Для учеников 2 класс вода

Открытый урок по теме «Про воду». 2-й класс

Класс: 2

Цели урока:

  • познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами;
  • познакомить со значением воды в жизни человека;
  • расширять знания o формах существования воды в природе.
  • 1. Образовательные: знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;

    2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия; развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

    3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник “Окружающий мир” 2 кл А. А. Плешаков “Тесты к учебнику для 2 класса” А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова; презентация “Про воду…”, запись на аудиокассете: шум дождя, ручья, моря.

    ХОД УРОКА

    I. Орг. момент

    Вы пришли сюда …(учиться)
    Не лениться, а …(трудиться)
    Работать как? (старательно)
    А слушать как? (внимательно)
    Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
    Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

    II. Актуализация знаний.

    У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Д. Про воздух. У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)

    Читайте также:  Тушение водой тушение пенами тушение порошками

    Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк) У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Д. . Кислород. ( диаграмма на доске) У. Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ) У. Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что необходимо делать?

    Чтоб здоровье было в норме Надо воздух освежать. И проветривать почаще, Пыль почаще протирать.

    III. Мотивация учебной деятельности

    У. А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. Слайд №2 Д. Это – вода. У. Как ты разгадал ребус? Д. В О нарисовано ДА – получается вода. У. У кого из вас другой ответ? Оцените ответ своего товарища. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, вы рассуждали правильно. Молодцы! У. Сегодня мы будем говорить про воду. Слайд№3 (На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете? Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять. У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.

    IV. Работа по теме урока.

    У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях

    Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)

    Вы слыхали о воде?
    Говорят, она везде!
    В луже, в море, в океане,
    и в водопроводном кране.
    Как сосулька, замерзает,
    в лес туманом заползает.
    Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
    Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
    Без неё вам не умыться,
    ни наесться, ни напиться!
    Смею вам я доложить:
    без воды нам не прожить!

    У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения?

    Знакомство с понятием “исследователь”

    У. Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

    Д. Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.

    У. Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?

    У. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.

    План работы нашего исследования (на доске).

    1. Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.
    2. Наблюдение за распространением воды в природе.
    3. Изучние вопроса о значении воды для растений, животных, человека.
    4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

    У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )

    У. Почему? Д. Она текуча.

    У. Какой сделаем вывод? Д. Вода-жидкость.

    У. Всегда ли она жидкая?

    Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?

    Витя, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?

    Д. Я дома с сестрой налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)

    (Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )

    У. Какой сделаем вывод?

    Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

    У. Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?’ Д. Она испарилась.

    У. Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.

    У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

    Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски).

    У. Давайте перейдем ко второму вопросу.

    2. Распространение воды в природе

    У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.

    Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

    У. Вода в природе в твердом состоянии – это…(

    У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…

    Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

    • Заря-зареница
      По миру ходила,
      Слезу уронила.
      Месяц видел,
      Солнце скрыло. (Роса)
    • Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )
    • Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )
    • Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)
    • Похож я с виду на горох,
      Где я пройду – переполох. (Град. )
    • И не снег, и не лед,
    • А серебром деревья уберет. (Иней)
    • Молоко над речкой плыло,
      Ничего не видно было,
      Растворилось молоко,
      Стало видно далеко. (Туман)
    • Белая простыня
      По небу плыла. (Облако)

    (Второй пункт плана стирается с доски)

    У. Давайте перейдем к третьему вопросу.

    3. Значение воды для растений, животных и человека.

    У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? Д. Голубой.

    Д. Это вода. У. Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.

    У. Где мы используем воду?

    У. С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )

    Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

    (На доске карточка со словами Вода – это )

    У. Значит, вода – это…

    Д. Вода – это жизнь.

    (Учитель устанавливает карточку “жизнь”)

    У. Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.

    (Учитель устанавливает карточку “здоровье”)

    Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)

    У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

    (Третий пункт плана стирается с доски)

    К речке быстро мы спустились,
    Наклонились и умылись.
    А теперь поплыли дружно,
    Вместе раз – это брасс,
    Одной, другой – это кроль.
    Вышли на берег,
    Обтерлись полотенцем
    Так, чтоб каждый был сухой
    И отправились домой.

