- Первый в мире плавучий погружной туннель проектируют в Норвегии
- Грандиозная автомагистраль под водой. Разве это возможно?
- Грандиозный проект – норвежские морские «плавающие туннели»
- Уникальное и масштабное строительство
- Амбициозные «плавающие туннели»
- Новое норвежское шоссе за $47 млрд с рекордными подводными туннелями
- Новые рекордные туннели
- Эта структура достигнет глубины 390 метров ниже уровня моря, что сделает ее самым глубоким, а также самым длинным подводным морским автомобильным туннелем в мире.
- Инновационные мосты для больших фьордов
- Мегапроект Норвегии – дорог под толщей ледников
Первый в мире плавучий погружной туннель проектируют в Норвегии
Фьорды – не только национальное достояние Норвегии, но и источник проблем для эффективного дорожного строительства. Изрезанная береговая линия в разы увеличивает протяженность автомобильных трасс, а необходимость оборудовать паромные переправы значительно снижает скорость передвижения транспорта по побережью страны. Управление общественных дорог Норвегии выступило с амбициозным планом построить к 2035 году серию плавучих погружных туннелей, которые обеспечат бесперебойное движение транспорта по побережью.
Проект оценивается в 25 млрд долларов США. Серия погружных тоннелей сократит время движения автотранспорта по трассе E39 между южным портом Кристиансанн и северным портом Тронхейм с 21 часа до 11 часов. В настоящий момент тысячекилометровый маршрут включает семь паромных переправ, что значительно увеличивает время в пути.
Первый в мире плавучий погружной туннель планируют проложить через Сонге-фьорд – самый крупный фьорд в Европе на западном побережье Норвегии примерно в 70 км севернее Бергена. Глубина его достигает 1308 м, ширина – 1 км, а протяженность – 204 км. Из-за его размеров строительство моста не представляется возможным, но допустима установка транспортной трубы, которая будет держаться под водой примерно в 30 метрах от поверхности на гигантских поплавках – так в упрощенном виде выглядит проект норвежцев.
По расчетам инженеров, туннель будет состоять из двух параллельно идущих труб для обеспечения двустороннего движения. Длина туннеля составит примерно 1,2 км, он будет изогнут дугой, чтобы уменьшить воздействие на конструкцию приливных волн и штормов. На глубине в 20 – 30 м от поверхности фьорда его будут удерживать понтоны и якоря. Преимущества данной конструкции над традиционными переправами через водные преграды – устойчивость при любой погоде. Также она нанесет минимальный вред пейзажу фьорда и не создаст преграды для судов, курсирующих в заливе.
Данный тоннель объединит сразу несколько технологических решений, которые по отдельности уже прошли испытание на прочность временем: бетонный тюбинг является неотъемлемой частью всех туннелей, понтоны много лет используются для плавучих мостов, а тросовое закрепление зарекомендовало себя в офшорных проектах.
Пока одним из основных вопросов, на который предстоит ответить авторам проекта, – это геологическая структура дна Сонге-фьорда. Необходимо убедиться, что породы на дне позволят надежно закрепить туннель. Также предстоит построить модели течений, ветров и динамики волн и оценить связанных с ними риски. Кроме того, необходимо рассчитать запас прочности сооружения на случай столкновения с ним судна или подводной лодки. После того, как все расчёты будут выполнены, проект еще должно утвердить правительство Норвегии, так как оно, скорее всего, станет его лавным спонсором.
На фото: визуализация различных элементов плавучего погружного туннеля.
Источник: The Norwegian Public Roads Administration.
Больше новостей, аналитических статей и реальных кейсов
инженерной защиты в нашем журнале
Источник
Грандиозная автомагистраль под водой. Разве это возможно?
Заснеженные горы и красивейшие фьорды принесли побережью Норвегии всемирную известность. Однако, эти «фишки» норвежского ландшафта, столь привлекательные для туристов, затрудняют автомобильное движение по побережью. Чтобы проехать на машине 400 км вдоль береговой линии, нужно преодолеть многочисленные горные серпантины и паромные переправы, из-за которых время поездки растягивается на долгих 7 часов. И без того трудный путь ещё больше осложняют неприятные сюрпризы норвежской погоды в виде снегопада, гололёда и ледяного порывистого ветра.
