Крещенская вода: как правильно обращаться со святыней
19 января – один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции.
Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение – накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе – в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16–17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.
Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января – вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби – Иордани.
2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик.
Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение – одно и то же.
3. Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза. Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.
Нужно расставить акценты: отдельно – болезни и грех, отдельно – сглаз. Сглаз, порча и тому подобное – это суеверие. И избавляться нужно только от одного – от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол – падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное – невозможно.
Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей – масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды – и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.
Если понимать некоторые слова (например, «днесь – то есть сегодня, сейчас – вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.
5. Крещенская вода никогда не портится.
Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).
6. Нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели.
Думаю, это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни – это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.
Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…».
Нельзя. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы – причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.
8. И простой человек может освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.
Действительно, молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») – мы помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди – не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 19 января.
Газета «Саратовская панорама» №2 (930)
Источник
Вся ли вода становится святой на Крещение, как ее использовать и хранить
Архимандрит Спиридон (Ходанич)
Архимандрит Спиридон (Ходанич) о распространенных заблуждениях и суевериях, связанных с крещенской водой.
– Становится ли вся вода святой на Крещение или только та, которую освятил священник? Считается, что даже вода из крана в этот день святая. Так ли это?
– Действительно, этот вопрос животрепещущий и интересующий очень многих по причине всегдашних расхождений во мнениях как священнослужителей, так и мирян.
Наиболее правильным будет обратиться к чинопоследованию великого освящения воды Святых Богоявлений и вникнуть в смысл слов. В первом же тропаре мы увидим, что Церковь призывает нас прийти и принять Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явившегося Христа. Можно ли получить эти дары, не желая посетить Церковь и оправдывая свою лень тем, что вода святая и в водопроводе? Думаю, ответ очевиден. В чинопоследовании также есть слова, которые многие интерпретируют на свой лад, а именно, что в этот день освящается вод естество, но нигде, заметьте, не говорится, что освящается всех вод естество. Если же допустить, что освящаются все воды и везде, в том числе в местах скверных и нечистых, то возникает вопрос: разве Дух Святой действует в нечистотах?
Традиция почитания святой воды, набранной в день Богоявления, известна с IV века. Святитель Иоанн Златоуст в своей речи на день Крещения Господня в 387 году сказал, что в праздник Богоявления все, начерпав воды, приносят ее домой и хранят целый год, так как в этот день совершилось освящение ее. Снова возникает вопрос: неужели ни у кого из древних не было в доме воды, дабы ее и считать святой, а нужно было черпать и приносить домой? Нигде мы не найдем такой практики.
Если же вникнуть во все молитвы и особые прошения в чине освящения воды на Крещение, становится ясным, что святой, точнее освященной, становится только та вода, которую освятили с молитвословиями в Церкви или на реке. Думаю, на Ваш вопрос я ответил, хотя уверен, что у многих возникнут возражения.
– Нужно ли запастись на год крещенской водой? Говорят, что ее нужно пить при недугах. И как ее хранить?
– Каждый благочестивый христианин старается сберегать крещенскую воду на протяжении года, употребляя ее натощак, при этом не нужно набирать огромное количество: можно добавить немного освященной воды в бόльшую емкость, и вся она под действием благодати становится крещенской.
При недугах обязательно с молитвой нужно выпить святой крещенской воды, ведь если мы посмотрим на особые прошения ектении в день освящения вод Богоявления, то увидим, что крещенская вода дается нам для того, чтобы сокрушиться сатане под ногами нашими, чтобы просветиться нам просвещением разума и благочестия и наитием Святого Духа, грехов избавлению и во исцеление души и тела.
Крещенская вода имеет название «Великая агиасма», что означает «великая святыня», и относиться к ней нужно соответственно – с благоговением. Хранить воду желательно в темном месте возле святого угла в стеклянной баночке или в ином сосуде, применяемом только для святой воды.
– Нужно ли обязательно пить воду на Крещение? При этом читаются какие-то молитвы?
– В день Богоявления все молитвы священником уже произнесены, и мы все пьем святую крещенскую воду целый день и не натощак. В другие же дни пьем только натощак и с молитвою: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
– Обязательно ли освящать свое жилище святой водой в этот день?
– Да, обязательно! Ведь в чинопоследовании освящения вод Богоявления есть прямое указание: «во освящение домов».
