Школьный этап ВОШ 2020 олимпиады по химии 7-11 класс задания и ответы
ПОДЕЛИТЬСЯ
Задания и ответы школьного (весеннего) этапа ВСОШ 2020-2021 учебного года олимпиады по химии для 7,8,9,10,11 класса всероссийской онлайн олимпиады школьников в Московской области, официальная дата проведения: 13.10.2020-14.10.2020
Ссылка для скачивания заданий и ответов для 7-8 класса: скачать
Ссылка для скачивания заданий и ответов для 9 класса: скачать
Ссылка для скачивания заданий и ответов для 10 класса: скачать
Ссылка для скачивания заданий и ответов для 11 класса: скачать
Интересные задания с олимпиады:
1)В книге А. Смита «Введение в химию» (Берлин, 1921 г.) приведено описание следующего опыта: «Взять для опыта 2 бюретки и выпарительных чашки. Взвесить выпарительную чашку. Разбавить 25 куб. сант. концентрированной соляной кислоты таким же объемом воды и влить в бюретку. Другую бюретку наполнить нашатырным спиртом. Слить из первой бюретки в чашку 6 куб. сант. кислоты и прилить лакмусового раствора до заметного красного окрашивания. Затем по каплям приливать, все время побалтывая жидкость в стакане, аммиаку, пока жидкость не станет ни красной, ни синей. Жидкость выпарить на водяной бане досуха (тяга). Остаток, представляющий из себя хлористый аммоний, по охлаждении до комнатной температуры взвесить.» Выберите номера, которыми обозначены посуда и оборудование, необходимые для выполнения описанного эксперимента.
2)На изображении приведена картина М.Д. Ковешниковой «В химической лаборатории» (1967 г., Государственный художественный музей Алтайского края). Выберите номера, которыми обозначены изделия из стекла, предназначенные для длительного хранения растворов.
3)В 1961 г. в СССР было выпущено 60940000 монет достоинством 1 рубль из сплава нейзильбер, содержащего 12 масс. % никеля. Масса одной монеты составила 7,5 г. Какая масса никеля (в тоннах) потребовалась для выплавки этих монет? Ответ округлите до десятых.
4)В 1965 г. в СССР было выпущено 17472000 монет достоинством 5 копеек из марганцовистой латуни с содержанием меди 60 масс. %. Масса одной монеты составила 5 г. Какая масса меди (в тоннах) потребовалась для выплавки этих монет? Ответ округлите до десятых
5)Водная вытяжка, полученная из лепестков ириса, имеет ярко-синюю окраску, которая меняется на красную при добавлении лимонного сока и зелено-голубую — при добавлении питьевой соды. Установите соответствие между цветом раствора вытяжки и добавленным реагентом.
6)Виноградный сок имеет темно-красный цвет, который меняется на светло-красный при добавлении лимонного сока и зеленый — при добавлении питьевой соды. Установите соответствие между цветом сока и добавленным реагентом.
7)Выберите лишнее вещество в данном ряду: бром, кислород, вода, ртуть, этанол, глицерин
8)Выберите лишнее вещество в данном ряду: бром, йод, вода, магний, натрий
9)Рений является одним из самых редких элементов на нашей планете. Его содержание в морской воде составляет 4·10-10 % по массе. Сколько атомов рения достанется каждому, если разделить рений, извлеченный из одного грамма морской воды, поровну между всеми жителями России? Население России составляет 150 млн. чел.
10)Содержание фтора в крови человека составляет в среднем 0,5 мг/л. Сколько атомов фтора достанется каждому жителю Земли, если между ними поровну разделить фтор, который находится в капле крови объемом 0,05 мл? Число жителей Земли составляет 8 миллиардов.
11)В головоломке затаились названия двух химических элементов, открытых в 19 веке. Читать названия можно только по вертикали и горизонтали: или сверху вниз и снизу вверх, или слева направо и справа налево. Найдите эти названия.
