Первая книга Моисеева. Бытие, глава 1 Бытие, гл 1
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: «Да будет свет». И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро – день один.
И сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды».
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро – день второй.
И сказал Бог: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так.
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле». И стало так.
И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро – день третий.
И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и лет; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю». И стало так.
И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро – день четвёртый.
И сказал Бог: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной».
И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
И благословил их Бог, говоря: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле».
И был вечер, и было утро – день пятый.
И сказал Бог: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их». И стало так.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
И сказал Бог: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: «Плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
И сказал Бог: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, – вам это будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу». И стало так.
И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро – день шестой.
Источник
Ветхий Завет
Бытие
Глава 1.
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.]
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Предыдущая книга
Следующая книга
Источник
Тьма над бездною. Бытие 1:1-5
Тамара_
Батюшка, здравствуйте!
Мне очень бы хотелось спросить Вашего мнения о первом стихе Книги Бытия:
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.
И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:1-5).
Меня очень волнует вопрос: что же такое тьма, о которой говорится в 1-м стихе Книги Бытия? Почему Бог отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью?
И что такое вечер и утро?
Мои рассуждения по этому вопросу:
Под ЗЕМЛЕЮ я понимаю первоначальное вещество, материю, из которого Господь образовал видимый мир — вселенную.
Исходное состояние Земли описывается в словах: « тоху ва-воху» ( безвидна и пуста ) и «хошек аль пней техом» (тьма над бездною)».
Древнееврейское словосочетание «то́ху ва-во́ху», переведенное словами «безвидна и пуста», означает «неустроенность», «хаотичное состояние». Это тот «материал», из которого будет строиться наш мир.
Профессор В. Н. Лосский говорит о том же: «Земля же (здесь имеется в виду весь наш космос) была безвидна и пуста — это смешение еще не дифференцированных элементов».
Ученые считают, что вселенная в момент своего рождения занимала гораздо меньший объем, чем в настоящее время, была заполнена крайне сжатым веществом, имеющим огромную плотность и находящимся при чрезвычайно высокой температуре. Все это вещество было собрано в некой точке, которую физики называют сингулярностью.
В этих условиях не могли существовать ни ядра, ни тем более атомы, которые были бы разрушены бурным тепловым движением. Поэтому земля была безвидна и пуста, т.е. еще не были сформированы те кирпичики, из которых будет состоять вещество. Можно сказать, что тот материал, из которого строится мир, был в состоянии хаоса.
И вот, первозданную и неоформленную материю Господь начинает преобразовывать в тот космос, который мы знаем.
Из состояния «безвидна и пуста» первовещество переходит в состояние «бездны».
Как понимать слово «бездна» (древнееврейское — «техом»)?
Б.И.Берман в книге «Библейские смыслы» пишет о том, что «техом (бездна) — это пучина, заполненная, говоря условным языком материализации, первозданным паром и рвущимся предельно расшириться во все стороны . Техом — это рвущаяся сила праматерии». Протоиерей Григорий Дьяченко писал: «Необъятная бездна, покрытая непроницаемым мраком, в котором ничего нельзя было различить не только по отсутствию света, но и потому, что ничто не имело определенных качеств, ни образа, ни очертания ».
Следующее слово, которым обозначено состояние земли, это « вода ».
Почему вода? Почему Дух Божий носился «над водою»?
Из состояния «безвидна и пуста» земля перешла в состояние «бездны», а затем в состояние «воды».
Профессор В. Н. Лосский считает, что словом «вода» обозначается здесь пластичность элементов. То есть сотворенному веществу присуща возможность преобразования, свойство как бы некой текучести.
Материя под воздействием животворящего духа Божия становится способной к движению, то есть к изменению своих форм. Она становится пластичной и в этом отношении подобна жидкости. Вода есть древний символ текучести и изменчивости. Она служит символом первовещества, из которого возникают все формы. В этом смысле она и именуется в данном тексте словом “маим” — “воды”.
