- Что доказывает эксперимент с известковой водой
- 1.5.10. Выделение углекислого газа при дыхании листьев (опыт с известковой водой)
- Что доказывает эксперимент с известковой водой
- 1.4.16. Выделение углекислого газа при дыхании корней (опыт с известковой водой)
- Интересный опыт с помутнением известковой воды
- Урок Бесплатно Дыхание растений. Передвижение и испарение воды в растениях
- Дыхание растений
Что доказывает эксперимент с известковой водой
1.5.10. Выделение углекислого газа при дыхании листьев (опыт с известковой водой)
Цель опыта — показать, что листья при дыхании выделяют углекислый газ.
Объекты и оборудование. Два небольших листа фасоли или комнатных растений или 5-6 листьев всходов злаков; три обычные (химические) пробирки; пробки к пробиркам — резиновые или из пластилина; нитки; известковая вода.
Постановка опыта. Все пробирки наполняют водой (лучше кипяченой). В две из них помещают листья, свернув трубочкой и предварительно подвязав к ним нитку. Затем всю воду из пробирок выливают, пробирки плотно закрывают пробками, оставляя конец нитки снаружи, и кладут рядом в место с обычным комнатным освещением (далеко от источников света), но одну из них закрывают от света темной бумагой или картоном и т. п.
Продолжительность опыта — два дня. Он покажет учащимся, что листья дышат и в темноте, и на свету.
Демонстрация опыта. Листья извлекают из пробирок (за нитку); лучше это сделать под водой, опустив в нее пробирку вертикально, отверстием вниз. Остатки воды в пробирке выливают на воздухе, держа ее дном вверх и слегка приоткрыв отверстие. Затем в каждую пробирку наливают поровну известковую воду — примерно по 1,5-2 см по высоте пробирки, закрывают их и встряхивают одновременно. Более полное объяснение техники данного опыта, а также вопросы на осмысление методики его даны в описании аналогичного опыта по дыханию корней (см. 1.4.16).
Методика определения углекислого газа может быть иной — с пропусканием воздуха из сосудов в известковую воду. Она рассмотрена при описании опыта по дыханию корней (1.4.16). При этом для пробирок удобно сделать пробку с маленькой воронкой и газоотводной трубкой из пластилина (рис. 11,2).
Опыт может быть поставлен на целом растении (рис. 20). Для этого лист или конец побега с листом вводят в небольшую колбу, отверстие последней закрывают плотно пробкой с вырезом (для помещения в нем черешка листа или стебля) или пластилином.
Опыты по изучению испарения воды листьями
Источник
Что доказывает эксперимент с известковой водой
1.4.16. Выделение углекислого газа при дыхании корней (опыт с известковой водой)
Цель опыта — доказать, что корни при дыхании выделяют углекислый газ.
Объекты и оборудование. Корни от 3-4 растений ржи (пшеницы, ячменя) или от одного растения фасоли, выращенных на воде или в песке в течение 10-14 дней; две одинаковые химические пробирки; пробки к пробиркам — резиновые или из пластилина, нитки; кипяченая вода, известковая вода.
Постановка опыта. Обе пробирки наполняют кипяченой водой. Корни подвязывают к нитке длиной 15-20 см и опускают их в одну пробирку, оставив конец нитки снаружи. Затем сливают всю воду из пробирок и закрывают их плотно пробками. Это лучше проводить не в комнате, а за окном, чтобы пробирки наполнились воздухом, в котором углекислого газа меньше, чем в помещении. Обе пробирки кладут рядом, горизонтально или с небольшим наклоном ко дну, в темное место с комнатной температурой. Продолжительность опыта два дня.
Демонстрация опыта. Открывают опытную пробирку, держа ее вертикально, дном вниз, и, прикрыв пальцем отверстие ее, осторожно извлекают корни за нитку, стараясь не вытеснить воздух из пробирки, закрывают последнюю пробкой на время. (Можно извлекать корни из пробирки и под водой, держа пробирку дном вверх.) В обе пробирки наливают примерно поровну немного известковой воды (1,5-2 см по высоте пробирки), закупоривают и встряхивают их одновременно несколько раз. Как только известковая вода хорошо помутнеет, образуя «молоко», встряхивание надо прекратить, иначе — при избытке углекислого газа — помутнение может ослабнуть из-за перехода нерастворимого в воде вещества (СаСО3) в растворимое (Са(НСO3)2).
