Что такое вода 5 класс технология

Вода на Земле

Вода — одно из самых распространенных веществ в природе и главная составная часть всех живых организмов. Она покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.

Вода — основа жизни

Все живые существа на 75 % состоят из воды. Это самый необходимый элемент живой природы. Вода постоянно совершает круговорот между морями, атмосферой и сушей, создавая условия, в которых может существовать и развиваться жизнь.

Вода — на первый взгляд простейшее химическое соединение — является основой жизни на Земле. Вода транспортирует тепло, растворяет и переносит колоссальные массы химических веществ и элементов, разрушает и перераспределяет горные породы, образует формы рельефа и даже участвует в образовании полезных ископаемых. Кроме того, вода задействована в ряде метеорологических явлений, таких как осадки, туманы, облака. Она участвует в создании течений, волнений, перемещении русел рек и формировании водоемов. А еще она является средой жизни для множества организмов.

Человек может прожить без воды всего несколько суток. Для нормальной работы всех органов человеку необходимо как минимум 1,5 л воды в день. Вода доставляет в клетки организма питательные вещества и уносит отходы жизнедеятельности. Кроме того, вода участвует в процессах терморегуляции и дыхания человека.

Под лучами Солнца вода испаряется из водоемов и поднимается в воздух. Там капельки воды собираются в облака и тучи и выпадают на землю в виде дождя или снега, который превращается в воду. Она впитывается в землю и снова возвращается в моря, реки и озера. И все начинается сначала. Так происходит круговорот воды в природе.

Читайте также:  Коэффициент теплопередачи вода алюминий

Сколько и где?

Всего на земном шаре 1390 млн км 3 воды, больше всего её в морях и океанах — 96,4%. На суше вода спрятана в ледниках и постоянных снегах — около 1,86%. Вечным льдом покрыты Антарктида, остров Гренландия и многие другие острова в высоких широтах. В горах на больших высотах образуются горные ледники. Под землёй воды немного — всего около 1,7% от общего объёма, а на воды суши (реки, озёра, болота, водохранилища) приходится примерно 0,02%. В живых организмах и в атмосфере тоже есть вода. А вот пресной воды, так необходимой нам для жизни, на планете мало — только 2,64%.

Три состояния воды

Вещества в зависимости от температуры замерзания, плавления и кипения могут встречаться в природе в трех агрегатных состояниях — твердом, жидком и газообразном. Вода замерзает при О °С, а кипит при 100 °С.

В повседневной жизни мы можем встретить воду в любом из ее трех состояний, причем ее форма постоянно меняется. Жидкая вода испаряется и переходит в газообразное состояние — водяной пар. Он конденсируется и превращается в жидкость. При минусовых температурах вода замерзает и превращается в твердый лед.

Если в сосуд с водой мы поместим кристаллы поваренной соли, то сможем наблюдать, как количество твердого вещества постепенно уменьшается. Вода при этом приобретает новые свойства: у нее появляется соленый вкус, изменяются плотность и температура замерзания. Полученную жидкость уже нельзя назвать водой, это раствор. Между молекулами соли и воды возникают межмолекулярные связи, благодаря которым молекулы соли отрываются от поверхности кристалла.

Артезианская вода

Согласитесь, несколько необычно называть воду полезным ископаемым: она вокруг нас, течет в ручейках и реках, плещется в морях и океанах, даже с неба льется. И тем не менее такое название верное. Вспомните о колодцах и артезианских скважинах. Разве в этих случаях не приходится добывать воду в буквальном смысле слова из-под земли? Артезианская вода — это вода, находящаяся на глубине 50—200 м и заключенная между водоупорными слоями. Такая вода надежно защищена от внешнего загрязнения.

Источник энергии

Вода — важный источник энергии. Мощность движущейся воды очень велика, поэтому ее используют для получения электричества. Гидроэлектростанции строятся там, где вода движется с большой скоростью, например на реках. Кроме того, могут возводиться и искусственные сооружения, такие как плотины, которые создают движение воды.

