- Как правильно долить в аккумулятор дистиллированную воду
- Предназначение дистиллированной воды
- Почему используется не электролит
- Когда требуется заправка АКБ
- Проверка уровня электролита
- Сколько нужно добавлять воды
- Как правильно доливать жидкость
- Получение дистиллята в быту
- Чем отличаются друг от друга дистиллированная вода и электролит?
- Дистиллят — проводник тока или неэлектролит?
- В чём разница?
- Что лучше?
- Можно ли смешивать?
- Когда используется только одно, а когда другое?
- Заключение
Как правильно долить в аккумулятор дистиллированную воду
У многих начинающих автомобилистов возникает вопрос, как в аккумулятор долить дистиллированную воду, если он из категории обслуживаемых АКБ. Соответственно, возникает второй вопрос, сколько необходимо добавлять жидкости и можно ли это сделать самостоятельно в бытовых условиях.
Предназначение дистиллированной воды
Дистиллированная вода является важной составляющей в жидкости автомобильной аккумуляторной батареи, обеспечивает ее полноценную функциональность, поддерживает нужную плотность электролита, в котором ее содержится 65%. А процентное содержание серной кислоты составляет всего лишь 35%.
Серная кислота — это довольно высококонцентрированное химическое соединение, представляющее в чистом виде опасность для АКБ. Для снижения ее концентрации необходима очищенная вода. Соотношение Н2О/H2SO4 =65/35 обеспечивает в момент зарядки аккумуляторной батареи накопление электрической энергии, которая впоследствии используется для запуска и движения транспортного средства.
Дистиллированная вода (ДВ) — это обычная вода, очищенная от органических соединений (продукты жизнедеятельности растительности и животных, бактерии, вирусы) и неорганических примесей (соли, минеральные добавки, другие вещества). Она состоит из двух химических элементов: водорода (H) и кислорода (O).
Перед тем как узнать, сколько доливать в аккумулятор дистиллированной воды, важно понять, что для подобной процедуры обыкновенная вода не подходит. В ней содержится большое количество разных примесей (соли, хлор, известь и прочие), которые способствуют быстрому выходу автомобильного аккумулятора из строя. Нельзя заливать в АКБ и прокипяченную воду, так как обыкновенное кипячение не дистиллирует (не очищает) жидкость в полном объеме.
Почему используется не электролит
В процессе эксплуатации аккумулятора, особенно в летний период, происходит нагревание батареи, в результате чего банки могут закипеть. ДВ в этот момент испаряется. Кислота — это нелетучая жидкость, соответственно она остается и уменьшается концентрация воды. Плотность смеси вырастает иногда до 1,4 г/см 3 . Поэтому, чтобы электролит привести к нормальной плотности, необходимо добавлять ДВ.
Если лить электролит, плотность уменьшится, но недостаточно.
Важно помнить о выпадении солей в осадок и разрушении пластин. Поэтому, чтобы уменьшить плотность жидкости до установленной нормы, добавляется исключительно ДВ. Это правило нужно всегда помнить!
А также стоит запомнить, что вода доливается только в аккумуляторные батареи обслуживаемого типа, которые отличаются максимальным испарением. Необслуживаемые АКБ оборудованы литым герметичным корпусом, испаряемая жидкость не выходит наружу, она выпадает в осадок внутри банки. В этом случае происходит замкнутый цикл, добавлять воду нет необходимости.
Когда требуется заправка АКБ
Большинство специалистов считают, что аккумулятору авто техническое обслуживание не требуется. Соответственно доливка в него воды является неактуальной, но при условии эксплуатации АКБ в нормальных условиях. Обязательно проверять уровень жидкости необходимо автомобилистам, совершающим на собственном авто поездки на дальние расстояния. В этом случае наибольшая вероятность преобразования жидкости в парообразное состояние. А также активный процесс испарения воды осуществляется в случае выхода из строя реле-регулятора.
Основные показатели поломки реле-регулятора:
- в период эксплуатации транспортного средства аккумуляторная батарея сильно нагревается;
- на корпусе АКБ наблюдаются капли электролита;
- из заливных горловин выходит сильный пар.
Нужно учитывать вариант конструкции АКБ. В обслуживаемых моделях происходит намного большее испарение H2O. Поэтому именно для них стоит знать, сколько воды доливать в аккумулятор. В необслуживаемых моделях испарение жидкости в окружающую среду предотвращает герметичный литой корпус. Такие АКБ не требуют дополнительного технического обслуживания.
Проверка уровня электролита
Наличие электролита проверяется исключительно в обслуживаемых АКБ. Они чаще всего оборудованы прозрачным корпусом, поэтому осмотр проводится визуально. Для этого на поверхности сделаны специальные отметки, соответствующие определенному объему жидкости.
