Чёрная вода. Рецензия
Понятие «отечественный хоррор» давно уже пугает само по себе. «Дизлайк», «Пиковая дама», «Владение 18», «Юленька» – чувствуете, как холодок пробежал по спине? В таких фильмах вы наверняка встретите наш «любимый» набор – актёры, которые не умеют играть, хлипкий сценарий (или его отсутствие), странного ребёнка, которого зачем-то позвали в фильм делать страшные глаза, сумасшедшую старуху (вероятно, это уборщица) и группу молодых или не очень актёров, у которых после этого фильма будет всё позади. Отечественный кинематограф, растеряв всю советскую и постсоветскую жуть «Декораторов» и прочих шедевров ушедших лет, никак не определится, во что он играет и какие тут вообще правила.
Фильм «Чёрная вода» Романа Каримова – проект с очень непростой судьбой, тоже отчего-то описывается критиками как «хоррор», однако сам Каримов с ними не очень согласен и просит называть это «просто артхаусом». Да и вообще успел уже откреститься от того, что вышло на экраны, как и его тёзка Волобуев от своего «Блокбастера». Тоже какая-то, прямо скажем, мистика.
Сюжет в «Чёрной воде» незатейлив: недавно «уволившийся из рядов» Максим (Дмитрий Богдан) забирает из наркологической клиники сводного брата – молчаливого и хмурого Петра (Евгений Алехин). Оказывается, что Максим непонятно почему приобрёл в одной из деревень старое ржавое судно и теперь намерен его починить для дальнейшей перепродажи. За братьями в это нелёгкое путешествие увязывается очередная девушка Максима по имени Полина (Ирина Старшенбаум) – Максим сообщает брату о ней лишь то, что она «девяносто четвёртого года выпуска» и на любовь всей жизни явно не тянет.
В деревне, где на речке стоит купленное судно, выяснится, что жители тут очень странные и имеют привычку разделывать свиней и разбрасывать после мясо в воду поутру. Некоторые из них верят, что река проклята, потому что на судне случился пожар и погибли дети, чьи духи теперь живут в воде, а сама вода – отравлена. Ещё в деревне традиционно не ловит мобильная связь, нет ни одного магазина, и только одинокий дед Борис бродит вокруг приезжих и миролюбиво рассказывает про какую-то аварию на заводе и не очень приветливых местных.
Спустя время выяснится, что Полина кажется Максиму городской дурочкой, которая не в состоянии сделать ничего путного. Полина уходит в ночь на соседний корабль, где празднуется свадьба и под утро таинственно (вместе с той же свадьбой) исчезает. Поиски поначалу бесплодны, но потом Пётр находит девушку – и с этого момента уже нельзя быть в полной мере уверенным, кто из героев сошёл с ума, Полина ли это вернулась или водяная ведьма, наглотавшаяся «плохой» воды, сошёл ли с ума Пётр и насколько может измениться бесчувственный и резкий как пуля Максим, если, конечно, вообще может.
Не секрет, что у «Чёрной воды» изначально был совсем другой сценарий – герои ехали в деревню не за случайно купленным главным героем ржавым корытом (спрашивается, зачем оно ему сдалось?), а, будучи экологами-энтузиастами, брать пробы воды из реки, которая, по словам местных, давно какая-то странная. У проекта был другой, более приятный бюджет и им занимались совершенно другие люди – но, как водится, бюджеты утекли, и продюсер Андрей Новиков пригласил в режиссёрское кресло Каримова, который сценарий переписал и вообще пересмотрел историю с другого боку.
В итоге «Воду» впервые показали в прошлом году на фестивале «Окно в Европу» в Выборге, где он шёл перед «Дизлайком»; позже выяснилось, что режиссёр не видел финального монтажа и, поразившись результату, вовсе расхотел иметь отношение к проекту, после чего ему якобы пригрозили отсутствием гонораров. В самом деле, ситуация, мягко говоря, неприятная. Фильм всё же вышел с фамилией Каримова в титрах, но история во многом выходит знаковой для ситуации на отечественном кинорынке. Казалось бы, никакой мистики, только бизнес, однако – проект для режиссёра вышел во всех смыслах «проклятым». Умер близкий родственник, перелом ноги с заражением крови, испортились отношения с девушкой. В прокат фильм попал только сейчас и вышел очень неровным, как и следовало ожидать от проекта с такой судьбой.
