Дербентская стена под водой

Дербентская стена в Дербенте: описание с фото

Среди городов-музеев России Дербент выделяется аутентичным восточным колоритом, внутренней мощью и многотысячелетней историей. Внешний облик «жемчужины» Дагестана характеризуется грандиозными оборонительными сооружениями, относящимися к той поре, когда он был могучей крепостью, запиравшей проход вдоль каспийского побережья. Многокилометровая двойная дербентская стена, укрепленная крепостью Нарын-Кала, преграждала путь стремившимся к богатому югу «варварам» севера.

С высоты гор

С высоты Джалганского хребта Дербент кажется узкой белой лентой, протянувшейся между синей стеной моря и зеленым гребнем гор. Начинаясь у моря довольно широкой полосой построек и садов, город, постепенно поднимаясь на гору, сжимается в четкие рамки параллельных стен и упирается в крутой подъем одного из отрогов Джалганского хребта.

Здесь, на скале, возле устья врезающегося в гору глубокого ущелья, возвышаются серые стены цитадели, которая господствует над плоскими крышами и сетью кривых переулков расположенного внизу древнего города. Особенно величественно сверху выглядит дербентская стена в Дербенте, фото которой поражает масштабами строительства зодчих древности.

Всемирное наследие

Укрепившись здесь полторы тысячи лет назад, сасанидский Иран, а затем арабский халифат не только выдерживали натиск могущественных объединений степных кочевников, но и распространяли свою власть и влияние на весь восточный Кавказ. Удивительно, но дербентская стена – двойная стена времен Сасанидов – пережив десятки войн, частично сохранилась.

Археологические исследования показывают, что в столь важном стратегическом месте регулярные поселения существовали еще 6000 лет назад. Данный факт позволяет Дербенту считаться старейшим российским городом и одним из древнейших в мире. 2003 год стал для города знаковым: специалисты ЮНЕСКО признали цитадель объектом Всемирного культурного наследия, как один из наиболее сохранившихся памятников фортификационного зодчества древних персов.

Читайте также:  Как сделать денежную воду для уборки квартиры

Расположение

Древний Дербент весь помещался между двумя длинными стенами, тянущимися параллельно, недалеко одна от другой, поперек прохода между морем и горами. Одна из длинных оборонительных стен Дербента, северная, уцелела почти на всем своем протяжении и до сих пор образует северную границу города.

Южная дербентская стена, параллельная первой, сохранилась только вдоль верхней или западной части города и небольшими участками в других местах. Разрушение ее началось после русского завоевания, когда растущая нижняя часть города европейского типа, не вмещаясь в древние границы, стала расширяться к югу. Лучше всего сохранилась цитадель, не застроенная современными зданиями.

Морской участок

Древних путешественников особенно поражали участки стен, уходивших в Каспий и исчезавших в морской пучине. Историк Лев Гумилев одним из первых провел исследования данного феномена и выяснил, что причиной тому значительные колебания уровня Каспия. В древности дербентская стена в Дербенте укрывала с суши порт, ныне затопленный.

Сегодня от стен, выступавших в море, остались только гряды камней, прослеживаемые на морском дне. Правильно уложенные тесаные блоки хорошо видны под водою при спокойной поверхности моря.

Описание

Название оборонительного комплекса Нарын-Кала (цитадель и дербентская стена) означает «узкие ворота». Действительно, здесь Кавказские горы наиболее близко подступают к Каспийскому морю, образуя узкое «горлышко», перемещение через которое легко контролировать. Длина сооружения примерно 1300 м в пределах города. Горная часть стены, наподобие Великой китайской, тянется вглубь Кавказа на 42 км.

Толщина уцелевших стен Дербента доходит до 4 м, а высота местами достигает 18-20 м. На некоторых участках стен сохранился зубчатый парапет. На всем своем протяжении стены разделены более или менее часто расположенными башенными выступами прямоугольной или полукруглой формы, иногда, а в цитадели постоянно, сплошной кладки. В наиболее важных в оборонительном отношении местах башенные выступы расширяются до величины фортов. С внутренней стороны на стены вели широкие лестницы, по которым гарнизон поднимался для отражения врагов.

