку. Текст мне очень нравился в художественном плане — он был без бытовухи и без социума, красивый и романтический. Я его все-таки чуть-чуть подогнал под музыку, так и получилась эта композиция.

Смысл песни «Прогулки по воде»

Стихотворение Ильи Кормильцева можно рассматривать как фантазию на тему евангельской истории о знакомстве Андрея – тогда еще простого рыбака, а в будущем святого апостола – с Иисусом Христом.

Читайте также:  Как приготовить бебикалм какую воду добавить

Желающих поразмышлять на тему «Что хотел сказать автор?» приглашаем в комментарии. Ниже приведены цитаты из разных интервью Вячеслава Бутусова, в которых он делится мнением об основной идее песни «Прогулки по воде».

Легенда о религиозности ошибочна. Песня «Прогулки по воде», которую вы имеете в виду, вовсе не прямое цитирование библейской темы. Это скорее притча общечеловеческого характера.

Московский комсомолец, 1993

Следующая цитата хорошо объясняет, о чём песня «Прогулки по воде».

«Прогулки» — это притча такая. […] Потом нас обвинили в заигрывании с библейскими настроениями в народе. Опять же, через некоторое время стало модным петь про Иисуса Христа. А у нас в песне не было религии. Это просто притча, украденный сюжет, пересказанный Ильей Валерьевичем достаточно цинично.

Далее о библейском сюжете в песне.

..это было написано совершенно бессознательно… Я не воспринимал эту историю как библейскую притчу… Интересно получилось, апостол Андрей Первозванный — единственный из учеников Христа, который погиб так же, как Учитель. Когда я писал песню, то этого не знал. А вообще такие вещи — я имею в виду тематику, конечно, — нужно делать на осознанном уровне, иначе получается попса и кощунство. Я понял это значительно позже.

Оскорбляет ли песня чувства верующих?

Если говорить по-честному, то в творчестве «Наутилуса» были и крамольные вещи. Но «Прогулки по воде» я воспринимаю без какой-либо критики. Это действительно некая «псевдопритча». Там взят за основу известный библейский мотив, но он изложен по-другому. Это как сказки, которые переходили из уст в уста, и трансформировались до определенной степени, и продолжают трансформироваться. Это просто переложение.

Запись и релиз

«Прогулки по воде» впервые была записана в 1990 году для рабочей версии альбома «Наугад», но вошла песня лишь в альбом «Чужая земля», изданный в 1993 году.

Видеоклип к песне «Прогулки по воде» для Наутилус Помпилиус снял Олег Ракович. Ролик создан с использованием техники выскабливания. (Смотрите – он запускается))).

Более известен широкой публике и фанатам группы Nautilus Pompilius видеоклип «Прогулки по воде» режиссера Анатолия Берсенева

Кавер-версии

«Прогулки по воде» исполняли многие отечественные коллективы. Великолепную версию представила группа «Калинов мост».

Юрий Шевчук и рок-группа «ДДТ» также играли «Прогулки по воде».

«Прогулки по воде» поет на концертах даже Елена Ваенга, но не будем травмировать истинных любителей русского рока ее версией. Лучше послушаем кавер от группы «Выход».

Если вас интересует, как играть «Прогулки по воде» группы «Наутилус Помпилиус» на гитаре, вам поможет это видео от проекта Gitarin. Аккорды и табы песни прилагаются.

Интересные факты

  • Многие поклонники группы «Наутилус Помпилиус» называют песню «Апостол Андрей» или просто «Апостол».

Текст песни «Прогулки по воде» – Наутилус Помпилиус

Илья Кормильцев, Вячеслав Бутусов

С пpичала pыбачил апостол Андpей,
А Спаситель ходил по воде,
И Андpей доставал из воды пескаpей,
А Спаситель погибших людей.
И Андpей закpичал: «Я покину пpичал,
Если ты мне откpоешь секpет!»
И Спаситель ответил: «Спокойно, Андpей,
Никакого секpета здесь нет».

