Докажи что вода растворитель

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-растворитель. Очищение воды» в старшей группе

Татьяна Шиндяпина
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-растворитель. Очищение воды» в старшей группе

Конспект НОД по ОЭД

Тема: «Вода-растворитель. Очищение воды»

Воспитатель: Шиндяпина Т. Н.

Дата проведения: 24.09.2019, 25.09.2019

ЦЕЛЬ: прививать интерес к исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ: уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь.

Выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды — фильтрованием.

Совершенствовать уровни восприятия анализаторов: слуха, обоняния, ощущения через обследования воды.

Активизировать речь словами: жидкость, моря, океаны, колодец,град, фильтр, краситель.

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, воспитывать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы, воронки, чайная ложка, речной песок, сахарный песок, краски гуашь, масло подсолнечное, ватные диски.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание иллюстраций о воде, прослушивание диска «Звуки природы»,беседа с детьми: «Вода в жизни растений, животных, и людей», настольные игры о воде.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Оргмомент. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель приглашает детей подойти к себе и встать в кружок.

Чтобы вы поняли, о чем мы будем сегодня с вами говорить,я вам загадаю загадку:

Если руки ваши в ваксе

Если на нос сели кляксы

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы скажем прямо,

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба

Чтобы плыли корабли,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без…

Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

2. Мотивационная беседа

-Для чего нам нужна вода? Где мы её можем увидеть?

Дети:Вода нужна, чтобы умываться, пить, купаться. Она нужна людям, растениям, животным. Реки, моря, дождик – это тоже вода.

Воспитатель:Правильно. Вода – это жидкость. Она нужна на небе и на земле. Растения надо поливать водой, иначе они засохнут.

Животные пьют воду, а некоторые, например, рыбы в ней живут.

Людям вода нужна постоянно, чтобы пить, мыть, готовить пищу, закаливаться и отдыхать возле воды. Ни одно живое существо не может обходиться без воды.

Так же вода есть и на земле. Это реки, озёра, пруды, моря и океаны. Под землёй есть также вода, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и из глубины подымают воду вёдрами. В некоторых местах водапробивается сквозь землю – тогда получается родник.

Вода есть и на небе. Ребята, а где вода на небе?

Дети: Облака, тучки. Вода на небе в виде облаков — это дождик, а когда холодно вода замерзает и получается снег или град.

Воспитатель: Правильно. Вода может и звучать по-разному. Послушайте звуки воды. Где можно услышать (фонограмма:море, дождь, водопад).

3 Затруднение в игровой ситуации. Выход из затруднения

А сейчас я хочу пригласить вас в мини лабораторию. Проходите за столы. Мы будем делать опыты с водой.

Есть ли запах у воды?

А какой у воды цвет?

Красный или голубой?

Синий или золотой?

Кто даст правильный ответ?

У воды и цвета нет!

Чем вода приметна,

А какие ещё свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлых занятиях?

Дети: У воды нет вкуса, нет запаха. Она прозрачная, бесцветная. Водапринимает форму того сосуда, в который её наливают, имеет вес.

Воспитатель: Перед тем, как начать работу, ребята,давайте вспомним с вами правила работы: можно ли пробовать вещества на вкус?

Дети: Есть опасность отравиться.

Воспитатель: Можно ли нюхать?

Дети: Можно, только осторожно направляя запах ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можнообжечь дыхательные пути.

Воспитатель: Ребята, а вы дома чай пьёте? А как мама вам его делает?

Дети:Да, пьём из заварки и сахара.

Воспитатель: Правильно, берёт кружку с водой, кладёт заварку, сахарный песок, всё перемешивает и сладкий чай готов, можно пить. Кусочек сахара исчез. Куда он делся?

Дети: растворился в воде.

Воспитатель: Вода — растворитель! В ней можно растворить различные вещества. Как вы думаете какие, назовите?

Дети: Сахар, акварель.

Правильно, эти вещества быстро растворяются в воде. Давайте теперь проверим на опытах, все ли вещества, которые лежат у вас на столах растворяются в воде?

Давайте мы тоже попробуем растворить сахар. Вот у вас стакан с водой, посмотрите и определите, какая там вода? (Дети: вода прозрачная, бесцветная, холодная, без запаха).

Правильно. Возьмите кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Хорошенько помешайте ложкой. Посмотрите и скажите, что у вас получилось? (Дети: сахара не видно).

Правильно, сахар растворился в воде и его не видно. Вода осталась прозрачной, бесцветной.

Давайте попробуем растворить другой песок, какой песок вы ещё знаете?

Дети: Песок из песочницы, песок около речки.

Воспитатель: Это речной песок. Он бывает разного цвета. Возьмите ложку и положите речной песок в стакан с водой, хорошенько помешайте. Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось?

