Стихии, элементы — в магии: четыре первоэлемента (Огонь, Вода, Воздух и Земля), понимаемые как четыре царства, или подразделения, природного мира. Пятый элемент, Дух, связывает воедино четыре природные стихии и управляет ими, что графически представлено в символе пентаграммы. Стихии рассматриваются также как части природы или натуры человека, которые символически родственны этим стихиям по своим свойствам — глубине, легкости, горячности, твердости и так далее.
Стихиям или элементам соответствуют стихийные или элементальные орудия: Жезл Огня, Чаша Воды, Кинжал Воздуха и Пантакль Земли. В церемониях Золотой Зари на алтаре помещаются символы четырех стихий: светильник (Огонь), чаша с вином (Вода), роза или благовоние (Воздух) и блюдо с хлебом и солью (Земля).
Содержание
Стихии в науке и в магии
Учение о четырех первоэлементах, или стихиях: огне, воде, воздухе и земле — является одним из самых древних магических учений. «Подобно тому, как все слова сложены из букв, так и все материи состоят из четырех стихий», — писал иудейский богослов Филон Александрийский (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.). Однако само это учение возникло задолго до того, как были произнесены эти слова. Его основателем считается греческий философ, маг и поэт Эмпедокл (483—423 до н.э.), согласно теории которого, изложенной им в поэме «О природе», четыре стихии образуют «корни» вещей и вселенной. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, считал Эмпедокл, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней».
Сто лет спустя другой великий греческий философ Аристотель (384—321 до н.э.) утверждал, что природа состоит из четырех элементов: огня, воды, воздуха и земли, каждый из которых характеризуется сочетанием двух качеств — активных и пассивных.
Сочетание этих четырех стихий, или элементов, в различных количественных соотношениях образует сложные тела, в которых эти стихии взаимопроникают и растворяются друг в друге. Кроме перечисленных элементов, согласно Аристотелю, существует еще и пятый элемент — эфир, который заполняет все мировое пространство и из которого состоят небесные тела. Его природа принципиально отличается от других четырех элементов. Эфир –— неизменен и совершенен. В магии эфир обычно отождествляется с духом, который животворит все четыре стихии и управляет ими.
У каждого элемента имеются свои неповторимые свойства и особенности, которые в магии и алхимии, так же как в древних традициях медицины, действуют как на физическом, так и на духовном уровне. Кроме того, есть сущности, названные элементалями; они живут в каждом элементе и воплощают его сущность.
Ассоциации элементов таковы:
Земля: физическое тело; здоровье; то, чем обладает человек, например деньги, время, энергия; основательность; изобилие. Вода: эмоции; интуиция; подсознательное; оживляющие флюиды и силы; ритмы природы. Воздух: умственное усилие; мысль; рациональность; коммуникация; интеллектуальные действия; решения. Огонь: действие; исследование; очищение.
Согласно труду Генриха Корнелия Агриппы «Три книги об оккультной философии», эти четыре элемента существуют во Вселенной повсюду, даже в духах и ангелах, и могут быть разбиты на три типа. На Земле они смешаны между собой и в чистом виде не встречаются; в звездах, напротив, они существуют в чистом виде. Третий тип — сложные элементы; они изменчивы и посредством них происходят все преобразования.
В каббалистической мысли эти четыре элемента представлены четырьмя реками, которые вытекают из райского сада, описанного в Книге бытия. Эти четыре элемента связаны с четырьмя фиксированными знаками зодиака, четырьмя апостолами Нового Завета и четырьмя сторонами света:
Сторона: Север Знак зодиака: Телец Элемент: Земля Матфей
Сторона: Запад Знак зодиака: Скорпион Элемент: Вода Иоанн
Сторона: Восток Знак зодиака: Водолей Элемент: Воздух Марк
Сторона: Юг Знак зодиака: Лев Элемент: Огонь
Парацельс различал две субстанции: адамическую и неадамическую. Адамова плоть, из которой сотворены все люди, состоит из четырех элементов, каждый из которых управляет различными аспектами здоровья и сущности. У тела есть физический, или минеральный, компонент, растительный, или влажный, компонент, огненный (либо теплый), или двигательный, компонент и, наконец, воздушный, или интеллектуальный, компонент.
Современный маг, бесспорно, знаком с таблицей Менделеева и представлениями химиков об элементах как «кирпичиках мироздания». Он знает, что вода — это физическое выражение формулы Н2О, а огонь — холодная плазма или, согласно более развернутому научному определению, «светящаяся горячая зона взаимодействия паров, газов или продуктов термического разложения горючего вещества с кислородом». Но в теории магии элементы/стихии — это не химические элементы, но первопринципы, изначальные нити, сочетанием которых ткется мир. Жизнь же в них вдыхает как раз пятый элемент — Эфир или Дух. Работа с четырьмя стихиями составляет одну из важнейших основ практической магии.
