Что значит вода с закрытыми глазами

Что значит вода с закрытыми глазами

Вода с закрытыми глазами

С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.

Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.

День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле.

Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то всё кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.

У ручья я увидел Нюрку.

Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на берёзке у ручья.

– Закусываешь? – спросил я, сбрасывая с плеч корзину.

– Воду пью, – ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.

– Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.

– Спасибо, не надо, – ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.

– Ты чего невесёлая? – спросил я.

– Так, – ответила Нюрка и пожала плечами.

– Может, двойку получила?

– Получила, – согласилась Нюрка.

– Вот видишь, сразу угадал. А за что?

Она снова глотнула воды и закрыла глаза.

– А домой почему не идёшь?

– Не хочу, – ответила Нюрка, не открывая глаз.

– Да съешь ты хлеба-то.

– Спасибо, не хочу.

– Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?

– Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.

– Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, – сказала Нюрка и открыла наконец глаза.

– Это из-за чего же?

– Есть из-за чего, – сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.

– Ну и ладно, – сказал я, обидевшись. – С тобой по-человечески, а ты… Ладно, я тоже тогда лягу и умру.

Я расстелил на траве куртку, улёгся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Ещё бы часок, полтора.

– Тебе-то из-за чего умирать? – спросила Нюрка.

– Есть из-за чего, – ответил я. – Хватает.

– Болтаешь, сам не зная… – сказала Нюрка.

Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжёлые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.

А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.

Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.

Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.

Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.

– Ты бы заплакал, если б я умерла? – спросила вдруг Нюрка.

Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.

– Да ты что, заболела, что ли? – забеспокоился наконец я. – Что с тобой?

– Заплакал бы или нет?

– Конечно, – серьёзно ответил я.

– А мне кажется, никто бы не заплакал.

– Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.

– За что меня любить? Что я такого сделала?

– Ну, не знаю… а только все любят.

– Откуда я знаю, за что. За то, что ты – хороший человек.

– Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.

– А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? – сказал я.

– Это правда, – сказала она. – Рёв был бы жуткий.

– Давай уж поживём ещё немного, а? – предложил я. – А то деревню жалко.

Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.

– Открывай, открывай глаза, – сказал я, – пожалей деревню.

– Так вкусней, – сказала Нюрка.

– Чего вкусней? – не понял я.

– С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй.

Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.

Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:

– Погоди, не торопись. Глотни ещё.

Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз.

Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.

Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда вода закрывает глаза.

Источник

Вода с закрытыми глазами

С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться.

Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу.

День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле.

Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то всё кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

Нагруженный грибами и букетами, я вышел на опушку, к тому месту, где течёт из-под холма ключевой ручей.

У ручья я увидел Нюрку.

Она сидела на расстеленной фуфайке, рядом на траве валялся её портфель. В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на берёзке у ручья.

— Закусываешь? — спросил я, сбрасывая с плеч корзину.

— Воду пью, — ответила Нюрка. Она даже не взглянула на меня и не поздоровалась.

— Что пустую воду пить? Вот хлеб с яблоком.

— Спасибо, не надо, — ответила Нюрка, поднесла кружку к губам и глотнула воды. Глотая, она прикрыла глаза и не сразу открыла их.

— Ты чего невесёлая? — спросил я.

— Так, — ответила Нюрка и пожала плечами.

— Может, двойку получила?

— Получила, — согласилась Нюрка.

— Вот видишь, сразу угадал. А за что?

Она снова глотнула воды и закрыла глаза.

— А домой почему не идёшь?

— Не хочу, — ответила Нюрка, не открывая глаз.

— Да съешь ты хлеба-то.

— Спасибо, не хочу.

— Хлеба не хочешь, домой не хочешь. Что ж, так не пойдёшь домой?

— Не пойду. Так и умру здесь, у ручья.

— Нет, не из-за двойки, ещё кое из-за чего, — сказала Нюрка и открыла наконец глаза.

— Это из-за чего же?

— Есть из-за чего, — сказала Нюрка, снова хлебнула из кружки и прикрыла глаза.

— Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — С тобой по-человечески, а ты. Ладно, я тоже тогда лягу и умру.

Я расстелил на траве куртку, улёгся и стал слегка умирать, поглядывая, впрочем, на солнце, которое неумолимо пряталось за деревья. Так не хотелось, чтоб кончался этот день. Ещё бы часок, полтора.