Дети: вода стала грязная, мутна, серого цвета.

Воспитатель:Всё правильно. Вода стала не прозрачная, мутная, если больше не мешать, то песок осядет на дно. Речной песок в воде не растворяется.

Воспитатель:А давайте попробуем эту грязную воду очистить, как вы думаете, что можно сделать?

Дети: пропустить через вату.

Воспитатель: Давайте попробуем очистить эту воду с помощью фильтра.Фильтром может быть: вата, марля, специальная фильтрованная бумага. Есть и специальные фильтры для воды. Нам в квартиры вода поступает после определённых очищений, а потом её всё равно надо фильтровать.

4 Самостоятельное применение знаний

Возьмите ватный диск, положите её в воронку и потихоньку перелейте воду с песком в стакан. Что получилось?

Дети: Грязь и песок остались на вате. Вода стала чище.

Воспитатель: Мы с вами продолжим и посмотрим, что же ещё растворяется в воде.

Вот у вас на столе стоит краска.

Давайте положим чуть-чуть краски в стакан с чистой водой, помешаем. Что же теперь получилось?

Дети: Вода стала красной, синей, зелёной…

Воспитатель: Вода приняла цвет краски. Вот за этим столом краска красная и вода стала красного цвета, а за этим синяя и вода стала синего цвета. Значит, краска растворилась и покрасила воду. Вода стала красного и синего цвета. Давайте её попробуем профильтровать и посмотрим, что у нас получится?

Возьмите фильтр и эту воду, которую вы покрасили пропустите через фильтр и посмотрите, что у вас стало?

Дети:вата стала красного, синего, розового цвета.

Воспитатель:Большая часть краски осталась на фильтре. Вода стала светлее, но не совсем прозрачная. Можно сделать вывод, что краска растворился в воде.

Физкультминутка: «Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывем по теплой речке (плавательные движения руками)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивание — руки вверх и в стороны)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети присели на корточки).

Воспитатель: В маленькой тарелочке какая — то жидкость. Посмотрите, потрогайте, понюхайте, что это?

Дети: это масло подсолнечное.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Это масло подсолнечное. Давайте посмотрим, растворится ли оно в воде. Возьмите масло и капните им в воду, помешайте ложкой, подождите и посмотрите, что же стало с водой и маслом?

Дети: Капли масла остались на воде. Да, масло не растворилось в воде, а плавает в виде жёлтых капель на поверхности воды.

Теперь мы его попробуем отфильтровать. Что для этого мы должны сделать?

Дети: возьмём воронку, положим туда фильтр и будем пропускать воду с маслом.

Что же у нас получилось?

Дети: масло хорошо видно на вате, вода стала прозрачной.

Вода хорошо отфильтровалась, следы масла хорошо видны на фильтре.

Дети: говорили о воде.Растворяются: сахар, краски.Не растворяются: речной песок, подсолнечное масло.

Воспитатель:Молодцы, всё правильно. С помощью чего вы это узнали?

Дети:с помощью фильтра.

Воспитатель: Когда вы придёте домой, и у ваших родителей будет свободное время, попробуйте вместе с ними растворить соль в воде. Ведь мама солит воду, когда варит суп, картошку. Или возьмите жидкость для мытья посуды и попробуйте её растворить в воде, интересно, что же получится, но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.

Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и хорошо отдохнули, всем спасибо! А теперь можете быть свободными и заняться своими делами.

«Домашний лимонад». Конспект опытно-экспериментальной деятельности по изучению свойств воды в средней группе Цель:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Секреты воды» во второй младшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 65» Кировского района г. Саратова. Конспект.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие. Свойства воды» онспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Увлекательное путешествие» Задачи: Образовательные задачи: • Ознакомление.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, какая она?» Конспект игровой непосредственной образовательной ситуации опытно-экспериментальной деятельности 2 младшей группы на тему «Вода, какая она?».

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Чудесница вода» Крапивницкая Оксана Викторовна. «Чудесница вода». Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное.

Конспект открытой опытно-экспериментальной деятельности «Секреты воды» в средней группе Открытое занятие в рамках опытно -экспериментальной деятельности «Секреты воды» (средняя группа). Воспитатель: Карелова Наталья Анатольевна.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Волшебница вода» Тема: «Волшебница-вода» Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебные капельки воды» в старшей группе Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды Задачи: • знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная,.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода-водица» Образовательная область Познание – развивать у детей познавательный интерес через знакомство со свойствами воды. Расширять знания о значении.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе с детьми с ЗПР «Вода и ее свойства» Тема: Занятие по опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе с детьми с ЗПР «Вода и ее свойства». Цель: создать условия для.

