- Толкование на Бытие 1:7
- Толкование на Бытие 1:7 / Быт 1:7
- Григорий Нисский (331/5−
- Иоанн Златоуст (
- Филарет (Дроздов) (1782−1867)
- Августин (354−430)
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Быт. 1:7
- Свт. Василий Великий
- Свт. Григорий Нисский
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Кирилл Александрийский
- Свт. Филарет (Дроздов)
- Прп. Ефрем Сирин
- Блж. Августин
- Еп. Виссарион (Нечаев)
- Лопухин А.П.
- Книга Бытия 1:7
- Блж. Августин
- Еп. Виссарион (Нечаев)
- Лопухин А.П.
- Прп. Ефрем Сирин
- Свт. Василий Великий
- Свт. Григорий Нисский
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Кирилл Александрийский
- Свт. Филарет (Дроздов)
Толкование на Бытие 1:7
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Бытие 1:7 / Быт 1:7
Григорий Нисский (331/5−
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию
Ибо сим показывается, что и в начале одна вода не была растворена другою, но при общности имен естество было не смешано: ибо говорится не то, что стало под твердью бывшее выше тверди, но что одно было под твердью, а другое нечто над твердью. Если же в самом начале определено занять положение одному в низу во мраке, а другому не во мраке; ибо что в Духе Божием, то, конечно, во свете и отделено от мрака, а вместе с сим было выше тверди, показавшейся посреди; то пусть разумный слушатель судит, удалилось ли сколько-нибудь слово наше в сказанном от надлежащего разумения.
Источник: О шестодневе, слово защитительное брату Петру.
Иоанн Златоуст (
И сотвори, говорит, Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию
По сотворении, говорит, тверди, Бог повелел одним водам находиться под твердию, а другим над поверхностью тверди. Но, спросит кто-либо, что же такое твердь? Отвердевшая вода, или сгустившийся воздух, или какое-нибудь другое вещество? Никто из благоразумных прямо решать это не станет. Надобно с великою благодарностию принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя (в уме), что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собою, а другую выше лежащую может носить на своей поверхности.
Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 4.
Филарет (Дроздов) (1782−1867)
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердию, и между водами, которые над твердию. Воды над твердию, по мнению некоторых, должны быть облака (Пс. 103:3; Иов. 26:8). Но собрание паров в облака не свойственно называть отделением воды от воды. Можно думать, что водою бытописатель называет здесь то, что прежде назвал бездною, с тем различием, что сие неустроенное вещество по сотворении света частью сделалось прозрачным. По сему понятию, дабы представить себе разделение вод сообразно с описанием Моисея, зритель мироздания пусть вообразит себя на образующейся земле в минуту повеления Божия о бытии тверди. Прежде свет сквозь неустроенное вещество, находившееся между им и землею, проходил как бы сквозь воду. Теперь, когда должна явиться чистая твердь, грубейшие части оного водообразного вещества частью стремятся к земле и, соединяясь с нею, открывают ее очертание, частью по такому же действию восходят вверх, то есть к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь. Впрочем, многие из отцов Церкви, как то: Иустин, Василий, Златоуст, Феодорит, Амвросий, Августин, полагают некие особливые воды, находящиеся, по выражению псалма (Пс. 148:4) и песни трех отроков (Дан. 3:60), превыше небес. Вместо бесплодного исследования сего мнения довольно признаться с Августином, что достоверность Св. Писания простирается далее пределов нашего разумения.
Источник: Толкование на Книгу Бытия.
Августин (354−430)
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сказано, что Бог разделил воды, так что одни оказались над твердью, а другие — под твердью. Думаю, что, коль скоро мы назвали эту материю именем воды, небесная твердь отделила телесную материю видимых вещей от бестелесной материи вещей невидимых.
Источник: О Книге Бытия против манихеев.
Такие же ли это воды над твердью, как и наши настоящие воды под твердью? А так как [писатель], по-видимому, разумеет здесь ту самую воду, над которою носился Дух Святой (а эту воду выше мы признали самою мировою материею), то не эта ли вода разумеется и в данном месте, разделенная сотворенною твердью так, что низшая являет собою телесную материю, а верхняя — материю одушевленную?
Источник: О буквальном смысле Книги Бытия.
См. также Толкование на Быт. 1:6
Источник: О Книге Бытия Буквально. Книга неоконченная.
Лопухин А.П. (1852−1904)
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
«и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью…» Под последними водами здесь, очевидно, понимаются водяные пары, которыми обыкновенно бывает насыщена небесная атмосфера и которая, сгущаясь по временам, в различных видах изливается на землю, например, в виде дождя, града, инея, тумана или снега. Под первыми же, конечно, разумеется обычная вода, проникавшая собою весь земной хаос и в следующий, третий день творения, собранная в особые природные водохранилища — океаны, моря и реки. О роли воды в процессе мирообразования нечто подобное же говорит и Апостол Петр (2 Петр. 3.5). Наивному уму первобытного еврея небесная атмосфера рисовалась в виде какой-то твердой покрышки, разделявшей собой атмосферические воды от земных вод; по временам эта твердая оболочка в том или другом месте разверзалась, и тогда небесные воды через это отверстие изливались на землю. И Библия, говорящая, по отзыву святых Отцов, языком сынов человеческих и приспособляющаяся к слабости ума и слуха нашего, не считает нужным вносить какие-либо научные поправки в это наивное мировоззрение (святой Иоанн Златоуст, Феодорит и др.).
