Что такое недропользование водой

НАЛОГ НА СКВАЖИНУ С 1 ЯНВАРЯ 2020 ГОДА

31 декабря 2019 года в России истекают сроки так называемой «водной амнистии». Уже с января 2020 года плательщиками налога на забор воды из скважин станут садоводы и огородники. Кого еще заставят заплатить за скважину? Где узнать размер налоговой ставки? Кто будет пользоваться бесплатно?

НАЛОГ НА ВОДУ и ЗАКОН «О НЕДРАХ»

Позиция законодателя такова: недра, в том числе и подземные воды, являются народным достоянием. Следовательно, недропользователь обязан компенсировать расходование «достояния» отчислениями в бюджет.
Вроде бы все логично. Федеральный закон «О недрах» действует в России с 1992 года. Налог платят все, кто использует техническую воду в промышленных масштабах, арендует озера и морские порты, ставит гидроэлектростанции, готовит бутилированную воду на продажу и т.п.

Юридические лица и ранее были обязаны получать лицензию на бурение и эксплуатацию скважин в трех случаях:
— если вода шла на продажу;
— если объем водозабора составлял более 100 м3 в сутки;
— если забор воды осуществлялся с глубины более 40 метров.

Определенный законом круг плательщиков и порядок налогообложения сохранялся вплоть до конца 2015 года. В 2016 году в Правительстве РФ задумались о налогообложении садовых товариществ и частного сектора. Ведь там тоже используют артезианскую воду в качестве питьевой и для полива. Однако под давлением общественности горькую пилюлю решили «подсластить». Была объявлена так называемая «водная амнистия» для владельцев скважин, которые все еще не получили до 2016 года официального разрешения на водопользование и качали воду без оформления лицензии.
В 2019 году вступил в силу закон о садоводстве и огородничестве. Скважины, находящиеся в коллективном пользовании, подлежат лицензированию, учету потребляемой воды и налогообложению.

Читайте также:  Почему помпа не качает воду factorio

КАКИМИ ЗАКОНАМИ И ПОДЗАКОННЫМИ АКТАМИ РЕГУЛИРУЕТСЯ НАЛОГ НА ВОДУ

Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ
Закон о садоводстве и огородничестве от 29.07.2017 №217-ФЗ
Правила охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №94 от 11.02.2016 г.

ПРАВИЛА «ВОДНОЙ АМНИСТИИ»

Гражданам, не оформившим скважины, дали три года на оформление разрешительных документов без проведения дорогостоящих процедур – с 2016 по 2019 год включительно.
В ходе «водной амнистии» владельцев освободили от оплаты госпошлины в размере 7500 рублей за оформление лицензионного соглашения.
Избавили от необходимости заказывать геологоразведочные работы и проходить процедуру госэкспертизы запаса подземных вод.
Под «упрощенку» попали действующие скважины, оформленные гражданами и дачными товариществами ранее или в льготный трехлетний период.
Однако начиная с 2020 года бесплатный порядок оформления перестанет действовать, а за нарушение правил недропользования станут серьезно штрафовать.
Водозабор, не оформленный по всем правилам, использовать запретят. У граждан осталось еще немного времени на подачу заявки и оформление разрешения на водозабор по упрощенной схеме.
Теперь давайте разберемся, кому следует оформить разрешительные документы и в дальнейшем платить налог на воду. А кому можно об этом не беспокоиться.

КАКИЕ СКВАЖИНЫ ОБЛАГАЮТСЯ НАЛОГОМ

Водопользование осуществляется в целях получения коммерческой выгоды; слой, питающий частную скважину, является объектом водозабора для центрального водоснабжения; водозабор происходит с артезианского горизонта.
Ресурсы в подземном водном объекте учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых, к которым относятся питьевые, лечебные минеральные, теплоэнергетические, промышленные и технические воды.
Расход воды превышает 100 м3 в сутки. Как раз в эту категорию плательщиков могут попасть садоводческие и огороднические хозяйства. Речь о скважинах, которые находятся в коллективном пользовании всех членов садоводства или дачного товарищества, и вода из них поступает на все участки.

Читайте также:  Сухопутное животное ходящее под водой

КАКИЕ СКВАЖИНЫ НЕ ОБЛАГАЮТСЯ НАЛОГОМ

Если эксплуатация скважины не требует получения лицензии. То есть вода используется с так называемого «верховодка» (до 20 метров глубины) и для личных целей – своего дома и огорода. Кроме того, расход не превышает 100 м3 в сутки.
Если расход воды идет на тушение пожаров и ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Если вода используется для орошения сельхозугодий, водопоя животных и птиц.
Если вода используется для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.

КАК ГЛУБИНА СКВАЖИН ВЛИЯЕТ НА ИХ СТОИМОСТЬ

Вряд ли владелец домика в деревне, который решил пробурить скважину для питья и полива огорода, знает, на какой глубине расположен тот самый облагаемый налогом водоносный горизонт. Обычные колодцы сооружают глубиной до пяти метров.
Под лицензирование и налогообложение они не попадают. Грунтовые воды водоразборных колонок расположены приблизительно на глубине от шести до 20 метров. Тоже остаются бесплатными. Но для того, чтобы стопроцентно знать, что вы не получите штраф от надзорных органов и не обязаны платить налоги, нужно определить гидрогеологические характеристики участка.
Самостоятельно это сделать невозможно. В этом вся соль! Получается, прежде чем приступить к бурению скважины на загородном участке , необходимо провести ряд согласований. От вас потребуют получения технического паспорта, понадобится проектная документация на бурение, получение разрешения и лицензии.
Для этого необходимо будет познакомиться с такими организациями, как региональное управление Федерального агентства водных ресурсов, Росприроднадзор и местный филиал Министерства природных ресурсов.
Если скважина не признана артезианской, пейте воду на здоровье. Если все же признана артезианской, готовьтесь поставить на нее водосчетчик и снимать показания расхода воды. А также платить налог.
Налог на артезианскую скважину в частном доме варьируется в зависимости от потребления ресурса и территориального расположения владений.