Припев:
Видишь, там, на гоpе, возвышается кpест,
Под ним десяток солдат, повиси-ка на нем.
А когда надоест, возвpащайся назад,
Гулять по воде,
Гулять по воде,
Гулять по воде со мной.

Hо учитель на касках блистают pога,
Чеpный воpон кpужит над кpестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дуpака,
А pаспятье оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сеpдцах
По водной глади ногой:
«Ты и веpно дуpак!», – и Андpей в слезах
Побpел с пескаpями домой.

Цитаты о песне

Я хотел, чтобы на “Чужой земле” было ровное музыкально-песенное полотно, без хитов. Но вот “Прогулки по воде” да еще одна (“На Берегу Безымянной Реки”) вырвались.

Вячеслав Бутусов, FUZZ, 1999

Мы были нигилистами, в нас зрел вызов обществу. Взяли библейский сюжет и сделали из него псевдопритчу. Поначалу на концертах во время исполнения «С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде» я менял слово «дурак» на «чудак», но группа и публика выразили недовольство! С тех пор больше никогда не меняю слова в наших песнях!

Вячеслав Бутусов, «Антенна», 2010

Это притча на библейские темы. Но мы не собирались напрямую цитировать Библию. Тем более, что не считаем себя достаточно компетентными в вопросах взаимоотношения космоса и человека.

Источник

Прогулки по воде – Наутилус Помпилиус

«Прогулки по воде» – песня группы «Наутилус Помпилиус», написанная Вячеславом Бутусовым на стихи поэта Ильи Кормильцева. Входит в студийный альбом «Чужая Земля», изданный в 1993 году. Является одним из известнейших хитов коллектива. В наши дни исполняется на концертах группы «Ю-Питер» в несколько изменённой аранжировке.

Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде – клип

В 1992 году режиссёр Анатолий Берсенев снял для группы «Наутилус Помпилиус» клип «Прогулки по воде». Этот ролик довольно часто показывали по телевидению, за счёт чего песня получила широкую известность. После загрузки на youtube ролик набрал несколько миллионов просмотров и до сих пор остаётся одним из наиболее известных клипов коллектива.

Кстати, ещё раньше на эту же песню был снят другой клип. Его автором является режиссёр Олег Ракович. От канонического этот ролик отличается кардинальным образом. Его главной чертой является графическая часть, выполненная ручной техникой. На нашем портале можно посмотреть ранний вариант клипа «Прогулки по воде».

Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде – история песни

Рассказывая в разных интервью о появлении этой песни в репертуаре группы «Наутилус Помпилиус» Вячеслав Бутусов вспоминал о «необычайной плодовитости» поэта Ильи Кормильцева. Последний приносил лидеру «Нау» на утверждение большое количество текстов, из которых песнями становились лишь единицы. Бутусов считал необходимым корректировать тексты в угоду музыке, Кормильцев же полагал, что написанные им произведения закончены и дальнейшей редакции подвергаться не должны.

Песня «Прогулки по воде» всё же была отредактирована композитором. Однако, по словам Вячеслава Геннадьевича, эти изменения были очень незначительны. В начале 90-х годов Бутусов говорил, что текст песни понравился ему в первую очередь отсутствием модных в то время «бытовухи и социума». В аранжировке композиции ключевое место занимают гитары – музыкальная тема разложена на три инструмента, которые и создают мелодию.

С причала рыбачил апостол Андрей – о чём песня?

Многие склонны видеть в этой песне библейские мотивы, однако на самом деле авторы придавали произведению несколько иное значение. В интервью 1993 года газете «Московский комсомолец» Бутусов говорил, что на самом деле в песне «Прогулки по воде» нет места религии. Это, скорее, притча об общечеловеческих ценностях, хотя она и является вольным «достаточно циничным» изложением библейской истории.

Прообразом апостола Андрея, главного героя песни, является один из учеников Иисуса Христа – Андрей Первозванный, родной брат апостола Петра. Оба были рыбаками до тех пор пока Спаситель не призвал их стать «ловцами человеков». Евангелист Иоанн считал, что Андрей был призван Христом ранее своего брата, за что в греческих религиозных книгах его называют Первозванным. Согласно преданию, апостол Андрей повторил судьбу своего учителя и был распят на косом кресте в Греции.