В получившемся кино действительно много неудачного – оператор Дмитрий Горбачевский, приложивший руку к нашумевшим «Детям против волшебников», кажется, наконец-то оказался «у дел». Он вовсю снимает зловещий туман, клубящийся над мелкой речкой, да загадочную героиню Старшенбаум с почти чёрными, как та вода, глазами – больше похвалить операторскую работу здесь не за что. Красота кадра в российской глубинке, на которой можно было бы «выехать», как сделал вышеупомянутый Волобуев в «Холодном фронте», здесь попросту уныла и напоминает любой кадр из сериала по телеканалу «Россия». Оттуда же родом и некоторые диалоги персонажей, их реакция на определённые события и в целом общий антураж – в итоге зрелище совсем не выглядит на то, что обычно делает Каримов.
Сценарно история выглядит более-менее связно, однако раскрыться ей не даёт вечная недосказанность, не самая удачная детективная линия и совершенно смазанный, хоть и очень лиричный, финал. Впрочем, режиссёр не раз признавал, что любит эксперименты и старается «разбавлять» своё комедийное творчество чем-то новым. Творить, лишь бы никто не мешал – отличный девиз, который лишний раз доказывает – при обратных условиях получается какая-то мутная жижа.
Источник
«ЧЕРНАЯ ВОДА»: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ДВУХ БРАТЬЕВ И СТАРШЕНБАУМ
Денис Салтыков Июл 17, 2017
5274
В прокате уже несколько дней идет «Черная вода» — долго готовившийся к выходу мистический триллер Романа Каримова. RussoRosso разбирается в новой попытке сделать русский фильм в мрачном жанре.
«Черная вода» (2017)
Режиссер: Роман Каримов
Сценарий: Сергей Осипьян, Александр Лунгин, Роман Каримов
Оператор: Дмитрий Горбачевский
Продюсеры: Андрей Новиков, Александр Котелевский
Дистрибьютор в России: «Централ Партнершип» (в прокате с 13 июля)
Выходец из Уфы Роман Каримов — режиссер, добившийся народной любви прежде всего комедиями. «Черная вода» — его первый шаг в темном жанре, и у фильма было заведомо много составляющих успеха. Во-первых, впечатляющее трио актеров на главных ролях: культовый Евгений Алёхин, экспрессивный Дмитрий Богдан (кто помнит его роль Сени-пионера в «Шапито-шоу» (2011), тот понимает, какую энергию Богдан может привнести на экран) и очаровательно естественная Ирина Старшенбаум, окончательно завоевавшая популярность главной ролью в «Притяжении» (2017). Во-вторых, сюжет «Черной воды» на первый план выдвигает психологические травмы персонажей, вполне вписываясь в современные тренды интеллектуального хоррора, в котором джампскейры не так уж и важны. В-третьих, здесь заявлена и экологическая проблематика, которая для многих зрителей с активной позицией уже давно входит в список важнейших. При этом период работы над проектом для Каримова был настоящим мучением: смерть матери, ссоры с девушкой, тяжелый перелом ноги. Вплоть до июня режиссер продолжительно открещивался от фильма, но работа все же добралась до экранов с его именем на постере и в титрах.
В первом кадре мы видим обнимающихся братьев: Максим (Дмитрий Богдан) забирает наркомана Петю (Евгений Алёхин) из реабилитационного центра. В машине на переднем сидении их поджидает Полина (Ирина Старшенбаум), всю эту компанию трудолюбивый Максим везет чинить старую лодку, доставшуюся ему по дешевке. «Труд исцеляет и помогает определиться в жизни», — кажется, такими словами вот-вот заговорит герой, активно защищающий идеализм советских людей от вялых выпадов своей девушки. Молчаливый и загадочный Петя смотрит в окно с заднего сидения, а машину уже встречает загадочный пенсионер, типичный персонаж слэшеров, предупреждающий главных персонажей не ехать дальше. Максим не готов отказаться от своих планов, так что он уверенно следует к затону, где пытается руководить ремонтом лодки, но вместо этого получаются сплошь конфликты. Вечером где-то рядом из ниоткуда появляется баржа, на которой свадьба и веселье, Полина решает присоединиться к тусовке, а наутро все исчезает: и баржа, и Полина, и алкоголь с закусками. Только неподвижно стоят на горизонте мутные местные, приковывая к себе не менее мутный взгляд Пети. Девушка все же возвращается. Уже в качестве ведьмы, но это не точно.
