Что вода может сделать с различными веществами

Опыты с водой для дошкольников

Шихранова Надежда Александровна
Опыты с водой для дошкольников

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;

• Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;

• Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;

• Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

Опыт 1. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Выв од: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

Опыт 2. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

Опыт 3. Вода – растворитель.

А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Выво д: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.

— Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Выв од:растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

— Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

— Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

— А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)

— Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)

Выво д: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Дети подводят итог, называя все свойства воды, которые они узнали в процессе исследования воды.

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Ставим опыты с водой» МБДОУ детский сад №24 «Капитан» Конспект НОД по экологическому воспитанию на тему: «Ставим опыты с водой». Подготовила и провела:.

Конспект НОД в группе среднего дошкольного возраста Тема: «Интересные опыты с водой» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект НОД в средней группе «В гостях у Капитошки. Опыты с водой» Цель: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим миром. Задачи: Образовательные: -познакомить детей с основными.

Конспект по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой. Очистка воды» в старшей группе «Опыты с водой — очистка воды» в старшей группе. С использованием технологии системно-деятельного подхода. Цель: С помощью опытно-экспериментальной.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Опыты с водой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (опыты с водой). В подготовительной группе. Цель: -учить детей проводить опыты с водой,.

Конспект занятия по экологии «Опыты с водой» (в старшей группе) Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Задачи: •Развивать умение делать выводы, умозаключения •Развивать речь,.

Свойства воды и опыты с водой Задачи: дать знания детям о свойствах воды с помощью опытов; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Материал:.

Опыты с водой Цель: расширять знания детей о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Задачи: 1. развивать познавательной интерес, любознательность,.

Опыты с водой «Волшебная вода» Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности Орг. момент Воспитатель: Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада. Опыты с водой Цели и задачи:Знакомить детей со свойствами воды (какая бывает вода) Развивать навыки проведения опытов, соблюдать правила безопасности.

Источник

Изучение неживой природы. Простые опыты с водой для детей

Елена Миронова
Изучение неживой природы. Простые опыты с водой для детей

Автор статьи: Миронова Елена Владимировна

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Детского сада № 141 города Ижевска

Для заботливых родителей и умных педагогов!

«Изучение неживой природы.

Простые опыты с водой для детей»

Китайская пословица гласит:

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню,

дай попробовать — и я пойму».

Известно, что экспериментирование имеет большое значение для интеллектуального развития детей дошкольного возраста в усвоении ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В процессе эксперимента у детей идет развитие памяти, активизируются их мыслительные процессы. Детям приходится устанавливать причинно — следственные связи, доказывать и опровергать. Все это пригодится детям в школе в учебной деятельности. Для дошколят и их заботливых мам и пап, а так же увлеченных этой темой воспитателей, я подготовила подборку простых опытов для экспериментирования с водой. Почему с водой?

Вода – это простоя, но одновременно удивительное вещество, которое путешествует по всей планете, совершая переходы между жидким, твёрдым и газообразным состояниями. Вода несёт жизнь всему живому. Встретить еёможно повсюду : капли дождя, лужи, снег, лёд, роса, туман. Детям всё это знакомо и близко! А несложные, но увлекательные эксперименты помогут ребятам глубже познакомиться со свойствами воды – отсутствием цвета, запаха, вкуса, взаимодействием с другими веществами. Итак, начнём!

Опыт №1 «Какого цвета вода?»

Задачи: помочь детям определить, что вода – бесцветная прозрачная жидкость, растворяет в себе красящие вещества, приобретает их цвет.

Оборудование: пробирки или одноразовые стаканчики, вода, кисточки, гуашь.

— Ребята, как вы думаете, какого цвета вода? (ответы детей)

— Давайте проведём опыт: Опустите в стакан с водой кисточку (или любой предмет). Видно ли её?

— Как вы думаете, почему кисточку видно? (ответы детей). Оказывается, у воды нет цвета – она прозрачная.

Давайте попробуем сделать цветную воду!

