Сплав по реке Умба на байдарках: описание
- Информация
- Маршрут
- Фото (97) / Видео (1)
- Вопрос / Ответ
- Отзывы (19)
Умба — красивейшая северная река, которая вытекает из одноимённого горного озера — Умбозера, зажатого между горными массивами. Вода в ней чистейшая, голубовато-зеленого цвета в начале маршрута. На нашем пути будет множество озёр, множество разнообразных порогов, как мощных, так и весьма протяженных.
Мы увидим уникальную природу Cевера — скалы, леса, чистейшую воду. По берегам и в лесах местами встречается карликовая берёза. В июле мы застанем полярный день, и только к концу августа ночи станут тёмными.
Сплав проходит на 2-местных надувных байдарках («Ватерфлай» фирмы Тайм-Триал»). На Ватерфлаях участники идут самостоятельно под руководством инструкторов, которые показывают правильный и безопасный путь и осуществляют страховку в порогах. Инструктор в начале сплава обучает команду необходимым навыкам, которые совершенствуются по ходу сплава. Поэтому в сплаве могут принять участие люди без опыта сплава на байдарках. С группой идут как минимум 2 инструктора.
Рекомендуется участникам с опытом сплавов по рекам 2-3 категории сложности (на любых судах) или хорошей физической и психологической формой. Необходимо ответственно подойти к выбору личного снаряжения!
В отличие от катамаранов, на данных судах мы находимся намного ближе к воде, и все те препятствия, которые катамаран просто давит своими размерами, мы ощущаем на себе. Прохождение сложных порогов требует организации страховки, которую с вашей помощью осуществляют инструкторы. Сплав на Ватерфлаях более интересен и сложен, чем на катамаранах, требует лучшей подготовки личного снаряжения, внимания и умения на маршруте.
Инструкторы «Клуба Приключений» по ходу сплава обучат команду всем необходимым специальным навыкам и будут управлять процессом, организуют безопасное прохождение порогов. Поэтому в этом сплаве могут принять участие желающие, готовые к погодным условиям севера и активным приключениям с физическими нагрузками.
Инструкторы — опытные туристы, имеющие большой опыт работы с группами. Они помогут гладко разрешить любые ситуации, будут заниматься командообразованием и обеспечат психологический комфорт всех участников в группе.
Размер группы от 6 до 20 человек. Условия походные. Питание 3-разовое, готовим на костре, живём в палатках (предоставляются клубом, но можно брать свои, кому удобно). Встаём в самых красивых местах на реке.
Погода на Кольском достаточно суровая, Умба находится за полярным кругом и вытекает из горного озера, вода летом не прогревается выше 15 градусов, бывает опускается до 10-12 градусов, хотя в мелководных озёрах, через которые проходит наш маршрут, вода бывает теплее.
Нужно ответственно подойти к выбору личного снаряжения, чтобы чувствовать себя комфортно. Внимательно изучите список рекомендуемого снаряжения в этот поход. Наиболее тёплое время — с середины июля до середины августа. Днём температура может быть от 10 до 20 градусов, ночью от 5 до 12.
Природа северная. По берегам растут в основном хвойные леса, но встречаются и лиственные. Часто встречаются скальные выходы и сосновые леса. На горизонте виднеются горы Хибины, сопки и возвышенности. Река часто разливается, образуя как маленькие, так и достаточно большие красивые озёра. По берегам иногда встречаются песчаные пляжи.
Уровень воды во многом регулируется большим озером, Умбозером, и также зависит от погоды. После сильных дождей вода может подняться, а потом постепенно её уровень может опять упасть. Чем выше уровень воды, тем мощнее пороги, и тем интереснее маршрут. В среднем вода в течение лета достаточно высокая, и пороги в течении всего лета не сильно отличаются по мощности.
Комаров и мошек на реке достаточно много — больше, чем в Карелии. Желательно иметь одежду, не прокусываемую комарами. Также рекомендуется не забыть взять с собой средства от комаров. На скалистых продуваемых стоянках их почти нет.
Рыбы в реке много, водятся форель, хариус, щука, окунь и другие виды рыб, но ловля рыбы в Умбе запрещена.
Сотовые телефоны ловят пару дней в начале маршрута и 2-3 дня в конце маршрута, так что большая часть времени связь есть. Лучше всего берёт Мегафон.