Вопросы на осмысление методики опыта. Зачем (с какой целью) приливают известковую воду в опытную и контрольную пробирки? (Чтобы узнать, есть ли углекислый газ в данной пробирке.) Отчего мутнеет известковая вода? (От углекислого газа.) Что доказывает опыт с известковой водой? (Что корни при дыхании выделяют углекислый газ.) Для чего нужна контрольная пробирка без корней? (Для сравнения с опытной, чтобы убедиться в том, что в такой же пробирке, но без корней известковая вода не изменяется или мутнеет мало — от углекислого газа, который всегда содержится в небольшом количестве в воздухе.) Для чего встряхивают пробирки с известковой водой? (Чтобы смешать известковую воду с воздухом, ускорить их соединение.) Зачем извлекают корни из пробирки? (Чтобы они не могли как-нибудь подействовать на известковую воду и тем самым снизить чистоту опыта.)
Опыт, демонстрирующий выделение углекислого газа при дыхании, может быть поставлен на не отделенных от растения корнях, т. е. на целом растении. Для этого надо вырастить 10-14-дневное растение фасоли в пробирке с водой (см. 1.2). При постановке опыта воду из пробирки сливают, корни промывают кипяченой водой (не вынимая их из пробирки), отверстие пробирки герметично запечатывают пластилином. Для уменьшения испарения воды растением один из двух листьев срезают. Через два дня выявляют результат опыта так, как описано выше.
Рис. 11. Пробки с воронкой и газоотводной трубкой: 1 — резиновая; 2 — пластилиновая
Методика рассматриваемого опыта может быть иной -с определением углекислого газа путем пропускания воздуха из опытного и контрольного сосудов в известковую воду. Опыт ставится в пробирках или, что значительно лучше, в таких же сосудах (колбах, бутылочках, пузырьках), которые указаны для опыта, демонстрирующего поглощение кислорода при дыхании, с тем же или вдвое меньшим количеством корней. К сосудам надо иметь дополнительно специальную пробку — с вмонтированными в нее воронкой и газоотводной трубкой (рис. 11). Если нет подходящей пробки, ее можно изготовить из пластилина, укрепляется она на сосуде как крышка. Все места соединений деталей пробки надо тщательно промазать пластилином, чтобы обеспечить абсолютную герметичность.
При выявлении результата опыта каждый сосуд по очереди закрывают плотно специальной пробкой, газоотводную трубку ее опускают в небольшой пузырек (удобны из-под антибиотиков) с прозрачной известковой водой, наливают воду в воронку. При этом отверстие в воронке должно быть постоянно закрыто слоем воды, пока последняя вливается. В результате в известковой воде появляются, «пробегают» пузырьки воздуха. Если этого не происходит, надо плотнее вставить пробку, промазать дополнительно все соединения. Как только известковая вода значительно помутнеет, вливание воды в воронку надо закончить, сосуд закрыть обычной пробкой. Если он достаточно большой и не весь заполнен водой, его можно использовать повторно в данном или другом классе.
Источник
Интересный опыт с помутнением известковой воды
Сегодня хочу предложить простой, но очень познавательный опыт, который не займет у вас много времени. Это опыт с известковой водой.
Не знаю, какого возраста вы, мой читатель, и застали ли вы еще то время, когда стены и потолки обрабатывали исключительно известью. Не было никаких водоэмульсионок, алинексов и прочих разных веществ, которые сейчас очень распространены, именно благодаря науке химии (помните, мы уже разговаривали про хемофобию?).
Для стен и потолка использовали только известь. Наши родители и бабушки-дедушки брали железную емкость, сыпали в нее негашеную известь и заливали ее водой. Раствор сразу же нагревался (вот поэтому не стеклянная емкость и не пластиковая) и шипел. Этот процесс назывался гашение извести. Дома во время ремонта это был целый ритуал – в нужных пропорциях добавить воду и погасить известь. После остывания полученный раствор был готов к использованию. Он белый, отсюда и пошли слова «белить» и «побелка».
Давайте рассмотрим подробнее, что происходит с известью при гашении.
Итак, негашеная известь – это оксид кальция. При добавлении воды он реагирует с ней и превращается в гидроксид кальция с большим выделением тепла.
Когда вы берете этот раствор щеткой и наносите его на потолок, гидроксид кальция реагирует с углекислым газом, находящимся в воздухе, и превращается в твердый белый карбонат кальция. Именно поэтому после побелки кажется, что воздух стал чище и свежее – за счет уменьшения содержания в нем углекислого газа.
Давайте проведем этот опыт сами и увидим, какими свойствами обладает известь – оксид кальция. Нет, белить я вам не предлагаю, не пугайтесь, мы просто смоделируем этот процесс так же, как когда-то моделировали процесс курения.