— У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших пробирках. Что произошло с водой? (ответы детей).

— как вы думаете, почему кисточку не видно? (ответы детей)

Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.

Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.

Вывод: вода бесцветная, прозрачная, легко растворяет в себе вещества и приобретает их цвет.

Опыт №2 «Есть ли у воды вкус и запах?»

Задачи: определить вместе с детьми вкус и запах воды; подвести к выводу, что собственного вкуса и запаха вода не имеет, но, являясь прекрасным растворителем, вода приобретает вкус и запах растворённых в ней веществ.

Оборудование: пробирки или одноразовые стаканчики, ёмкость для воды, вода, графин с питьевой водой, ложка, соль, сахар, сок лимона, пипетка.

— Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)

— Предложить детям налить в стакан из графина немного чистой воды и попробовать её на вкус.

— Какая вода на вкус? (ответы детей). У чистой воды нет никакого вкуса, она «безвкусная».

-Давайте проведём опыт – узнаем, может ли вода изменить свой вкус? В первый стаканчик (пробирку) положим ложечку соли и размешаем, чтобы соль растворилась. Попробуем воду на вкус, при помощи ложечки. Вкус изменился, или остался прежним? (ответы детей)

— Теперь добавим в другой стакан (пробирку) ложечку сахара. Какой вкус приобрела вода? (ответы детей)

— В третий стаканчик капнем немного лимонного сока при помощи пипетки и размешаем. Пробуем. Какой стала вода на вкус? (ответы детей).

Мы с вами узнали, что вкус воды можно изменить на солёный, сладкий и кислый. У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово «безвкусная».

— А теперь узнаем, есть ли у воды запах? Давайте попробуем понюхать воду в стаканчиках (пробирках). Чувствуете запах? (ответы детей). В стаканчиках, где растворили соль и сахар, вода не имеет запаха, а в стаканчике, где растворили лимонный сок, вода пахнет лимоном. Почему соль и сахар не дали воде запах? (ответы детей). Соль и сахар не имеют запах.

Оказывается, вода – вещество без запаха, но если в ней растворить пахучие вещества она станет ими пахнуть.

Вывод: Вода не имеет своего вкуса и запаха – она пресная. Но если в ней растворить некоторые вещества (в нашем случае соль, сахар, лимонный сок, то вода приобретает их вкус, а если вещество пахучее- то и запах.

Опыт № 3 «Что растворяется в воде?»

Задачи: Определить, какие вещества растворяются в воде, а какие нет,

Оборудование: пробирки или одноразовые стаканчики, ёмкость для воды, воронка, ложка, пипетка. Вода, соль, сахар, мёд. Растворимый и молотый кофе, речной песок, растительное масло, рис, пищевой краситель, жидкое мыло.

— Ребята, давайте узнаем, какие вещества могут растворяться в воде, а какие нет. Для опыта лучше использовать тёплую воду, так как в ней вещества растворяются быстрее.

— дети набирают в стаканы воду. Перед экспериментом с каждым веществом задайте детям вопрос, растворится ли оно в воде? А затем предложите проверить их ответ на практике. После каждого опыта дети самостоятельно делают заключение – растворилось данное вещество в воде или нет.

Дети, проводя опыты, выясняют, что соль, сахар хорошо растворяются в воде. Вода остаётся прозрачной и приобретает их вкус; мёд, растворимый кофе, пищевой краситель и мыло также хорошо растворяются в воде. Мыло придаёт воде свой аромат, пищевой краситель – цвет, а кофе и мёд – и цвет и запах. Рис, молотый кофе и речной песок не растворяются в воде, а выпадают в осадок. Растительное масло так же не растворяется в воде, но так как оно лёгкое, держится на поверхности воды, растягиваясь по ней плёнкой.

Можно предложить детям поставить стаканы с растворимыми веществами в одну сторону, а с не растворимыми – в другую. Побеседовать о проведённом опыте и полученных результатах.