Прогулки по воде – кавер-версии

Песня про апостола Андрея группы «Наутилус Помпилиус» неоднократно исполнялась другими коллективами. Например, в альбоме «Отчёт за 10 лет» своё видение этого произведения представил лидер бессмертной группы «Выход» Сергей «Силя» Селюнин. А на концерте, посвящённом 10-летию «Нау», её спел лидер «ДДТ» Юрий Шевчук.

В 2011 году свой вариант этой песни «Прогулки по воде» представила группа «Калинов Мост». Таким образом музыканты сделали подарок Вячеславу Бутусову к его 50-летию. Премьера этого варианта композиции состоялась в рамках телевизионной передачи «Достояние Республики». Позже Дмитрий Ревякин исполнял её на юбилейных концертах, посвящённых 25-летию своего коллектива.

Одной из исполнительниц этого бессмертного произведения стала звезда русской эстрады Елена Ваенга. Кроме того, на конкурсе юных талантов «Синяя птица 2015» произведение исполнила Полина Чиркина. Причём сделала это очень талантливо.

Наутилус Помпилиус – Прогулки по воде – текст

С причала рыбачил апостол Андpей,
А Спаситель ходил по воде.
И Андpей доставал из воды пескаpей,
А Спаситель погибших людей.
И Андpей закричал: я покину причал
Если ты мне откроешь секрет.
И Спаситель ответил: “Спокойно, Андpей,
Никакого секрета здесь нет”.

Видишь там на горе возвышается кpест,
Под ним десяток солдат – повиси-ка на нём,
А когда надоест возвращайся назад
Гулять по воде,
Гулять по воде,
Гулять по воде со мной.

Hо учитель – на касках блистают рога,
Чёрный воpон кружит над крестом.
Объясни мне сейчас, пожалей дурака,
А распятие оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сердцах
По водной глади ногой.
“Ты и верно дурак!” – и Андpей в слезах
Побрёл с пескарями домой.

Источник

Лучшие песни под гитару! «Прогулки по воде». (НАУТИЛУС) — Аккорды, видео!

В народе чаще называют — «Апостол Андрей».
«Прогулки по воде» — вошла в альбом под названием «Чужая земля» (1993 год), известной группы «Наутилус Помпилиус«.
Изначально стихи песни преподнес Илья Кормильцев (основной автор песен Наутилуса). А Вячеслав Бутусов их немного изменил — подогнав под свою музыку (из интервью В. Бутусова). Затем на песню были созданы два клипа. Данный хит «Нау» неоднократно исполнялся на концертах и другими известными группами.
Аккорды у нее совсем несложные!

Песня играется под ритм вальса:
раз—два-три…раз—два-три…

Первый куплет и припев можно играть щипком:
бас—(3+2+1)-(3+2+1) — повтор…

А дальше гитарным боем:
вниз(сильно)-вниз(быстро)-вверх(быстро)-вниз- и сначала…

  • В припеве данный бой нужно проиграть по 2 раза на каждом аккорде, до аккорда C , на нем и последующих аккордах по 1 разу, и если не брать во внимание ак. H9

«Прогулки по воде»

Табы вступления смотрите в ссылке под видео.

Видео: (разбор вступления — для второй гитары):

Источник

Куда ведет брод? (семантический анализ текста)

Сегодня в Интернете можно увидеть любительские попытки разбора текстов популярных песен. Я решил последовать примеру их авторов, но за основу работы взять метод художественного анализа текста. Чтобы не утомлять ни себя, ни читателя, разбирать будем преимущественно образно-смысловой план сочинения Бориса Гребенщикова «Брод» (альбом «Сестра Хаос» 2002г.)