12)В названиях этих элементов есть только 1 отличие, а в свойствах атомов и их соединений огромная разница. Один из них образует простое вещество золотистого цвета, которое, находясь в ампуле, может расплавиться от тепла руки. Это вещество используется для создания атомных часов, точность которых составляет 1 секунду в 300 тысяч лет. Второй элемент существует в виде простого вещества серебристого цвета, быстро тускнеющего на воздухе. Его сплав с железом при ударе искрит и поэтому используется при создании кремней для зажигалок. Назовите эти элементы
13)Выберите верные суждения. Элемент, расположенный в 4 периоде, IIIA группе периодической системы, образует 1) Кислотный оксид ЭО2 2) Кислотный оксид ЭО3 3) Амфотерный гидроксид Э(ОН)3 4) Основание Э(ОН)2 5) Водородное соединение Э2Н6. В ответе укажите номера правильных ответов без пробелов.
14)В 1 л одноосновной уксусной кислоты СН3СООН с α = 1,3%, обнаружено 0,0013 моль протонов. В этом растворе содержалось ____г кислоты.(Ответ приведите с точностью до десятых)
15)В 1 л водного раствора фтороводорода находится 0,0085 моль протонов. Степень диссоциации кислоты равна 8,5%. Масса фтороводорода в этом растворе составляет ____г (Ответ приведите с точностью до десятых).
16)Скорость некоторой реакции составляет 0,05 моль/л с. За какое время начальная концентрация реагента в 1 моль/л уменьшится вдвое?
17)Составьте формулы высших гидроксидов элементов с электронными формулами атомов 1s 2 2s 2 2p 3 и 1s 2 2s 2 2p 1 . Запишите формулы через запятую в порядке усиления кислотных свойств гидроксидов.
18)В вашем распоряжении имеются порошки цинка, серы и алюминия, вода и разбавленный раствор серной кислоты. Сколько новых веществ можно получить при взаимодействии этих веществ и продуктов их взаимодействия между собой?
19)В 5,1 г неорганического водородного соединения неметалла содержится 0,9 г водорода. Формула этого соединения
20)Для контроля точности результатов измерения газовых хроматографов при анализе нефти, бензина или природного газа на содержание сероводорода используют газовую смесь, состоящую по объему из 5 % этилмеркаптана (C2H5SH), 7% метил меркаптана (CH3SH), 10% H2S, остальное – азот. Относительная плотность этой газовой смеси по воздуху равна_______ .В ответе укажите число с точностью до сотых.
21)Определите, приведет ли повышение давления к смещению равновесия указанных равновесных систем в ту же сторону, что и понижение температуры. Установите соответствие между схемой реакции и результатом.
22)В трех пробирках находятся растворы хлоридов бария, магния и алюминия. В каждую пробирку прилили раствор карбоната натрия. Полученные осадки обработали соляной кислотой и наблюдали. 1) Растворение осадков 2) Растворение осадкой и газовыделение во всех пробирках 3) Растворение осадков и газовыделение в двух пробирках 4) Растворение осадков и газовыделение в одной пробирке. В ответе укажите номер выбранного ответа
23)Юный химик очень любит красивые реакции. Он взял вещество А растворил его в щелочи (KOH) и получил раствор соли Б. После добавления к раствору концентрированной соляной кислоты цвет изменился благодаря присутствию соли В. В полученный раствор юный химик добавил цинк, плотно закрыл пробкой с газоотводной трубкой и через некоторое время получил раствор вещества Г .Он хотел показать его товарищу в соседней лаборатории и перелил в чистую пробирку. Но товарищ увидел темно-зеленый раствор вещества Д.
24)Одинаковые массы порошков серы и цинка нагрели в тигле без доступа воздуха до полного протекания реакции. Затем в тигель прилили избыток соляной кислоты. Оказалось, что масса нерастворившегося остатка меньше исходной смеси в ____ раз. (ответ округлите до целого числа).
25)Соединение образовано однозарядными ионами с электронной конфигурацией внешнего уровня 3s 2 3p 6 . Для приготовления 700 мл раствора с содержанием этого вещества 0,2 моль/л необходимо взять______г ______( приведите ответ с точностью до сотых и формулу вещества).