    V. Продолжение работы по теме урока.

    У. Перейдем к четвертому вопросу.

    4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма! Рыбак:

    Из страны заморской, дальней
    Я подарок получил
    Удочку, чтоб рыб ловил
    На Тишанку поспешил
    Леску в воду опустил

    Друзья: Ну и что, поймал?

    Может, рыбку золотую?

    Да куда там? Если б так
    Я б тогда не был бедняк
    Я поймал не щуку, не карася,
    А маленького пескаря
    Говорит вдруг мне пескарь!

    речке нам житья не стало
    Рыб, ракушек стало мало.

    Рыбак: Что с твоим речным народом?

    Грязь всю в речку к нам сливают
    От нее все погибает
    Все бросают в воду к нам
    От иголок до пижам
    И полно других отходов
    Вот беда, браток, какая!

    Что же делать? Как нам быть?
    Соберу-ка, я друзей
    И решим вопрос скорей.

    У. Грустная сказка! Но и быль не радостней.
    Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода.
    Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит.
    Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните, отчего загрязняется вода?

    Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

    У. Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.

    У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Тишанке? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

    (Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)

    Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.
    По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.
    Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.
    Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
    Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

    У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)

    У. Надеюсь, вы так и будете поступать.

    (Четвертый пункт плана стирается с доски)

    Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)

    VI. Рефлексия учебной деятельности

    Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки. Тест.

    После задания на самопроверку дети сверяют свои ответы с модульным ответом, предложенным учителем на доске, и показывают оценку.

    VII. Итоговое обобщение.

    У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!

    Природу не уродуй,
    Природу не обидь
    Родился человеком
    Так надо им и быть!

    У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

    Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?

    VIII. Домашнее задание

    Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. Рабочая тетрадь с. 18 №1.

    Источник

    ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «УДИВИТЕЛЬНАЯ ВОДА» (2 класс)

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21»

    Выполнила: Верхатурцева Виктория

    ученица 2 «В» класса

    Руководители: Наймушина Т. А.

    Название : «Удивительная вода»

    Участники: Верхатурцева Виктория – ученица 2 «В» класса

    Руководители: Наймушина Татьяна Анатольевна, Верхатурцева Анастасия Олеговна.

    Тип проекта: информационно-исследовательский, индивидуальный.

    Продолжительность: краткосрочный (с 06.02.2017 – 12.02. 2017)

    «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»

    Антуан де Сент-Экзюпери

    Вода — бесценный дар природы. Жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Люди издревне догадывались, что самое распространенное вещество на Земле – вода, не такое простое вещество, как кажется на первый взгляд. Ученые обнаружили у неё свойства, которые они не могут объяснить. То есть их не должно быть. Но они есть. Это чудо или загадка?! Поэтому, я решила ее изучить.

    Гипотеза: вода обладает удивительными свойствами.

    Цель: выявить удивительные свойства воды.

    Для её достижения необходимо решить следующие задачи:

    изучить информацию о воде;

    обобщить и сделать выводы.

    Объект: вода и её различные состояния.

    Предмет: свойства воды.

    Методы: изучение литературы, экспериментирование, наблюдение; обобщение, вывод.

    Мы изучили литературу по нашему проекту, и пришли к выводу: вода занимает 70% поверхности земного шара, человек на 80% состоит из воды. Вода содержится в морях, океанах, реках, озерах, ручейках.

    Мы провели ряд опытов, проанализировали и сделали соответствующие выводы.

    Где используется вода.

    Опыт «Вода прозрачная»

    Потребуется: два стакана: один с водой, другой — с молоком, ложка.

    Взять два стакана: один с водой, другой — с молоком. В оба стакана положить ложку. В стакане с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком — нет.

    Вывод: вода прозрачная, а молоко — нет.