Там, где я родился, основной цвет был серый
Солнце было не отличить от луны
Куда бы я ни шел, я всегда шел на север
Потому что там нет и не было придумано другой стороны

Первая звезда мне сказала: «Ты первый»
Ветер научил меня ходить одному
Поэтому я до сих пор немножечко нервный
Когда мне говорят: «Смотри — счастье»
Я смотрю туда и вижу тюрьму

Время перейти эту реку вброд
Самое время перейти эту реку вброд
Пока ты на этой стороне, ты сам знаешь, что тебя ждет
Вставай, переходим эту реку вброд

Там, где я родился, каждый знал Колю
Коля был нам лучший товарищ и друг
Коля научил пить вино, вино заменило мне волю
А яшмовый стебель заменил
Компас и спасательный круг

Но в воскресенье утром нам опять идти в стаю
И нас благословят размножаться во мгле
Нежность воды надежней всего, что я знаю
Но инженеры моего тела велели мне ходить по земле

Время перейти эту реку вброд
Самое время перейти эту реку вброд
Если хочешь сказать мне слово, попытайся использовать рот
Вставай, переходим эту реку вброд

Время перейти эту реку вброд
Самое время перейти эту реку вброд
Пока ты на этой стороне ты сам знаешь, что тебя ждет
Вставай, переходим эту реку вброд

— Ироничность и вместе с тем чуткость к веяниям нашего времени – это свойства, в которых трудно отказать натуре Бориса Гребенщикова. Часто приходится слышать мнение, мол, разбирать сочинения «БГ» – бесполезное занятие. Но не бессмысленную белиберду пишет этот автор. Просто многие его сочинения принадлежат к герметической постмодернистской поэзии. Строится она так: в текстах даются ключики, понятные узкому кругу и выпадающие из эрудиции широкого пользователя. Вдобавок эти ключики могут вращаться по-разному, показывая множественные смыслы сочинения.
Вот, к примеру, текст песни «Брод». Его лейтмотивом является строка « Время перейти эту реку вброд». Эта фраза звучит даже настойчивее – «Самое время перейти эту реку вброд».
К чему призывает лирический герой текста, зачем идти « вброд», откуда идти и главное — куда?
Анализ посмодернистских сочинений разумно начинать с поиска мотивов, аллюзий. Такой подход к тексту «Брода» сразу направляет нас к Библии и к христианской литургической литературе, ведь упоминается «утро» «воскресенья» и «благословение». Вот только отношение к Божественной Литургии – центру всего христианского мироздания – в песне явно отрицательное («стая», «благословят размножаться во мгле»). Если в тексте песни учение Церкви– тьма, ложь, то что же тогда здесь свет, истина? Ответ на этот вопрос приведет к выяснению смысла песни «Брод».

Исследуем три варианта ответа:
-первый – искомая «истина» всего лишь смутное ожидание «новой веры» нового времени;
— второй – имя «истинной» религии или сектантского учения известно и просто спрятано в тексте;
-третий – нет вообще никакой истины – ни христианской, ни другой.

А) ВАРИАНТ «НОВОЙ ВЕРЫ»:

— Культура «Нью Эйдж», в духе которой «БГ» написал немало текстов и музыки, утверждает конец «христианской эпохи Рыб» и наступление с 2000-го года новой эры и новой религии под знаком Водолея. Возможно, автор текста говорит именно об этих смутных чаяниях неоязычников.
Обратимся к тексту. Для начала ответим на вопрос: что скрывается за «местом», где родился лирический герой песни и которое противоположно другой, лучшей стороне реки?
Автор пишет:
«Там, где я родился, основной цвет был серый
Солнце было не отличить от луны
Куда бы я ни шел, я всегда шел на север
Потому что там нет и не было придумано другой стороны».

«Серое» место (вспомним текст и другой песни БГ « Золото на голубом») – это, очевидно, наша полнощная Россия-матушка. А то, что у страны медведей и снегов, нет другого направления, как север («другой стороны»- то и не «придумано») – это библейский намек на историческую обреченность народов «раша» (предсказание о нашествии народов севера «Раша» в последние времена). Также вполне вероятно, что тенденция движения на «север» – это метафора исторического отрыва России от остального мирового сообщества.