Выпускаются также аккумуляторные батареи обслуживаемого типа с непрозрачным корпусом. Чтобы определить, до какого уровня доливать в аккумулятор воду в таком случае, владельцу транспортного средства понадобится специальная прозрачная трубочка диаметром 0,5 см.
Последовательность проверки уровня жидкости:
- откручивается крышка АКБ;
- прозрачная трубка опускается в жидкость, при этом она должна упереться в дно баночки;
- ее внешнее отверстие зажимается плотно пальцем;
- затем она достается из аккумулятора для определения уровня электролита.
Такая трубка имеет деления минимума и максимума. Соответственно, если набравшаяся жидкость находится в этих пределах — объем электролита в норме. Если жидкость ниже минимума — необходимо долить ДВ.
Сколько нужно добавлять воды
В аккумуляторах современного типа проще разобраться, сколько добавлять ДВ в систему. Их корпус чаще производят из прозрачного пластика, на котором разбита шкала объема жидкости. Нужно просто визуально следить за ее уровнем в системе. Ее не должно быть меньше или больше допустимой нормы.
Рекомендации о том, как дистиллированную воду добавить в аккумулятор другой конструкции, сводятся к следующему:
- В некоторых моделях аккумуляторов немного ниже горловины банки обустроен пластмассовый (металлический) «язычок». Заливать жидкость необходимо на 0,5 см выше него.
- В случае отсутствия в банке каких-либо отметок, доливать воду надо на 1,5 см выше свинцовых пластинок.
- Если невозможно визуально определить наличие электролита в АКБ, тогда рекомендуется воспользоваться специализированной стеклянной трубкой со шкалой.
Важно правильно выполнять доливку ДВ, чтобы плотность электролита соответствовала установленным нормам. При большей концентрации соляная кислота будет разрушать свинцовые пластины.
При ее недостатке можно разморозить автомобильный аккумулятор при значительных минусовых температурах.
Как правильно доливать жидкость
Если плотность электролита в автомобильном аккумуляторе повысилась или АКБ не дает нужное напряжение, значит, причина в испарении ДВ. По норме электролит состоит: H2SO4 (серная кислота) — 35%; H2O — 65%.
Инструкция доливки ДВ в АКБ:
Верхняя плоскость АКБ очищается от грязи, тщательно протирается, особенно возле пробок.
- В процессе зарядки батареи серная кислота могла выплеснуться наружу. Поэтому, чтобы ее нейтрализовать, область горловин нужно протереть ветошью, смоченной в растворе соды.
- Теперь нужно аккуратно открутить пробки. Рекомендуется надеть перчатки, чтобы защитить от электролита руки.
- При помощи медицинского шприца набирается ДВ и заливается в банки, где упал уровень жидкости.
- Закручиваются пробки.
- Через 2 часа необходимо проверить соответствие нормам плотности электролита с помощью специального устройства — ареометра. Если показатели в норме, аккумулятор можно ставить на зарядку.
Доливка жидкости осуществляется только на горизонтальной поверхности, иначе уровень будет показывать неправильный объем. А также стоит учитывать тот факт, что в разных климатических условиях отличается плотность электролита. Например, в России:
- на юге страны — 1,25 г/см 3 ;
- в центральных регионах — 1,27 г/см 3 ;
- на северных территориях — 1,29 г/см 3 .
Чтобы точно измерить плотность жидкости, ареометр должен находиться строго в свободном состоянии, вертикальном положении и не соприкасаться со стенками емкости. Опустив аккуратно ареометр в жидкость, нужно дождаться, когда он полностью перестанет колебаться, затем снять показания по шкале в точке его пересечения с поверхностью электролита. Это и есть плотность жидкость.
Получение дистиллята в быту
Есть автомобилисты, которые не идут в магазин за ДВ. Они ее производят самостоятельно в домашних условиях. Это в основном старшее поколение, заставшее времена дефицита, и люди, проживающие в отдаленных от города населенных пунктах, куда многая продукция просто не поступает.
При желании самостоятельно приготовить ДВ стоит понимать, что она не будет отличаться высоким качеством, так как для этого необходимо иметь специальное дорогостоящее оборудование — дистиллятор. Но в качестве альтернативы подойдет обычный самогонный аппарат без змеевика. Производительность ДВ при использовании этого варианта составит примерно 1 стакан за 3−4 часа.
Формула дистиллированной воды — Н2О. Качественная жидкость не должна содержать сторонних примесей. В бытовых условиях достичь такого результата невозможно, небольшое содержание солей металла все-таки останется.
Рекомендации:
- Если необходимо срочно долить воду в аккумуляторную батарею, можно набрать ее из-под крана в пластиковую бутылку и положить в морозилку на 2−3 часа. Использовать нужно только лед, который предварительно растапливается. Незамерзшая вода сливается в раковину. Полученная таким способом ДВ будет причинять минимальный ущерб АКБ.