Программа по дням
День 1
Встречаемся на вокзале станции Апатиты, знакомимся с инструкторами, грузимся в микроавтобусы и выезжаем. Трансфер занимает около 1 часа. Доезжаем до моста автодороги город Кировск — посёлок Октябрьский. На берегу собираем байдарки и обедаем. Проходим инструктаж, разбиваемся по экипажам, более плотно знакомимся и готовимся к выходу.
Все личные вещи участников упаковываются в гермомешки (чтобы личные вещи всегда оставались сухими), также участникам выдаются вёсла, спасжилеты и каски (всё это предоставляется «Клубом Приключений»). Наконец-то, мы готовы к приключению! Вещи упакованы, азы освоены, и уже не терпится пуститься а путь. Ещё чуть-чуть и нас понесёт быстроток под мостом, по которому мы недавно проехали на микроавтобусе.
Сначала река течёт достаточно спокойно, встречаются небольшие шиверки (шиверой называется участок быстротока с валами) и небольшие порожки. Иногда река разделяется на протоки, иногда образует большие разливы. Вдалеке синеют склоны Хибинских гор, их ещё будет видно в течение нескольких дней пути.
В общей сложности до первого серьёзного порога Падун 3-4 к. с. (категория сложности) нужно пройти 8 км, что занимает обычно около полутора часов. Порог около 1 километра длиной и состоит из нескольких ступеней. Первая ступень — десятиметровый водоскат с падением около 2-х метров, после которого весь водный поток существенно разгоняется. Дальше длинная вторая ступень с валами по 1-1,5 метра и быстрой струёй. И третья ступень — серия больших валов и бочек (бочкой называется пенный вал с противотоком) на 300-метровом участке, образованном тремя грядами, которые преграждают путь струе. На выходе идёт мелководная шивера.
После Падуна, пройдя несколько перекатов, выходим в Верхнее Капустное озеро, до которого 3 километра пути. Озеро достаточно мелководное, берега в основном низкие, песчаные, заросшие ёлками и соснами. По озеру идти около 5 км до левой протоки в Среднее Капустное озеро.
В протоке расположился мощный порог Верхний Капустный (2 к. с.), который начинается мощной узкой струёй с хорошими валами и шиверой с камнями дальше. В среднем Капустном озере встаём на ночлег.
День 2
Среднее Капустное озеро около 4 км длиной, берега низкие. В проливе, соединяющим Среднее и Нижнее Капустное озеро, сохранились остатки старого деревянного моста.
По Нижнему озеру проходим ещё около 4 км до начала реки. Озеро очень мелководное, местами на середине озера глубина меньше, чем по колено, дно песчаное, вода прозрачная. Через 1,5 километра проходим несколько перекатов и шивер. После небольшого разлива начинается достаточно серьёзный порог Разбойник 2-3 к. с. Порог длиной около 1 километра, русло широкое, много камней, валов и небольших бочек. Через 500 метров, русло сужается, бочки становятся заметно сильнее.
После Разбойника есть несколько хороших стоянок в сосновом лесу, где мы иногда встаём на ночлег, или, как минимум, делаем обед.
Пройдя два небольших разлива, называемых Дедковыми Ламбинами, выходим в большую Дедкову Ламбину (ламбина — озероподобный разлив реки). Через несколько километров проходим остатки старого моста. На правом берегу виднеются развалины деревни Дедкова Ламбина.
Ещё через несколько километров начинается Семивёрстный порог (1-2 к. с.) протяжённостью около 7 км. Состоит он из десятка ступеней, существенный интерес представляют только две ступени, остальные являются шиверами и быстротоком среди камней.
После Семивёрстного начинается красивейший Жемчужный плес, его длина 3-4 км, река течёт среди высоких песчаных берегов поросших соснами. Место действительно красивое с хорошими стоянками по берегам. Здесь разобьём лагерь.
День 3
После Жемчужного плёса проходим два простеньких порога (1 к. с.) Карежка-1 и Карежка-2, после которых начинается длинный порог Карельский (2 к. с.), около 1 километра длиной. Порог представляет из себя широкую шиверу с локальными валами и бочками, также в нём очень много надводных камней.