— Тебе-то из-за чего умирать? — спросила Нюрка.

— Есть из-за чего, — ответил я. — Хватает.

— Болтаешь, сам не зная. — сказала Нюрка.

Я закрыл глаза и минут пять лежал молча, задумавшись, есть мне от чего умирать или нет. Выходило, что есть. Самые тяжёлые, самые горькие мысли пришли мне в голову, и вдруг стало так тоскливо, что я забыл про Нюрку и про сегодняшний счастливый день, с которым не хотел расставаться.

А день кончался. Давно уж миновал полдень, начинался закат.

Облака, подожжённые солнцем, уходили за горизонт.

Горела их нижняя часть, а верхняя, охлаждённая первыми звёздами, потемнела, там вздрагивали синие угарные огоньки.

Неторопливо и как-то равнодушно взмахивая крыльями, к закату летела одинокая ворона. Она, кажется, понимала, что до заката ей сроду не долететь.

— Ты бы заплакал, если б я умерла? — спросила вдруг Нюрка.

Она по-прежнему пила воду мелкими глотками, прикрывая иногда глаза.

— Да ты что, заболела, что ли? — забеспокоился наконец я. — Что с тобой?

— Заплакал бы или нет?

— Конечно, — серьёзно ответил я.

— А мне кажется, никто бы не заплакал.

— Вся деревня ревела бы. Тебя все любят.

— За что меня любить? Что я такого сделала?

— Ну, не знаю. а только все любят.

— Откуда я знаю, за что. За то, что ты — хороший человек.

— Ничего хорошего. А вот тебя любят, это правда. Если бы ты умер, тут бы все стали реветь.

— А если б мы оба вдруг умерли, представляешь, какой бы рёв стоял? сказал я.

— Это правда, — сказала она. — Рёв был бы жуткий.

— Давай уж поживём ещё немного, а? — предложил я. — А то деревню жалко.

Нюрка снова улыбнулась, глотнула воды, прикрыла глаза.

— Открывай, открывай глаза, — сказал я, — пожалей деревню.

— Так вкусней, — сказала Нюрка.

— Чего вкусней? — не понял я.

— С закрытыми глазами вкусней. С открытыми всю воду выпьешь — и ничего не заметишь. А так — куда вкусней. Да ты сам попробуй.

Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул.

Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уж открыть глаза, но Нюрка сказала:

— Погоди, не торопись. Глотни ещё.

Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз.

Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга.

Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы времени, когда вода закрывает глаза.

Источник

Презентация урока литературного чтения ««Юрий Коваль «Вода с закрытыми глазами. Продолжение»», 3 класс

Урок литературного чтения в 3 классе

Девиз урока Дом без книги – день без солнца

Проверка домашнего задания Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами.

План 1. Хороший осенний денёк! 2.Невесёлая Нюрка 3.Утешение автором 4. Запах зимы

Тема урока Юрий Коваль. Вода с закрытыми глазами. Продолжение

Цель урока Продолжить работу над произведением… Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами»

Главное переживание автора, выраженное в тексте с. 20-21

-Чем необычен тот день, о котором говорит герой-рассказчик? — Из каких предложений видно, что природа живая? -Что выражают выделенные предложения?

. -Вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества, когда кажется, что никто тебя не любит и после каких неудач это было? -Кто помог вам справиться с чувством одиночества? -Кто помог Нюрке? -Что он делает, чтобы успокоить девочку?

. -Давайте прочитаем, как с этой ситуацией справляются наши герои. -А какое удивительное открытие сделала Нюрка?

Физминутка К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно: Вместе — раз, это — брасс. Одной, другой — это кроль. Все, как один, плывем, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой.

Домашнее задание С. 55-59, пересказ или придумать продолжение

Синквейн вода Какая? Какая? Что делает? Что делает? Что делает? предложение синоним

вода студёная вкусная освежает бодрит чувствуется Уже близится зима! жидкость

. Мы тоже можем немного понаблюдать за природой прямо сейчас! Как это сделать?

Написав рассказ «Вода с закрытыми глазами» Юрий Коваль хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую? Природа нас успокаивает, укрепляет в нас желание жить; любовь и участие людей, которые к нам хорошо относятся, придают нам жизненные силы.

