Что является внутренними водами

Внутренние воды

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
  • Викифицировать статью.

Вну́тренние во́ды — часть водной территории государства.

Внутренние воды состоят из морских и неморских вод.

Внутренними неморскими водами являются воды рек, озёр, каналов и иных водоёмов, в том числе пограничные воды, расположенные в пределах государственных границ.

К числу внутренних морских вод относятся морские воды, в том числе воды государств-архипелагов, расположенные в сторону берега от прямых исходных линий, принятых для отсчёта ширины территориального моря; воды портов; воды заливов, берега которых принадлежат одному государству, и если их ширина не превышает 24 морских миль; а также исторические моря и заливы.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Внутренние воды» в других словарях:

Внутренние воды — ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ, в международном праве все воды (реки, озера, каналы, проливы и т.п.), находящиеся в пределах территории данного государства (кроме его территориальных вод). К внутренним водам относятся также внутренние моря, ограниченные со всех … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Внутренние воды — все текущие воды и воды, находящиеся в состоянии замедленного водообмена, подземные воды (водные объекты), расположенные в пределах границ государства, а в случае если территория государства примыкает к морю, то и воды, расположенные в сторону… … Официальная терминология

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ — водная часть территории государства, за исключением территориального моря. К В.в. относятся воды рек, ручьев, озер и иных водоемов, в т.ч. пограничные воды в пределах границ государственной территории, а тж. воды, расположенные в сторону берега… … Юридическая энциклопедия

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ — вся водная часть территории государства, за исключением территориального моря. К В.в. относятся воды рек, ручьев, озер и иных водоемов, в т.ч. пограничные воды в пределах границ территории государственной, а также воды, расположенные в сторону… … Юридический словарь

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ — (в международном праве) все воды, находящиеся в пределах территории данного государства (кроме его территориальных вод): реки, озера, каналы, проливы, водохранилища т. д. Внутренними водами считаются также внутренние моря, ограниченные со всех… … Большой Энциклопедический словарь

Внутренние воды — (англ. inland/internal waters) в международном праве водная территория государства, за исключением его территориальных вод. Согласно Конвенции ООН по морскому праву* 1982 г. в состав В.в. включаются воды, расположенные в сторону берега от т.н.… … Энциклопедия права

Внутренние воды — все воды, находящиеся в пределах территории данного государства (кроме его территориальных вод) реки, озера, каналы, водохранилища и т. д. Внутренними водами считаются также внутренние моря, ограниченные со всех сторон сушей, являющейся… … Морской словарь

внутренние воды — Все водные объекты, находящиеся в пределах сухопутной территории данного государства и в пределах его территориальных вод … Словарь по географии

внутренние воды — (в международном праве), все воды, находящиеся в пределах территории данного государства (кроме его территориальных вод): реки, озёра, каналы, проливы, водохранилища и т. д. Внутренними водами считаются также внутренние моря, ограниченные со всех … Энциклопедический словарь

внутренние воды — vidaus vandenys statusas Aprobuotas sritis žuvininkystė ir žvejyba apibrėžtis Visi Lietuvos Respublikos sausumos teritorijoje esantys paviršiniai vandens telkiniai ir tarpiniai vandenys. atitikmenys: angl. inland waters rus. внутренние воды… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

Источник

Внутренние воды

Внутренние воды — это часть территории государства, включающая реки, озера, каналы, водную территорию морских портов, внутренние моря, морские заливы, исторические заливы, а также морские пространства (за исключением архипелажных вод), расположенные в сторону суши от исходной линии территориального моря, на которые распространяется суверенитет государства. Термин «внутренние воды» получил свое определение на сравнительно позднем этапе развития международного морского права и только после Второй мировой войны стал общепринятым в международном юридическом лексиконе.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS) определяют внутренние воды как «воды, расположенные в сторону берега от исходной линии территориального моря». Однако в соответствии с Часть IV UNCLOS для внутренних вод государств-архипелагов предусматривается специальный правовой режим архипелажных вод. Кроме того, ст. 8 (2) UNCLOS гласит, что в районах, которые включаются во внутренние воды только в следствии использования метода прямых исходных линий, право мирного прохода продолжает действовать.

Международно-правовой статус внутренних вод

Правовой режим внутренних вод и отчасти пересекающийся с ним режим исторических вод являются единственными режимами морского права, которые регулируются исключительно нормами международного обычного права. Оба режима намеренно не были включены ни в Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, ни в Конвенцию ООН по морскому праву. Более того, не проводилось никаких официальных исследований относительно правового режима внутренних вод. Тем не менее, как важная часть режима внутренних вод, режим исторических вод и режим исторических заливов были проанализированы в двух исследованиях, подготовленных Секретариатом ООН в 1957 и 1962 гг. (Док. ООН A/CONF.13/1 «Исторические заливы» и Док. ООН A/CN.4/143 «Правовой режим исторических вод, включая исторические заливы»).

