- Открытый урок по теме «Про воду». 2-й класс
- ХОД УРОКА
- I. Орг. момент
- II. Актуализация знаний.
- III. Мотивация учебной деятельности
- IV. Работа по теме урока.
- V. Продолжение работы по теме урока.
- VI. Рефлексия учебной деятельности
- VII. Итоговое обобщение.
- VIII. Домашнее задание
- Разработка классного часа во 2 классе на тему: «Вода»
Открытый урок по теме «Про воду». 2-й класс
Класс: 2
Цели урока:
1. Образовательные: знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;
2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.
3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник “Окружающий мир” 2 кл А. А. Плешаков “Тесты к учебнику для 2 класса” А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова; презентация “Про воду…”, запись на аудиокассете: шум дождя, ручья, моря.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент
Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).
II. Актуализация знаний.
У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Д. Про воздух. У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк) У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Д. . Кислород. ( диаграмма на доске) У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ) У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?
Чтоб здоровье было в норме Надо воздух освежать. И проветривать почаще, Пыль почаще протирать.
III. Мотивация учебной деятельности
У. А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. Слайд №2 Д. Это – вода. У. Как ты разгадал ребус? Д. В О нарисовано ДА – получается вода. У. У кого из вас другой ответ? Оцените ответ своего товарища. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, вы рассуждали правильно. Молодцы! У. Сегодня мы будем говорить про воду. Слайд№3 (На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете? Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять. У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.
IV. Работа по теме урока.
У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях
Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
без воды нам не прожить!
У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения?
Знакомство с понятием “исследователь”
У. Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?
Д. Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.
У. Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?
У. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
План работы нашего исследования (на доске).
- Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.
- Наблюдение за распространением воды в природе.
- Изучние вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
- Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.
У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )
У. Почему? Д. Она текуча.
У. Какой сделаем вывод? Д. Вода-жидкость.
У. Всегда ли она жидкая?
Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?
Витя, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?
Д. Я дома с сестрой налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)
(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )
У. Какой сделаем вывод?
Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.
У. Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?’ Д. Она испарилась.
У. Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.
У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?
Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски).
У. Давайте перейдем ко второму вопросу.
2. Распространение воды в природе
У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.
Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.
У. Вода в природе в твердом состоянии – это…(
У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…
Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:
- Заря-зареница
По миру ходила,
Слезу уронила.
Месяц видел,
Солнце скрыло. (Роса) - Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )
- Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )
- Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
- Похож я с виду на горох,
Где я пройду – переполох. (Град. ) - И не снег, и не лед,
- А серебром деревья уберет. (Иней)
- Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко,
Стало видно далеко. (Туман) - Белая простыня
По небу плыла. (Облако)
(Второй пункт плана стирается с доски)
У. Давайте перейдем к третьему вопросу.
3. Значение воды для растений, животных и человека.
У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? Д. Голубой.
Д. Это вода. У. Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.
У. Где мы используем воду?
У. С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
(На доске карточка со словами Вода – это )
У. Значит, вода – это…
Д. Вода – это жизнь.
(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)
У. Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.
(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)
Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)
У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.
(Третий пункт плана стирается с доски)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
V. Продолжение работы по теме урока.
У. Перейдем к четвертому вопросу.
4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма! Рыбак:
Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Тишанку поспешил
Леску в воду опустил
Друзья: Ну и что, поймал?
Может, рыбку золотую?
Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!
речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Грязь всю в речку к нам сливают
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!
Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.
У. Грустная сказка! Но и быль не радостней.
Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода.
Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.
Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните, отчего загрязняется вода?
Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
У. Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.
У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Тишанке? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.
(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)
Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.
Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.
У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)
У. Надеюсь, вы так и будете поступать.
(Четвертый пункт плана стирается с доски)
Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)
VI. Рефлексия учебной деятельности
Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки. Тест.
После задания на самопроверку дети сверяют свои ответы с модульным ответом, предложенным учителем на доске, и показывают оценку.
VII. Итоговое обобщение.
У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!
Природу не уродуй,
Природу не обидь
Родился человеком
Так надо им и быть!
