Дым над водой басовая партия
АРХИВ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ (Полная коллекция пластинок 1988-1989 годов)
Архив популярной музыки — серия пластинок, выпущенных фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1988-1989 годах. Каждый диск представляет собой сборник песен одного из наиболее известных представителей англо-американской поп- и рок-музыки 1950-х-1970-х годов. Серия состоит из 12-ти пластинок:
№1. Группа «Дорз». Зажги во мне огонь / Doors — Light My Fire (1988)
№2. Стиви Уандер. Солнце моей жизни /Stevie Wonder — Sunshine Of My Life (1988)
№3. Группа «Криденс». Бродячий оркестр / Creedence Clearwater Revival — Traveling Band (1988)
№4. Группа «Роллинг Стоунз». Игра с огнем / Rolling Stones — Play With Fire (1988)
№5. Группа «Роллинг Стоунз». Леди Джейн / Rolling Stones — Lady Jane (1989)
№6. Группа «Лед Зеппелин». Лестница на небеса / Led Zeppelin — Stairway To Heaven (1988)
№7. Элтон Джон. Городской бродяга / Elton John — Honky Cat (1988)
№8. Группа «Дип Пёрпл». Дым над водой / Deep Purple — Smoke On The Water (1989)
№9. Элтон Джон. Твоя песня / Elton John — Your Song (1988)
№10. Дэвид Боуи. Человек со звезд / David Bowie — Starman (1989)
№11. Элвис Пресли. Все в порядке / Elvis Presley — That’s All Right (1989)
№12. Группа «Роллинг Стоунз». Все вместе / Rolling Stones — All Together (1989)
В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень интересную картину. Отходила в прошлое «Власть цветов» — вершина движения хиппи. Группы типа «Кэжуалс», «Пластик пенни», «Ханибас» лишь ненадолго привлекали внимание слушателей. Неожиданный успех выпал на долю «Статус кво», ансамбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Мэри Хопкин записала сингл «Вот это были деньки», английский вариант нашей «Дорогой длинною», — самую известную свою пластинку. «Битлз» выпустили «Леди Мадонну», двойной «белый» альбом, сорокопятку «Хей Джуд». Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным проектом — музыкой к фильму «Стена чудес». Джон Леннон и Йоко Оно издали скандальный диск «Два девственника». Прошли первые выступления групп «Флитвуд Мэк, «Джетро Талл» и «Тен йерз афтер», начались репетиции «Лед Зеппелин»; «Роплннг Стоунз» выпустил «Банкет нищих», стремительно взлетел в хит-парадах первый сингл Джо Кокера.
Как всегда, появлялись и исчезали в огромном количестве песенки-однодневки. Расцвела сатира от «Бонзо Дог Ду-Да Бэнд» и «Скэффолда» до пародии на самих «Битлз» Джона Фреда и его «Плэйбой Бэнд». «Белые блюзы» уже не были сенсацией, но влияние блюзового начала — как прямое, так и косвенное — продолжало сильно ощущаться в творчестве самых разных коллективов. Вместе с выдающимися гитаристами (Джимми Хендрикс был в расцвете творческих сил), внимание публики привлекали и другие инструменталисты, например, флейтист Ян Андерсон или органист Кит Эмерсон.
Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инструментальная пьеса X. Монтенегро из фильма «Хороший, плохой, злой», «Битлз». Луис Армстронг и ныне совсем уже, очевидно, забытые Эстер и Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или симфонических элементов еще было в новинку, но уже не вызывало изумления. Вместе с тем рок не успел еще, как сегодня, растечься по разным возрастным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим делом. Взаимовлияние было очень сильным. Находку одного тут же «примеряли на себя» десятки других. Все как бы варились в одном огромном котле.
В феврале 1963 года три английских музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского рока. Блэкмор в детстве учился играть на классической гитаре, потом увлекся рок-музыкой, играл с многими мелкими непрофессиональными ансамблями. Вскоре он уже записывался на пластинки как гитарист-аккомпаниатор, к его услугам прибегали известные музыканты, Барабанщик Ян Пейс, которому едва исполнилось к тому времени 20 лет, уже с начала шестидесятых годов играл с различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал классическую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, часто играл с джазовыми ансамблями и рок-группами, всегда стремясь найти пути и способы сочетания своих увлечений классикой и эстрадой.
Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили бас-гитариста Ника Симпера и вокалиста Рода Иванса и впятером записали первый сингл «Тише». Пластинка вошла летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит-парадах появился и первый диск-гигант группы «Дип Пёрпл», как назвали себя музыканты, — «The Shades of Deep Purple». Когда слушаешь эту пластинку сейчас, по прошествии практически двадцати лет, она представляется во многом наивной, неумелой, как, например, обработка песни «Битлз» «На помощь!». Но вместе с тем в некоторых композициях уже чувствуется незаурядное мастерство инструменталистов, которое от пластинки к пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последователей.
Намного интереснее второй гигант группы — «The Book of «The Book of Talesyn», вышедший в 1969 году. Помимо очередного «официального» хита — «Женщина из Кентукки», пластинка привлекает экспериментами Лорда в области сближения рока и классики — в эких вещах, как «Мы можем разобраться» Леннона и Маккартни или «Река глубока, гора высока».
Сложилась парадоксальная ситуация — у «Дип Пёрпл» дважды прошли гастроли в США, их пластинки — и синглы, и гиганты — попадали в американские хит-парады, а на родине, в Англии, ансамбль был практически неизвестен. Ни один его диск на Британских островах выпущен не был. В одном из интервью Ритчи Блэкмор сказал: «Нам надоело возвращаться из Америки и слышать со всех сторон: «Кто? «Дип Пёрпл»? Первый раз слышу». И мы решили сделать что-то у себя дома».
Для начала Лорд, Пейс и Блэкмор решили заменить Иванса и Симпера Яном Гилланом и Роджером Гловером из группы «Шестая серия». Гиллан к тому времени был известен не только как вокалист, но и как поэт, автор многих песен. За плечами Гловера был многолетний опыт игры в разных ансамблях, кроме рока он увлекался и интересовался народной музыкой.
В таком составе «Дип Пёрпл» и приступил летом 1969 года к репетициям. К этому времени Джон Лорд написал Концерт для рок-группы и симфонического оркестра, премьера которого состоялась 24 сентября 1969 года в Альберт-холле в Лондоне. «Концерт» исполнили «Дип Пёрпл» и Королевский филармоническим оркестр, дирижер — Малькольм Арнольд. «Концерт» Лорда стал тем редким случаем, когда попытка соединения рока и «академической» музыки одинаково восторженно была встречена поклонниками и той, и другой музыки. «Живая» запись из Альберт-холла была выпущена на пластинке. Кстати, «Концерт» был не единственным опытом Джона Лорда в этой области. Годом позже он написал «Сюиту Созвездия Близнецов» для «Дип Пёрпл» и оркестра Би-Би-Си, а через несколько лет выпустил и свою собственную пластинку «Сарабанда», основанную на классических мелодиях.
Поворотным моментом в истории «Дип Пёрпл» стала пластинка «Deep Purple in Rock» (название можно перевести и «в роке», и «в камне» — на обложке были изображены скульптурные портреты музыкантов, высеченные в скале). Диск вышел летом 1970 года, почти одновременно с сорокапяткой «Черная ночь», ознаменовав новый этап в творческой истории группы.
«Тяжелый металл», столь популярный и по сей день, тогда только набирал скорость. Для миллионов слушателей «крестным отцом» жанра — если не строго хронологически, то духовно — стал ансамбль «Дип Пёрпл». В почерке коллектива проявилось все то, что потом использовали другие «металлические» группы, — громкость, как эстетическая составная, простые риффы гитары и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает «Дип Пёрпл» от многочисленных последователей, так это готовность впитать все новое и интересное, что появляется в других жанрах, открытость другим музыкальным влияниям. «Тяжелый металл» сейчас — довольно замкнутый остров в океане рока. Его развитие идет, пожалуй, лишь за счет повышения чисто технического мастерства музыкантов. Ни «Дип Пёрпл», ни «Лед Зеппелин», также стоявший у идейных истоков «тяжелого металла», такой замкнутостью не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и сегодня.