Северные ворота

Наиболее декоративной частью дербентских сооружений являются ворота. По сообщениям арабских писателей в древнем Дербенте в северной, хазарской, наиболее угрожаемой в военном отношении, стене было только трое ворот. Они сохранились до настоящего времени. Одни из них — это ворота, находящиеся недалеко от цитадели. Дорога от них ведет в глубокое ущелье, огибающее крепость с северо-запада. Они называются Джарчи-капы — ворота вестника.

Очень интересны по своему декоративному офор­млению Кырхлярские ворота — Кырхляр-капы, названные по находящемуся вблизи них древнему кладбищу, по преданию заключаю­щему в себе могилы первых в этих краях мусульман. По сторонам воротного пролета снаружи сохранились капитель и два скульптурных изображения львов. Третьи ворота, Шуринские, видимо переложены в позднейшее время. Фактически северная дербентская стена означает границу между кочевым в то время севером и сельскохозяйственным югом.

Южные ворота

В южной стене, обращенной к мусульманским странам, по словам араб­ских писателей, было много ворот. Несмотря на незначительную протяженность сохранившейся части этой стены, здесь уцелело четверо ворот. Одни у самой цитадели наверху — Кала-капы — ныне совершенно разру­шены, другие — Баят-капы, расположенные вблизи подъема к цитадели, — хотя и фланкированы древними круглыми башнями, но сами сильно перестроены.

Наиболее интересны третьи ворота южной стены — Орта-капы, находящиеся между четырехугольными башнями и состоящие из двух следующих один за другим пролетов. Первый снаружи пролет оформлен в виде трех стрельчатых арок, разделенных двумя круглыми колоннами с четырехугольными низкими капителями, украшенными ста­лактитами. Здесь дербентская стена украшена боковыми маленькими арочками, над которыми помещаются сталактиты — декоративные аркатуры, расположенные в три ряда в виде ступенчатого треугольника.

Второй пролет совершенно иного типа, прямоугольный, перекрытый горизонтальным плоским сводом, покоя­щимся на профилированных карнизах. Над этим сводом имеется высокая дуговая разгрузная арка с глухим люнетом. Выше помещается выступающее из стены скульптурное изображение льва, стоящего в фас на особом кронштейне и выполненного (так же как и скульптуры Кырхлярских ворот) очень обобщенно и схематично.

От четвертых ворот южной степы, находящихся в нижнем городе и называющихся Дубара-капы, уцелели два массивных пилона со следами перекинутой между ними арки. Кроме того, имеются двое ворот в цитадели: восточные, находящиеся в прямоугольной башне и носящие следы многочисленных переделок, и западные, фланкированные двумя башнями.

Другие достопримечательности

Дербентская стена и цитадель – не единственные древности города. В крепости имеются развалины многочисленных зданий различ­ного назначения. Особенно интересны:

  • Находящаяся здесь колоссальная цистерна, вырубленная в скале и перекрытая куполом на четырех подпружных стрельчатых арках.
  • Любопытны развалины бань, где еще до 1936 года был цел один из куполов того же типа, что и у вышеотмеченной цистерны.
  • По обеим длин­ным сторонам Дербента раскинулись обширные кладбища с целым лесом каменных надмогильных памятников.

В городе также имеется ряд древних зданий, мечетей, фонтанов, водоемов, минаретов. Наиболее замечательным и грандиозным соору­жением является соборная мечеть, зеленый купол которой возвышается над плоскими крышами верхней части современного Дербента вместе с могу­чими кронами растущих на дворе мечети столетних чинар.