Все эти проблемы побудили правительство Норвегии совместно с Норвежской общественной администрацией дорог (NPRA) начать строительство самого длинного в мире подводного автомобильного тоннеля длиной 1121 км.
Трасса будет проходить не только под водой, поэтому проект предполагает строительство новых мостов и укрепление имеющихся автодорог.
Подводный тоннель представляет собой две трубные бетонные конструкции, предназначенные для движения автомобилей в разных направлениях.
С помощью мощных тросов трубы будут прикреплены к стойкам, установленным на дне, а также к понтонам, расположенным через каждые 320 м на поверхности. Инженеры-разработчики утверждают, что глубина погружения плавучих труб (30 м) не будет мешать судоходству.
Проект строительства подводного тоннеля (трасса И39) был утверждён ещё в 2017 году, по предварительным данным его стоимость оценивается в $40 млрд США. Строительные работы были начаты в декабре 2017 года, их окончание и введение трассы в эксплуатацию запланированы на 2035 год.
У Норвегии нет опыта строительства подводных автодорог, поэтому местных специалистов консультируют более опытные инженеры из других стран мира. Разработчикам приходится учитывать множество факторов, таких как разница в глубине воды, влияние на конструкцию ветра и волн, возможность прохода мимо неё траулеров и подводных лодок. Всё это значительно усложняет работу над проектом.
По словам ведущих инженеров самыми существенными рисками проекта являются перегрузки, пожары и взрывы в тоннелях. Чтобы проверить трассу на прочность, ей устроили серьёзные испытания: таранили подводной лодкой, взрывали трубы изнутри и опускали на них затонувший траулер. Конструкция с честью выдержала все испытания, хотя и получила ряд доработок.
Кстати, когда новые тоннели запустят в эксплуатацию, старая дорога никуда не денется. По ней можно будет по-прежнему ездить, чтобы любоваться сказочными фьордами и легендарными скандинавскими горами.
Источник
Грандиозный проект – норвежские морские «плавающие туннели»
Суперпроект реализуется в Норвегии – реконструкция трассы Е39, протяженностью 1100 км, включает в себя строительство больших мостов, рекордных туннелей под морским дном и инновационных «плавающих туннелей». Общий бюджет амбициозного государственного проекта – около 40 млрд.
Уникальное и масштабное строительство
Впечатляющие природные ландшафты Норвегии удивляют и восхищают, горы, фьорды, ледники радуют взор путешественников, но доставляют множество транспортных проблем. Сложная местность не способствует быстрому передвижению, например, чтобы добраться от южного города Кристиансанн до северного Тронхейма понадобится не менее 21 часа и семь паромных переправ на пути протяженностью 1100 км. А ведь на западном побережье проживает почти треть населения страны и все они терпеливо преодолевают различными способами тысячи фьордов.
Норвежское правительство планирует вдвое сократить время проезда по северной трассе Е39 путем реализации инновационного инфраструктурного проекта, включающего в себя строительство мостов, туннелей и потрясающих подводных «плавающих туннелей».
Общий бюджет проекта Е39 оценивается в $40 млрд – это позволит полностью освободить от паромов 1100 км автотрассы и новые инфраструктурные объекты позволят вдвое сократить время на маршруте Кристиансанн – Тронхейм.
Мы уже писали о начале работ над первыми объектами масштабного проекта – туннелями и мостами. Отметим, что один из туннелей станет самым длинным в мире горным туннелем, пробуренным через скальную породу под морским дном – общая длина составит 27 км на глубине 392 м.
Амбициозные «плавающие туннели»
Наверняка, самими поразительными объектами на тысячекилометровом пути станут так называемые «плавающие туннели», расположенные на глубине около 30 м. Сразу же уточним, что кроме Норвегии в этой «мировой гонке» участвуют Китай, Южная Корея и Италия, но ни один инфраструктурный объект такого типа еще не построен.
Впервые идея «плавающего туннеля» появилась еще в 19-м веке, но строительная индустрия только сейчас вплотную приблизилась к реализации смелого замысла. На самом деле туннели, конечно, не плавают, а достаточно надежно прикреплены кабелями к морскому дну или привязаны к понтонам на поверхности моря. Внутри железобетонного туннеля, в принципе, такая же обстановка, как и во всех других транспортных объектах такого типа. В норвежских фьордах волны и течения на глубине 30 м значительно менее мощные, чем на поверхности и такое месторасположение автотрассы оказывает меньшее влияние на природу, чем, например, классический мост.
