- Федор Тютчев — Что ты клонишь над водами: Стих
- Анализ стихотворения «Что ты клонишь над водами» Тютчева
- Федор Тютчев Что ты клонишь над водами
- Другие статьи в литературном дневнике:
- Что ты клонишь над водами (Тютчев)
- Примечания [ править ]
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Фёдор Иванович Тютчев. «Что ты клонишь над водами…»
- анализ стихотворения тютчева «что ты клонишь над водами»
Федор Тютчев — Что ты клонишь над водами: Стих
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю.
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…
Анализ стихотворения «Что ты клонишь над водами» Тютчева
Излюбленной темой творчества Федора Ивановича Тютчева была природа. Скорее всего, стихотворение «Что ты клонишь над водами» было навеяно впечатлениями от европейских пейзажей.
Стихотворение написано в 1835 году. Его автору исполнилось 32 года, он стал уже придворным камергером, служит в Германии, подружился с поэтом Г. Гейне. По жанру — пейзажная лирика, по размеру — четырехстопный хорей с кольцевой рифмой, 2 строфы. Рифмы закрытые и открытые, женские и мужские. Лирический герой — наблюдатель, рассказчик. Лексика возвышенная, интонация задумчивая, с двумя риторическими вопросами и многоточиями. Поэт в авторско-индивидуальном стиле расставляет ударения в словах, добиваясь определенного эффекта и мелодичности: водами, макушку. В первом пятистишии преобладают существительные и прилагательные, во втором заметно возрастает количество глаголов. Вообще, вторая строфа представляет собой сложное предложение с парами однородных членов. Звукопись передана аллитерацией «ш», «щ», «ж».
Начало первой строфы создает впечатление куплета лирической народной песни. Природа в стихотворении одушевлена. Является ли она метафорой человеческой жизни? Страдальческий мотив последнего пятистишия наводит на подобные мысли. Однако не стоит преувеличивать значение таких параллелей: природа для Ф. Тютчева действительно одушевлена сама по себе, передает собственное состояние и настроение, вне обязательной связи с человеком.
Более того, трепет ивы над водной гладью — образ узнаваемый и вовсе не зловещий, а естественный и трогательный. В конце концов, описанное деревце вовсе не страдает от недостатка влаги, напротив, у воды ива впитывает корнями даже больше, чем нужно. И, склоняясь к воде, «плачет» капельками лишней влаги. Кроме того, именно вода и ветер разносят семена ивы на большие расстояния. Выходит, в знойный ясный денек поэт скорее любуется гармонией образа ивы и ее трепетной зависимостью от воды, чем испытывает от этой картины сердечную боль. Повторяются союзы «и» и «хоть». Эпитеты: дрожащими листами. Сравнение: словно устами. Олицетворение — основной прием этого произведения: клонишь, устами, ловишь, лист томится и трепещет, бежит, нежась, смеется. Образ не просто воды, а именно струящейся, придает стихотворению динамики, живости.
Стихотворение «Что ты клонишь над водами» создано в тот период, когда читающая публика знала Ф. Тютчева скорее как дипломата, чем поэта.
Источник
Федор Тютчев Что ты клонишь над водами
***
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю.
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…
Другие статьи в литературном дневнике:
- 31.05.2018. Элина Красс За печальные мысли мои ты себя не кори
- 30.05.2018. Лариса Миллер Я в комнате, парящей над Москвой
- 29.05.2018. Виктор Генрихович Гофман В мае
- 28.05.2018. Ирина Маулер День за днём
- 27.05.2018. Алексей Душин А мы опять построим корабли
- 26.05.2018. Ацо Шопов Когда приходят тягостные дни
- 25.05.2018. Федор Тютчев Что ты клонишь над водами
- 24.05.2018. Андрей Вознесенский Замерли
- 23.05.2018. Владимир Высоцкий В холода, в холода
- 22.05.2018. Генриетта Ляховицкая Лесное озеро
- 21.05.2018. Лариса Миллер Ничего не хочу понимать
- 20.05.2018. Сергей Островой Жизнь
- 19.05.2018. Вадим Шефнер Пятое
- 18.05.2018. Юрий Яхонтов Заброшенная деревня
- 17.05.2018. Виктор Генрихович Гофман Весна
- 16.05.2018. Роберт Рождественский Знешь, я хочу чтоб каждое сл
- 15.05.2018. Федор Тютчев Silentium!
- 14.05.2018. Симон Осиашвили В миг равенства дождя и синевы
- 13.05.2018. Леонид Лапцуй И говори, и действуй — точно, в меру
- 12.05.2018. Владимир Фирсов Рассвет! Рассвет!
