Исследовательский проект для детей старшей дошкольного возраста «Мир воды»
Лариса Перминова
Исследовательский проект для детей старшей дошкольного возраста «Мир воды»
Проект «Мир воды»
Срок реализации: 6 месяцев (сентябрь-февраль).
Тип, вид проекта: исследовательский, долгосрочный.
Аннотация
Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с водным миром. Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников в воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире воды, дает возможность познакомить детей с природоохранительными мероприятиями, которые формируют навыки бережного отношения к природе.
Проект может сформировать навыки работы в группе, развивать коммуникативные качества и аналитические способности.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воды. Пополнить знания дошкольников о животном и растительном мире водоемов. Закрепить знание детей о значении воды в нашей жизни. Воспитывать бережное отношение к воде.
Педагогические задачи:
• способствовать расширению и уточнению представлений о свойствах воды, ее качестве, о жизни водных обитателей, о значении воды в жизни человека;
• побуждать любознательность детей;
• способствовать выработке положительного, гуманного отношения к природе;
• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
• развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
• формировать навыки коммуникативного общения;
• создать условия и возможности для поисковой деятельности.
Задачи для детей:
• закрепить свои знания о свойствах воды;
• узнать о растительном и животном мире водоемов;
• научиться проводить простейшие опыты с водой;
• относиться бережно к воде и ее обитателям;
• развивать образное мышление, воображение, фантазию, активную речь, творческие способности;
• иметь желание беречь природу, не засорять водоемы, заботиться об их обитателях.
Проблемы проекта:
• Возможна ли жизнь на Земле без воды?
• Кому нужна вода?
• Что нужно делать, чтобы сохранить воду чистой и чтобы ее было много?
Необходимое оборудование:
Экспериментальный уголок: материалы и оборудование для проведения опытов. Видеофильм «Озеро желаний», аудиозапись «Живая вода». Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни человека», литература о воде.
Краткое содержание
• В ходе проекта с детьми будет проведен цикл занятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов. «Знакомство со свойствами воды», «Путешествие капельки», «Вода вокруг нас», «Водоем и его жители», «Берегите воду». Наблюдения за снегом и водой, как лёд превращается вводу, морозные узоры, дождь, облака. Обзорные экскурсии на водоём.
• Беседы – о водных растениях, «Кто в реке живёт?», «Вода вокруг нас».
• Экспериментально – исследовательская деятельность. Опыты: «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»; «Вода не имеет формы»; «Вода прозрачная»; Лёд – это твёрдая вода».
• Физкультурный досуг «Морской круиз»; музыкальные занятия.
• Чтение литературы по теме;
• Подвижная игра «Мы — большие капельки»
Предполагаемые продукты:
• Изготовление книжек – малышек о воде;
• Создание фотовыставки «Если б не было воды, не купались в речке, море мы»;
• Альбом «Этика поведение у водоёма»
• Дидактическая игра «Кому нужна вода», «Как человек использует воду»;
• Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».
Стратегия реализации проекта
Проект предполагает этапы работы:
Подготовительный – срок: сентябрь.
Цель: Разработать содержание всего учебно-воспитательного процесса на основе темы проекта, систематизировать информационные источники, подобрать необходимые дидактические и методические пособия, пополнить экспериментальный уголок необходимыми материалами, дать задание родителям по подбору нужного материала.
Основной – срок: октябрь-январь.
Цель: систематизировать знания детей о воде, охране водных ресурсов, бережному отношению к воде, организовать родителей и детей для совместной деятельности создания проекта.
Заключительный – срок: февраль.
Цель: подготовка презентации.
Продукты проекта
• Книжки-малышки «Все о воде»
По составлению содержания книжек – малышек была проведена поисково-собирательная деятельность родителей с детьми. В содержание книжек включены стихи, загадки, скороговорки, рассказы, сказки о воде, о ее свойствах и качествах. Книжки иллюстрированы детьми.
• Фотовыстовка «Если б не было воды, не купались в речке мы». На последнем этапе проекта была оформлена фотовыставка, где можно увидеть фотографии детей, купающихся в море, реке, озере, рисунки по теме, стихи о воде, сочиненные детьми и родителями.