Источник

Пользование подземными водами

Безконтрольное пользование подземными водами — это проблема возникла с появлением многочисленных коттеджных поселков. Артезианские скважины бурят где хотят. В результате возникает неконтролируемое пользование подземными водами.

  • истощением запасов подземных вод;
  • нарушением требований по охране недр и правил охраны подземных водных объектов;
  • несоблюдением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • загрязнением подземных вод.

Многие пользователи скважин уже столкнулись с тем, что уровень водозабора в скважинах понижается. Это следствие истощения запасов воды.

Право пользования подземными водами

Основные требования по рациональному использованию и охране недр, установленных ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), являются соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами, а также предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно ч. 1 и ч. 5 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты.

В силу ч. 6 ст. 8 Водного кодекса РФ формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах. В соответствии с ч. 3 ст.9 физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии с ч.2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 № 94 утверждены «Правила охраны подземных водных объектов» (далее – Правила).

Пункт 2 Правил гласит, что охрана подземных водных объектов осуществляется путем проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов и включает в себя целый ряд мероприятий, указанных в данном пункте, в том числе, мероприятия по предотвращению поступления загрязняющих веществ в подземные воды.

Согласно п.3 Правил, охрана подземных водных объектов осуществляется также и при деятельности по геологическому изучению недр, сопровождаемому проведением горных работ, включая бурение скважин.

Статьей 43 Водного кодекса РФ установлены следующие требования по использованию водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения:

1. Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

2. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

3. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Статьей 10.1 Закона «О недрах» установлено, что основаниями возникновения права пользования участками недр являются, в том числе:

— решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи;

— принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

Согласно ч. 1 ст.1.2 Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Лицензия на право пользования подземными водами

В соответствии с ч.1 ст. 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Порядок предоставления лицензий на право пользования недрами регламентируется Положением о порядке лицензирования пользования недрами (далее -Положение), утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.92 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами». Особенности применения Положения при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод, отражены в Инструкции Роскомнедра от 14.04.1994 «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных» (далее – Инструкция»).

Согласно п.14.1 Положения, пользование недрами для добычи подземных вод должно осуществляться по лицензии в два этапа.

1 этап: ведется подготовка проекта использования недр и его согласование с соответствующими органами с целью определения соответствия разработанного проекта требованиям по безопасному ведению работ и требованиям экологической безопасности.

2 этап: осуществляется реализация согласованного проекта. Дополнительными требованиями к проекту пользования недрами в таких случаях являются, в том числе, организация зон санитарной охраны водозаборов при добыче питьевых вод.

Проведение работ, связанных с пользованием недрами, до согласования проекта запрещается.

Пользование подземными водами для собственных нужд

Собственнику артезианской скважины в обязательном порядке необходима лицензия (смотрим ниже штрафы).

Частному лицу, используещему колодец для личных нужд для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта, там где он не являеся источнком централизованного водоснабжения, получать лицензию нет необходимости.

Добыча подземных вод для собственных нужд: получение лицензии и организация ЗСО скважины:

Пользователи частных скважин для добычи подземных вод не знают, что скважины должны быть оборудованы зонами санитарной охраны. Зона санитарной охраны скважины – это участок земли с радиусом 30 м, на котором не должно быть никаких посторонних объектов (например — туалетов). Не соблюдение зон санитарной охраны может нести риски попадания в подземные воды вредных химических и (или) бактериологических веществ, которые попадая в нижний водоносный горизонт могут распространяться на довольно значительные площади.

На основании ст. 19 Закона «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков использование для собственных нужд подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.1.3 Инструкции не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников). Это относится и к использованию недр для водоснабжения индивидуальных приусадебных участков, небольших фермерских хозяйств, садовых участков и других мелких объектов.

Санитарные правила «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02» (далее — Санитарные правила и нормы) устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории. Согласно Санитарным правилам и нормам нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования.

Условия добычи подземных вод

Согласно п. 2.2.1.1 Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» :

  • водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки.
  • расположение на территории промышленного предприятия или жилой застройки возможно при надлежащем обосновании.
  • граница первого пояса зоны санитарной охраны устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора — при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м — при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Добыча подземных вод для СНТ

В соответствии со ст. 19.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» СНТ для питьевого и(или) технического водоснабжения СНТ имеют право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод.

Что понимается под термином «питьевое или техническое водоснабжение»?

использование подземных вод товариществами и правообладателями садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в целях ведения садоводства или огородничества и создания для этого благоприятных условий, а также обеспечения освоения земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд.

Таким образом, добыча подземных вод для вышеуказанных целей СНТ может осуществляться без получения лицензии на право добычи подземных вод.

Добыча подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ должна осуществляться с соблюдением правил охраны подземных водных объектов, а также основных требований по рациональному использованию и охране недр.

Нарушения пользования подземными водами (скважинами)

Статья 7.3 КоАП РФ Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Как видите, добыча подземных вод без лицензии для юридических лиц чревато просто огромными штрафами!

Статья 8.9 КоАП РФ Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов

Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статья 6.3 КоАП РФ Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.42 КоАП РФ Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения

Источник

Оцените статью