Вода, перетекая с верхнего уровня на нижний по специальным турбинным трубопроводам, приобретает большую скорость. Струя воды поступает далее на лопасти гидротурбины и вращает их. Так энергия превращается в механическую. Соединенный с турбиной генератор вращается, и механическая энергия становится электрической. Трансформаторы преобразуют электричество в напряжение нужной величины. Электричество через передающие линии пересылается на распределительные станции.

Источник

Выполнила Конева Каролина 5 «А» класс. Вода – это основа жизни… и не только на нашей планете. Там, где есть вода – есть условия для существова ния живых. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемИнесса Штыркова

Похожие презентации

Презентация на тему: » Выполнила Конева Каролина 5 «А» класс. Вода – это основа жизни… и не только на нашей планете. Там, где есть вода – есть условия для существова ния живых.» — Транскрипт:

1 Выполнила Конева Каролина 5 «А» класс

2 Вода – это основа жизни… и не только на нашей планете. Там, где есть вода – есть условия для существования живых существ. Планета Марс. Замерзшее озеро. Диаметр кратера 35 км.

3 Некоторым растениям и животным вода является домом – местом их обитания..

4 …для других, живущих на суше, вода также крайне необходима. Задание: Объясни, для чего вода растениям и животным.

5 Вода является универсальным растворителем. В воде растворяются как необходимые организму вещества, так и вредные, выводимые из организма. Вода входит в состав всех живых организмов. Взрослый человек на 65 % состоит из воды, а новорожденный ребенок на 70%. Вода, испаряясь, охлаждает живые организмы.

6 Некоторые растения содержат до 80 % воды от своей массы. Арбуз Баобаб

7 В связи с тяжелой ситуацией, сложившейся в африканских и азиатских странах с питьевой водой, Мировое сообщество ввело особый день 22 марта каждого года отмечается Всемирный день воды. В этот день каждый европейский житель пытается как можно меньше расходовать воды.

8 Для человека вода является источником жизни. И, к великому сожалению, чистой питьевой воды на Земле становится все меньше. Наша с вами задача – экономно использовать воду, не тратить ее на пустяки, всегда закрывать за собой кран.

Источник

Урок природоведения по теме: «Ее величество — вода». 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5

Цели урока:

  • расширить знания о воде, ее свойствах, значении воды, ввести понятия раствор, взвесь, значение растворов в природе и жизни человека;
  • развить наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

  • химическая посуда для опытов,
  • спиртовка,
  • вещества для опытов,
  • костюмы для капелек, к
  • арточки для самостоятельной работы.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок посвящен воде и называется “Ее величество – вода”. На уроке мы расширим свои знания о воде, познакомимся с ее свойствами, а также водой как растворителем веществ. Узнаем, что такое раствор и, что такое взвесь.

Открываем тетради, в которых записываем тему урока “Ее величество – вода”.

Каждый человек пользуется водой для приготовления пищи и других бытовых нужд, для промышленных предприятий, для выращивания растений и животных. Что же такое вода расскажут нам капельки.

Капелька 1: Вода – вещество привычное и необычное. Ученые абсолютно правы: нет на Земле вещества более важного для нас, чем обыкновенная вода. Почти три четверти поверхности нашей планеты занято морями и океанами. Твердой водой — снегом и льдом — покрыто 20% суши. От воды зависит климат нашей планеты. Земля давно бы остыла и превратилась в безжизненный камень, если бы не вода. Нагреваясь вода забирает тепло, а остывая отлает его. От космического холода предохраняет Землю та вода, которая рассеяна в атмосфере – в облаках в виде пара.

Капелька 2: У воды много удивительных свойств, которые делают ее не похожей на все другие вещества. Но среди них есть одно необычное — это ее бессмертие. Примерно один миллиард тонн воды расходуется человечеством за сутки. Но общее количество воды не уменьшается. Сколько ее было миллионы лет назад, столько же ее и в наше время.

Капелька 3: Велика роль воды в жизни на Земле. Живые организмы нашей планеты приспособились ко всяким условиям: к полному мраку, к жаре и холоду. Но ни одно живое существо не может обходиться без воды. Все растения и животные содержат в себе воду, да и наше собственное тело на три четверти состоит из воды. Знаете ли вы, что при потере человеком 1 литра воды (это примерно 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При потери 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации. А потеря более 12% человек погибает.