• Альбом «Этика поведения около водоемов». В альбоме представлены природоохранительные знаки. Даны пояснения о назначении этих знаков. Имеется пояснительная записка о поведении человека у водоема.
• Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Как человек использует воду».
Игры направлены на умение выбрать из набора карточек с изображением живых и неживых предметов. В играх можно использовать загадки, для поиска нужной карточки. На карточках изображены картинки, где и как используют воду, надо выбрать правильные ответы. Игры проводятся по подгруппам от 2 — 5 детей. Дидактическая цель игры «Кому нужна вода» — способствовать уточнению и обобщению представлений детей о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку.
Дидактическая цель игры «Как человек использует воду» — учить классифицировать предметы по заданной теме. Воспитывает бережное отношение к воде.
• Музыкальное развлечение «Праздник волшебной воды».
Цель: закрепить у детей знания о разных состояниях воды, о круговороте воду в природе, о бережном отношении к воде. Праздник проводится как заключительное занятие проекта.
Результат работы
После проведённой работы дети узнали, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано. У дошкольников расширились представления о том, что вода – очень ценный продукт, она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Сформировались знания о значении воды, вода – источник жизни, вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Дети узнали о круговороте воды в природе, научились составлять схемы круговорота воды в природе.
У детей развилось объемно- пространственное воображение, сформировались основы экологической культуры, дети узнали: какой бывает вода, научились самостоятельно проводить лабораторные опыты с водой, определяя ее качества и свойства. Знание свойств воды помогло понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде: что растет в водоеме, кто живет, почему?
Узнали о явлениях кислого дождя, который получается от загрязненности воздуха, о его вредности для живой и неживой природы, человека.
Дети научились экономно использовать воду, стали понимать необходимость бережного отношения к воде, как к природному ресурсу. Получены знания о природоохранительной деятельности на воде, о сохранении природы.
И как результат проделанной работы, у детей появилось желание представить в будущем продукт своей деятельности в виде макета водопада, создать мини-музей в группе «Морские обитатели»
Источник
Проект «Волшебница вода» (старшая группа)
СВЕТЛАНА СУСЛОВА
Проект «Волшебница вода» (старшая группа)
администрации Сергиево-Посадского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 39»
141302, Московская область, г. Сергиев Посад,
ул. Леонида Булавина, д. 10/2
Творческий проект
в старшей группе
«Вода – источник жизни»
Подготовили: воспитатель Суслова С. Ю.
воспитатель Левчанина М. Ю.
г. Сергиев Посад
Вид проекта:
Участники проекта:
воспитатели, дети 5-6 лет
23 июля – 3 августа
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ВОДЫ, А ВОДА – ЧАСТЬ ПРИРОДЫ. Вся наша жизнь связана с природой. Всё больше загрязняются воздух и вода. С заводов и фабрик попадают в реки и озёра сточные воды и мусор, брошенный по берегам рек. Вода несёт жизнь и растениям, и животным, и людям. Её требуется очень много, она нужна не только для питания, без неё не умоешься, не постираешь.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Волшебница вода» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводится 2-3 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Умение собирать информацию, находить множество решений. Решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу, с умением анализировать и делать вывод, фиксируя свои исследования (метод исследовательского поиска по А. И. Савенкову).
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.
5. Воспитывать любознательность, обращая внимание на значение воды для растений, животных и человека.
Старшая группа
1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
3. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации
4. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
• Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями
1. Обращение к родителям стать активными участниками экологического проекта. Создание альбома «Мир воды»
2. Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательной активности»
3. Создание лэпбука «Эта удивительная вода»
4. Составление описания игр с водой
5.Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
6. Изготовление книжки –раскраски с рассказами: «вода в жизни человека»
7. Создание альбома «Вода вокруг нас»
8. Посещение библиотеки для накопления информации по данной теме.
Взаимодействие с педагогами
1. Методические рекомендации по теме.
2. Привлечение воспитателей, музыкального руководителя.