Ещё через пару километров мы пройдём красивый и интересный порог Канозерский (3 к. с.) — многоступенчатый, более 1 километра длиной. В первой части порога струя петляет среди гряд камней, образуя мощные бочки. Здесь мы обязательно причалим и организуем фотосъёмку с высокого скального берега. Дальше река становится шире и мельче и разливается на несколько проток, которые впадают в Канозеро — огромное красивое озеро на нашем пути. По берегам и на островах Канозера обнаружены древние петроглифы.
Где-то здесь и встанем на стоянку.
День 4
В 5 километрах от выхода в Канозеро посетим остров Скалистый, посмотрим древние петроглифы. Они охраняются, стоянки там запрещены.
Озеро огромное, его противоположный берег скрывается за горизонтом, а острова часто как будто висят в воздухе над водной гладью, образуя интересные миражи.
В озере водится большое количество рыбы, в основном окунь и щука, в реке на перекатах берёт хариус и форель. Рыбалка тут запрещена. Около выхода из Канозера встанем на одном из красивых песчаных пляжей.
День 5
Днёвка — отдыхаем, делаем туристическую баню на Канозере. Желающие собирают ягоды. Рядом растёт достаточно много морошки.
День 6
Из Канозера Умба вытекает двумя протоками – реками Кица и Родвинга, мы пойдём по Родвинге. До Пончозера встречаются небольшие перекаты, но в основном Родвинга спокойна. После выхода из Пончозера начинается мощный и очень длинный (около 3-х километров) порог Большой Кривец (2-3 к. с.). Бесконечная череда валов, бочек и прижимов. После небольшого плеса проходим Малый Кривец, который не оправдывает своё название, являясь прямым быстротоком. После него Умбу перегораживали стационарные рыбацкие сети, но их демонтировали в 2013 году, теперь ничто не перегораживает реку.
Далее Умба достаточно узкая и быстрая до самой деревни Погост, от которой начинается большой Медвежий плёс. Плес тянется до бетонного моста автодороги Умба-Кандалакша.
Через 3-4 км ниже моста начинается порог Паялка, 3-4 к. с. Один из самых мощных и красивых порогов на реке, порог состоит из двух ступеней разделённых небольшим разливом. Первая метров 250-300 с мощнейшими валами, и вторая метров 150 с ещё более мощными валами и бочками.
День 7
Сегодня небольшой переход. Буквально через 200 метров после Паялки проходим несложный порог с огромной высоты валом. И ещё метров через 500, после автомобильного моста в дер. Старая Умба, проходим порог Морской. Проходим мимо деревни и выходим в Белое море.
День 8 и День 9
Эти дни будут использованы для катания на порогах и отдыха на Белом море. Заканчивается маршрут в посёлке Новая Умба. Здесь собираем вещи и грузимся в микроавтобус.
Трансфер 130 км до города Кандалакша, уезжаем домой на вечерних и ночных поездах. До свидания, красавица Умба!
Источник
Лоция рек Умбы и Колвицы по высокой воде
Лоция: р. Умба от а/м до пор. «Морской» – оз. Колвицкое – р. Колвица
июль 2012 г., вода высокая
В высокую воду сложность маршрута для катамаранов можно оценить третьей категорией. Общая длина маршрута зависит от того, где его начинать и заканчивать, но составляет не менее 100 км. В связи с большим количеством крупных озёр необходимо закладывать запасные дни, либо брать с собой мотор.
Наиболее коротка автозаброска из г. Апатиты по асфальтовой дороге, идущей вдоль старой разобранной железной дороги.
Старт от автомоста через р. Умба. Выше по течению видны разобранные остатки ж/д моста. Поляны для стапеля есть на орографически ПБ, выше и ниже моста. Ниже моста возможна ночёвка. С дровами очень плохо – лиственное криволесье. В сезон поляны могут быть заняты.
Можно начинать маршрут от Умбозера, чем удлинить маршрут на 5-10 км.
Под а/м – шивера 1 к.с. (быстроток с небольшими чистыми валами). Далее плёс около 10 км с отдельными быстротоками. В начале плёса заметное течение, ближе к концу плёса можно выделить два отдельных быстротока с валами. На ЛБ есть 1-2 стоянки. О. Браконьеров нужно обходить по левой протоке.
После второго заметного быстротока – разлив, за которым сужение. Здесь – чалка к ЛБ для осмотра порога «Падун» (3-4 к.с. в зависимости от уровня воды).