26)Смесь порошков меди, магния и цинка поместили в избыток концентрированного раствора щелочи. После окончания реакции масса нерастворимого остатка стала на 30% меньше массы исходной смеси. Остаток обработали соляной кислотой. При этом выделился такой же объем газа, как и в предыдущем эксперименте (измерения проводились при одинаковых условиях). В исходной смеси массовые доли металлов составляли: (Cu)_______ %, (Zn)________ (Mg)_____%. (Ответы приведите через запятую с точностью до целых процентов).
27)Некоторая реакция при повышении температуры на 200С ускоряется в 9 раз. Как изменится ее скорость при уменьшении температуры с 323 К до 293К? Укажите номер выбранного ответа. 1) уменьшится в 216 раз 2) возрастет в 36 раз 3) уменьшится в 36 раз 4) уменьшится в 27 раз
28)Юному химику необходимо было определить содержание веществ в растворах бромноватой кислоты, дихромата калия и нитрата серебра. Находчивый химик использовал для этого только один реактив и получил следующие результаты: в 1 сосуде образовалось 37,6 г осадка, а в двух оставшихся выделилось по 24 г брома. Назовите формулу использованного реактива _______ и рассчитайте с точностью до сотых долей n(HBrO3) =____моль, n(K2Cr2O7)=____моль,n(AgNO3)=_____моль. В ответе запишите формулу и числа через точку с запятой
29)12,2 г смеси карбоната гидроксомеди (II), гидроксида меди (II) и карбоната магния, взятых в мольном соотношении 1: 3: 5, нагрели до полного разложения. Общий объем выделившихся газов при температуре 990 К и давлении 100 кПа составит______л. Ответ округлите до десятых долей.
30)Юный химик Колбочкин решил заняться кулинарией и приготовить белый маринад. В рецепте было написано: «На 1 л маринада: морковь 500-600 г, лук репчатый 200-300 г, петрушка 60 г, уксус 3 % 500 г, сахар 30 г, вода или бульон 50-100 г». Для приготовления соуса всего в кухне было достаточно, только вместо 3 % уксуса в шкафу стояла уксусная кислота, на этикете которой было написано: «Уксусная эссенция, 70 %». В справочной литературе он нашел, что плотность 3 % и 70 % уксусной кислоты соответственно 1,00 и 1,07 г/см3 . Сразу справиться с этим он не смог. Помогите Колбочкину приготовить необходимое количество уксуса, и рассчитайте объемы уксусной эссенции _______мл и воды_______мл, необходимые для приготовления маринада. Ответ запишите через точку с запятой с точностью до десятых.
31)В трех склянках без этикеток находятся растворы ортофосфорной, хлороводородной и серной кислот с концентрацией
2 моль/л. Для идентификации предложено использовать только 2 реактива, первый из которых — раствор хлорида бария. Какой второй реактив следует использовать, чтобы вопрос об идентификации кислот был решен однозначно? Второй реактив следует выбрать из стандартного набора школьного лабораторного практикума, который включает.
32)Предложите схему получения органического вещества состава С2Н4О в 3 стадии из бинарного неорганического соединения, имеющего молярную массу, равную 144 г/моль. В ответе укажите через запятую сумму всех коэффициентов в уравнениях реакций, необходимых для осуществления превращений согласно схеме, и название конечного продукта по систематической номенклатуре. (Пример: 16, метан)
33)Выберите формулы частиц электрофилов.В ответе укажите верные номера ответов без пробелов и знаков препинания. 1) H + 2) NH3 3) SCN — 4) NO2 + 5) Cl — 6) Cl +
34)Некоторое органическое вещество содержит 11% водорода, а также углерод и кислород. Известно, что массовая доля кислорода в 2 раза больше массовой доли водорода. При взаимодействии данного органического вещества с реактивом Гриньяра образуется третичный спирт. В мягких условиях данное органическое вещество не окисляется (не взаимодействует с реактивами Толленса и Фелинга).В ответе при помощи букв английского алфавита и цифр без пробелов укажите формулу соединения и словом через запятую его название по номенклатуре ИЮПАК. (Пример: С2Н4О, этаналь).