    Опыт «У воды нет вкуса»

    Потребуется: 3 стакана с водой, сахар, соль.

    В первый стакан добавить сахар, во второй – соль, в третий – ничего.

    Вывод: у воды нет вкуса.

    Опыт «У воды нет запаха»

    Потребуется: 2 стакана с водой, нарезанная долька чеснока.

    В один стакан с водой положить нарезанную дольку чеснока, в другой – ничего. Понюхать.

    Вывод: вода не имеет запаха.

    Опыт «У воды нет цвета»

    Потребуется: стакан воды, разноцветные полоски бумаги.

    Сравнить цвет воды в стакане с цветными полосками бумаги.

    Вывод: вода бесцветная.

    Вывод: Вода прозрачная, у нее нет вкуса, у нее нет запаха, она бесцветная. Поэтому ее можно применять во всех сферах жизнедеятельности человека: в медицине, в сельском хозяйстве, в быту, кроме того вода хорошая дорога, «добывает» электрический ток (на гидроэлектростанциях), вода является средой обитания промысловых животных, рыб, растений

    Как происходит «Круговорот воды в природе».

    Опыт «Лед — твердая вода»

    Потребуется: кубик льда, тарелка.

    Положить кубик льда на тарелку. Постепенно кубик льда уменьшается и образуется вода.

    Вывод: лед, снег — это тоже вода.

    Опыт «Пар — это тоже вода»

    Потребуется: чайник с кипятком, зеркало.

    Открыть чайник с кипятком. Пойдет пар. Поместите над паром зеркальце. На нем выступят капельки воды.

    Вывод: пар — газообразная вода.

    Опыт «Вода текучая»

    Потребуется: 1 стакан воды и 1 пустой стакан.

    Налить в пустой стакан воду.

    Вывод: вода – это жидкость.

    Вывод: Вода бывает в трех состояниях: твердая, жидкая, газообразная. Благодаря этим свойствам происходит «Круговорот воды в природе». Когда солнце нагревает поверхность водоёма, вода превращается в пар и поднимается высоко в воздух. Вверху, воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю летом в виде дождя, а зимой в виде снега.

    Опыт «Вода нужна всем»

    Потребуется: горох, 2 тарелочки.

    Несколько горошин положить в тарелку с водой, несколько – в сухую и поставить на подоконник.

    Вывод: горох, лежащий в воде, пророс, питательные вещества находящиеся внутри растворились в воде и дали семени силы для роста.

    Как растения пьют воду.

    Опыт «Волшебная радуга»

    Потребуется: 1 стакан с водой; полоска из салфетки; фломастеры.

    На полоске из салфетки рисуем фломастерами разноцветные точки в виде радуги. Опускаем край салфетки с метками от фломастеров в стакан с водой, чистый край полоски свешиваем наружу стакана. Проходит какое-то время, и мы видим, как вода по салфетке поднимается вверх, и наши точки превращаются в радужные полосы.

    Опыт «Цветы на воде»

    Потребуется: ножницы; цветная бумага; таз; вода.

    Из бумаги вырезаем цветы. Отгибаем лепестки у цветов вверх. Помещаем цветы в емкость с водой.

    Через некоторое время цветы начинают раскрывать свои лепестки.

    Произошло это потому, что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их, бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается.

    Опыт «Переливание воды без рук»

    Потребуется: 2 стакана с водой, 1 стакан пустой, красная и синяя краска, 2 полоски ткани.

    Закрасить воду в 2-х стаканах. Опустить один конец тряпочной полоски в стакан с водой, а другой в пустой стакан. Тоже самое сделать и с другим стаканом с водой.

    Вывод: вода может перемещаться вверх самостоятельно. Такое явление называется капиллярностью.

    Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать ее от корней по стеблям к листьям.

    Опыт «Теплая — холодная вода»

    Потребуется: 2 стакана с холодной водой; 2 стакана с теплой водой; 2 небольших листа картона; краски и кисточка.