Границы внутренних вод

Внешними границами внутренних вод являются исходные линии, от которых отмеряется территориальное море. Следовательно, внутренние воды ограничены территориальным морем прибрежного государства. Исключение составляют государства-архипелаги, которые могут проводить линии, ограничивающие их внутренние воды через устья рек, заливов и портов только в пределах своих архипелажных вод. В этом случае внутренние воды ограничиваются архипелажными водами, а не территориальным морем.

Вопрос о делимитации внешних границ внутренних вод между государствами со смежными или противолежащими побережьями частично рассматривался на Конференции по кодификации Лиги Наций (1930 г.) в контексте обсуждения проблем делимитации территориального моря. В случае существующих государств делимитация водных районов между сопредельными государствами должна осуществляться с учетом исторических обстоятельств. В случае новых государств или изменения границы между прибрежными государствами в качестве ориентира следует использовать местные географические условия, которые привели к необходимости пересмотра границы.

Юрисдикция прибрежного государства над иностранными судами, находящимися в пределах внутренних вод

Из числа наиболее важных вопросов, относящихся к правовому режиму внутренних вод государства, безусловно, следует выделить вопросы юрисдикции. В международном морском праве под юрисдикцией государства следует понимать совокупность правомочий судебных и исполнительных органов государства решать правовые вопросы, связанные с деятельностью иностранных судов.

Уголовная юрисдикция

Власти прибрежного государства могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении совершенных на борту иностранного частновладельческого судна или государственного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, преступлений его экипажем и пассажирами. В то же время сложилась нашедшая отражение в международных обычаях и договорах практика, согласно которой в ряде случаев преступления, совершенные на борту судна, находящегося в порту иностранного государства не подлежат уголовной юрисдикции прибрежного государства. Обычно это касается случаев, когда:

  1. преступление затрагивает лишь иностранное судно и его экипаж, то есть, оно не было совершено гражданином или против гражданина прибрежного государства или третьего государства;
  2. преступление не нарушает общественное спокойствие, общественный порядок в прибрежном государстве или его безопасность;
  3. последствия преступления не распространяются на территорию прибрежного государства;
  4. преступление, совершенное на борту судна, не является тяжким преступлением по законам прибрежного государства;
  5. преступление не подпадает под международные договоры по борьбе с преступностью, предусматривающие обязанность прибрежного государства принимать уголовные меры в отношении лиц, находящихся на борту судна и совершивших конкретные преступления.

Указанные обстоятельства не затрагивают прав местных властей осуществлять меры, относящиеся к пресечению торговли наркотиками, обеспечению безопасности судов и портов, охране человеческой жизни, сохранности грузов и пребыванию иностранцев.

Вне зависимости от указанных случаев государство порта осуществляет уголовную юрисдикцию, если получена просьба со стороны капитана иностранного судна или главы дипломатического представительства или консульского учреждения принять меры в отношении лиц, совершивших преступления на борту этого судна.

Иностранные военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, находясь в порту или внутренних водах прибрежного государства, в силу присущего им иммунитета (см. ст. 32 UNCLOS) не подпадают под действие уголовной юрисдикции этого государства. Случаи совершения членами их экипажей правонарушений, затрагивающих интересы прибрежного государства, могут стать предметом международного разбирательства.

Гражданская юрисдикция

Прибрежное государство, как правило, не вмешивается в вопросы внутреннего распорядка, в гражданские и трудовые конфликты между членами экипажа, возникающие в связи с их службой на судах. Что касается гражданской юрисдикции в отношении требований, предъявляемых по различным гражданско-правовым основаниям (например, требований, связанных с возмещением ущерба в связи со столкновением судов, повреждением портовых сооружений, причинением личного вреда, спасанием, ненадлежащим ис­полнением договорных обязательств), то судебные власти прибрежного государства имеют право рассматривать и выносить решения в отношении иностранных судов, находящихся в его внутренних водах, если стороны не договорились об ином. Разница в подходах может быть обусловлена лишь различиями в толковании и применении доктрины иммунитета судов, принадлежащих государству и используемых в некоммерческих целях.

Административная юрисдикция

Административная юрисдикция проявляется в праве расследования и рассмотрения дел, связанных с нарушением административных правил и предписаний властей прибережного государства, а в необходимых случаях – применении предусмотренных действующим законодательством юридических санкций. В этой связи портовые власти могут задержать выход судна из порта, если капитан допустил нарушение пограничных, таможенных, фискальных (налоговых), санитарных, иммиграционных, навигационных или иных действующих в порту правил или если судно находится в технически неисправном состоянии, угрожающем безопасности человеческой жизни на море или серьезным загрязнением морской среды.