Учитель: Так что же такое вода? (Ответы детей) Вода – это химическое вещество, которое имеет свои свойства. В тетрадях записываем: Свойства воды.

С некоторыми свойствами воды вы уже знакомы. Давайте вспомним их, а поможет нам в этом наш учебник (работа с учебником).

Свойства воды:

  • прозрачна;
  • бесцветна;
  • без вкуса и без запаха;
  • текуча;
  • может находиться в трех агрегатных состояниях;
  • может переходить из одного агрегатного состояния в другое.

(Свойства воды записываются в тетрадь)

А теперь давайте познакомимся еще с некоторыми ее свойствами. В этом помогут нам опыты.

Оборудование:

  • 2 колбы с газоотводной трубкой,
  • 2 кристаллизатора.

Вещества:

  • вода,
  • горячая вода,
  • лед.

Посмотрим, что произойдет, если мы возьмем две одинаковые колбы с водой, уровень воды отметим меткой. Одну опустим в лед, а другую в горячую воду. Что происходит?

Мы наблюдаем, что в горячей воде, вода находящаяся в колбе поднимается выше метки, а в колбе, которую опускаем в лед, наоборот опускается.

Делаем вывод, что вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Давайте посмотрим другой опыт.

ОПЫТ 2:

(Опыт демонстрируется учеником как выполненное домашнее задание)

Оборудование:

  • стеклянная бутылка с пробкой.

Ученик: Я взял стеклянную бутылку, налил воды, плотно заткнул пробкой и вынес на мороз. Когда вода замерзла, бутылка лопнула и раскололась на куски. Это произошло потому, что при замерзании вода расширяется.

Однажды ученые поставили опыт, подобный этому, но вместо бутылки взяли чугунный шар, наполнили его водой, завинтили отверстия и поставили на сильный мороз. Вода, замерзая, разорвала шар. Так велика сила расширяющейся воды.

Учитель: Ребята, после демонстрации опытов какой можно сделать вывод? Какими свойствами наряду с теми которые мы записали обладает вода? (Ответы детей)

Давайте в своих тетрадях запишем свойства воды:

  • вода при нагревании расширяется;
  • вода при охлаждении сжимается;
  • вода при замерзании расширяется.

Пришло время закрепить полученные на нашем уроке знания. Ответьте мне, пожалуйста, на вопросы:

  1. Если в чайник или кастрюлю налить воду до краёв и начать нагревать, то через некоторое время вода начинает выплескиваться через край. Почему это происходит? (Вода при нагревании расширяется)
  2. Почему садоводы перед наступлением зимы обязательно спускают воду с труб на садовом участке? (При замерзании вода расширяется и поэтому чтобы трубы не лопнули садоводы сливают воду)
  3. Вода попадает в мельчайшие трещины скал, от чего горные породы разрушаются. С каким свойством воды это связанно? (Разрушение горных пород связано с расширением воды при замерзании)
  4. Известно, что при длительном нагревании вода закипает. Температура кипения равна сто градусов. Кипящая вода используется в быту и на производстве. Где в природе можно встретить горячую воду? (В гейзерах).

Закрепив полученные знания мы следуем дальше, знакомясь с удивительным веществом природы – водой.

При нагревании и кипячении над водой поднимается пар – происходит испарение. Давайте в своих тетрадях запищим определение (работа с тетрадями).

Испарение – это превращение жидкой воды в газообразную.

Испарение происходит при любой температуре, но при более высокой испарение протекает более быстрее. Например: лужи после дождя высыхают и жарким летом и холодной осенью, но летом высыхают быстрее чем осенью.

ОПЫТ З:

(Опыт демонстрируется группой учеников как выполненное домашнее задание)

Оборудование: мерный стакан, 3 чашки, 4 одинаковых стакана.

Вещество:

  • вода..