Источник

Вода как растворитель — свойства, значение и примеры

Вода как растворитель играет предельно важную роль далеко не только в плане нашего быта. Исследователи давно говорят, что данное волшебное соединение является основой для образования жизни вообще. И именно поэтому его наличие выступает обязательным условием для существования чего-то более сложного, нежели неживая природа.

Растворимость тех или иных химических элементов напрямую связана с существованием воды, так как она чаще всего выступает той средой, которая преобразует все вокруг себя и создает новые формы органической и неорганической материи.

Человек примерно на 70% состоит из воды (имеется ввиду кровь, межклеточная жидкость, плазма крови и прочие вещества), у большинства других существ этот показатель колеблется от 50 до 95%. Очевидно, что свойства данного соединения оказывают решающую роль на происходящие вокруг нас и внутри нас процессы синтеза, регенерации и многие другие.

Это универсальный растворитель, который буквально формирует окружающий мир, постоянно преображает и обновляет его!

Свойства воды как растворителя

Вода – сложное вещество, отличающееся многими уникальными характеристиками, которые нельзя встретить больше нигде.

Она способна растворить большую часть существующих в природе комплексных соединений, содержащих в своей структуре молекулы как с положительными, так и отрицательными ионами одновременно.

При проведении так называемых кинетических исследований все растворы также изготавливаются на основе H2O.

Яркий пример особенности воды – при схожести по своей структуре с метаном CH4, она имеет температуру кипения выше на целых 250 0 С!

Важную роль играет также ее способность выступать одновременно либо донором, либо акцептором частиц водорода, благодаря чему проходят многие химические процессы. Химия говорит нам еще и о том, что вода выступает идеальным растворителем для диссоциирующих соединений.

Интересно отметить, что по причине высокого уровня диэлектрической проницаемости, вода отлично экранирует электрические поля ионов друг от друга. Благодаря этому притяжение противоположно заряженных частиц в воде снижается примерно в 80 раз.

Какие вещества растворяются в воде

Даже если школьник ходит только в 3 класс, он наверняка может привести примеры материалов, которые боятся контакта с водой, или, другими словами, растворяются в ней и теряют свои свойства.

Вот перечень только некоторых веществ такого типа:

К хорошо растворимым относятся: соль, сахар, сода, хлориды, щелочные металлы и нитраты, а также бромиды. Воздух также претерпевает изменения при контакте с жидкой средой. Крахмал полностью растворим, спирт тоже.

К средней степени взаимодействия относятся: бертолетова соль, метан, гипс, кислород, азот, другие химические элементы, например, сульфаты, некоторые газообразные вещества.

Есть и такие материалы, которые являются нерастворимыми: сульфид меди, стекло, золото, керосин, серебро, растительный жир и многие другие. Правда, при некоторых условиях даже они не способны устоять от такого мощного воздействия.

В организме человека есть целая группа витаминов (С, В1, 2, 3(РР), В12 и другие), которые способны оказывать свое положительное воздействие на здоровье только в контакте с H2O. Это касается также и фолиевой кислоты, биотина и т. д.

Что не растворяется в воде

Существуют такие химические образования, которые не воспринимают воздействия воды в качестве растворителя совсем.

Хороший пример: углерод С, который находится в простом карандаше, многие металлы и сплавы, типа алюминия, а также золото, серебро, медь.

Такая ситуация складывается благодаря тому, что между молекулами и атомами нерастворимых веществ действуют сильные связи, которые водород разрушить не в состоянии. Полярное состояние молекулы также способствует большей прочности материала, который состоит из таких частиц.

Многие вещи, которые мы видим вокруг себя в быту, также являются нерастворимыми. Очень популярный пример – пластик.

В мировом океане плавает огромное пятно из пластикового мусора, которое ежегодно растет, и количество пластмассы там совершенно не желает уменьшаться естественным путем. Его не могут никак переработать, что очень плохо для всей экосистемы.

Именно поэтому экологи бьют тревогу и в ЕС уже сейчас планируется отказ от целлофановых пакетов, пластиковых стаканчиков и трубочек и тому подобные меры.

Значение воды как растворителя

Как уже упоминалось в начале статьи, рассматриваемые свойства воды являются ключевыми для всей живой и неживой природы нашей планеты.

Если бы она не обладала этими характеристиками, то большинство химических процессов на Земле, в живых организмах, в органической природе бы просто остановилось. Картинка такого мира была бы очень неутешительна – темная пустыня без признаков жизни.

Роль воды настолько огромна, что именно ее определение в далеких планетах и галактиках является для астрономов основным занятием в надежде когда-то отыскать там если не разумное существование, то хотя бы зачатки жизни.

Источник

Читайте также:  Как правильно менять воду для рыбки петушка
Оцените статью