3. Консультация для педагогов «Уголок экспериментирования в детском саду».
4. Составление планирования работы с детьми по экспериментированию.
5. Составление конспектов для работы с детьми старшего возраста по данной теме.
6. Открытое мероприятие на уровне района.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап проекта:
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2.Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий, карт, схем; Тематические картинки «Берегите воду»;интересные факты о воде: «Это интересно»
• Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
• Составление картотеки опытов с водой;
• Подготовка оборудования для опытов с водой.
Основной этап проекта:
1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
2.Подготовить информацию для родителей по темам:
• Эксперимент в детском саду;
• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
• Почему воду нужно беречь?
• Кружок «Почемучки» — опыты с водой;
• Заучивание стихов о воде по пиктограмме.
• Провести презентацию занятия «Вода в жизни человека».
Исследовательский этап проекта в старшей группе
Вид деятельности Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей Работа с родителями
Игровая «Физическая культура», «Художественное творчество», «Познание», «Музыка», «Социализация», «Здоровье».Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». Игры с водой, игры со снегом. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.
Посещение с ребенком детской библиотеки для накопления информации о воде
Создание коллажа «Круговорот воды в природе».
Двигательная «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные». «Караси и щука», «На болоте».
Познавательно — исследовательская «Познание», «Коммуникация», «Безопасность».Эксперимент: «Какой бывает вода?» (теплой, холодной, горячей).
Эксперименты: «Вода способна смачивать и очищать предметы», «Как выйти сухим из воды», «Поверхностное натяжение воды».
Занятие «Кому нужна вода?»Опыты: «Вода нужна всем», «Растения пьют воду», «У растения внутри есть вода».
Рассматривание снежинок.Опыты: «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Иней», «Превращение в воду».
Занятие «Поможем воде стать чистой» Опыт «Очистка грязной воды». Занятие «Берегите воду». Занятие «Ручейки и озера» Занятие «Кто живет в реке» (с элементами театрализации); Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Большая вода».
Трудовая «Труд» Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.
Коммуникативная «Коммуникация», «Здоровье»Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Какие свойства воды ты знаешь?», «Зачем человеку вода?». «Что растет в воде?
Чтение (восприятие художественной литературы) «Чтение художественной литературы» Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».Некрасов «Дед Мазай и зайцы»; Муур «Крошка Енот и тот кто сидит в пруду»
Продуктивная «Художественное творчество» Ручной труд (конструирование из бумаги) «Белая кувшинка» Рисование «Три состояния воды»
Музыкальная «музыка»Использование музыки: ходьба по лужам, ручья, реки, озера.Утренняя гимнастика с клоуном Плюх: «Пингвинчики»
Совместная деятельность с детьми
1.Чтение художественной литературы о природе: Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А. С. Пушкина «О море», Н. А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр», Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Дюймовочка» Андерсана.
2. Использование фольклорных материалов.
3. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
4.Беседы на темы:
• Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
• Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
• Какие свойства воды ты знаешь?
• Зачем человеку нужна вода?
• А еще кому нужна вода?
• Что было бы, если бы с земли ушла вода?
5. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
6. Составление кроссвордов, ребусов.
7. Отгадывание загадок.
8. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т. д.).
10. Просмотр диафильмов о природе; сказка «Весёлый огород».
11. Игры – эксперименты, игры – опыты.
12.Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки», «Удочка»
13. Моделирование «Вода для растений и животных», «Что произойдёт, если вода исчезнет с нашей планеты»
14. Составление памятки «Правила поведения на воде».
15.Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберет». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Заключительный этап проекта:
Конечный продукт проекта:
1. Методические разработки занятий
2. Методические рекомендации
Список используемой литературы:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
2. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003.
3. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Дыбина О. В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
5. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях» Волгоград 2006
6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
7. Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева –Ярославль: Академия развития, 2007.
8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшегодошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
9. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
11. О. А. Воронкевич «Детские экологические проекты» Санкт-Петербург «Детство –Пресс» 2014
12. Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
13. Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
14. Виноградова Н. Ф. «Рассказы –загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М. : Вентана – Граф, 2012.
Источник