Наша страна-сторона в недавнем прошлом была советской. Именно на эти годы пришлась молодость лирического героя песни (сразу заметим, что весь текст автобиографичен). Герой не разделяет пафоса коммунистической стройки:
«Когда мне говорят: «Смотри — счастье»
Я смотрю туда и вижу тюрьму»
Песня повествует, что отдушиной свободы для героя, некоей «волей» было христианство. Упоминаемый в тексте «Коля» – св. угодник Николай. Возможно, автор называет святого так по-простецки, подражая народной фамильярности: «святой Микола, Никола». Но антихристианский пафос песни невольно придает этому обращению характер непочтительности.
В Росси святитель Николай Мир Ликийских – один из самых любимых святых («каждый» его «знал»), ему и в советское время молились многие люди. «Пить вино» – это Святое Причастие, значит, герой текста посещал Литургию. «Яшмовый стебель» — символ не христианский, более принадлежащий к славянскому язычеству и китайской поэтике (традиционно слово «яшмовый» является синонимом понятия «красивый») . Это знак нравственной «диссидентской» свободы героя, его религиозной толерантности. «Стебель» ассоциируется с методом отыскивания воды при помощи прутика, он как бы оставляет за героем право поиска истины за пределами православных канонов. Образы «звезды», «ветра», «реки» также вполне народны, вписываются в эстетику Нью Эйдж.

Характерно то, что внушает «первая звезда» герою текста – это ,по христианским понятиям, установка на гордыню. Однако для язычника – надеяние на себя есть доблесть. Байроническая исключительность героя породило его одиночество. Одинок как «ветер».

Переход через реку символизирует ожидаемое перерождение героя, инициацию. Река является символом отделения одной области от другой, например, мира людей и мира иных существ, богов или предков. Перешедший реку сам становится иным.
В общем целом , смысл песни в первом варианте прочтения таков: герой текста убеждает оставить эту сторону «север» – Россию и ее православие, потому что они безнадежны. На дворе стоит 2002 год (время выхода альбома «Сестра Хаос»), пришла антихристианская эра ньюэйджеров. Характерно, что само название рок-группы Гребенщикова «Аквариум» скрыто указывает на «новую эру» — » AQUARIUS » ( с лат. — Водолей).

Б) ВАРИАНТ КОНКРЕТНОЙ РЕЛИГИИ ИЛИ СЕКТАНСКОГО УЧЕНИЯ:

-Неоязыческое прочитывание текста песни «Брод» кажется достаточно слабым для автора уровня Гребенщикова. Есть уверенность увидеть более интересную картину, чем банальный выпад ньюэйджера в сторону христианства. Есть другие, более древние и более опасные неприятели Христа – это иудаизм и гностицизм ( в данном случае речь идет о каком-то из иудаистских толков этого многоликого сектантского движения. Гребенщиков известен «широтой» своей религиозной эрудиции).
Чтобы их разглядеть, надо сосредоточить внимание на лейтмотиве текста – переход через реку. Давайте выясним, как соотносятся христианские и иудаистские образы, касающиеся преодоления водного препятствия.
Мы сразу видим, что в Новом и Ветхом Заветах( напомню, что иудеи не признают новозаветные книги Священного Писания) эти образы разнятся.
Самый известный образ христианства, связанный с движением по воде, – это хождение Иисуса Христа по водам. То есть , не касаясь дна. Господь не только Сам ходит, но и призывает учеников следовать Своему примеру.
А вот ветхозаветные евреи часто преодолевают водные глубины вброд. Самый популярный сюжет – переход расступившихся пучин Красного моря при бегстве из египетского плена. Но ближе к тексту другие библейские образы: чудесный переход вброд через полноводный Иордан как начало завоевания земли обетованной, а так же хождение предка всех евреев Иакова в одиночку на другую сторону бурного потока Иавок, где он прошел инициацию: вступил в мистическую борьбу с Богом и получил от него имя Израиль .
Противопоставление ключевых концептов в тексте «Брода» – христианства и иудаизма – подтверждает и другой, менее известный широкой публике, момент. По учению раввинов, слово «еврей» происходит от имени одного из доавраамовых патриархов — Евера, что буквально в переводе с иврита на русский означает «перешедший за реку».
Раввины утверждают, что избрание Богом евреев произошло много раньше времен Авраама и его сына Иакова. И переход через реку является настолько важным действием для всех евреев, что определило их самоназвание.
Напомним вкратце библейскую генеалогию патриархов: Сим — Арфаксад — Каинан — Шелах — Евер — Фалек — Рагав — Серух — Нахор — Фарра — Авраам. Эта генеалогия охватывает период от Всемирного Потопа до Авраама – около тысячи лет. Из Библии известно, что при прадеде Евера – Каинане произошло Вавилонское разделение первоначального языка примерно на 70 разных языков. Иудейские раввины учат, что евреи, дескать, не принимали участия в строительстве Вавилонской башни, они перешли за реку от бесовского города и отделились от остального человечества.
И вот здесь – внимание! – кульминационный для иудеев момент: сошедший в Вавилон Господь смешал языки людей, а речь евреев (в Библии ничего об этом не сказано), осталась «первозданной», божественной. Отсюда и первое богоизбранничество евреев, и священность древнего языка их Торы, вплоть до мистического смысла буквенных знаков.
Итак, переход реки – один из важнейших моментов еврейской религиозной истории, а переход именно вброд – еще более усиленная отсылка к иудаизму или иудействующей гностической секте.
Имя секты, в принципе, поддается расшифровке. На него может указывать строка:
«И нас благословят размножаться во мгле»
Эти слова созвучны проповеди древнейшей из гностических систем — офитов (змеепоклонников) и философа Валентина, согласно которым материя есть зло. Они полагали, что в материи заключена и рассеянна на миллионы частиц страдающая душа; чтобы освободить ее, из высшего мира идей приходит Христос – он собирает осколки воедино и освобождает их от материального гнета. Офиты и Валентин учили, что раздробление единой души в процессе размножения людей служит торжеству тьмы. То есть зачинать и рожать детей – греховно.
Впоследствии эти взгляды встречались у манихеев, павликан, богомилов, катаров, альбигойцев, розенкрейцеров. Затем учение перешло в некоторые ложи масонов и проповедуется еще в наши дни.

Учитывая, другой текст Гребенщикова — «Забадай» (альбом «Zoom Zoom Zoom» 2005г.), где есть такие строки: «Но то, что я нес на себе, теперь горит в пламени Розы» — можно даже попытаться предельно конкретно назвать имя секты. Это эзотерический орден розенкрейцеров, чей главный символ — крест, обвитый розой. Из озвученных строк песни «Забадай» видно: человек «несет на себе» не что иное, как крест, послушание Христово; а «горит» распятие в «пламени» алого — огненного — цветка — данная стихотворная метафора предельно ясна и не требует разжевывания. «Бессердечные братья Забадай», которые «скоро приедут в наш край демонстрировать свою силу духа,» — конечно же, вездесущные братья-розенкрейцеры, в широком понимании — масоны, вольные каменщики. Но верно ли угадан сам сектанский толк текста «Брод»? — ответ остается в сумеречной области предположений.

В любом случае, мы видим, что герой произведения «Брод» уже отошел от христианства. Зададимся вопросом: может быть в тексте указана мистическая причина этого поступка?

В начале духовных поисков герой стиха разговаривает с «первой звездой». Обращаясь к эзотерике, мы найдем и другое название «Первой» звезды – Утренняя.
Речь идет о светиле, которое раньше Солнца зажигается в утреннем небе , – о планете Венере. Талмудисты и другие оккультисты считают утреннюю звезду символом павшего ангела Денницы, сатаны. Ведь он возглавлял воинство ангелов, пока не впал в гордыню мятежа против Сына Божьего. Символически Солнце связано с Христом, Солнце затмевает собой Венеру.
Денница — вот кто, возможно, посвящает и духовно направляет героя текста. (В контексте гностицизма вспомним, что сатана искусил прародителей речами змея. То есть мы опять находим связь с сектой офитов).
Также и «ветер» в тексте есть аллюзия на Бога, с которым боролся перешедший Иавок Израиль. Не надо усматривать здесь противоречия с эзотерикой: в некоторых оккультистских учениях поединок Израиля (имя означает «Богоборец») с «духом», понимается как встреча с дьяволом и заключение с ним договора.