В этом рассказе мальчик был с утра веселым и радостным, как природа, что его окружала, он набрал море грибов и букетов и тут встретил Нюрку, которая в одиночестве грустила на берегу ручья, запивая свое плохое настроение водой, с закрытыми глазами. Чужая печаль испортила настроение мальчика, но он понял главное — когда ты не одинок, то любая беда переносится вдвое легче — вот основная идея этого рассказа. Мальчик разделил печаль Нюрки и им уже не было одиноко и грустно.

Источник

Урок с презентацией «Текст для исследования: Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами»»

Всероссийский дистанционный конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку «Урок с презентацией»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКАМ. Уроки 3-4. Урок с презентацией.

Текст для исследования: Ю. И. Коваль «Вода с закрытыми глазами».

Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров.

Кол-во учебных часов

Выразительно читать произведение, анализировать и оценивать его.

Определение роли описания для выражения основной авторской идеи.

Наблюдение за впечатлениями автора в рассказе.

Сопоставление произведений по наличию авторской позиции.

Сочинение-прогнозирование как продолжение развития сюжета, созданного автором.

Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Определение критериев чтения.

Основной тезаурус уроков

Восприятие, мир, описание, настроение.

Литературное чтение (выразительное чтение). Русский язык (обогащение словарного запаса; моделирование устного высказывания; освоение диалоговых форм общения).

Живопись (иллюстрирование произведения).

Представление портфолио с творческими работами (сочинение в форме развернутого ответа на вопрос, презентации).

Учебник Матвеевой Е. И. «Литературное чтение», 3 класс, с.13-18.

Портрет Ю. И. Коваля

Рабочая тетрадь № 1.№4-5 с.6-8

Иллюстрации персонажей произведения.

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: заинтересовать учащихся новым исследованием.

Прочитайте тему урока. «Разное видение мира. Автор и мир. Способы воплощения мировосприятия в произведениях разных жанров». (слайд 1)

Какой возникает вопрос? Слайд2

Настроение можно выразить через что? Слайд 2 -картины

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной задачи

Обучающие и развивающие задания

Диагностические задания, результаты деятельности учеников

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: вспомнить то, что ученикам уже известно и определить то, что пока неизвестно.

Уточнение значения новых слов в тексте.

На какой литературный жанр указывает заголовок? (на сказку, на рассказ) Почему?

Какие особенности у рассказа? А у сказки?

Давайте, перечислим вопросы, которые появились до чтения произведения, и на которые нам нужно постараться ответить?

Почему вода глаза закрывает?

Какое по жанру произведение: сказка или рассказ?

Еловые гривы, ключевой ручей, фуфайка, жестяная кружка, студёный, нерест, язь.

(если учащиеся устали)

Если нет то провести позже.

2. Анализ произведения.

Цель: формировать умение анализировать и интерпретировать басню; формировать умение характеризовать персонажей; формировать умение контроля за своими действиями (чтение текста в соответствии с критериями выразительного чтения).

1) Первичное чтение (читают учащиеся и учитель)

Прочтение произведения с комментированием. (с.13-15).

2) Прочтение произведения с комментированием. (с.16-18).

Вопросы учителя с целью анализа и интерпретации текста.

Учащие подтверждают свои слова примерами из текста.

Работа со словарем.

2. Выявление первичного восприятия.

Какое это произведение по жанру рассказ или сказка?

Кто герои рассказа? (автор и девочка Нюрка) По каким словам догадались?

От какого имени образовано имя Нюрка? (производное от имени Анна)

Нет волшебных героев или предметов, произведение небольшое по объёму, содержит малое количество действующих лиц, имеет одну сюжетную линию

III. Работа с текстом после чтения.

Прочитаем 1 и 2 абзац

Какой день описывает писатель?

Подчеркните слова, которые на это указывают? На какой вопрос они отвечают?

Что это за слова?

На какие черты характера автора указывает последнее предложение?

В рабочей тетради:

Хороший, теплый, солнечный

Автор романтически настроен, склонен к мечтательности

Прочитаем 3 абзац

Что узнаем из этого отрывка?

Прочитайте, что автор считает главным?

Как автор описывает движение облаков, выделите в тексте?