- Еще один способ — сбор дождевой воды в пластиковую емкость, тщательная фильтрация, дальнейшее использование по предназначению.
Важно! Собираемая вода для аккумуляторной батареи не должна соприкасаться с железными предметами. Например, вода, стекающая с металлической крыши дома, непригодна для этих целей.
Источник
Чем отличаются друг от друга дистиллированная вода и электролит?
Электролиты и дистиллированная вода широко используются в электротехнике. Эти вещества имеют разную электропроводность, способность к образованию свободных заряженных частиц и иные физико-химические свойства. Каждое из них выполняет собственную задачу.
Рассмотрим, чем отличаются друг от друга электролит и дистиллированная вода.
Дистиллят — проводник тока или неэлектролит?
Электролит – это вещество, водный раствор которого содержит частицы с разными зарядами – катионы и анионы.
Под действием электротока катионы начинают движение к катоду, а анионы – к аноду. Таким образом, вещество проводит ток.
К этой группе соединений относятся соли, кислоты и основания. Их растворы имеют высокую концентрацию заряженных частиц, которые обеспечивают проведение электротока.
Обычная неочищенная вода проводит электричество. Однако её электропроводность напрямую связана со степенью минерализации.
Чем больше солей и иных примесей растворено в ней, тем лучше проводится ток:
- электропроводность морской воды равна в среднем 30000 мкСм/см;
- у водопроводной этот показатель равен 365 мкСм/см;
- у талой или дождевой – 93 мкСм/см;
- у дистиллированной – 1-5 мкСм/см.
В процессе перегонки она практически полностью освобождается от химических примесей, способных образовывать ионы.
В чём разница?
Чем отличается дистиллированная вода от электролита? Степень электролитической диссоциации – ключевое отличие дистиллированной воды от электролита. Диссоциацией в химии называется распад молекул вещества на катионы и анионы.
Чем больше молекул распадается в растворе, тем больше степень диссоциации:
Дистиллированная вода | Электролиты |
2*10-7% | Серная кислота – 60%, азотная кислота – 92%, едкий натр – 84%, поваренная соль – 84% |
Приведённые данные показывают, что молекулы электролитов при растворении почти полностью распадаются на ионы. У дистиллированной воды этот показатель настолько низкий, что им можно пренебречь.
Что лучше?
У электролита и дистиллированной воды разные функции. Вода служит растворителем и создаёт среду, в которой происходит диссоциация. Будучи свободной от посторонних примесей, она не искажает хода химической реакции и не меняет свойств диссоциирующего соединения.
Таким образом, вопрос о том, что лучше, некорректен. У дистиллированной воды и электролитов разные задачи. Вода нужна, чтобы получить токопроводящий раствор или уменьшить его концентрацию. Электролит добавляется в воду, чтобы повысить её электропроводность.
Можно ли смешивать?
Электролиты проявляют свои свойства только в растворах. Поэтому в технической практике их в обязательном порядке смешивают с дистиллированной водой.
Самый распространённый пример – использование в аккумуляторных кислотных батареях (АКБ) или в щелочных аккумуляторах:
- в автомобильных АКБ вода смешивается с серной кислотой;
- в щелочных аккумуляторах — с едким калием или едким натром.
Также стоит помнить, что при соединении кислоты и воды температура раствора повышается. Перед его использованием требуется время на остывание.
Соединяя электролит с водой, нужно концентрированное вещество понемногу добавлять в дистиллят, а не наоборот. Нарушение этого правила чревато мгновенным вскипанием раствора и химическими ожогами.
Когда используется только одно, а когда другое?
Решение об использовании того или иного вещества принимают после замера плотности токопроводящего раствора:
- если концентрация слишком высока, для её уменьшения применяется чистая дистиллированная вода;
- если плотность понижена, она корректируется добавлением электролита.
Ничтожно малая электропроводность химически чистого дистиллята делает это вещество потенциальным диэлектриком. Теоретически её можно было бы заливать, например, в конденсаторы между пластинами.
Однако в реальности она не может быть идеально чистой. Поэтому в электротехнике используется только в качестве корректора плотности токопроводящего раствора.
Все, что вы хотели бы знать о дистиллированной воде, ее свойствах и применении, — здесь.
Заключение
Дистиллированная вода не пропускает ток, не является электролитом, но служит необходимой средой, в которой протекают процессы электролитической диссоциации. Она используется совместно с электролитами в щелочных или кислотных аккумуляторных батареях.
Электролиты, распадаясь на ионы, пропускают через себя электроток. Однако эту способность они проявляют только при смешивании с водой.
Источник