У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.
Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?
VIII. Домашнее задание
Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. Рабочая тетрадь с. 18 №1.
Источник
Разработка классного часа во 2 классе на тему: «Вода»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопавловская средняя общеобразовательная школа № 33»
Классный руководитель 2 КРО класса:
Аврамкина Юлия Александровна
«Чистая вода – долгая и здоровая жизнь»
1.раскрыть значение воды в жизни человека и пользе, которую она приносит; прививать бережное отношение к ней; бороться за чистоту воды и охрану водоёмов;
2.развивать устную речь учащихся, воображение, память, мышление, познавательную активность;
3. прививать бережное отношение к воде; бороться за чистоту воды и охрану водоёмов;
Оборудование: выставка рисунков, загадки, ребусы, викторины, глобус, презентация о воде и её охране, стихи, фотографии и творческие работы ребят.
1. Организационный момент:
2. Вступительное слово учителя.
-Сегодня мы с вами поговорим об очень важной жидкости. Давайте быстро раскрутим глобус. Что вы увидели? Какого цвета больше всего? (голубого). Это потому, что синей краски на нем больше, чем желтой, белой, зеленой и коричневой. Голубой краской на глобусе обозначены все океаны и моря. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.
-А знаете ли вы, сколько океанов на нашей планете? (4)
-Какой океан самый большой? (Тихий)
-А какой самый маленький? (Северный Ледовитый)
Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озёра – это всё –водные запасы земли. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая её часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озёрах, её совсем немного на земле. Вода – важнейшее условие для существования жизни растений, животных и человека.
3. Сейчас мы с вами совершим путешествие по станциям.
1.Станция «Это интересно».
Собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды не больше 10.
Человек без пищи может прожить больше месяца, а без воды – несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды. Растения без воды увядают и погибают. Вода есть даже в камнях, продуктах, во всех живых организмах.
Организм человека состоит в основном из воды: она содержится в крови, входит в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу, с её помощью удаляются из организма вредные вещества.
Например: ель весит 100кг, из них 80 кг – вода; нарцисс -100г, из них – 85г – вода; лосось 2кг, из них 1,5кг – вода.
Вывод: всему живому нужна вода, и особенно, чистая.
Запасы пресной воды на земле невелики и поэтому мы должны расходовать воду экономно! Вода – бесценное богатство, которое дарит нам природа. Всему живому нужна чистая вода, а значит, воду нужно использовать бережно, не загрязнять и не тратить напрасно!
2. Станция «Медицинская» (встреча с мед.работником):
— Дорогие ребята! Скажите, пожалуйста, можно ли пить сырую воду из-под крана? (нет). Верно, вода, которая течет из водопровода – хлорируется. Это нужно для того, чтобы в ней погибли болезнетворные микробы. Особо чувствуется привкус хлора в воде весной и осенью. Но, попадая в организм, хлор наносит человеку вред, разрушая внутренние ткани нашего организма.
Поэтому воду пить лучше отфильтрованной или отстоявшейся, или кипячёной.
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три её основы.
Какая бы ни грянула беда –
Всё возвратится снова!
3. Станция «Загадки»
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу.
На свете нет её сильнее.
На свете нет её буйнее.
В руках её не удержать
И на коне не обогнать.
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
Без крыльев – летит,
Без паруса – плывёт.
В белом бархате деревья, и заборы, и дома,
А как ветер нападёт – этот бархат опадёт. (иней)
Летит сова по синему небу,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось.
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
4. Станция «Использование воды»
Где же используется вода?
-для хозяйственных нужд
— для перевозки грузов
— для отдыха на воде и т.д.
Рассмотрим таблицу «Расход воды»
Вывод: Вот как много мы тратим воды, а ещё загрязняем её. Можно ли что – нибудь сделать, чтобы сэкономить воду? (да)
— не забывать закрывать кран
— на отдыхе – не засорять, не загрязнять водоёмы
— на предприятиях обязательно устанавливать очистные сооружения.