Какой художественный прием использует Ю. Коваль?

1.Мета́фора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. 2. Юмористический взгляд на мир природы. (Облака терлись)

Но главное происходило в небе. Там шевелились облака, терлись друг о друга солнечными боками, и легкий шелест слышен был на земле. терлись друг о друга солнечными боками

Прочитаем 4 абзац

Прочтите, куда выбрался Юрий Коваль из болот?

Что такое грива? Почему это слово использует автор? Какой художественный прием используется? (метафора)

Прочитайте последнее предложение в абзаце?

Что оно означает?

Какой художественный прием использует Ю. Коваль?

Ребята, посмотрите на дальнейшее повествование. Что это за запись? (Диалог – разговор между двумя и более людьми)

Выбирался на сухие еловые гривы

Хотелось не забыть этот день, принести домой его след.

Принести домой след дня. (олицетворение — воплощение чего-нибудь в образе живого существа.)

3. Моделирование описание настроения, облаков

Цель: формировать умение анализировать каждую условную часть рассказа, видеть описание.

1) Поиск слов, передающих настроение героев.

2) составление описаний (дня, облаков).

Р/т с.6 (задание к 1 части и ко 2 части)

Случайно появился, скоро кончится, разворачивался,

Шевелились, тёрлись, был слышен лёгкий шелест

3)Восстановление порядка Изложения событий в продолжении рассказа.

Учебник с. 18 № 3

III этап. Интерпретация произведения (пересказ)

Цель: формировать умение работать в группе по выполнению творческого задания на основе изученного произведения; подготовить основу для внеурочной деятельности класса.

1) подготовка партитуры текста (отрывка)

2). выразительное чтение произведения (отрывка)

Как нужно читать авторский текст? Что значит выразительно?

Почему Ю.Коваль не прошел мимо, а остался с девочкой?

Какие качества личности автора можно определить, какой он по характеру?

Перечитайте про себя отрывок, с какой интонацией вы бы произнесли слова героя?

Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать последнее предложение, какой смысл вкладывает автор в эти слова?

Давайте составим характеристику автору из букв его имени:

Р – …(разносторонний, романтичный)

Работа в рабочей тетради с.6-8

Подготовка к выразительному чтению.

— соблюдать логическое ударение;

— уметь голосом передать характеры действующих лиц;

— использовать различные интонации (бывает интонация, идущая от смысла (она индивидуальна),

интонация, обусловленная знаками препинания)

— Ну и ладно, — сказал я, обидевшись. — С тобой по-человечески, а ты. Ладно, я тоже тогда лягу и умру

Автор шутит, это юмористическая ситуация

Экскурсия в библиотеку с целью знакомства с творчеством Ю. И. Коваля. Презентация его произведений.

Цель: формировать умение работать коллективно в одном проекте.

1) Подготовка презентации книг Ю.Коваля.

(Ссылка на фрагмент из фильма)

Что узнали из видеоматериала? (Ю.Коваль сочинял стихи, песни, сам исполнял песни, снимался в кино, был артистом)

Ребята, кто знает, как называют человека, который исполняет свои песни? (бард)

Ю. Коваль очень разносторонняя, творческая личность.

Послушайте еще раз отрывок из песни, скажите, что представили?

(Песня «Темнеет за окном» Муз: Ю. Коваль, сл: Ю. Коваль

Темнеет за окном, ты зажигаешь свечи,

И светлая рука стеклом отражена,

И снова к нам с тобой пришел осенний вечер,

И в доме, и в душе покой и тишина.)

А как автор исполняет эту песню?

Что вы почувствовали?

Что хочет сказать об осени Ю.Коваль как поэт и композитор?

(Осень меняет не только все в природе, но и в душе человека. Это удивительное время года.)

Презентация книг в виде книжки-раскладушки, презентации и т.д.

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: формировать умения контроля, оценки и самооценки деятельности.

Учитель задет вопросы:

«Какое открытие сегодня вы сделали на уроке?»

«Кто из ребят помог вам лично, всему классу, группе сделать открытие?»

«Чему каждый из вас сегодня научился?»

«О чем бы вы могли рассказать своим родителям дома после нашего урока?»

Источник

Читайте также:  Лось который бежит по воде
Оцените статью