Порог длинный, около 600 м. Состоит из трёх ступеней:
1)- широкий слив падунного типа с котлами и бочками, разделённый на две части островком. Правая протока широкая (2/3 реки), осложнена в разных своих частях котлами и бочками, характер, расположение и сила которых зависит от уровня воды. По большой воде проход возможен по левой части основного слива вдоль островка, в обход котлов в центральной и правой части слива. Левая протока узкая, представляет собой крутой слив с мощной по большой воде бочкой.
2)- продолжительная шивера с высокими валами
3)- пологий слив на правом повороте с прижимом к ЛБ и мощными бочками, между которыми есть чистый проход. После слива – мелководный даже по высокой воде быстроток.
В конце порога на ЛБ – 2 стоянки (1 над третьей ступенью, вторая за третьей ступенью).
Над порогом несколько памятников, некоторые достаточно новые (например, 2006 г), в том числе среди погибших были дети.
После «Падуна» около 3 км быстротекущего плёса, за которым выход в озеро Верхнее Капустное. Длина озера около 4 км. На озере много рыбаков, несмотря на рыбнадзор. Вообще, в верхней части Умбы проблем с рыбинспекцией, судя по количеству рыбаков на всех озёрах, вплоть до Канозера, обычно не возникает.
Выход из озера – в левую протоку. Ближе к выходу из озера появляются стоянки, которые активно занимают рыбаки. Неплохая стоянка – на ПБ в левой протоке перед заходом в шиверу, обозначенную в лоциях как пор. «Верхний Капустный». Дрова здесь найти можно, есть остатки бани, много леммингов.
Порог «Верхний Капустный» – это шивера 2 к.с. с чистым проходом по основной струе. Бочек нет, только валы. На выходе – мелко, нужно уходить в центр и влево.
В конце шиверы – выход в мелководное оз. Среднее Капустное, длиной около 3 км. В сужении озера на мысу ЛБ есть стоянка.
За озером следует цепочка плёсов, ещё около 3 км. Мост, описанный в лоциях как непроход, разобран.
Плёсы переходят в оз. Нижнее Капустное, пройдя по которому около 2 км, нужно войти в протоку у ПБ. В протоке расположено несколько простых шивер, есть очень небольшие стоянки. В конце протоки – разлив, имеющий название Третья Дедкова Ламбина, на выходе из него – порог «Разбойник» (2-3 к.с.). Правая и центральная часть порога осложнена мощными бочками, проход возможен вдоль ЛБ. Длина порога около 800 м. Перед и после порога есть стоянки. За порогом – небольшой разлив, имеющий название «Вторая Дедкова Ламбина», за ним короткая простая шивера.
Далее около 1 км плёса с течением и выход в оз. «Первая Дедкова Ламбина», длиной около 4 км.Озеро в центре сужается, мост, отмеченный на картах, разобран,а деревня выглядит не жилой.
Выход из озера в левую протоку. Перед самым выходом на ЛБ есть маленькая рыбацкая стоянка.
На выходе из озера начинается порог «Семивёрстный». Это ряд шивер и быстротоков, продолжающийся около 7 км. В начале препятствие более сложное, в центре и слева есть несколько мощных бочек, обходящихся вдоль ПБ. Затем следует быстроток с валами. В районе впадения р. Еловая по ПБ – некоторое усложнение препятствия – косые валы и уход от камней в русле, за которым до конца продолжается несложный быстроток. По высокой воде препятствие из-за двух сложных ступеней можно оценить в 3 к.с., по низкой – 2 к.с.
В конце быстротока остров Большой, за которым начинается одно из самых красивых мест на реке – Жемчужный плёс, протянувшийся на 4,5 км. Левый берег реки высокий, покрыт сосновым лесом. На нём на протяжении всего плёса есть стоянки.
Через 4,5 км встречаются простые быстротоки, называющиеся Карёжки. Над ними на ЛБ великолепные стоянки.
Через 1,5 км после Карёжек безымянная шивера, за которой на ЛБ находится огромная правительственная база. Когда мы проходили мимо, туда сел вертолёт.
База является ориентиром порога «Карельский», длина около 1 км. По большой воде все бочки легко обходятся, порог можно оценить 2 к.с.