- 11.05.2018. Владимир Набоков Дождь пролетел
- 10.05.2018. Илья Рейдерман И, наконец, увидеть этот сад
- 09.05.2018. Константин Романов Опять томит очарованьем
- 08.05.2018. Констан Фофанов Одуванчик
- 07.05.2018. Антония Гутова Исконный язык
- 06.05.2018. Дарья Александер Страницы презрительно сжаты
- 05.05.2018. Лариса Миллер Писать бы, едв прикасаясь к словам
- 04.05.2018. Федор Тютчев Весенняя гроза
- 03.05.2018. Владимир Мазин Если удача и если беда
- 02.05.2018. Евдокия Ростопчина В майское утро
- 01.05.2018. Валерий Брюсов Звезда затеплилась стыдлво
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Что ты клонишь над водами (Тютчев)
Точность | Выборочно проверено |
← «В душном воздуха молчанье…» | «Что ты клонишь над водами…» автор Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873) | «Вечер мглистый и ненастный…» → |
См. Стихотворения Тютчева 1830-е . Дата создания: 1830-е годы, опубл.: 1836 [1] . |
- «Что ты клонишь надъ водами…» // «Современникъ», 1836, томъ IV, с. 34 (Google)
- «Что ты клонишь надъ водами…» // «Современникъ», 1854, томъ XLIV, № 3, с. 5—6 (Google)
- «Что ты клонишь надъ водами…» // Ѳ. И. Тютчевъ. Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П. В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я. Брюсова, библіографическимъ указателемъ, примѣчаніями, варіантами, факсимиле и портретомъ — 7-е изд. — СПб.: Т-во А. Ф. Марксъ, 1913. — С. 91 (РГБ).
- «Что ты клонишь над водами…» // Ф. И. Тютчев. Полное собрание стихотворений / Вступительная статья Н. Я. Берковского; Составление, подготовка текста и примечания А. А. Николаева — Л.: Советский писатель, 1987. — С. 123. — (Библиотека поэта. Большая серия).
- «Что ты клонишь над водами…» // Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2002. — Т. 1. Стихотворения, 1813—1849. — С. 136. — ISBN 5-7735-0129-5.
Примечания [ править ]
- ↑ Впервые — в журнале «Современник», 1836, том IV, с. 34 (Google) под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии», под номером XVII, с общей подписью «Ф.Т.» Затем — «Современник», 1854, том XLIV, с. 5—6 под номером VII.
Это произведение перешло в общественное достояние в России согласно ст. 1281 ГК РФ, и в странах, где срок охраны авторского права действует на протяжении жизни автора плюс 70 лет или менее. Если произведение является переводом, или иным производным произведением, или создано в соавторстве, то срок действия исключительного авторского права истёк для всех авторов оригинала и перевода. Общественное достояние Общественное достояние false false Источник LiveInternetLiveInternet—Рубрики
—Поиск по дневнику—Подписка по e-mail—Интересы—Постоянные читатели—Сообщества—СтатистикаФёдор Иванович Тютчев. «Что ты клонишь над водами…» |
Пятница, 01 Сентября 2017 г. 17:49 + в цитатник
Фёдор Иванович Тютчев
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю.
Хоть томится, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей…
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце нежась, блещет,
И смеется над тобой…
Необычный центральный образ, восходящий к отечественным фольклорным источникам, выделяет стихотворение 1835 г. из корпуса тютчевской лирики, для которой характерны торжественный стиль, обилие архаизмов и античных реминисценций. Скромная ива, склоненная над рекой, символизирует человека и его судьбу. Примечательно, что автор изображает только одну из двух частей иносказания, предоставляя читателю право реконструировать общий смысл поэтической зарисовки.
Образ дерева решен в духе тютчевских тенденций к антропоморфному изображению пейзажа: на это указывает обращение, оформленное по канонам лирической песни, а также выбор лексики и сравнение листвы с «жадными устами». По мере развития сюжета нарастают эмоции, которые приписываются основному образу. Поэт передает желание ивы дотянуться до быстрого водного потока. Так в контексте мечты персонажа появляется второй образ, также олицетворенный. «Беглая струя» воды оказывается на первом плане в финале произведения. Она словно дразнит иву своей динамичностью, изменчивостью и радостной игрой света в солнечных лучах. В описании образа водной струи задействованы четыре глагола и одно деепричастие, сконцентрированные в узких рамках трех стихотворных строк.
Простая образная система произведения допускает многовариантность аллегорических трактовок лирической ситуации. Стремление удержать любовь или продлить молодые годы, обрести счастье или вкусить наслаждение, постичь смысл природных явлений или ощутить себя в центре потока жизни — появление перечисленных позиций вполне оправдано. Разные толкования объединены образом героя: он стеснен, но не сломлен обстоятельствами и движим жаждой достичь невозможного.