А может быть здесь указание на важную роль воды, указание на то, что именно в воде в дальнейшем зародится жизнь?
Над бездною была тьма. У Б.И.Бермана я прочитала, что слово «аль-пней», которое переведено как предлог «над», чаще употребляется в значении «против», в положении противостояния и противоборства. То есть против рвущейся силы праматерии (техом — бездна) наложена тьма.
У Б.И.Бермана я прочитала интересное мнение о том, что тьма — это то, что сдерживает движение, что сдерживает Свет. «Состояние хаоса и смятения Земли, состояние «тоху», перешло в состояние беспредельно рвущейся во все стороны первоматерии «техом» (бездна), на которую наложена сдерживающая сила Тьмы «хошэх».
И тотчас, в этой же фразе дан результат их противостояния: рвущееся первозданное правещество («техом» — бездна), будучи остановлено под давлением «хошэх» (тьмы), стало «ха-маим» — «водами» Мира (упорядоченной, введенной в пределы духовной стихией Первомира) ». Каким же образом из этого первоначального хаотического состояния мир перешел в то состояние, которое он имеет теперь? Как писал Августин Блаженный: «Дух Божий носился над водою, чтобы обрело бытие то, что должно существовать». Первозданному веществу передавались жизненные силы, необходимые для его преобразования и развития. Это творящая, гармонизирующая, направляющая сила и воля Бога, образующего вещественный мир. Что же все-таки такое тьма, которая была над бездною?
Очень многие исследователи этого вопроса не воспринимали тьму как злую дьявольскую силу.
Похожего мнения, на мой взгляд, придерживался В.Н.Лосский: «Тьма — это потенциальный момент тварного бытия. Она представляет совершенно «добрую», плодотворную реальность, подобную земле, которая дает рост зерну.
Бог не создавал зла; в бытии первого дня нет места для тьмы негативной.
Позитивная тьма первого дня выражает утробную тайну плодородия, принцип тайны жизни, тайны, свойственной земле и чреву, всему тому, что рождает — в позитивном смысле слова — всякую жизненную субстанцию».
У Лопухина я прочитала, что тьма была естественным следствием отсутствия света, который еще не существовал в качестве отдельной самостоятельной стихии, будучи выделен из первобытного хаоса лишь впоследствии.
Однако, слово «тьма» часто употребляется в Библии иносказательно для обозначения области злых духов. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, а сладкое — горьким!» (Ис. 5:20)
«Ночь прошла, а день приблизился; итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12).
«Ибо все вы — сыны света и сыны дня; мы — не сыны ночи, ни тьмы» (1 Фес. 5:4–5).
Из приведенных примеров видно, что свет и день — олицетворение добра, тьма и ночь — зла.
Бог отделил свет от тьмы после того, как свету дал оценку «хорошо». То есть Господь одобряет мир, который Он создал.
Однако тьме не дана оценка «хорош». Этот факт меня очень смущает и навевает следующий образ: свет-хорошо, тьма — плохо, свет-добро, тьма-зло.
Подобные мысли я нашла у многих священников. К примеру, о.Александр Мень писал: «Впервые появляется намек на то, что в Мироздании есть некая тень, которая отбрасывается предметами. Разумеется, священный автор имел в виду тень в мистическом смысле, во внутреннем смысле, в этическом смысле: в Мироздании появляется нечто, какая-то нота фальшивящая, то, о чем Творец не может сказать, что это есть «хорошо»».
Может быть под словом «тьма» надо понимать указание на трагедию, которая произошла в мире ангелов (падение одного из ангелов, который стал дьяволом, появление зла)?
Пророк Моисей не рассказывает нам эту историю подробно, но может быть именно зло названо здесь тьмой?
«И тьма над бездною. » — сатана пытается овладеть миром, стать его владыкой.
Как пишет свящ. Константин Пархоменко: «С первых минут создания мира сатана уже пытался проникнуть в него и погубить молодую Вселенную. Библейский автор намекает нам на демонизм , вкравшийся в мир уже при самом истоке его бытия».