«Черная вода» могла бы стать отличной хоррор-драмой, если бы серьезный тон не контрастировал с невнятным сценарием. Камера Дмитрия Горбачевского (даром что этот оператор неизвестен ничем, кроме работы над «Детьми против волшебников» (2016) — кошмарным православно-нацистским экшн-мультфильмом, обреченным на культовый статус в узких кругах) схватывает природу русской глуши так, что картинка гипнотизирует, но рваный сюжет не дает провалиться в транс. Персонажи разговаривают настолько пафосно и манерно, что, когда Алёхин на фирменно сложных щах произносит, кивая на торчащие неподалеку фигуры: «Они теперь все там… за горизонтом», — хочется нырнуть куда-нибудь поглубже в затон. Фразы такого же порядка вырываются из уст Полины, хотя Старшенбаум, словно в противоречие дурацким диалогам, играет гораздо более живо и умудряется убедительно показать как простоватую девчонку, так и таинственного суккуба (да-да, в фильме есть сцена секса, позиция — коленно-локтевая). Где-то вокруг всегда суетится Максим, соревнующийся с братом в количестве реплик о важности детства в жизни человека и говорящий языком подростковых групп «ВКонтакте»: «Я дрессирую только тех, в чей потенциал верю». Рваный сюжет завершается эмоциональной, но не слишком выразительной концовкой, в которой создатели фильма натянуто попытались собрать разваливающуюся историю.
Это кино создает ощущение чьего-то начинания. В нем много приятных мелочей, но в контексте целого они кажутся отдельными упражнениями. Тот же оператор Горбачевский вполне может построить дальше интересную карьеру. Хочется обратить внимание и на выразительную игру Инны Егоровой на втором плане в роли деревенской девочки Юли. А у мастерски работающей Старшенбаум карьера как раз и началась после съемок «Черной воды». Дмитрий Богдан, кажется, все еще ждет своей звездной роли, а у Алёхина все хорошо и без кино. Тем временем Каримов вернулся к комедии и снял успешную работу «Гуляй, Вася!» (2017), которая вышла в прокат даже раньше многострадального триллера. Может, позже режиссеру удастся попробовать снять мрачный жанровый фильм, открещиваться от которого уже не придется.
Источник
Рецензия на фильм «Черная вода»
Фильм даже отдаленно не тянет на хоррор, и в целом удачным его не назвать – если и смотреть, то только ради вкрадчивой атмосферы и прекрасной Ирины Старшенбаум
Братья Максим и Петр давно не виделись, но теперь у них общее дело – в компании девушки Максима, Полины, они едут в тьмутаракань, чтобы восстановить сгоревший много лет назад корабль и отправиться на нем в путешествие. По приезду, впрочем, выясняется, что в том пожаре когда-то погибло несколько детей и теперь затон, где стоит корабль, пользуется дурной славой…
Кадр из фильма «Черная вода»
«Черная вода» – проект с непростой судьбой. Снятый еще несколько лет назад, на пару лет он завис на постпродакшене, чтобы всплыть в 2017 году, когда имя Ирины Старшенбаум прогремело в связи с «Притяжением» (в котором она снялась уже после «Черной воды»), а Роман Каримов выдал свой хит «Гуляй, Вася!». Для пущей кассовости «Черную воду» в промокампании пометили как хоррор, но на практике это только сыграет фильму в минус – да, в картине периодически пробивается такой ненавязчивый славянский «мистицизм рек и озер», но в основе своей это довольно пассивная психологическая драма с вкраплениями немного неуклюжего «деревенского детектива».
Кадр из фильма «Черная вода»
Вообще все в «Черной воде» кричит о том, что фильм снимали, скажем так, в не очень свободной и комфортной обстановке – кое-что в нем неплохо работает, но полно и откровенной «сырости», которая обычно идет от нехватки времени, средств или, чего уж тут греха таить, желания. Герои, например, то и дело переходят с обычного разговорного языка на искусственный «литературный» слог, нередко вызывает вопросы монтаж, да и в целом над происходящим витает нехороший дух вынужденной импровизации, который обычно появляется, когда начинают снимать одно кино, а в итоге приходят к совсем другому.
Кадр из фильма «Черная вода»
Все это не может не сказываться на восприятии фильма, и случайным людям, которые попадут на фильм «с улицы», купившись на имя Романа Каримова и лицо Ирины Старшенбаум на постере, да еще и в сочетании с заявленным жанром хоррора, не позавидуешь. В то же время, если отвлечься от всего этого и попытаться воспринять картину «с нуля», в ней можно найти кое-что хорошее. Например, помимо уже упомянутого вкрадчивого мистицизма отдельных эпизодов, атмосферную картинку, прекрасную музыку, удивительно магнетичную Ирину Старшенбаум и запоминающийся финал-эпилог, одновременно грустный и красивый.
Безусловно, все это не повод безоговорочно рекомендовать фильм к просмотру, и жанр русского хоррора по-прежнему терпеливо ждет своего мессию, но «Черная вода» все-таки не так плоха, как вы наверняка будете о ней читать в ближайшие недели. Перефразируя известную поговорку, это кино не упущенных возможностей, а скорее недополученных – фильм, в котором есть задатки чего-то любопытного, но не видно горящих глаз и не чувствуется твердой руки, без которой сумма слагаемых не превратится в единое целое.
Источник