Источник

Морские стены

По единодушному свидетельству арабских авторов IХ-Х веков, впервые достаточно подробно описавших Дербентские оборонительные сооружения, северная и южная городские стены далеко вдавались в море. Объясняя подобную конструкцию городских стен, местные легенды повествуют о богатом караване, который однажды подошел к Дербенту поздно вечером, после закрытия городских ворот, и поэтому стража не пустила его в город. Когда же утром открыли городские ворота, то каравана уже не было. Оказалось, что он обошел доходящие только до берега городские стены по морю, которое здесь имеет небольшую глубину. Узнав о том, что караван обошел город, по мелководью, не уплатив положенной пошлины, правитель города повелел продолжить стены в море, чтобы сделать невозможным обход города.

Однако существуют и другие легенды, которые, повествуя о возведении персидским царем Хосровом I Ануширваном (531-579 гг.) Дербентских укреплений, сообщают, что им на продолжении восточной оконечности северной городской стены был устроен мол для судов.

Мол — оградительное сооружение защищающее порт от воздействия волн. Служит также для размещения причалов для судов.

Части городских стен уходящих в море («Морские стены») до наших дней не сохранились и поэтому о них можно судить лишь по сообщениям древних авторов, местных легенд и преданий.

По версии местной исторической хроники «Дербенд-наме» «…стена Искандера Зуль-Карнайна (Александр Македонский) шла на один фарсах (фарсах = 6-7 км) по дну моря». Согласно другой легенде: «…Искандер по прибытию на Кавказ, жители которого были огнепоклонниками, отправился в Дербент, где посредством вала с металлическими столбами, так запрудил море Каспиас (одно из древних названий Каспийского моря), что ни одному кораблю нельзя было выйти в море».

Об искусственном моле и гавани в Дербенте сообщают многие средневековые арабские авторы.

Так, по сообщению ат-Табари (IX в.), арабы, завоевав город, продолжили выстроенную ранее Хосровом I Ануширваном стену «…на 105 локтей в море» и устроили в гавани цепь, замыкавшую вход. Аль-Истархи (X в.) писал «…Город Баб аль-абваб лежит у моря, а в центре его рейд для судов. Между рейдом и морем выстроены параллельно берегу моря две стены: проход для судов тесен, а вход сделан извилистым, и в устье порта цепь, так, что не может судно ни войти, ни выйти иначе, как с разрешениям.

Некоторые арабские авторы даже описывают способ сооружения Хосровом I Ануширваном загадочных «морских стен». Согласно сообщению Баладзори (IX в.) Хосров приказал «… возить на кораблях камни и бросать их в море, а когда они оказались над водой, он построил на них стену». Подобное описание строительства стен в море сообщают и другие авторы.

Масуди (X в.) описывает другой способ строительства. По его словам, стену возводили на надутых воздухом бурдюках, которые по мере возведения стены погружались в воду. Когда же бурдюки достигали дна, ныряльщики прокалывали их ножами. Под тяжестью веса стены воздух вытравлялся из бурдюков, и стена прочно садилась на дно моря.

Все эти описания сооружения «морских стен», явились скорее осмысливанием возможной технологии строительства последующими поколениями, чем реальностью. Не последнюю роль в столь преувеличенных, а порою фантастических сообщениях арабских авторов, видимо, сыграли огромные впечатления от грандиозных сооружений Дербента, подобие которых им ранее не встречались.

По мнению отдельных нынешних исследователей, технология сооружения морских стен, возможно, очень проста — подводная часть стены была сложена из достаточно больших, хорошо подогнанных друг к другу каменных кубов, держащихся без связывающих веществ, под собственным весом, а надводная — обычной технологией.

О длине стен, уходящих в море, у средневековых авторов нет единого мнения Одни сообщают, что стены достигали длины одной мили (1 арабская миля составляет около 2 км), другие пишут о длине стен в 3 мили, третьи называет цифру в 105 локтей (1 араб, локоть равняется около 50 см), четвертые о расстоянии в 6 башен (если учесть, что расстояние между башнями на северной стене составляет около 70 м, длина стен составит 400 — 420 м), пятые утверждают, что морские стены достигали длины в 600 локтей и т.д. Сообщения последних двух авторов исследователи считают наиболее достоверными. Обследования морского дна у побережья Дербента также выявили развалы стен на удалении до 300 м от нынешней полосы прибоя.