Источник
Интегрированный урок по химии и физике «Агрегатное состояние вещества»
Описание разработки
Цели урока: расширить представления учащихся об агрегатных состояниях веществ.
План урока
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Одной из важных сторон проведения домашних опытов и наблюдений является систематический контроль за выполнением домашнего задания экспериментального характера.
Смысл контроля в том, чтобы учитель был уверен в действительном (практическом) выполнении опыта, правильности выводов, сделанных учащимися на основании опытов и наблюдений.
Для проверки выполнения домашнего опыта в данном случае целесообразно провести краткую фронтальную беседу со всеми (или с отдельными) учащимися, необходимо зачитать 2-3 письменных отчета и прокомментировать их.
На этом уроке учащиеся по желанию читают сочиненные ими синту. Для того чтобы ученик не боялся неудач, эту работу не стоит оценивать традиционными отметками. Похвала, дружеский совет, совместное обсуждение ошибок – вот что в данном случае должно быть вместо пятибалльной отметки. Также по желанию учащиеся сдают тексты синту для выставки.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Для перехода к вопросу об агрегатном состоянии веществ учитель предлагает отгадать загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И стеклянной быть могу!
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Одно и тоже вещество в зависимости от условий может находиться в каждом из трех состояний: газообразном, жидком и твердом. Такие состояния принято называть агрегатными.
Учитель демонстрирует воду в трех агрегатных состояниях и просит учащихся назвать известные им газы, жидкости и твердые вещества. Учащиеся с помощью учителя называют характерные свойства веществ в различных агрегатных состояниях и заполняют таблицу № 10. – смотрите документ.
УЧИТЕЛЬ. Наиболее характерным свойством газов является их сжимаемость и способность расширяться. Газы не имеют собственной формы и расширяются до тех пор, пока не заполнят весь сосуд, принимая его форму. Газы не имеют собственного объема, объем газа определяется объемом сосуда, в котором он находится.
Газообразные вещества кажутся невесомыми. «Невесомость» газов – понятие относительное. В этом легко убедиться на следующем эксперименте.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
«Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах
Реактивы и оборудование: мрамор, соляная кислота (1:4), лучинка, аппарат Кипа (или аппарат Кирюшкина), весы, химические стаканы (2 шт.), спиртовка, спички.
На весах уравновешивают два химических стакана. Один из стаканов наполняют углекислым газом из аппарата Кипа, не снимая его с весов. Чашка весов, на которой находится этот стакан, опускается. Наличие углекислого газа в стакане доказывают с помощью горящей лучины.
Подобно газам жидкости не имеют собственной формы и подобно газам принимают форму того сосуда, в котором они находятся. В отличие от газов, жидкости имеют вполне определенный собственный объем. Сжимаемость жидкостей, в отличие от газов, очень мала, и для того, чтобы заметно сжать жидкость, необходимо очень высокое давление.
Твердые тела отличаются от газов и жидкостей наличием собственной формы и собственного объема. Даже при очень высоких давлениях их сжимаемость очень мала.
Учитель демонстрирует твердые вещества: соли (поваренная соль, медный купорос), щелочь (гидроксид натрия или калия), воду (лед), йод, металлы.
Существуют вещества настолько вязкие, что надолго сохраняют свою форму. Значит, их можно отнести к твердым веществам. Однако, подобно жидкостям, расположение частиц в таких веществах строго не упорядочено. Такие вещества называются аморфными.
Учитель демонстрирует аморфные вещества: янтарь (бусы), стекло, пластмассы.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Игра «Третий лишний»
Оборудование: карточки (примеры карточек с. ниже), на которых написано по 4-5 (по числу ученических столов в ряду) строк названий веществ в различных агрегатных состояниях, образцы веществ, указанные в карточках.
Газообразные вещества
Твердые вещества
1. Кислород, углекислый газ, серебро.
1. Алюминий, гидроксид натрия, ртуть.
2. Гелий, свинец, водород
2. Неон, железо, сахар.