Вывод: Вода хорошо растворяет некоторые вещества,: соль, сахар, пищевой краситель, мыло, растворимый кофе. Некоторые вещества не растворяется,например : рис, молотый кофе, речной песок, масло.

Опыт № 4 «Лед — твердая вода»

Задачи: С помощью опыта показать детям, сто вода на морозе переходит в твердое состояние ; в твёрдом состоянии вода занимает больше места, чем в жидком.

Оборудование: две одинаковые пробирки, мерные стаканчики, фломастер, вода, морозная погода на улице.

— Ребята, как вы думаете, что произойдёт с водой, если её оставить на морозе? (ответы детей)

— Нальём в пробирку воды и отметим фломастером, сколько воды у нас налито. А теперь поставим на мороз и подождём когда она замёрзнет.

— После замерзания воды, определяем, на сколько делений поднялся уровень воды в твёрдом состоянии по сравнению с жидким состоянием. Что же произошло? (ответы детей)

— Оказывается, вода на морозе становится твёрдой, в таком состоянии воду называют льдом. Столбик льда в пробирке поднялся выше отмеченного деления, а это значит, что замёрзшая вода расширяется.

— Ребята, как вы думаете, что будет, если оставить пробирку в тепле? Опустится ли вода до отмеченного нами деления? (ответы детей)

Оставляем пробирку на видном месте. Когда вода в ней растает, отметка, сделанная в начале опыта, снова укажет на имеющийся объём жидкой воды.

Вывод: Вода при замерзании, превращается в лёд; в твёрдом состоянии вода расширяется и занимает больше места, чем в жидком.

Опыт № 5 «Солёная и пресная вода»

Задачи: познакомить детей с отличиями солёной воды от пресной; показать, как наличие соли в воде влияет на плавучесть предметов.

Оборудование: Ёмкости с водой,стаканчики или пробирки, ложка, вода, соль, сырые яйца.

— Ребята, как вы думаете, чем вода в море отличается от речной воды? (ответы детей)

Правильно, в море вода солёная на вкус, а в реках – пресная. А, как же ещё можно отличить солёную воду от пресной? (ответы детей)

— Проведём опыт. Нам поможет обычное сырое яйцо. Наполним стаканчики водой и опустим яйцо в один из них. Что произойдёт, как вы думаете? (ответы детей)

Яйцо опустилось на дно стакана.

— во второй стакан добавим несколько ложек соли и хорошенько перемешаем, пока соль не растворится. Получилась солёная вода, как в море. Опустим яйцо в стакан, что же произойдёт с ним? (ответы детей) Опускаем… Яйцо не тонет в солёной воде, а плавает на поверхности. Как вы думаете почему? (ответы детей)

— Соль сделала воду более плотной, поэтому яйцо не утонуло.

Вывод: Соль, растворённая в воде, помогает ей выталкивать и удерживать предметы.

Опыт № 6 «Тонет – не тонет»

Задачи: Определить опытным путём, предметы из каких материалов тонут в воде, а из каких нет.

Оборудование: Ёмкости с водой, стаканчики или пробирки, воронка, предметы из различного материала (деревянные, металлические, резиновые).

— Ребята, как вы думаете, почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? (ответы детей)

— Посмотрите, сколько я приготовила разных предметов для нашего опыта, давайте проверим их на плавучесть. Набираем воду в ёмкости, опустим первый предмет, деревянный. Как вы считаете, утонет ли деревянный предмет? (ответы детей)

— точно также проверяем все приготовленные предметы.

— Ребята, что мы с вами выяснили после нашего опыта? (ответы детей)

Плавучесть предмета зависит от того, из какого материала они сделаны.

Проверим, так ли это!

— Проведём ещё один опыт. Возьмём два одинаковых кусочка пластилина, из одного скатаем шарик, а второму кусочку придадим форму лодочки. Опускаем готовые предметы в воду. Что произошло? (ответы детей). Шарик утонул, а лодочка плавает на поверхности. Почему так произошло? (ответы детей) Оказывается, кроме материала, на плавучесть предметов влияет и форма предметов.