    Возьмем два стакана с холодной и два стакана с теплой водой. Холодную воду покрасим желтой краской, а теплую — черной. Возьмем стакан с черной теплой водой накроем его листом картона и аккуратно перевернем на стакан с желтой холодной водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода осталась в стаканах как и была.

    Теперь возьмем лист картона и накроем им стакан с желтой холодной водой и перевернем его на стакан с черной теплей водой. Осторожно вынимаем лист картона и видим, что вода начала смешиваться.

    Вывод: теплая вода поднимается вверх, а холодная вода опускается вниз. Пример тому вода в реке. Сверху она теплая, а снизу холодная.

    Потребуется: спичка, лед, соль.

    Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли. Спичка вмерзнет в лед.

    Вывод: соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.

    Опыт «Как выйти сухим из воды»

    Потребуется: бумага, стакан, таз с водой.

    Сомните бумагу и положите ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой.

    Вывод: вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.

    Опыт «Вода — увеличитель»

    Потребуется: 1 пустой стакан; 1 стакан с водой; ракушка.

    В один прозрачный сосуд нальём воду, другой оставим пустым. Положим ракушку сначала в пустой сосуд, затем в наполненный водой. Мы увидим, что в пустом сосуде размер ракушки не изменился, а в сосуде с водой — ракушка значительно увеличилась.

    Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме.

    Опыт «Стакан – непроливайка»

    Потребуется: 1 стакан с водой; небольшой лист бумаги.

    Наливаем воду в стакан, обязательно до самого края. Накрываем листом плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переворачиваем стакан кверху дном. На всякий случай, проделываем это над тазом или в ванной. Теперь убираем ладонь. Вода по-прежнему остается в стакане.

    Вывод: воздух давит на бумагу снаружи и не позволяет бумаге выпустить воду из емкости.

    Опыт «Водонепроницаемая ткань»

    Потребуется: стакан с водой, марля, резинка.

    Накрыть стакан с водой смоченной марлей и хорошо закрепить резинкой. Резко перевернуть.

    Вывод: когда я предварительно смочила марлю водой, она заполнила всё пространство между волокнами ткани и создала барьер для воды из стакана.

    Опыт «Трусливый перец»

    Потребуется: перец, тарелка с водой, жидкое мыло.

    В тарелку с водой насыпаем перец, он тонким слоем расходиться по поверхности жидкости. Для проверки точности опыта сначала опускаем в воду чистый палец. Затем палец с каплей жидкого мыла.

    В первом случае вода и перец обволакивают палец и при его поднятии из тарелки, перец остается на всей поверхности воды и немного на пальце. Во втором случае, как только палец с каплей мыла касается воды, перец «убегает» к краям тарелки.

    Вывод: мыло уменьшает поверхность воды и перец уплывает.

    Опыт «Свеча и шарик»

    Потребуется: 2 шарика, 100 мл вода, свеча, спички.

    Берем 2 шарика. Первый надуваем воздухом, а второй, прежде чем надуть, наливаем в него 100 мл воды. Проводим каждый из шариков над горящей свечой. Надутый одним воздухом шарик – лопнет, а с водой нет.

    Вывод: вода забирает тепло, шарик остается целым.

    Вода – одно из главных богатств на Земле, она играет очень важное значение в природе, и в жизни живых организмов. Без воды невозможна жизнь. Благодаря проведенным опытам я узнал много нового и интересного о воде. Оказалось, что проведение опытов – это не только способ изучения, но и способ очень весело проводить время.

    Не умыться, не напиться без воды.
    Листику не распуститься без воды.
    Без воды прожить не могут
    Птица, зверь и человек!
    И поэтому всегда,
    Всем везде нужна вода!

    Перспектива на будущее: в будущем я бы хотела узнать, как мыльные пузыри держат свою форму!

    «Знание-сила»-научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/

    Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

    Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

    Энциклопедия «Мир вокруг нас». М., 2000г.

    Ю. В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек» Москва 1998г.

    Источник

    Оцените статью