Ученик: Мы взяли мерный стакан и отмерили в каждую чашку по 100 мл воды. Чашки с водой поставили одну на подоконник, другую на стол, третью возле батареи. На следующий день сравнили результаты. Взяли одинаковые стаканы в первый налили 100 мл воды (контроль), а в три остальные вылили воду из чашек. Сравниваем полученные результаты: вода из чашки стоявшей на подоконнике испарилась на одну треть, в чашке, которая стояла на столе — на половину, а чашка, стоящая у батареи была вообще сухая – вода испарилась полностью. Сделаем вывод: чем больше температура окружающей среды, тем испарение происходит быстрее.

Учитель: Со значением испарения в жизни человека и животных мы познакомимся на страницах учебника (работа с учебником).

Ответьте мне на вопросы для закрепления.

  1. Что такое испарение воды? (Превращение жидкой воды в газообразную)
  2. Как влияет температура и ветер на испарение воды? (Чем выше температура и сильнее ветер, тем испарение происходит быстрее)
  3. Когда быстрее высохнет бельё: в ветреную или безветренную погоду? (В ветреную)

Посмотрим еще один опыт.

ОПЫТ 4:

Оборудование:

  • спиртовка,
  • штативы,
  • колба с газоотводной трубкой,
  • металлическая пластина.

Вещество:

  • вода.

Колбу с водой нагреваем на спиртовке так, чтобы вода закипела, к газоотводной трубке подносим холодную пластину. Пар оседает на пластине в виде капелек.

Вывод: происходит превращение газообразной воды в жидкую.

Этот процесс называется конденсация.

(В тетрадях записываем)

Конденсация – это превращение водяного пара в воду.

Где мы встречаемся с этим явлением? Узнаем из рассказа.

Ученик: С конденсацией водяного пара мы встречаемся в повседневной жизни. Летним вечером или ранним утром, когда воздух холоднее, выпадает роса. Это водяной пар, находящийся в воздухе, при охлаждении оседает на траве, листьях и других предметах в виде маленьких капелек воды. Облака также образуется в результате конденсации водяного пара. Поднимаясь над землей и водоемами в верхние, более холодные слои воздуха, этот пар и образует облака, состоящие из маленьких капелек воды. Если температура воздуха достаточна низкая, то капельки воды замерзают. Из таких облаков выпадает снег, а иногда и град.

Учитель: Спасибо за сообщение.

А сейчас давайте проведем не большую лабораторную работу. На столах у вас находиться все необходимое для работы: химическая посуда и вещества: вода, мел, соль.

Возьмите соль и растворите в воде. Что наблюдаете? (Соль растворилась). Мы получили раствор соли.

Это можно записать схематично так:

растворитель + растворимое вещество = раствор

А теперь возьмем мел, растворим его в воде и сравним с раствором соли. Что мы наблюдаем? (Раствор мела мутный). Профильтруем полученный раствор. Что наблюдаем? (Фильтрат прозрачный, а на фильтре остался осадок). Исходная жидкость называется взвесь.

Вывод:

  • если частицы вещества не видимы в воде и вместе с водой проходят через фильтр, то такое вещество называют растворимым, а состояние раствором.
  • если вещество плавает в воде, задерживается на фильтре, то это вещество не растворимое, а состояние взвесью.

Вода настолько уникальный растворитель, что имеет самое почтительное уважение.

Сегодня мы познакомились со свойствами воды. Теперь вы знаете, что вода при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, при замерзании расширяется. Вы также знает, что такое испарение и конденсация и какое значение они имеют, что такое раствор и взвесь. А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

Самостоятельная работа по карточкам

(Дописать нужные слова вместо точек)

  1. Вода при нагревании …………………………………………………………..
  2. Вода при охлаждении …………………………………………………………
  3. Вода при замерзании ……………………………………………………….
  4. Вода кипит при температуре …………………………………………………
  5. Превращение жидкой воды в газообразную- это …………………………..
  6. Превращение пара в воду- это ……………………………………………….
  7. Что такое раствор? ………………………………………………………………
  8. Как отличить раствор от взвеси? ………………………………………………..

На этом наш урок закончен. Всем спасибо. До свидания.

Источник

Оцените статью