5. Станция «Состояния воды»
Где ещё в природе встречается вода, кроме рек, озёр, океанов, морей? (дождь)
В скольких состояния может находиться вода? (В трёх: твёрдом, жидком и газообразном)
Приведите примеры трёх состояний. (лёд, жидкость и пар)
Мы говорим «вода испарилась», т.е. превратилась в пар в виде крохотных капелек, которых даже не видно. Они поднимаются в воздух, встречаются высоко в небе с холодным воздухом и превращаются в капельки воды, которые собираются в облака. А из облаков выпадают осадки в виде дождя или снега. Снежинки – это замёрзшие капельки воды.
( монтаж из 6 учащихся)
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
— Издалека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
— Откуда ты? – спросил росу.
— Поверь, и я из океана!
На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
— Откуда ты? Ты кто такой?
— И я, дружок, из океана!
— Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
И я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке
Нам откликнется всегда
6. Станция «Знайка»
Предлагаем вам ответить на вопросы:
Назовите 3 состояния воды. (пар, лёд, жидкость)
Почему капля круглая? (В падении капля принимает форму шара, т.к. шар имеет наименьшую площадь, а значит, и сопротивление при данном объёме)
Сколько лучей у снежинки? (6)
Для чего нужен растениям снег? (уберегает от мороза)
Почему лёд плавает? (он легче воды)
Существует ли живая вода? (Да – это минеральная вода)
Текут ли реки под землёй? (да)
Как называется бьющий из-под земли фонтан кипятка или пара? (гейзер)
Сколько на нашей планете океанов? (4)
Назови самый большой и самый маленький океан (Тихий и Северный Ледовитый)
Белое, Красное, Чёрное, Жёлтое – это? (моря)
Самое солёное море? (Мёртвое)
Самое глубокое озеро и в нём пресная вода? (Байкал)
Самая длинная река? (Нил)
7. Станция «Творческая»
(выставка фотографий и сочинений о воде)
8. Станция «Берегите воду – долго проживёте»
Листику не распуститься без воды.
Не напиться, не умыться без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек!
И поэтому всегда всем везде нудна вода!
Чистой воды на земле становится все меньше.
Природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми.
Разные народы придумывали пословицы о воде. Хотя они жили далеко друг от друга, но все ценили воду.
III Итог занятия: Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира. Без воды жизнь на земле невозможна!
Исполнение песни «По весенней, по воде».
Мелькнул бумажный парус
Над свежею волной.
Прощается со мной.
За дальним горизонтом
И мельницы, и башни
По весенней, по воде
Мелькнул бумажный парус
Над свежею волной
Прощается со мной.
По весенней, по воде
Мелькнул бумажный парус
Качается кораблик, прощается со мной.
Там пекари прохожим
Под небом на канате
Там целый день на пони
И старый лев зевает
У городских ворот.
Плывёт кораблик в гости,
Гремит салют в порту,
И каждый вслух читает
Названье на борту.
И все кричат: « Привет !»
Как будто бы знакомы
Мы с ними много лет.
Частушки про воду:
Шар земной – наш дом родной,
Но теперь от века к веку
Он в опасности большой
От деяний человека.
До чего ж природу жалко!
Не губи ее красу!
Человек, не делай свалку
Рядом с городом в лесу!
То бросаем, то уроним
На дороге, на траве.
Мы все в мусоре утонем,
Если мусор в голове.
Мы не будем петь про кофе О воде мы спорим много, Мы не будем петь про квас, Как её для нас сберечь.
Ну а мы споём вам сходу, И без слов всем надо помнить,
Про вкусную нашу воду. Без неё и хлеб не спечь.
Ой, ты, реченька река,
Не поймаешь окунька.
Ловится лишь на крючок
То пакет, то башмачок.
Выпил воду я из крана, Кто послушал все частушки
Глядь — а я позеленел. Проживёт 120 лет,
Говорила же мне мама, А Кто воду сбережёт,
Пить из крана ты не смей! Проживёт и до двухсот.
Источник