Глубины во многих заливах превышают 1 км, что делает почти невозможным и неэффективным строительство туннеля под морским дном. Ширина заливов в некоторых местах превышает 5 км – строительство мостов обходится слишком дорого и затруднительно из-за особенностей северного климата. Таким образом, инновационные «плавающего туннеля» могут оказаться наиболее эффективным решением для реализации северной транспортной магистрали.
По словам ведущих инженеров трассы E39 самые большие риски проекта – это взрывы, пожары и перегрузки в туннелях. Совместно с ведущими учеными норвежских университетов проводятся исследования последствий взрывов, например, грузовиков с опасными веществами и подобных аварий на глубине 30 м в трубчатых бетонных конструкциях. Работая с военно-морским флотом, инженеры изучают последствия столкновений подводных лодок с «плавающими туннелями».
Норвежское управление автомобильных дорог, правительственный орган, ответственный за проект, настроено оптимистично и планирует завершить строительство всех туннелей, мостов, развязок на 1100 километровой трассе к 2050 году.
Источник
Новое норвежское шоссе за $47 млрд с рекордными подводными туннелями
Норвежское правительство приступило к реализации самого крупного инфраструктурного проекта в истории страны – масштабная реконструкция западной трассы E39, связывающей южный город Кристиансанн (Kristiansand) и северный Тронхейм (Trondheim).
Существующая трасса, протяженностью около 1100 км, пересекает многочисленные фьорды и содержит не менее семи паромных переправ. После реализации проекта построенные мосты и туннели полностью заменят все виды паромных услуг. Новое норвежское прибрежное шоссе, с учетом первостепенной безопасности движения и сохранения окружающей среды, станет новым эталоном среди инфраструктурных проектов.
Новые рекордные туннели
Крупнейший инфраструктурный проект вдохнет «новую жизнь» в западное побережье Норвегии и значительно улучшит доступ к рынкам жилья и труда в этом регионе страны. Многие фьорды слишком широки и глубоки для их пересечения традиционными инфраструктурными конструкциями, поэтому Норвежская администрация общественных дорог разработала инновационные решения для транспортной магистрали.
Трасса E39, связывающей южный Кристиансанн и северный Тронхейм
Rogfast – станет первым новым переходом на трассе Е39, который соединит 27-километровым подводным морским туннелем Ставангер и Хаугесунд.
Эта структура достигнет глубины 390 метров ниже уровня моря, что сделает ее самым глубоким, а также самым длинным подводным морским автомобильным туннелем в мире.
Проект Rogfast будет состоять из двух туннелей, соединенных между собой каждые 250 метров специальными аварийными выходами. В каждом туннеле через 500 метров будут расположены телефоны и камеры наблюдения. В середине подводного маршрута будет транспортный узел, соединяющий островной муниципалитет Квицей с материковой частью страны. Работы по сооружению рекордного туннеля Rogfast уже начались в текущем году, ожидаемый срок завершения подводной магистрали – 2026 год, расчетный бюджет – $2 млрд.
Инновационные мосты для больших фьордов
Планы по сооружению Rogfast уже утверждены и работы начались. А вот с другими сложными водными преградами не все еще определено – продолжается конкурс инженерных решений. Бьорнафьорд, расположенный к югу от Бергена, достигает 5 километров в ширину и 600 метров в глубину. Чтобы пересечь этот сложный водный участок, был разработан проект плавающего моста, закрепленного с обоих концов на берегу.
Rogfast – станет первым новым переходом на трассе Е39, который соединит 27-километровым подводным морским туннелем Ставангер и Хаугесунд
Для пересечения Сулафьорда разработано два альтернативных проекта. Первый представляет собой подвесной мост с двумя башнями, расположенными на суше и центральной башней, закрепленной на морском дне. Второй проект предполагает сооружение уникального подводного «плавающего» туннеля, представляющего собой две взаимосвязанные «трубы», привязанные к морскому дну с помощью высокопрочных кабелей.
Проект нового моста
Для других фьордов рассматриваются гибридные варианты, предполагающие объединение плавающего понтонного моста с частью погруженного плавающего туннеля, который позволяет судам проходить над трассой. Хотя фиксированные мосты, переходящие в стационарные туннели, не являются необычным решением на водных путях с высоким транспортным потоком, например, между Данией и Швецией и между Гонконгом и Макао, но объединение двух плавающих структур таким образом создаст первый в мире пример подобного транспортного решения.