Соответствия стихий
Современные западные маги Дэвид Рэнкайн и Сорита д’Эсте приводят в своей книге «Практическая магия стихий» [1] следующую таблицу соответствий магических намерений и стихий, которая может оказаться полезной вам в практической работе.
Таблица магических намерений
Намерение
Стихии
Бессознательное (найти доступ)
Бизнес (добиться процветания)
Выступление перед публикой (успешное)
Закон (отношения с)
Имущество (вернуть утраченное)
Лидерские способности (развить)
Любовь (обрести или укрепить)
Музыкальные способности (приобрести или развить)
Навыки общения (развить)
Повышение в должности (получить)
Правда (узнать или сообщить)
Преподавательские способности (развить)
Воздух (по воздуху), Вода(по морю), Земля (по суше)
Сексуальное влечение (ослабить)
Сексуальное влечение (усилить)
Сила воли (укрепить)
Сновидения (вызывать и запоминать)
Творческие способности (развить)
Уверенность в себе (приобрести)
Уверенность в себе (укрепить)
Чувство юмора (развить)
Экзамены (успешно сдать)
Этические принципы (развить)
Само собой, эта таблица соответствий достаточно условна и некоторые соответствия могут меняться от традиции к традиции, от школы к школе.
Основные качества стихий
Каждая стихия представляет собой сочетание двух базисных качеств. В общей сложности выделяется четыре качества: тепло, холод, сухость и влажность. Они составляют две пары противоположностей: тепло—холод и сухость—влажность.
Тепло считается родственным сухости, а холод — влажности.
Качества Огня — тепло и сухость.
Качества Воды — холод и влажность.
Качества Воздуха — тепло и влажность.
Качества Земли — холод и сухость.
Таким образом, Огонь и Вода состоят из родственных друг другу качеств (и на этом основании считаются «чистыми» стихиями), а Воздух и Земля — из качеств, не обладающих непосредственным сродством (и на этом основании они считаются «смешанными»).
Символы и соответствия стихий
Символ — треугольник, обращенный вершиной вверх, графически подобен языку пламени.
Огонь — горячая и сухая, активная, «мужская» стихия.
Основная физическая форма: горение любого вещества, сопровождающееся выделением тепла и света.
Эзотерическое значение: сила, действующая в средоточии всего сущего, и движущая сила алхимической трансмутации. Великая божественная энергия Отца — сила «семени» вселенной.
Символ — треугольник, обращенный вершиной вниз, ассоциируется с водой, всегда текущей вниз под действием силы тяжести.
Вода — холодная и влажная, пассивная, «женская» стихия.
Основная физическая форма: в природе вода — соединение молекул кислорода и водорода (H2O) — существует в трех состояниях: жидком (собственно вода), твердом (лед) и газообразном (водяной пар). Однако в эзотерическом смысле к стихии Воды в чистом виде относится только H2O в жидком состоянии, а также — по аналогии с базовыми физическими свойствами воды — все прочие жидкие вещества.
Эзотерическое значение: первообраз всей материи, лоно жизни, символ материнства, Великой Матери, а также великого источника мудрости, скрытого в бессознательном.
Свойства: пассивная, восприимчивая, текучая, гибкая, плавная, эмоциональная, впечатлительная, скрытная, мечтательная, творческая, сохраняющая внутреннее постоянство при внешней изменчивости и податливости, иррациональная, неопределенная, нерешительная, сентиментальная.
Темперамент: флегматический.
Добродетель: желание.
Сторона света: запад.
Время года: осень.
Время суток: вечер.
Магическое орудие: чаша.
Цвет: синий
Символ — треугольник, обращенный вверх, перечеркнутый линией, указывает на легкость воздуха и его положение «вверху», а горизонтальная черта символизирует облака, которые отделяют нижние слои воздуха от верхних.
Воздух — горячая и влажная, активная, «мужская» стихия.
‘Основная физическая форма: смесь газов, составляющих атмосферу Земли. В эзотерическом смысле к стихии Воздуха относятся также газообразные состояния любых веществ.
Символ — треугольник, обращенный вниз, перечеркнутый линией, символизирует тяжесть земли и ее положение «внизу», а горизонтальная черта обозначает земную поверхность.
Земля — холодная и сухая, пассивная, «женская» стихия.
Основная физическая форма: земные грунты и породы, а также любое твердое вещество.
Цвет: четыре сектора круга, окрашенные в четыре цвета — оливковый, лимонный, красновато-коричневый и черный.
Дух (или Эфир) — пятый элемент (квинтэссенция), который управляет четырьмя природными стихиями, отделяя их друг от друга, и в то же время, связывая их все в единую гармоничную и уравновешенную систему. Вершина пентаграммы стихий.
