Быстро 2 класс вода

Открытый урок по теме «Про воду». 2-й класс

Класс: 2

Цели урока:

  • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
  • познакомить со значением воды в жизни человека;
  • расширять знания o формах существования воды в природе.
  • 1. Образовательные: знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;

    2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

    3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник “Окружающий мир” 2 кл А. А. Плешаков “Тесты к учебнику для 2 класса” А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова; презентация “Про воду…”, запись на аудиокассете: шум дождя, ручья, моря.

    ХОД УРОКА

    I. Орг. момент

    Вы пришли сюда …(учиться)
    Не лениться, а …(трудиться)
    Работать как? (старательно)
    А слушать как? (внимательно)
    Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
    Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

    II. Актуализация знаний.

    У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Д. Про воздух. У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)

    Читайте также:  Нова планета с вода

    Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк) У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Д. . Кислород. ( диаграмма на доске) У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ) У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?

    Чтоб здоровье было в норме Надо воздух освежать. И проветривать почаще, Пыль почаще протирать.

    III. Мотивация учебной деятельности

    У. А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. Слайд №2 Д. Это – вода. У. Как ты разгадал ребус? Д. В О нарисовано ДА – получается вода. У. У кого из вас другой ответ? Оцените ответ своего товарища. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, вы рассуждали правильно. Молодцы! У. Сегодня мы будем говорить про воду. Слайд№3 (На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете? Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять. У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.

    IV. Работа по теме урока.

    У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях

    Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

    Вы слыхали о воде?
    Говорят, она везде!
    В луже, в море, в океане,
    и в водопроводном кране.
    Как сосулька, замерзает,
    в лес туманом заползает.
    Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
    Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
    Без неё вам не умыться,
    ни наесться, ни напиться!
    Смею вам я доложить:
    без воды нам не прожить!

    У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

    Знакомство с понятием “исследователь”

    У. Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

    Д. Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.

    У. Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?

    У. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.

    План работы нашего исследования (на доске).

    1. Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.
    2. Наблюдение за распространением воды в природе.
    3. Изучние вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
    4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

    У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )

    У. Почему? Д. Она текуча.

    У. Какой сделаем вывод? Д. Вода-жидкость.

    У. Всегда ли она жидкая?

    Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?

    Витя, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?

    Д. Я дома с сестрой налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)

    (Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )

    У. Какой сделаем вывод?

    Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

    У. Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?’ Д. Она испарилась.

    У. Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.

    У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

    Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски).

    У. Давайте перейдем ко второму вопросу.

    2. Распространение воды в природе

    У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.

    Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

    У. Вода в природе в твердом состоянии – это…(

    У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…

    Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

    • Заря-зареница
      По миру ходила,
      Слезу уронила.
      Месяц видел,
      Солнце скрыло. (Роса)
    • Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )
    • Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )
    • Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
    • Похож я с виду на горох,
      Где я пройду – переполох. (Град. )
    • И не снег, и не лед,
    • А серебром деревья уберет. (Иней)
    • Молоко над речкой плыло,
      Ничего не видно было,
      Растворилось молоко,
      Стало видно далеко. (Туман)
    • Белая простыня
      По небу плыла. (Облако)

    (Второй пункт плана стирается с доски)

    У. Давайте перейдем к третьему вопросу.

    3. Значение воды для растений, животных и человека.

    У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? Д. Голубой.

    Д. Это вода. У. Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

    У. Где мы используем воду?

    У. С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )

    Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

    (На доске карточка со словами Вода – это )

    У. Значит, вода – это…

    Д. Вода – это жизнь.

    (Учитель устанавливает карточку “жизнь”)

    У. Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.

    (Учитель устанавливает карточку “здоровье”)

    Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)

    У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

    (Третий пункт плана стирается с доски)

    К речке быстро мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    А теперь поплыли дружно,
    Вместе раз – это брасс,
    Одной, другой – это кроль.
    Вышли на берег,
    Обтерлись полотенцем
    Так, чтоб каждый был сухой
    И отправились домой.

    V. Продолжение работы по теме урока.

    У. Перейдем к четвертому вопросу.

    4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма! Рыбак:

    Из страны заморской, дальней
    Я подарок получил
    Удочку, чтоб рыб ловил
    На Тишанку поспешил
    Леску в воду опустил

    Друзья: Ну и что, поймал?

    Может, рыбку золотую?

    Да куда там? Если б так
    Я б тогда не был бедняк
    Я поймал не щуку, не карася,
    А маленького пескаря
    Говорит вдруг мне пескарь!

    речке нам житья не стало
    Рыб, ракушек стало мало.

    Рыбак: Что с твоим речным народом?

    Грязь всю в речку к нам сливают
    От нее все погибает
    Все бросают в воду к нам
    От иголок до пижам
    И полно других отходов
    Вот беда, браток, какая!

    Что же делать? Как нам быть?
    Соберу-ка, я друзей
    И решим вопрос скорей.