Отличительная особенность административной юрисдикции состоит в том, что она применяется ко всем без исключения морским судам – государственным и частновладельческим. При заключении двусторонних морских соглашений, в которых предусматриваются определенные изъятия из уголовной и гражданской юрисдикции, специально оговаривается, что эти изъятия не затрагивают прав местных властей в сфере применения таможенного и санитарного законодательства и соответствующих правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов и охране человеческой жизни на море.

Правовой режим морских портов

Правовой режим морских портов как составной части внутренних морских вод прибрежного государства определяется его национальным законодательством. Каждое государство вправе самостоятельно принимать решение об открытии тех или иных своих портов для захода иностранных судов. Вместе с тем современная практика свидетельствует о том, что в интересах развития экономики и поддержания торговых связей с другими государствами прибрежные государства держат свои порты открытыми для международного судоходства. Сегодня не существует каких-либо универсальных международных договоров, предусматривающих такую обязанность для государств. Это один из немногих древних международно-правовых обычаев, сохранившихся в настоящее время и который можно считать общепризнанным.

Вопрос о праве захода судов в иностранные порты рассматривался в течение нескольких столетий. В средневековой практике можно отыскать подтверждение широко распространенной свободы захода судов в порты, это право оговаривалось и в некоторых заключаемых в то время договорах.

В конце XIX в. начинают предприниматься усилия к тому, чтобы подвергнуть заход судов в порты международно-правовой регламентации. Институт международного права разработал проект о режиме судов в иностранных портах, который был одобрен на Гаагской сессии института в 1898 г. Согласно этому проекту заход в порты «предполагается свободным», т. е. при отсутствии прямого указания на то, что порт является закрытым, иностранное торговое судно может считать его открытым для захода.

Стремление создать единый режим портов, открытых для иностранных судов, привело к заключению в 1923 г. (г. Женева) рядом государств Конвенции и Статута о международном режиме морских портов. Принцип этого статута заключается в установлении режима одинакового для национальных и иностранных судов.

Следует отметить, что до настоящего времени нет единого мнения по праву захода судов в морские порты. Иностранным невоенным судам, как правило, разрешается свободно заходить в объявленные открытыми порты. Перечень открытых портов определяется прибрежным государством по своему усмотрению и доводится до сведения ежегодно в специально издаваемых «Извещениях мореплавателям».

Военные корабли иностранных государств могут заходить во внутренние воды и порты на основе разрешения прибрежного государства либо по его приглашению (исключение составляют случаи, когда они совершают вынужденный заход в результате стихийного бедствия или аварии, а также, если на военном корабле находится глава иностранного государства или правительства). При этом может ограничиваться срок визита, оговариваться количество и класс кораблей, допускаемых в порты. Некоторые страны на основе принципа взаимности предусматривают уведомительный порядок захода военных судов.

Право вынужденного захода

Любое судно, терпящее бедствие, имеет право на так называемый вынужденный заход, то есть фактически не получая формального разрешения, зайти в любой иностранный порт. Как отметил выдающийся английский юрист-международник Д. Коломбос: «ни один из портов не может быть когда-либо закрыт для иностранных судов, ищущих убежища от бури или вынужденных к заходу по причине бедствия».

В соответствии с общепризнанной международной практикой и законодательством многих прибрежных государств частновладельческие суда, военные корабли и государственные суда могут заходить в иностранные порты без предварительного разрешения при следующих чрезвычайных обстоятельствах:

  • аварии, стихийном бедствии или сильном шторме, угрожающем безопасности судна или корабля;
  • ледоходе или ледовых условий, угрожающих безопасности судна или корабля;
  • буксировке поврежденного судна или корабля;
  • доставке спасенных людей;
  • при необходимости оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажиру.

В то же время, даже в условиях действительного бедствия право вынужденного захода нельзя считать абсолютным. Необходимо учитывать, что бедственное состояние судна может причинить серьезный ущерб в порту, где такое судно ищет убежище (например, если на его борту имеется опасный груз).

В осуществлении права вынужденного захода может быть отказано аварийным кораблям и судам с ядерными энергетическими установками или судам, перевозящим ядерные или другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, которые могут нанести ущерб стране предполагаемого захода, ее населению, природным ресурсам и окружающей среде, значительно больший, чем ущерб, угрожающий аварийному кораблю или судну.

Источник

Читайте также:  Стиральная машинка индезит постоянно сливает воду
Оцените статью
Международное право
Общие положения