Архимандрит Спиридон (Ходанич)
Беседовала Наталья Горошкова
Источник
7 интересных фактов о крещенской воде
Водокреща
Древнее славянское название Богоявления в народе «Водокреща», «Водокрещение», «Водокрестие». Многие, вероятно, обращали на это внимание, когда слышали популярную украинскую колядку «Добрый вечер…» и в ней такую строчку «А що третій же празник – Святе Водохреща, радуйся!». Термин «Водокреща» логично объясняется сосредоточением в момент совершения главного Богоявленского ритуала на двух священных предметах: воде и креста. Причем, в славянской традиции «водокрещами» или «водокрещением» назывался не только сам праздник, на и сам чин великого освящения воды на Богоявление.
Крещенские купания
В народном сознании средневековых славян Святочные дни (период с Рождества Христова до Крещения Господня) воспринимались как особое сакральное время. И время это наполнялось гаданием, колдовством, обрядами, по сути языческими по происхождению. Святочные колядования напоминали собой западноевропейский средневековый карнавал и сопутствующие ему ритуалы; переодевание в животных, ношение одежды навыворот или противоположного пола, использование «бесовских» масок, пародийная инсценировка таких церковных священнодействий, как отпевание или литургия.
Русская Православная Церковь крайне неодобрительно относилась к этим традициям, тем не менее они сохраняли свое место в общественной жизни. Участники святочных игрищ все же были воцерковленными христианами и ощущали некое нравственное противоречие в своем поведении. Этот психологический диссонанс и стал одной из причин крещенских купаний, ритуальных омовений участников святочных игр в освященных на Богоявление прорубях, «иорданях». Поэтому именно участники игр ряженых, в основном молодые люди, купались в «Иордани» — специальном проруби на реке, где на праздник Крещения проходило Великое освящение воды.
Поэтому крещенские купания, как ритуальные погружения в холодные проруби («иордани»), интерпретируются совершенно логично с точки зрения низовой религиозной культуры, будучи частью святочной карнавальной традиции. Но отсюда совершенно непонятна популярность крещенских купаний в современном секулярном обществе, оборвавшем органичные связи с дореволюционными религиозными традициями. Однако ответ прост: воздействие светских СМИ на общественное мнение, трактующих крещенские купания как наиболее фактурное событие церковного порядка.
Великая Агиасма
Вода, освященная в канун Крещения и в день самого праздника, называется Великой Агиасмой (Великая Святыня). Освященную воду Церковь употребляет для окропления домов, храмов, предметов, эту воду дают тем, кто не может быть допущен до причастия, во время болезни ее пьют и окропляются во исцеление, а также для других нужд. В день праздника Крещения Великая Агиасма употребляется для благословения домов, домашнего скота, различных предметов. Ее хранят в течение года с особым благоговением и используют в экстраординарных случаях, например, для восстановления святости оскверненных церковных зданий или сосудов.
В течение истории многие святые отцы отмечали чудесные качества святой воды. К примеру, святитель Иоанн Златоуст говорит о свойствах освященной воды не терять свежести в течение года: «природа воды не портится, но чрез целый год, даже часто чрез два и три года, вода, почерпнутая ныне, остается неповрежденною и свежей» (Беседа о крещении). Святой Епифаний Кипрский отмечает древнюю традицию черпать 6 Января воду из источника и сохранять ее на целый год для священного употребления.
Крещенскую воду с просфорой традиционно принимают утром натощак. Этот благочестивый обычай мирян восходит к средневековым литургическим традициям; исходя из свидетельств богослужебных книг Русской Церкви, вплоть до середины XVII в. был распространен чин причащения крещенской водой. Славянская традиция сближения вкушения крещенской воды с Причащением, в свою очередь, имеет свои корни в византийской покаянной практике. «Канонарь» Псевдо-Иоанна Постника (IX в.) предписывает вкушение крещенской воды в качестве духовного утешения для отлученных от Причастия.
Двукратное водоосвящение
Чин водоосвящения на праздник Богоявления появился на Востоке в V – VI вв., уподобляясь освящению воды при Таинстве Крещения. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления. В навечерие Крещения (18 января) освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день Крещения (19 января) освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя.
Откуда пришла традиция двукратного освящения не вполне ясно. Вероятно, такая практика связана с обычаем Иерусалимской Церкви VI в. дублировать водоосвящение на Иордане утром в день праздника (в дополнение к вечернему водоосвящению в храме). Кроме того, Константинопольская литургическая традиция, а конкретно Типик Великой Церкви, предполагала водоосвящение в двух разных храмовых местах. У маронитов, восточносирийских христиан, также отмечалась традиция двукратного водоосвящения — вечером накануне праздника в храме и утром на источниках. Обычай двукратного водоосвящения не вошел в уставы студийской традиции, и лишь при переходе Православных Церквей на неосавваитский устав этот обычай стал общепринятым.