Дух — вечный и неизменный источник всей энергии, из которого рождаются и в котором растворяются остальные элементы и главное — который управляет ими.
Символ — колесо духа, объединяющее четыре треугольника стихий.
Сторона света: центр.
Магическое орудие: Светильник.
Цвет: блистающе-белый.
Формулы стихий в магии
В западной магической традиции выражением совокупности стихий считаются различные магические формулы. Наиболее известная из них — Тетраграмматон, буквы которого — Йод — Хе — Вав — Хе (конечная) атрибутируют четырем стихиям. При добавлении к ним пятой буквы — Шин, которая символизирует Дух получается Пентаграмматон, который в герметической каббале соотносится с именем Иешуа, то есть Иисус.
В комментарии к Книге Духовного Козерога Ч.С. Джонсон указывает, что четырем стихиям соответствует также формула F.I.A.T. как анограмма латинских слов «воздух» — flatus, «огонь» — ignis, «вода» — aqua, «земля» — terra.
Также в Сефер Сефирот Алистер Кроули соотносит со стихиями формулу AMTeSh (то есть Алеф-Мем-Тав-Шин). Алеф- воздух, Мем — Вода, Шин — Огонь (или Дух), Тав — Земля. В традиционной иудейской каббале рассматривается три первозданные стихии — Огонь, соответствующий букве Шин, Ваздух — Алеф и Вода — Мем. Земля считается смесью этих стихий и ей не атрибутирована отдельная буква. Однако в герметической каббале Земле атрибутируется буква Тав, у которой таким образом появляется двойное соответствие — Земля и Сатурн, как и буквы Шин, соответствующей Огню и Духу.
Работа со стихиями
Одна из важнейших составных частей магических практик — работа со стихиями. Так как, согласно эзотерическим воззрениям, человек сам состоит из четырех стихий и венчающей их стихии Духа, то, изучив их качества и способности, он получает возможность распознавать присутствие стихий в разных частях своей собственной сущности — от физической о духовной, от ментальной до эмоциональной. В «Liber Librae. Книга Весов» Алистер Кроули пишет:
«Будь же проворен и деятелен, как Сильфы, но остерегайся легкомыслия и непостоянства; будь энергичен и силен, как Саламандры, но остерегайся раздражительности и жестокости; будь гибок и восприимчив к образам, как Ундины, но остерегайся праздности и переменчивости; будь трудолюбив и терпелив, как Гномы, но избегай грубости и скаредности. Так постепенно разовьешь ты силы своей души и станешь достоин повелевать Духами Стихий» [2].
Научиться работать с силами стихий чрезвычайно важно. Лишь исполнив эту задачу, маг может вырваться из сефиры Малкут и начать продвижение вверх по Древу Жизни. Как пишет современный телемитский автор Джеффри Корнелиус:
«с одной стороны — они могут помочь Неофиту взойти на вершину Священной Горы; с другой — они же могут повергнуть его в пропасть. При этом усилить благую составляющую стихий, не усилив пагубную, невозможно: чем более духовным становится соискатель, тем более ожесточенно восстают против него стихии его собственного естества, пытаясь увлечь его обратно во тьму и скорбь Земли, облаченные, как правило, в его желания, страхи или религиозные верования» [3].
Как отмечает в своей книге «Тания» основатель хасидского движения Хабад Шнеур-Залман (1745—1813), гнев и гордость происходит от элемента огня, стремящегося ввысь; стремление к наслаждениям — от элемента воды, ибо от воды произрастают всевозможные вещи, доставляющие удовольствие; бессмысленное веселье, насмехательство, хвастовство и пустые занятия — от элемента воздуха; лень и грусть — от элемента земли.
Главное орудие для управления силами стихий — это воля (в пентаграмме ее символизирует пятый угол — Дух). Управление стихиями силой своей воли развивается по мере накопления опыта, и чем активнее маг применяет его на практике, тем глубже становится его понимание стихий.
Для работы с четырьмя элементами можно использовать Большой ритуал Пентаграммы, Малый ритуал Пентаграммы и иные практики.
Алистер Кроули предлагает следующее стихотворение в своей Книге Тота для обращения к стихиям как к основам числовых арканов Таро:
Призывание(клятва, написанная во время утренней медитации) Во имя нашего родства, Айваз, вдохни в меня Святое семя — горний жар творящего Огня! Преобрази Себе под стать и снова окрыли Живую плоть мою волшбой божественной Земли! В Своем экстазе раствори священный мой экстаз, Чтоб сетью смерти Душу Вод я уловил и спас! И ум мой мыслью озари, что досягнет высот: Ее к Единству и в Ничто Воздушный ток взнесет! И Суть моя, освободясь от «я», обрящет «Я» В объятье брачном меж Собой и Духом Бытия [4].