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Быт. 1:7
Свт. Василий Великий
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию
См. Толкование на Быт. 1:6
Свт. Григорий Нисский
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию
Ибо сим показывается, что и в начале одна вода не была растворена другою, но при общности имен естество было не смешано: ибо говорится не то, что стало под твердью бывшее выше тверди, но что одно было под твердью, а другое нечто над твердью. Если же в самом начале определено занять положение одному в низу во мраке, а другому не во мраке; ибо что в Духе Божием, то, конечно, во свете и отделено от мрака, а вместе с сим было выше тверди, показавшейся посреди; то пусть разумный слушатель судит, удалилось ли сколько-нибудь слово наше в сказанном от надлежащего разумения.
О шестодневе, слово защитительное брату Петру.
Свт. Иоанн Златоуст
И сотвори, говорит, Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию
По сотворении, говорит, тверди, Бог повелел одним водам находиться под твердию, а другим над поверхностью тверди. Но, спросит кто-либо, что же такое твердь? Отвердевшая вода, или сгустившийся воздух, или какое-нибудь другое вещество? Никто из благоразумных прямо решать это не станет. Надобно с великою благодарностию принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя (в уме), что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собою, а другую выше лежащую может носить на своей поверхности.
Беседы на книгу Бытия. Беседа 4.
Свт. Кирилл Александрийский
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:1
Свт. Филарет (Дроздов)
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердию, и между водами, которые над твердию. Воды над твердию, по мнению некоторых, должны быть облака (Пс. 103:3; Иов. 26:8). Но собрание паров в облака не свойственно называть отделением воды от воды. Можно думать, что водою бытописатель называет здесь то, что прежде назвал бездною, с тем различием, что сие неустроенное вещество по сотворении света частью сделалось прозрачным. По сему понятию, дабы представить себе разделение вод сообразно с описанием Моисея, зритель мироздания пусть вообразит себя на образующейся земле в минуту повеления Божия о бытии тверди. Прежде свет сквозь неустроенное вещество, находившееся между им и землею, проходил как бы сквозь воду. Теперь, когда должна явиться чистая твердь, грубейшие части оного водообразного вещества частью стремятся к земле и, соединяясь с нею, открывают ее очертание, частью по такому же действию восходят вверх, то есть к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь. Впрочем, многие из отцов Церкви, как то: Иустин, Василий, Златоуст, Феодорит, Амвросий, Августин, полагают некие особливые воды, находящиеся, по выражению псалма (Пс. 148:4) и песни трех отроков (Дан. 3:60), превыше небес. Вместо бесплодного исследования сего мнения довольно признаться с Августином, что достоверность Св. Писания простирается далее пределов нашего разумения.
Толкование на Книгу Бытия.
Прп. Ефрем Сирин
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:6
Блж. Августин
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сказано, что Бог разделил воды, так что одни оказались над твердью, а другие — под твердью. Думаю, что, коль скоро мы назвали эту материю именем воды, небесная твердь отделила телесную материю видимых вещей от бестелесной материи вещей невидимых.
О Книге Бытия против манихеев.
Такие же ли это воды над твердью, как и наши настоящие воды под твердью? А так как [писатель], по-видимому, разумеет здесь ту самую воду, над которою носился Дух Святой (а эту воду выше мы признали самою мировою материею), то не эта ли вода разумеется и в данном месте, разделенная сотворенною твердью так, что низшая являет собою телесную материю, а верхняя — материю одушевленную?
О буквальном смысле Книги Бытия.
См. также Толкование на Быт. 1:6
О Книге Бытия Буквально. Книга неоконченная.
Еп. Виссарион (Нечаев)
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию
См. Толкование на Быт. 1:6
Лопухин А.П.
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
«и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью…» Под последними водами здесь, очевидно, понимаются водяные пары, которыми обыкновенно бывает насыщена небесная атмосфера и которая, сгущаясь по временам, в различных видах изливается на землю, например, в виде дождя, града, инея, тумана или снега. Под первыми же, конечно, разумеется обычная вода, проникавшая собою весь земной хаос и в следующий, третий день творения, собранная в особые природные водохранилища — океаны, моря и реки. О роли воды в процессе мирообразования нечто подобное же говорит и Апостол Петр (2 Петр. 3.5). Наивному уму первобытного еврея небесная атмосфера рисовалась в виде какой-то твердой покрышки, разделявшей собой атмосферические воды от земных вод; по временам эта твердая оболочка в том или другом месте разверзалась, и тогда небесные воды через это отверстие изливались на землю. И Библия, говорящая, по отзыву святых Отцов, языком сынов человеческих и приспособляющаяся к слабости ума и слуха нашего, не считает нужным вносить какие-либо научные поправки в это наивное мировоззрение (святой Иоанн Златоуст, Феодорит и др.).