На 1,5 километровом плёсе за порогом заметное течение. В конце плёса видны скальные выходы по ЛБ – ориентир пор. Канозерский, 3 к.с. Осмотр возможен по ЛБ и по ПБ. Порог на заходе разделён скальным вытянутым островом, основная протока левая. На ЛБ над первой ступенью порога – хорошая стоянка.
Первая ступень – это ряд сливов и бочек в двух протоках, после островка река широко разливается, разбиваясь на многочисленные струи с валами, зубьями и скальными обломками. Проход возможен по ЛБ с уходом в центр. В протоках между лесистыми островами – маловодные сливы, которые приходится проводить, но по большой воде слив правой протоки проходим для гружёных катамаранов вдоль острова с уходом от бочки справа (протока кажется центральной). После соединения проток река разливается ещё шире и впадает в Канозеро мелководными разбоями.
По Канозеру до выхода в реку 20 км. Через 4 км слева виден остров Скалистый, на котором можно осмотреть петроглифы. За островом следят работники ООПТ Природный исторический памятник «Канозерские петроглифы». Они подходят к острову на моторной лодке, когда видят, что из Умбы в озеро выходят туристские суда. Нам даже провели бесплатную экскурсию. Сейчас над петроглифами возведен купол, билет стоит символические 50 рублей.
На озере разгоняется высокая волна. Для его пересечения лучше выбирать наиболее тихую погоду. Многие предпочитают проходить озеро ночью.
Из Канозера можно впасть в Кицу, а можно в Родвиньгу. Если идти через Кицу, тогда придётся захватить ещё 1 озеро – Пончозеро. Родвиньга в свою очередь через 4 километра делится на саму Родвиньгу, также впадающую в Пончозеро, и Низьму, которая через 15 километров сливается с Умбой, вытекающей из Пончозера.
Лучше сплавляться по Низьме, так как Родвиньга и Кица попадают на территорию ООПТ «Природный заказник Канозерский».
В районе истока Родвиньги на озере несколько стоянок, есть бани.
Сразу после входа в Родвиньгу – быстроток с валами, над которым на ПБ есть небольшая стоянка.
Через 3 км текущего плёса – разделение проток. В Низьму – направо. Низьма начинается 8 километровым текущим плёсом, в конце которого безымянный быстроток. Берега болотистые, низкие.
Через 1 км порог «Кривой» – шивера 2 к.с. После неё на протяжении 3х км продолжаются быстротоки и несложные шиверы.
В конце участка на ПБ – хорошая стоянка, впереди виден скальный островок с остатками лесосплавных сооружений – это ориентир порога «Падун на Низьме», 3 к.с. Чалка для осмотра к ЛБ в большое улово. Над порогом на ЛБ прекрасная стоянка.
Первая ступень порога – слив в левой протоке с проносной бочкой. Вторая ступень – продолжительная шивера с валами и бочками, продолжающаяся практически до самого слияния Низьмы и Умбы.
После слияния необходимо спрятать все рыболовные принадлежности и не доставать их до конца похода. За разливом простой быстроток под названием «Малый Кривец». Н разливе за быстротоком короткий плёс, перегороженный сетью. Проход есть ближе к ПБ. За плёсом после очередного быстротока видна деревня Погост, после которой начинается вытянутое озеро Медвежье плёсо. На нём на ЛБ встречаются 2-3 стоянки.
Через 6 км виден мост трассы Умба – Колвица. Перед мостом есть стоянки. Здесь можно закончить маршрут.
Также можно продлитьмаршрут до моста в деревне Умба либо до самого Белого моря.
Для переезда на р. Колвица логичнее не доходить до моря, а закончить маршрут на одном из автомостов.
Ниже моста трассы Умба-Колвица через 3 км очень красивого плёса со скальными выходами видны дома на ЛБ – это ориентир порога «Паялка» (он же «Воскресенский»), 3 к.с. Порог характерен очень мощными высокими валами и бочками в правой протоке, а в левой протоке – водопадный слив. Попасть в левую протоку сложно, сверху её практически не видно. По большой воде слив теоретически проходим.
За порогом круглый короткий разлив, на выходе из которого порог «Горка» (он же «Куреньский»), 3 к.с. Это очень мощная шивера с валами до 2м, проходимая сходу по основной струе.
Через 500 м плёса, на ЛБ которого видны остатки домиков, ещё одна мощная шивера с валами до 2 м на входе.