Анализ сведений древних авторов недвусмысленно свидетельствует, что морские стены возводились и использовались не только как препятствие против обхода города по мелководью вдоль берега, но и как, мол, для искусственной гавани, и выполняли одновременно оборонительные функции. О реальности подобной точки зрения свидетельствует и тот факт, что Дербент в средние века был крупнейшим портом на Каспийском море. При всей противоречивости сообщений средневековых арабских авторов, даже если принять самые минимальные размеры (25 га), приводимых ими, Дербентская гавань имела внушительные размеры.

Однако у отдельных современных исследователей существует и несколько иное мнение. Сопоставляя остатки стен, старые рисунки и описания древних авторов, они склонны считать, что морские стены, как таковые, древними строителями не возводились. Первоначально городские стены были построены до уреза морской воды. Затем уровень моря поднялся, и некоторая часть стен оказалась в море. И то, что было не под силу человеку, совершила природа, усилив тем самым мощь и грандиозность древнего Дербента.

В поддержку этой версии говорит и давно установленное значительное колебание уровня Каспийского моря, и косвенные сообщения отдельных источников. Так, на географической карте Каспийского моря, составленной в 1320 году, имеется запись: «Море каждый год прибывает на одну ладонь, и уже многие хорошие города затоплены». А московский купец Федот Котов, побывавший в Дербенте по пути в Персию в 1624 году, писал: «…А стоит город концом на горе, а другим концом в море. И сказывают, что ещё того города море взяло башен с тридцать. А теперь башня стоит в воде, велика, и крепка».

Однако легенды о строительстве стен непосредственно в море оказались живучими, так как соответствовали легендарной истории города, желанию народа, стремившегося не только бережно сохранить сведения, полученные в наследство от предков, но и возвеличить свой город, окружив его таинственным ореолом легенд.

Веками вода размывала камни, и стены рушились. Еще арабский автор сообщал, что в X веке в Баб аль-Абвабе обрушился мол, вдававшийся в море и защищавший гавань от нападения хазар. Более поздние авторы сообщают о морских стенах Дербента уже в прошедшем времени. Так, например, Исмаил бен Насир (XIII в.), автор знаменитых «Географических таблиц», писал: «… Волны моря несколько раз разрушали стены города»

Видимо, после одного из разрушений в X-XI веках мол так и не был восстановлен. Этому в немалой степени способствовало бурное развитие естественной глубоководной бакинской гавани и то, что изменение размеров и конструкций судов со временем стало создавать определённые трудности для причаливания их в мелководной Дербентской гавани. Хотя имеются сведения о том, что персидский шах Аббас I в 1606 году начал работы по восстановлению морских стен А. Олеарий посетивший Дербент в 1638 году, писал: «… Все побережье у Дербента скалистое, так что корабельщикам здесь останавливаться неудобно и опасно».

Беспощадное время не оставило следов древней дербентской гавани. Частые разрушения морских стен, агрессивная морская среда, весьма значительные колебания уровня Каспия, потеря мелководной дербентской гаванью своего значения привели к тому, что полностью исчезли его конструкции.

В настоящее время та часть стены, которая вдавалась в море, полностью разрушена. И поэтому о длине, высоте, конфигурации и материалах морских стен города можно судить лишь по противоречивым, а порою даже взаимоисключающим, сообщениям древних авторов.
Сегодня же на волне эйфории при подготовке к празднованию юбилея города смело высказываются идеи о строительстве в Дербенте порта и даже аэропорта, хотя экономических предпосылок к этому никаких нет. Дербент не производит товаров в таких количествах с которым не справлялся бы наземный транспорт. А развитие туризма, и слоган «создадим туристический кластер» так же остается не воплощенным в реальность уже более 30 лет.

Источник

Оцените статью