И еще один проект моста через фьорд
Масштабное и амбициозное инфраструктурное строительство уже началось и, естественно, что оно растянется на 8-10 лет, за которые и будут приняты окончательные решения по конкретным переходам через широкие и глубокие фьорды. В результате реализации проекта страна получит великолепное шоссе с уникальными и рекордными мостами и туннелями, которые обеспечат комфортное и быстрое соединение между собой городов на западном побережье Норвегии.
Проект уникального «плавающего» туннеля
Источник
Мегапроект Норвегии – дорог под толщей ледников
Казалось бы, какими только невероятными инженерно-строительными проектами не удивляли нас страны. Но с каждым годом количество поражающих человеческий глаз возведений увеличивается.
В данном случае речь идет о необычных и масштабных дорожных проектах. На ум сразу приходят известные всем: гидроузел «Три ущелья» в Китае, огромнейший мост в Республике Корее Инчхон-тэгё, мост Мийо во Франции, метро в Сеуле (Южная Корея), известные американские дорожные развязки и так далее. Ощущение, страны как будто соревнуются между собой в неординарности.
На мой взгляд, Норвегия победила всех на сегодняшний день. Первая подводная развязка в водах океана уже реализуется именно в этой стране. Грандиозный дорогостоящий проект, мысль о котором захватывает дух!
Для Норвегии строительство дорожной трассы на дне океана вовсе не желание посоревноваться в крутости с другими странами, а вынужденная мера. Природные ландшафты страны удивляют своей красотой. Горы, ледники, бушующий океан, фьорды прекрасны, но и невероятно опасны и проблематичны для дорожно-транспортного движения. Погодные условия Норвегии не позволяют разогнаться автомобилистам более чем 45 км/ч, соответственно, время в пути длиться очень долго. К примеру, время в пути от Кристиансанна до Тронхейм около суток, при это автомобилисту необходимо преодолеть более 1300 км опасных дорог.
Инновационный проект строительства подводной дороги стартовал в 2017 году. Подводная автомобильная дорога будет реализована в виде подводных «плавающих» тоннелей-развязок, тоннелей, пробуренных в горах и неземных мостов. Бюджет всего проекта более 40 миллиардов долларов. Думаю, это еще не предел.
На мой взгляд, самой поразительной конструкцией всего этого проекта будут именно подводные «плавающие» туннели. Подводная развязка будет проходить на глубине 180 м ниже уровня моря для объединения двух подводных дорог. Безусловно, тоннели будут представлять собой надежную конструкцию, которую будут фиксировать тросы, закрепленные якорями на дне и понтонами сверху. При этом расположение туннеля на дне океана не будет мешать судоходам.
Внутри железобетонный тоннель будет иметь обстановку схожую с обстановкой в наземном тоннеле. Внутреннюю отделку туннеля проектировал норвежских художник Трондур Паттурсон. какой она будет, остается загадкой.
Несмотря на величие данного проекта, существуют возможны риски для целостности и надежности сооружения: перегрузка давления, взрывы, протечки и тому подобное. На данный момент проводятся все возможные инженерно-строительные испытания, необходимые для полной уверенности в надежности дороги.
На сегодняшний день уже известно о сдаче первого этапа строительства: подводный тоннель протяженностью 39 метров на глубине 392 метра над уровнем моря. Это самый глубокий подводный тоннель в мире. И, думаю, пока что единственный.
Как сообщает правительство Норвегии, строительные работы идут быстрее задуманного, хотя сдача проекта планируется к 2035 году.
Помнится, что идеи строительства подобных подводных транспортных сообщений уже возникала у светлых умов.
В мировой истории упоминается о том, как еще в 3 веке до н.э. вавилоняне задумали похожее сооружение, отведя реку Евфрат. В Средние века тоннели рыли под замками. В начале 20 века инженеры предлагали возвести проект подводного тоннеля через Гибралтар и Мессинский пролив.
В 20 веке после печальных последствий тайфуна в проливе Цугару в Японии начали планировать строительство подводного железобетонного тоннеля.
Что же ждет жителей Норвегии и весь мир в целом, остается только догадываться. Хочется верить в то, что подобные транспортные решения упростят жизнь людям, при этом не навредят и без того страдающей экологии нашей планеты.
Источник