3. Азот, аммиак, алюминий.
3. Вода, мел, графит.
4. Сера, озон, водород.
4. Алмаз, азот, алюминий.
5. Неон, сера, угарный газ.
5. Песок, йод, спирт.
Твердые вещества
Жидкие вещества
1. Хлор, медь, сахар.
1. Ртуть, вода, кислород.
2. Сера, вода, алмаз.
2. Спирт, алюминий, уксус.
3. Йод, кислород, железо.
3.Соляная кислота, серная кислота, лимонная кислота
4. Малахит, золото, бром.
4. Бром, алюминий, вода.
5. Серебро, сера, сероводород.
5. Ацетон, ртуть, поваренная соль.
Газообразные вещества
Жидкие вещества
1. Азот, ртуть, аммиак.
1. Бензол, вода, медь.
2. Неон, гелий, вольфрам.
2. Аммиак, ртуть, спирт.
3. Мел, угарный газ, сероводород.
3. Уксусная кислота, лимонная кислота, спирт.
4. Водород, сернистый газ, малахит.
4. Ацетон, гелий, вода.
5. Алюминий, хлороводород, хлор.
5. Свинец, ртуть, перекись водорода.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Учащиеся разбиваются на три команды (по числу рядов в классе). Каждая команда получает от учителя по одной карточке, и по сигналу игроки, сидящие за первым столом, находят и вычеркивают название «лишнего» вещества в первой строчке карточки и передают ее ученикам второго стола. Учащиеся этого стола исправляют ошибки во второй строке карточки и передают ее дальше и т.д. Если ученики затрудняются в определении агрегатного состояния того или иного вещества, они могут обратиться к образцам веществ, выставленных на демонстрационном столе. Побеждает команда, которая первой правильно вычеркнет названия всех «лишних» веществ. После игры проводится обсуждение результатов.
Домашнее задание: § 6. Задание 8 на с. 41. Подготовить краткие сообщения о минералах: лазурит, корунд, халькопирит, аурипигмент (список минералов учитель может выбрать по своему усмотрению).
Домашний опыт.
Опыт с пустой закрытой пластиковой бутылкой.
Пустую, ластиковую бутылку плотно закройте пробкой и поставьте в холодильник. Буквально через минуту вы увидите, что стенки бутылки втянулись вовнутрь, будто кто-то откачал из нее часть воздуха. Почему так произошло? Примет ли бутылка прежнюю форму, если ее вынуть из холодильника?
Содержимое разработки
Тема «Агрегатные состояния веществ» (1 ч)
Цели урока: расширить представления учащихся об агрегатных состояниях веществ.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Одной из важных сторон проведения домашних опытов и наблюдений является систематический контроль за выполнением домашнего задания экспериментального характера.
Смысл контроля в том, чтобы учитель был уверен в действительном (практическом) выполнении опыта, правильности выводов, сделанных учащимися на основании опытов и наблюдений.
Для проверки выполнения домашнего опыта в данном случае целесообразно провести краткую фронтальную беседу со всеми (или с отдельными) учащимися, необходимо зачитать 2-3 письменных отчета и прокомментировать их.
На этом уроке учащиеся по желанию читают сочиненные ими синту. Для того чтобы ученик не боялся неудач, эту работу не стоит оценивать традиционными отметками. Похвала, дружеский совет, совместное обсуждение ошибок – вот что в данном случае должно быть вместо пятибалльной отметки. Также по желанию учащиеся сдают тексты синту для выставки.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Для перехода к вопросу об агрегатном состоянии веществ учитель предлагает отгадать загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И стеклянной быть могу!
ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Одно и тоже вещество в зависимости от условий может находиться в каждом из трех состояний: газообразном, жидком и твердом. Такие состояния принято называть агрегатными.
Учитель демонстрирует воду в трех агрегатных состояниях и просит учащихся назвать известные им газы, жидкости и твердые вещества. Учащиеся с помощью учителя называют характерные свойства веществ в различных агрегатных состояниях и заполняют таблицу № 10.
Источник