    У. Грустная сказка! Но и быль не радостней.
    Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода.
    Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.
    Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните, отчего загрязняется вода?

    Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

    У. Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.

    У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Тишанке? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

    (Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)

    Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
    По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
    Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.
    Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
    Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

    У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)

    У. Надеюсь, вы так и будете поступать.

    (Четвертый пункт плана стирается с доски)

    Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)

    VI. Рефлексия учебной деятельности

    Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки. Тест.

    После задания на самопроверку дети сверяют свои ответы с модульным ответом, предложенным учителем на доске, и показывают оценку.

    VII. Итоговое обобщение.

    У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!

    Природу не уродуй,
    Природу не обидь
    Родился человеком
    Так надо им и быть!

    У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

    Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?

    VIII. Домашнее задание

    Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. Рабочая тетрадь с. 18 №1.

    Источник

    Урок окружающего мира во 2 классе «И про воду»

    МКОУ СОШ сп Урожайное

    Урок окружающего мира

    по теме «И про воду»

    Учитель начальных классов

    Макоева Люсена Буденовна

    Тема «И про воду»

    познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;

    познакомить со значением воды в жизни человека и природы;

    расширять знания o формах существования воды в природе.

    формировать универсальные учебные действия учащихся;

    познакомить с особенностями воды в жидком и твердом состоянии и учить делать выводы по результатам наблюдений.

    развивать речь обучающихся;

    развивать психические процессы: произвольное внимание, память, воображение;

    формировать положительную мотивацию учения;

    развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность.

    Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к воде.

    Предметные результаты : познакомить учащихся со свойствами воды, актуализировать и расширить знания учащихся о значении воды в жизни человека и необходимости бережного отношения к ней;

    Регулятивны е: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную деятельность и партнёров.

    Познавательные: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

    Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

    Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

    Объяснительно-иллюстративный: устные и письменные задания на применение знаний с использованием рисунков, практическая работа на изучение свойства воды.

    Частично-поисковый: выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность.

    Репродуктивный: работа с книгой.

    Наглядно-иллюстративный: презентация, оборудование для опытов, учебник, карточки с заданиями.

    Групповая и парная технология

    Технология развивающего обучения

    Оборудование: компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы в группах, оборудование для практической работы, глобус, интерактивная доска.

    Чтение стихотворения, как настрой на работу: (слайд 1)

    — Добрый день! Я рада видеть каждого из вас.

    Пусть природа прохладой в окна дышит,

    Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

    Друг друга любит, чувствует и слышит.

    — О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, когда отгадаете загадку и ребус: Я и туча, и туман,

    И ручей и океан,

    И стеклянной быть могу! (слайд 2, 3)

    Оцените ответ. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную.

    Если все сигнальные карточки желтые, значит, …….

    — Давайте сравним с эталоном (на слайде выводится ответ).

    Дети выполняют взаимопроверку ответа, сравнивая с эталоном, оценивают. Читают получившееся слово – ВОДА. (слайд 4)

    Постановка темы урока.

    Ребята, а давайте подберём к слову вода проверочное слово (водный, подводный).

    — А теперь ребята, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего урока.

    Подумайте, какие задачи нам предстоит решить? Выскажите свои предположения. (Сегодня на уроке мы будем говорить о воде)

    Узнаем, оправдались ли ваши предположения. Прочитайте тему урока. (слайд 5)

    — Сегодня мы свами познакомимся с богатством природы — водой, ее некоторыми свойствами, будем говорить о значении воды в жизни человека и природы, и о формах существования воды в природе.

    Этап усвоения новых знаний и способов действия.

    Беседа «Роль воды в жизни человека и охрана вод».

    Многим кажется, что они хорошо знают воду. Ведь все ежедневно умываются, пьют воду, часто наблюдают, как идёт дождь, как течёт река. Но оказывается, не так все просто в природе. В ней ещё много тайн. Ученые стараются разгадать их. А мы пока начнём с простого.

    Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию, а мы с вами будем научными работниками.

    На столе стоит глобус.

    Это, ребята, испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательной площадке. (Глобус)

    — Что такое глобус ? (Глобус это модель земли.)

    — Раскрути глобус. (Ученик раскручивает глобус.)

    — Каким цветом кажется глобус? (Глобус кажется голубым.)

    — Почему? (Потому что воды очень много)

    Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод … (На земном шаре воды очень много)

    Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли.

    — Какие водные запасы Земли вы знаете?

    Дети перечисляют водные запасы земли: (слайд 6)

    Моря, океаны, озера, ледники, родники, ручьи, болота.

    — Но в морях и океанах вода какая? ( Соленая )

    — А человеку необходима какая вода? ( Пресная)

    — Где содержится пресная вода? (В реках и озерах)

    — А ее не так и много.

    — Вся ли вода пригодна для питья? (Для употребления пригодна только пресная вода, которая содержится в реках, озерах, родниках, ледниках)

    — Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни животные, ни люди. Вода везде. (слайд 7)

    — Ребята, где мы используем воду? (Ответы учащихся).