В Русской Церкви водоосвящение в навечерие происходило в храме, а крещенское водоосвящение на открытом источнике. Обычно совершали молитвенное шествие к водоему и водоосвящение в крестообразной проруби («иордани»). Крещенское водоосвящение у водоема считалось одним из самых торжественных мероприятий литургического года. По обыкновению, крещенское водоосвящение в больших городах совершалось архиереем при участии местного духовенства.
Греческая Теофания
В Православной Греции праздник богоявления имеет особое значение и с его проведением связана множество церковных и народных обычаев. Как и в Русской Церкви, здесь существует традиция двукратного освящения. После первого водоосвящения, которое проводится в храме, священник обходит дома прихожан, благословляя их Великой Агиасмой и окропляя с помощью пучка базилика (в Русской Церкви, напомним, используется т. наз «кропило). Традиционно в православной Греции принято надевать на себя в день навечерия Богоявления новую одежду, чтобы через окропление Великой Агиасмой, она была освящена.
В сам день праздника Крещение торжественное богослужение завершается массовым крестным ходом к открытому водоему, обычно это море. Образуется длинная многолюдная процессия, которую возглавляет предстоятель клирики и церковнослужители со святыми образами. Молитвенная процессия совершается под музыкальный аккомпанемент, обычно военных оркестров. На месте освящения водоема происходит необычное действо. Это исконно греческая традиция, связанная с этим чином великого водоосвящения. Предстоятель, благословляя и освящая воду, бросает крест в водоем. За крестом прыгают люди, по обыкновению молодежь, соревнуясь в извлечении креста. Быть первым нашедшим – считается благословением Божьим. Тот, кто поднимет крест, получает благословение от духовенства. Далее в небо выпускают голубя, символ Святого Духа.
Мирянские «иордани»
В Древней Руси существовал любопытный мирянский обычай, известный нам по исповедным вопросам поселянам, помещенным в рукописном Требнике 17 века. Речь идет о следующем обычае. Утром в день Крещения, то бишь ранее праздничного чина водоосвящения, простой мирянин приходил к реке и вырубал крестообразную «иордань», тем самым воображая, что освятил водоем. Крестообразный вид проруби имел для мирян совершительное значение, как факт законченного освящения. В Древней Руси такие действия, а именно обычай «на льду многие пишут крест, будто воду крестят на реках», рассматривались как случай кощунственного подражания церковному обряду. Описанный обычай может отражать то, как фольклорные инсценировки (подражания) церковных обрядов приводили в дальнейшем простых верующих к укреплению в мысли об их действенности.
В действительности праздник Крещения вызвал в народном воображении не только традицию самосвятских иорданей, но и множество других «низовых» ритуалов. Вспомним крещенские купания в «иордани» после водоосвящения, хождение к проруби в полночь под праздник, лучинные или написанные мелом кресты в жилых домах и в других хозяйственных постройках в канун Крещения, и множество подобных обычаев. Родившись на почве церковного обряда, они несомненно пережили длинную историю своего развития, удалившую их от своего источника, изменившую подчас до неузнаваемости.
6 января
Почему восточная Церковь остановилась на 6 Января для Богоявления? В основе этого выбора видят аллегорическое сопоставление древнего Адама, источника греха и смерти, с Новым Адамом – Христом, источником спасения и вечной жизни. «Древний Адам, первенец смерти, явился в мир в шестой день мироздания; вполне естественно, что христианская мысль о живом, или дyxoвнo-физиoлoгичecкoм родстве между древним и Новым Адамом, раскрытая уже у ап. Павла (1 Кор.15,20-22), приурочила к шестому же дню (января) явление в мир во плоти Нового Адама – Христа, т.е. Того, с Кого начинается новый мир, новое небо и новая земля, как бы новое творение. Подобные аллегорические параллели прочно укоренились в древнехристианском сознании, и между еврейским и христианским календарем. Во этот период о праздновании 6 дня говорится потому, что в в этот день Бог сотворил свет; в тот день падала манна с небес; в тот день Господь благоволил родиться; в тот же день принял от Иоанна крещение во Иордане; в тот день Сам Премилостивый Искупитель человеческого рода, нашего ради спасения, воскрес из мертвых; в тот день излил на учеников Святого Духа. Как… Он зачался в утробе Девы в пятницу, после благовещения архангела, и в пятницу пострадал.
Миссионерский отдел Тверской епархии
Источник