- небольшой кусок негашеной извести
- вода
- стаканчик (поскольку извести мы возьмем немного, то можно и стеклянный)
- тонкая длинная трубочка, например, коктейльная
Берем небольшой кусок негашеной извести и измельчаем его. Это довольно твердое вещество, поэтому можно сделать так – положить кусок извести в полиэтиленовый мешочек и постучать по нему молотком.
Ссыпаем полученные мелкие кусочки в банку и приливаем немного воды. Будьте осторожны! В зависимости от того, насколько мало примесей содержит известь и насколько она чистая, может начаться активное бурление и разбрызгивание. Не наклоняйтесь над банкой!
Дадим полученному раствору немного постоять. Смотрите, раствор над осадком стал светлым. Сольем его в две отдельные баночки. Аккуратно, чтобы не взболтать осадок на дне. Этот светлый раствор называется известковая вода.
Опыты с ней можно сделать разные. Например, вы можете взять трубочку и аккуратно подуть через нее в раствор. Будьте осторожны, чтобы на вас не попали брызги и чтобы ни в коем случае раствор не попал вам в рот!
Видите, что получается? Происходит помутнение известковой воды за счет углекислого газа, который вы выдуваете. И образуется тот самый карбонат кальция, про который мы говорили в начале статьи.
Со второй порцией известковой воды сделаем следующий опыт. Нальем в стакан немного воды и опустим в него небольшой кусочек мыла или мыльной стружки. Дадим немного постоять, чтобы получился насыщенный мыльный раствор.
Теперь аккуратно перельем прозрачный раствор в другую емкость и добавим к ней известковую воду из второго стакана. Раствор сразу же мутнеет.
Это связано с тем, что кальций, входящий в состав известковой воды, реагирует со стеариновой кислотой, образующейся при растворении мыла в воде. При этом получается малорастворимый стеарат кальция. Чем насыщеннее был мыльный раствор, тем мутнее он будет при приливании к нему известковой воды.
О содержании кальция в воде и его влиянии на мыло и другие моющие средства я расскажу в следующей статье, а пока хочу поделиться с вами новостью о выставке творческих работ, которая проходила у нас на работе, и про которую я уже писала.
Увы, никакого места я не заняла, но не очень расстроилась из-за этого. Главное для меня – это полученный опыт. Я посмотрела на работы других людей, получила огромные впечатления, увидела, к чему надо стремиться. Ну и, конечно, загорелась очередными идеями вышивки.
А вышитые кривульки – бискорню, берлинго, зигугу и пендибуль – нашли себе новых хозяев – моих коллег по работе.
Каждая кривулька вышивалась для конкретного человека с самыми добрыми пожеланиями и от чистого сердца.
Удачи всем и до встречи в следующей статье.
Наталья Брянцева
KidsChemistry теперь есть и в социальных сетях. Присоединяйтесь прямо сейчас! В контакте , Одноклассники , Facebook
Источник
Урок Бесплатно Дыхание растений. Передвижение и испарение воды в растениях
Дыхание растений
Растения состоят из одной или множества клеток.
Дыхание — такой же признак, характерный для живых организмов, как и рост, размножение.
Даже одноклеточные растения, такие как водоросль хлорелла, дышат, хотя и живут в воде.
Зачем растениям нужен кислород?
О том, что растения являются главным источником кислорода (О2), знают даже ученики младших классов.
Из-за этого и возникает путаница.
Многие ошибочно считают, что раз растения внешне не похожи на животных, значит дыхание у них происходит «в обратную сторону».
Часто люди думают, что растительные клетки выделяют кислород и поглощают углекислый газ (СО2) и таким образом дышат.
Мы развеем эти заблуждения.
Но для начала зададим вопрос: «Почему ученые не советуют ставить большие растения в спальне?»
Почему у людей, которые не слушались этого совета, утром болела голова и они себя чувствовали, мягко говоря, не очень хорошо?
Исследователи выяснили причину этого странного явления.
Оказывается, что растения, так же, как и люди, поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
За счет этого они получают энергию.
Человек, который ночью спал в комнате с растениями, не получал достаточно кислорода и буквально травился углекислым газом, выделенным растением.
Схематично молекулу углекислого газа (СО2) можно представить так:
Запомните и никогда не путайте:
Дыхание — это процесс поглощение кислорода, а фотосинтез — его выделение растительными клетками.