Таким образом, я вижу две точки зрения:
1-я: Тьма появилась до света. Свет был заключен в первоматерии и в первой половине первого дня творения тьма действовала без света. Она предварила выход света в мир, она помогла миру вселенной появиться. Тьма сдерживала рвущееся движение первоматерии возможно для того, чтобы первовещество приняло тот вид, когда в результате Большого взрыва оно будет готово преобразоваться в наш тварный мир.
Первое повеление Бога «Да будет свет» вторгается в первовещество и вызывает «оформление» бытия — свет. После того, как сказал Бог: «Да будет свет», тьма перестала быть сдерживающим для света фактором, и свет вырвался наружу: родилась наша вселенная. Это Большой взрыв, в результате которого из сингулярности родилась вселенная. Этот взрыв выбросил все вещество вселенной в разные стороны с гигантской скоростью. Вселенная начала расширяться. Через миллиарды лет образовались наблюдаемые тела вселенной — Солнце, звезды, галактики и планеты, в том числе и наша планета Земля.
После того, как вселенная родилась, Бог увидел, что это хорошо, что созданный Им мир идет по намеченному плану. Но тьма не исчезла. Она пребывает в мире вместе со светом.
Но теперь они не могут быть вместе, как это было до рождения вселенной.
Теперь у каждого из них должна быть своя функция, своя задача.
Тьма — это то, что ограничивает, темнит, сдерживает, препятствует, останавливает, гасит. Тьма и Свет — два начала, действующие с разных сторон.
Свет назван днем, так как свет это добро, это положительное развитие мира.
Тьма же названа ночью, так как ночь — это отсутствие света, это поглощение света.
Если развитие мира пойдет не так, как было задумано Богом, тьма может поглотить свет, вернуть все в точку сингулярности.
То, что сотворено (глагол «бара») не может быть отменено. Но то, что оформлено, сделано, может отмениться, вернуться к изначальности. Земля может в принципе вернуться к состоянию «тоху ва-воху».
Кроме слов «день» и «ночь» пророк Моисей еще называет слова «вечер» и «утро».
Что они могут означать?
Блаженный Августин писал: «Что же касается вечера и утра, то под вечерами можно понимать окончание совершенного (творческого) акта, а под утрами — начало нового ».
2-я: Тьма — это силы зла. Это указание на падение одного из ангелов, который стал дьяволом, и который хочет проникнуть в зарождающийся мир и погубить его или самому стать владыкой вселенной.
Может быть именно в первый день и появилось зло? Бог не творил зла. Зло — это свободный выбор одного из Божьих созданий. Ведь не случайно в Эдемском саду Бог произрастил дерево, которое называлось дерево познания добра и зла? Значит, зло в тот момент уже существовало.
После создания света, т. е. нашей вселенной, Бог отделил свет от тьмы, т. е. разграничил пределы их обитания.
Свет получил название «день». «День» связан на иврите со словами «встать», «подняться»; это пора действия жизни.
Тьма получила название «ночь». Ночь — это спад жизни, это зло, нечестие.
Как же понимать тогда слова «вечер» и «утро» ?
«Эрев» (вечер) от корня «арав» — это тогда, когда все вещи смешиваются. То есть было смешение, попытка сатаны изменить порядок, задуманный Богом. Но вечер не перешел в «ночь», не произошло спада жизни, зло не восторжествовало.
И наступило утро («бокер»). «Бокер» — когда вещи вырываются на свет, обретают свое лицо.
То есть наступил порядок. Сатана не помешал осуществлению высшей задачи, мир идет к некой цели, к торжеству «дня».
Вот такие мысли у меня родились в ходе чтения первого стиха Книги Бытия.
Мне очень бы хотелось узнать Ваше мнение по данным вопросам: что такое тьма, о которой здесь говорится? Почему Бог отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью?
И что такое вечер и утро?
Источник