За шиверой короткий красивый плёс со скалистыми берегами, в конце которого мост через реку, перед мостом на ПБ видна турбаза. За мостом начинается деревня и «Морской порог», 2 к.с.
Напротив турбазы на ЛБ есть поляна, пригодная для антистапеля и ночёвки. Здесь можно закончить маршрут по р. Умба.
Маршрут можно начинать с моста через р. Колвица, а можно с Колвицкого озера. Тогда маршрут продлевается на 12 км.
В районе Вересового зашейка на западном берегу озера – песчаные дюны и сосны – отличное место для ночёвки и стапеля. К полянам без проблем подъезжает машина.
Колвицкое озеро очень красивое, на заходе в Колвицу – множество островов.
На заходе в Колвицу на ПБ видны домики турбазы. Старый мост через реку разобран, проход чистый, быстроток. Чуть выше старого моста на ПБ есть стоянки для ночлега и стапеля.
Подъехать можно на машине к новому мосту, который виден от старого. Ниже нового моста тоже есть стоянки.
Под новым мостом простая шивера, затем ещё 1 шивера.
Через менее 1 км текущего плёса порог «Кривой». Его стоит осмотреть по ПБ, на котором также есть стоянка. После заходной шиверы река в пороге поворачивает влево, образуя навал на островок с остатками брёвен, который обходится слева. Далее на выходе – валы. Сложность препятствия в зависимости от воды 2-3 к.с.
Перемежаясь двумя короткими плёсами, за порогом следуют две достаточно мощные шиверы, за которыми чалка к ПБ для осмотра порога «Прижимистый».
В первой трети порога по ЛБ впадет ручей Чёрный. В середине порога есть прижим к скальному выступу ЛБ. По большой воде уход от прижима упрощается, порог можно оценить в 2 к.с.
На выходе из порога – разлив, видны провода ЛЭП, это ориентир порога «Прямой» – шивера 2 к.с. Справа осложнена камнями, проход из центра влево.
Сразу за порогом можно зачалиться к ЛБ для осмотра каскада водопадов на ручье Белый. Водопады непроходимы для плавсредств, но очень живописны. Весь осмотр занимает 15 – 20 минут.
После короткого плёса – чалка к ПБ для осмотра порога «Белый», 3 к.с. Порог расположен на правом повороте реки, состоит из двух ступеней: косой слив с бочкой на заходе, проходимый у ЛБ и в центре, затем мощная шивера с сильным прижимом к скале ЛБ.
За порогом после короткого плёса следует целый каскад шивер, проходимый сходу по струе. На заходе в последнюю шиверу у ЛБ торчит чёрный камень около 5 м. После этой шиверы река поворачивает влево, а у ПБ видна огромная суводь. В эту суводь необходимо зачалиться перед порогом «Чёрный», самым сложным препятствием на реке.
Сам порог можно оценить в 4 к.с., – это очень напряжённая шивера со сливами и бочками. Порог вполне проходим, но без всякого перерыва переходит в водопад в двух протоках.
По большой воде чалка между порогом и водопадом требует установки принудительной чалки, так как суводь у ПБ, описанная в некоторых лоциях, исчезает.
Водопад в левой протоке делится ещё на три протоки. В правой протоке – это 5 метровый косой слив, разделённый на заходе каменистым островком, к которому сильный прижим. По ПБ остатки плотины, на которые также есть навал. За водопадом следует мощная шивера со сливами и бочками, осложнённая камнями и брёвнами. В зависимости от уровня воды, водопад в принципе может быть пройден.
Маршрут удобно закончить перед порогом «Чёрный» на поляне над большой суводью. Сюда подъезжает машина. Лес сосновый, дрова есть.
Ещё одна стоянка есть прямо над водопадом на ПБ. Сюда приходят отдыхать местные жители. До первых домов деревни здесь около 200 м по грунтовой дороге.
Маршрут можно разнообразить небольшим пешеходным радиальным выходом – пройти по ПБ до моста в деревне Колвица, перейти реку и подняться по оборудованной тропе ЛБ до водопадов, чтобы сфотографировать с обзорной площадки закрытую островом живописную левую протоку водопадов. На площадке есть аншлаг, на котором можно ознакомиться с историей этих мест.
Источник