Отличие дыхания от фотосинтеза:
свойственно всем клеткам
характерно только для растений
углекислый газ выделяется
углекислый газ поглощается
образуются сложные химические вещества
Влияние внешних факторов на процесс дыхания растений
- увеличение содержания кислорода в воздухе до 8–10 % сопровождается повышением интенсивности дыхания у растений, но дальнейшее увеличение концентрации кислорода не влияет существенно на дыхание
- в атмосфере чистого кислорода (без примесей азота и углекислого газа) интенсивность дыхания растений снижается. При длительном его действии растение погибает
- при высоком содержании углекислого газа в воздухе дыхание растений замедляется, так как устьица закрываются
- дыхание некоторых растений идет и при температуре ниже 0 о С (например, ель дышит при -25 о С)
- активность дыхания, возрастает при повышении температуры до определенного предела (+35- 40 о С)
- повышение содержания воды в семенах приводит к резкому увеличению интенсивности дыхания
- такие элементы, как сера, железо, медь, марганец, необходимы для дыхания, поэтому дыхание активируется при их высоком содержании (например, в воде)
- механическое повреждение усиливает дыхание
- интенсивность дыхания корней, как и листьев, по мере старения растений снижается
Откуда берется энергия у растений?
Когда вы учили строение клетки, то узнали о такой органелле, как митохондрия.
На рисунке она похожа на фасолинку, хотя встречаются и другие ее формы.
Это очень странная часть клетки.
Некоторые ученые считают, что она образовалась из какого-то микроорганизма, который проник в клетку-хозяина и потом потерял большую часть своих способностей.
Правда, митохондрии сохранили способность двигаться и даже могут сливаться друг с другом!
Эта органелла стала просто незаменимой для клеток.
Ведь она выполняет одну из главных задач — образует молекулу АТФ (Аденозин-Три-Фосфорная кислота).
Когда от АТФ отщепляется один из трех фосфатов, то выделяется 40 000 Джоулей энергии.
Чтобы было понятнее — столько энергии нужно, чтобы нагреть примерно половину стакана льда до состояния кипятка.
И это только один фосфат отщепляется, а если три?
Представляете, сколько энергии в одной молекуле?
Присоединяя фосфаты, АТФ запасает энергию и постепенно отдает ее.
«А при чем здесь кислород?» — спросите вы.
Кислород участвует в сложном процессе образования АТФ с помощью глюкозы внутри митохондрии. Это называется внутриклеточным дыханием.
И в результате всех этих химических реакций образуется углекислый газ и вода, так же, как и при горении.
Следовательно, горение похоже на дыхание.
Есть лишь небольшая разница: при горении в результате реакции кислорода с молекулами других веществ, энергия высвобождается мгновенно.
Опыты, доказывающие дыхание растений
Опыт №1 Образование углекислого газа при дыхании
Возьмем веточку растения, поставим ее в стакан с водой; рядом поставим другой стакан с прозрачной известковой водой, закроем всё стеклянным колпаком и поместим в темное место, чтобы приостановился процесс выделения кислорода.
Примерно через сутки мы увидим, что стакан с известковой водой помутнел, эта реакция известковой воды на углекислый газ.
Откуда в закрытом колпаке образовался углекислый газ?
Делаем вывод: растение выделило углекислый газ в ходе дыхания.
Таким образом, мы видим, что растение активно дышит, забирая из воздуха кислород и выделяя углекислый газ.
Но не забывайте, что дыхание растений идет непрерывно и днем, и ночью, как у человека и животных.
Опыт №2 Необходимость воздуха для дыхания корней
Взяли два растения и поместили их в сосуды с водой, на поверхность воды налили масло (слой масла задерживает поступление воздуха в воду).
Воду в одном из сосудов ежедневно насыщаем воздухом из пульверизатора, растение в этом сосуде активно развивается.
А другое растение начинает гибнуть из-за недостатка воздуха, который необходим корням растения.
Вывод: корни растения дышат, без дыхания корней все растение может погибнуть.
Опыт № 3 Дыхание семян
В одну банку положим проросшие семена, в другую банку положим сухие семена.
Закроем плотно обе банки и поставим в темное теплое место.
На следующий день проверим состав воздуха.
Вы знаете, что для горения необходим кислород.
Опустим в бутылку с сухими семенами зажженную свечку — она хорошо и непрерывно горит, то есть воздух в банке остался неизменным, так как непрорастающие семена дышат очень слабо.
А если поместим свечку в банку с прорастающими семенами, свечка сразу потухнет, потому что прорастающие семена активно израсходуют кислород в ходе дыхания и выделят большое количество углекислого газа, а раз нет кислорода — горение свечи происходить не может, так как для горения нужен кислород.
Опыт доказывает, что проросшие семена активно дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ.
Вывод: дыхание растениям необходимо для получения энергии, которая тратится на различные процессы жизнедеятельности (рост, размножение, питание и другие процессы)
Дыхание во всех живых клетках и органов растения происходит непрерывно.
Как и животные, растения погибают с прекращением дыхания.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Источник