В образе струи, символизирующей заветную цель, различаются интонации холодного безразличия, в финале переходящие в насмешку. В этом контексте также возможны разночтения: отрезвляющий тон должен образумить мечтателя, витающего в облаках, или призван продемонстрировать драматический исход лирической ситуации.
В тютчевском наследии имеется пример, когда образы деревьев символизируют человеческие чувства и мечты. В тексте поэтической миниатюры «С чужой стороны», вольной интерпретации творения Гейне, создаются романтические образы кедра и пальмы. Печальным, разобщенным, но близким духом персонажам суждено встретиться лишь во сне.
Источник
анализ стихотворения тютчева «что ты клонишь над водами»
Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами… ”
Это стихотворение написано в ранний период творчества замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева. С момента встречи с его творчеством я поняла, что Тютчев – поэт для узкого круга читателей, тонких, думающих, смотрящих на мир под определенным углом зрения. Понять его поэзию дано не каждому. Вот так случилось и со мной. Читая стихотворение “Что ты клонишь над водами… ”, я представляла себе пейзажную зарисовку: лето, теплый денек, берег небольшой речушки, заросший кустарником и тальником, иву, склоненную над бегущей и журчащей по камешкам струей воды. Играет легкий ветерок листьями. Но что-то настораживает в стихотворении. Почему автор говорит о иве как об одушевленном предмете? Почему становится грустно при чтении стихотворения? Да потому, что начинаешь догадываться, что это символическое изображение жизни человека во времени. Не случайно стихотворение состоит из двух строф, каждая состоит из пятистишия (квинтет) . В первой строфе – образ “ивы-жизни”, во второй – образ “струи-времени”. Глаголы второй строфы передают непрестанное движение, вечное: бежит, плещет, блещет, и самое главное, смеется над тем, что пришло в этот “мир на время”. Дерево как будто склонилось под тяжестью проблем, неудач, потерь, как иногда бывает с человеком. Для описания такого состояния души автор пользуется существительными, как называющими предмет, и к ним эпитетами: уста жадные, струя беглая, листы дрожащие. Создается впечатление, что речь идет о предмете одушевленном, именно такую роль играет олицетворение. Выявить “второй план” помогает и антитеза “но”, и четырехстопный ямб с обязательным пиррихием в каждой строке, чередующиеся женская и мужская, перекрестная и смежная рифма. Вопросительные предложения как бы стараются вернуть нас к истине: да, жизнь коротка, но жить надо не склоняя “макушки”, достойно, не сдаваться ни перед какими жизненными проблемами, чтобы “умереть как человек”.
2. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Что ты клонишь над водами… ”
В стихотворении Тютчева на первый взгляд говорится о иве и струе, но внимательно прочитав несколько раз, я поняла идейный смысл данного произведения так: в стихотворении говорится о жизни и беспощадном к ней времени. Преобладает грустное настроение, печальное, хотя во второй строфе есть слово “смеется”, но радости оно не вносит в текст. Стихотворение состоит из двух строф, каждая строфа – из пяти строк. В каждой строфе четырехстопный ямб, рифма перекрестная (1-3 и 2-5 строки) , парная (3-4 строки) , женская (1, 3, 4 строки) сочетается с мужской (2, 5 строки) . Часто встречаются многосложные слова, поэтому использован пиррихий. Для создания картины природы более живой, “звучащей” автор использует аллитерацию, повторяя 11 раз шипящие звуки “щ”, “ш”, “ж”. Слово “хоть” употребляется в стихотворении два раза, создается впечатление легкого течения ручейка. В первой строфе 2 предложения, простые, вопросительные. Во второй строфе много глаголов 3 лица единственного числа, которые образуют ряд однородных сказуемых. Эти глаголы обозначают активное движение, как бы рисуя общую картину движения времени. Лирический герой этого стихотворения мне представляется жалким, беззащитным. Он не может справиться со своими проблемами и просто-напросто подчинился им. Жизнь коротка и этот герой пытается ухватиться за время, но и оно его не жале, а лишь смеется над ним. Наверное, автор пытался донести до нас чувство жалости и истину о смерти. Каждая минута приближает человека к смерти. Автор говорит нам, что жизнь не вечна, а вечно только время, которое никого не щадит, оно просто бежит вперед. Мне кажется, что стихотворение заставило нас задуматься о том, что нужно не “транжирить” зря время, а успеть в этой жизни многое
© 2003—2011 Издательский дом «Первое сентября»
Источник