Вывод: Плавучесть предмета зависит от того, из какого материала они сделаны, и их формы.

Опыт № 7 «как можно очистить воду?»

Задачи: Учить детей решать практические задачи методом экспериментирования. Расширить представления о способах очистки воды, научить простейшему очищению воды через самодельный фильтр.

Оборудование: две ёмкости (пробирки) с чистой и грязной водой, ложка, вата, кусочки водонепроницаемой ткани, почва, речной песок, две воронки, пустые пробирки.

— На столе две пробирки с водой. В одной чистая вода, а в другой грязная (в воде можно растворить 1-2 ложки почвы)

— Как вы думаете как можно очистить загрязнённую воду? (ответы детей). В домах, в промышленности для очистки воды люди используют фильтры из нескольких слоёв.

— Давайте попробуем самостоятельно сделать простой фильтр : положим в воронку кусочек ваты, так чтобы он плотно закрывало отверстие, воронку ставим в пустую пробирку и медленно переливаем загрязнённую воду в неё. От всех загрязнений очистить воду, этот способ, конечно не поможет. Пить такую воду не следует, в ней ещё остались микробы. Но мы видим, что вода стала намного чище.

Есть и другой способ, который использует сама природа – это подземные слои земли, песка и глины. Вода в природе очищается именно так. Просачиваясь сквозь подземные слои, растворяет в себе некоторые минералы и становится полезной.

— Нам понадобится воронка, в неё укладываем ткань, чтобы ничего не высыпалось, насыпаем речной песок и переливаем воду. Вода становится чище.

Вывод: Очистить воду можно через фильтр.Существует два вида фильтров: созданные руками человека и природные фильтры (подземные слои песка, глины, почвы и минералов).

В наше время люди стали использовать на полях различные удобрения для лучшего урожая, обрабатывают поля химикатами от вредителей. Они хорошо растворяются в дождевой воде, просачивается в почву, и попадают в родниковую воду, делая её не пригодной для питья. Людям нужно придумать безопасный способ выращивания урожая, чтобы не загрязнять больше почву и воду.

В заключении хочу сказать, что самое главное понятие о воде, которое мы- взрослые должны дать детям, это то, что Чистая вода – самая большая драгоценность нашей планеты, ведь без неё была бы не возможна жизнь на Земле. Воду нужно беречь!

Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста «Опыты с водой» 1. Тема: «Вода прозрачная» Цель: выявление с детьми такого свойства воды, как прозрачность. Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика.

Картотека опытов и экспериментов для детей «Опыты с водой» ОПЫТЫ С ВОДОЙ Опыт № 1. «Окрашивание воды». Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются.

Картотека «Опыты с водой» Картотека игр с водой во второй младшей группе Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с.

Опыты и эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста. Часть первая. Опыты с водой Цель: 1. Помочь детям лучше узнать мир природы. 2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно.

Опыты с объектами неживой природы (старшая группа) ОПЫТЫ С ЗЕМЛЁЙ Опыт №1. Из чего состоит земля. Цель: предложить детям рассмотреть в лупу землю, и сказать какая она. Установить, что она.

Опыты с водой для детей 5–7 лет Опыт №1 «Вода прозрачная» Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки.

Проект для детей средней группы «Опыты с водой» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 «Теремок» города Кохма Проект в средней группе по познавательному.

Проект во второй младшей группе «Изучение неживой природы» Проект Паспорт проекта Тема проекта: «Опытно — экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе» Цель.

Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Проект «Занимательные опыты и эксперименты с неживой природой» Тип проекта: исследовательски-творческий. Актуальность проекта: Мир вокруг.

Экспериментально-исследовательский проект «Секреты неживой природы» увлекательные опыты и наблюдения Министерство образования и науки Республики Бурятия МУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» Муниципальное автономное общеобразовательное.

Источник

Читайте также:  Как заполнить водогрейный котел водой
Оцените статью