Толковая Библия.
Источник
Книга Бытия 1:7
Толкования:
Блж. Августин
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сказано, что Бог разделил воды, так что одни оказались над твердью, а другие — под твердью. Думаю, что, коль скоро мы назвали эту материю именем воды, небесная твердь отделила телесную материю видимых вещей от бестелесной материи вещей невидимых.
О Книге Бытия против манихеев.
Такие же ли это воды над твердью, как и наши настоящие воды под твердью? А так как [писатель], по-видимому, разумеет здесь ту самую воду, над которою носился Дух Святой (а эту воду выше мы признали самою мировою материею), то не эта ли вода разумеется и в данном месте, разделенная сотворенною твердью так, что низшая являет собою телесную материю, а верхняя — материю одушевленную?
О буквальном смысле Книги Бытия.
См. также Толкование на Быт. 1:6
Еп. Виссарион (Нечаев)
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию
См. Толкование на Быт. 1:6
Лопухин А.П.
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
«и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью…» Под последними водами здесь, очевидно, понимаются водяные пары, которыми обыкновенно бывает насыщена небесная атмосфера и которая, сгущаясь по временам, в различных видах изливается на землю, например, в виде дождя, града, инея, тумана или снега. Под первыми же, конечно, разумеется обычная вода, проникавшая собою весь земной хаос и в следующий, третий день творения, собранная в особые природные водохранилища — океаны, моря и реки. О роли воды в процессе мирообразования нечто подобное же говорит и Апостол Петр ( 2Петр. 3.5 ) . Наивному уму первобытного еврея небесная атмосфера рисовалась в виде какой-то твердой покрышки, разделявшей собой атмосферические воды от земных вод; по временам эта твердая оболочка в том или другом месте разверзалась, и тогда небесные воды через это отверстие изливались на землю. И Библия, говорящая, по отзыву святых Отцов, языком сынов человеческих и приспособляющаяся к слабости ума и слуха нашего, не считает нужным вносить какие-либо научные поправки в это наивное мировоззрение (святой Иоанн Златоуст, Феодорит и др.).
Прп. Ефрем Сирин
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:6
Свт. Василий Великий
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию
См. Толкование на Быт. 1:6
Свт. Григорий Нисский
И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе нaд твердию
Ибо сим показывается, что и в начале одна вода не была растворена другою, но при общности имен естество было не смешано: ибо говорится не то, что стало под твердью бывшее выше тверди, но что одно было под твердью, а другое нечто над твердью. Если же в самом начале определено занять положение одному в низу во мраке, а другому не во мраке; ибо что в Духе Божием, то, конечно, во свете и отделено от мрака, а вместе с сим было выше тверди, показавшейся посреди; то пусть разумный слушатель судит, удалилось ли сколько-нибудь слово наше в сказанном от надлежащего разумения.
Свт. Иоанн Златоуст
И сотвори, говорит, Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию
По сотворении, говорит, тверди, Бог повелел одним водам находиться под твердию, а другим над поверхностью тверди. Но, спросит кто-либо, что же такое твердь? Отвердевшая вода, или сгустившийся воздух, или какое-нибудь другое вещество? Никто из благоразумных прямо решать это не станет. Надобно с великою благодарностию принимать слова (Писания) и, не выступая за пределы нашей природы, не испытывать того, что выше нас, а только знать и держать у себя (в уме), что по повелению Господа произошла твердь, которая разделяет воды, и одну часть их содержит под собою, а другую выше лежащую может носить на своей поверхности.
Свт. Кирилл Александрийский
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
См. Толкование на Быт. 1:1
Свт. Филарет (Дроздов)
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так
Сотворением тверди положено разделение между водами, которые под твердию, и между водами, которые над твердию. Воды над твердию, по мнению некоторых, должны быть облака ( Пс. 103:3 ; Иов. 26:8 ). Но собрание паров в облака не свойственно называть отделением воды от воды. Можно думать, что водою бытописатель называет здесь то, что прежде назвал бездною, с тем различием, что сие неустроенное вещество по сотворении света частью сделалось прозрачным. По сему понятию, дабы представить себе разделение вод сообразно с описанием Моисея, зритель мироздания пусть вообразит себя на образующейся земле в минуту повеления Божия о бытии тверди. Прежде свет сквозь неустроенное вещество, находившееся между им и землею, проходил как бы сквозь воду. Теперь, когда должна явиться чистая твердь, грубейшие части оного водообразного вещества частью стремятся к земле и, соединяясь с нею, открывают ее очертание, частью по такому же действию восходят вверх, то есть к другим непрозрачным телам, находящимся в небесном пространстве, для которых также долженствовала открыться твердь. Впрочем, многие из отцов Церкви, как то: Иустин, Василий, Златоуст, Феодорит, Амвросий, Августин, полагают некие особливые воды, находящиеся, по выражению псалма ( Пс. 148:4 ) и песни трех отроков ( Дан. 3:60 ) , превыше небес. Вместо бесплодного исследования сего мнения довольно признаться с Августином, что достоверность Св. Писания простирается далее пределов нашего разумения.
Источник