    — Внимание на экран. Подтвердились ли ваши ответы? (слайд 8)

    — Вода не только поит, но и кормит – добывает электрический ток. Вода – это большая дорога. По ней плывут пассажирские и грузовые суда. Вода приводит в порядок не только наше тело, но и наводит чистоту на улицах городов.

    К нам на урок приплыли красивые лодки. И на каждой лодке буквы. Давайте мы сейчас составим слова и прочитаем, что получится.

    Теперь давайте сделаем вывод: Какое значение имеет вода для всего живого на земле. ( Вода – это жизнь, здоровье, помощник ).

    Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней .(слайд 9 ) К сожалению, водным источника тоже грозит беда. Отчего же?

    Работа с картинками.

    Рассмотрите фотографии. Объясните, отчего загрязняется вода? ( Люди сбрасывают мусор в водоемы. Большие фабрики и заводы выбрасывают отходы в реку ). (слайд 10)

    Давайте подумаем, что вы, дети, можете сделать, чтобы вода была чистая.

    (Не сбрасывать мусор в воду, учить этому других. Изготавливать таблички с призывом о бережном отношении к воде и ставить их на берегу. Не уничтожать растения и обитателей водоемов).

    Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит «экономно»?

    (Экономить – значит нельзя расходовать воду без надобности, нельзя оставлять кран открытой)

    Раз, два, три, четыре, пять!

    Начал заинька скакать.

    Прыгать заинька горазд,

    Он подпрыгнул десять раз.

    Лучик котика коснулся

    Котик сладко потянулся.

    Изучение нового материала.

    Стихотворение о воде в сопровождении слайдов (слайды 12).

    Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, в море, в океане,

    И в водопроводном кране.

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.

    Мы привыкли, что вода-

    Наша спутница всегда.

    Без неё вам не умыться,

    Ни наесться, ни напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без воды нам не прожить!

    Знакомство с понятием «исследователь»

    Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед вами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Напоминаю, наш класс это научная лаборатория. Вы будете исследователями. Кто знает, кого называют исследователями?

    Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то новым и непонятным .

    Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью

    — Что будет предметом исследования?

    (Предметом наших исследований будет вода).

    Сейчас мы с вами проведем опыты.

    Работать вы будете в парах. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша пара сделает правильный вывод.

    (По каждому выводу дети работают сигнальными карточками листьями: жёлтый, красный).

    — Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?

    (У нас в стакане вода)

    Воду можно перелить в стакан и обратно. (Дети демонстрируют )

    — Почему? (Она текуча)

    — Какой сделаем вывод? ( Вода — жидкость)

    Дети оценивают ответ сигнальными карточками.

    — Всегда ли она жидкая?( Нет, не всегда. Она замерзает и превратится в лед )

    — Какой сделаем вывод? (Вода, если её заморозить, превращается в лед. Лед – это вода в твердом состоянии)

    Дети оценивают ответ сигнальными карточками.

    — Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?

    — Мы говорим, испарилась, т.е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно.

    — Какой сделаем вывод? (Она испарилась. Значит, вода – это газ, пар).

    Дети оценивают ответ сигнальными карточками . (слайд 13)

    Какая бывает вода? Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном состоянии.

    Я благодарю всех выступающих. Прошу занять свои места.

    Закрепление изученного материала.

    Давайте, ребята, ещё раз скажем, какие превращения имеет вода?

    Вопросы по группам (карточки)

    Что происходит с водой, когда она нагревается?

    Что происходит с водой при сильном охлаждении?

    Вода в природе может находиться в трёх состояниях: ………

    Итог урока. Самооценка. Рефлексия деятельности.

    Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока?

    Сейчас мы это проверим. На ваших столах лежат тесты. Отвечайте на вопросы . ( слайд 14 )

    Проверка тестов (слайд 15)

    Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. Ребята! Вы настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?

    (Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.)

    И какие выводы сделали для себя?

    — Вода в природе может находиться в трех состояниях.

    — Пресной воды мало.

    — Нужно охранять и беречь воду.

    — Пользоваться водой экономно.

    Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – выберите лист жёлтого цвета. Если были иногда трудности, сомнения, не всё получилось – выберите лист зелёного цвета. Прикрепите к нашему дереву свои приобретения.

    Показать и рассказать родным и друзьям, что вы узнали о воде. Подобрать пословицы и загадки о воде.

    Дома провести опыт: налить в одноразовый стаканчик воду и поставить в холодильник. А что случится с водой, вы расскажете на следующем уроке своим товарищам.

    А теперь прошу, ребятки

    Быстро встаньте по-порядку.

    И нетрудно всем понять,

    Что урок пора кончать.

    Все старались, не ленились

    И многому научились.

    Спасибо всем за плодотворную, хорошую работу на уроке! (слайд 17)

    Источник

    Оцените статью