В итоге весь текст «Брода» во втором варианте сводится к интересным выводам: герою текста историческая победа видится за антихристианскими сионистскими или сектантскими силами. Герой ассоциирует их с дьяволом. Однако, в гностическом плане не ясно — «хороший» или «плохой» для него этот дьявол. Сегодняшние политические реалии, когда все ведущие страны находятся в финансовой и духовной кабале сионизма и масонства, отражены в тексте бесперспективностью (по мнению Гребенщикова) противостояния миру православной России. Те, кто не перейдут исторический водораздел и не примут веру и идеологию мирового сообщества, обречены.
Гребенщиков ясно почуял дух нашего времени – торжество иудаистских сил, поэтому и повторяет, тем, кто его понимает:
«Пока ты на этой стороне, ты сам знаешь, что тебя ждет
Вставай, переходим эту реку вброд».

Что же касается судьбы православной Руси, то Гребенщикову вроде бы «все равно, чем кончится ваш отход на Север» (песня «Царь Сна» альбом «Любимые песни Рамзеса IV» 1993г. ). Надо думать, что в этой фразе больше скрытого отчаяния, нежели открыто явленного равнодушия.

Вообще, автор «Брода» может заложить в песню и тот смысл, что никакой другой «лучшей» стороны в принципе не существует.

В) Тогда возникает третий, ЭКЗИСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ:

— Герой уверен, что истины нет и не было, но, разочарованный в христианстве и в мессианской идее православной Руси, он все же собирается двигаться вперед с надеждой только на свои силы.
С теплой грустью герой текста вспоминает о былом уповании на помощь Христа:
«Нежность воды надежней всего, что я знаю…»
Однако чуда хождения по воде не будет, человеку – человеческое:
«Но инженеры моего тела велели мне ходить по земле.»

Нечего грустить «древнерусской тоской» (название одной из песен «БГ») на берегу реки-жизни, надо идти несмотря ни на что, пробовать идти –вброд или еще как. Этакая экзистенциональная непреклонность, смелость в духе Камю вопреки бессмыслице бытия.

— Не следует спешить обвинять Гребенщикова в сионизме-масонстве, в сектантстве, в космополитизме, в атеизме, в духовном ренегатстве и т.п. пороках. Нельзя путать мнение лирического героя сочинения и самого автора!
К тому же надо помнить, что постмодернизму свойственна игра за рамками нравственности и высоких чувств. Все здесь игра, текст не претендует на пророческий призыв, текст только играет в пророчество.
Читатель не должен смущаться и многовариантностью анализа текста «Брода», такова природа всех постмодернистских сочинений. Как правило, сочинитель-постмодернист зачастую сам не в силах назвать авторскую позицию, текст живет по своим внутренним законам. Многоуровневость сочинения складывается из его «донышек»-смыслов, которые дополняют друг друга и множат новые варианты. Анализировать их все – бесконечный труд! Достаточно было указать основные.
Однозначно можно определить лишь смысловой центр песни «Брод» – это разочарование в идее возрождения православной Руси. А вот куда призывает автор идти дальше остается неясным, вариантным. Скорее всего, текст «Брода» – интеллектуальный шарж на действительность, ирония поэта, который на какой-то момент устал переживать за современное состояние Родины.

— Сегодня стало совершенно ясно, что постмодернизм как литературное течение выдохся. Увлечение игрой прошло, настало время все-таки всерьез решать: идти куда-то в погоне за новым счастьем или остаться и возрождать былую духовную и политическую мощь России? Каждый делает свой выбор сам.

Источник

Оцените статью