После пластинки «Deep Purple in Rock» группа предприняла турне по Англии, Франции, Скандинавским странам, ФРГ, Голландии, Австралии. Везде ее встречали восторженные толпы поклонников. Так же тепло к ней относились и критики, и коллеги-музыканты. Влияние «Дип Пёрпл» в целом и каждого участника ансамбля в отдельности было подчеркнуто тем, что Ян Гиллан был приглашен исполнять главную партию в знаменитой рок-опере Тима Райса и Эндрю Ллойд Веббера «Иисус Христос — Суперзвезда». Тогда же Лорду впервые поручили написать музыку для фильма.
В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл «Дип Пёрпл» «Странная женщина» и гигант «Шаровая молния» (или «Метеорит»). Эти пластинки, а также последующие «Machine Head», «Сделано в Японии» (запись японских концертов), «Что мы о себе думаем» еще больше укрепили положение группы на музыкальной сцене, выдвинули ее в число суперзвезд мирового рока. На всех этих дисках есть первоклассные песни, однако начало создаваться впечатление, что музыканты разрабатывают все время одну и ту же жилу, движутся по накатанной дороге. Да и сами участники ансамбля начали понимать, что пользуются готовыми рецептами. В 1973 году Гиллан и Гловер ушли из «Дип Пёрпл», мотивировав свое решение «отсутствием какого-либо продвижения вперед». Им нашли замену (соответственно Кавердейл и Хьюз), группа продолжала выступать и записывать пластинки, но в 1975 году из нее ушел и Блэкмор. Заменили и его (был приглашен американский гитарист Томми Болин), но, несмотря на это, через год ансамбль «Дип Пёрпл» прекратил свое существование.
Все его участники, впрочем, продолжали играть. Со своей группой выступал Ян Гиллан, Блэкмор основал ансамбль «Рэйнбоу» («Радуга»), Джон Лорд выпустил несколько пластинок под своим именем, а также вместе с Пейсом и Тони Эштоном (из «Фэмили») и в составе группы «Уайтснейк» (вместе с Кавердейлом).
Но старые привязанности оказались сильнее разногласий. В 1984 году Лорд, Пейс, Гловер, Блэкмор и Гиллан вновь собрались в студии и записали пластинку с ироничным названием «Абсолютно незнакомые люди». В 1986 году вышел еще один гигант возродившегося «Дип Пёрпл» — «Дом голубого света».
Настоящая пластинка познакомит слушателей с наиболее известными песнями коллектива. Все они были записаны в 1970 — 1972 годах, в самый урожайный на «хиты» период истории «Дип Пёрпл» и, по мнению многих критиков, самый удачный. Эти песни, наверняка, любители музыки слышали не раз, хотим обратить ваше внимание лишь на то, что известная антивоенная песня «Ребенок а наше время» здесь помещена в полном варианте.
История современного рока не может не включить в себя творчество «Дип Пёрпл». Группа оказала огромное влияние на все развитие рок-музыки, влияние, которое продолжает ощущаться сегодня в творчестве самых разных коллективов, как за рубежом, так и в нашей стране.
При составлении программы были использованы материалы из коллекции А.Шалобасова (Москва), которому Студия выражает благодарность.
Источник
История рождения песни «Smoke on the Water» группы Deep Purple. Рассказываю подробности
Всем добрый день! Сегодня расскажу интересную историю рождения, ставшей легендарной, композиции «Дым над водой» в исполнении Deep Purple.
- Название выбрано не случайно, да и текст является рассказом об одном событии из жизни группы. Однажды, когда музыканты Deep Purple должны были выступать в Швейцарском городе Монтрё они стали очевидцами сильного пожара, собственно благодаря этому событию и родилась композиция «Smoke on the Water», но давайте обо всём по порядку…
- Музыканты прибыли в страну шоколада, чтобы записать свой очередной музыкальный альбом. Для этих целей они привезли с собой в передвижной студии всё необходимое оборудование. Местом для записи было выбрано просторное помещение в казино, которое находилось через реку напротив гостиницы, в которой и остановилась группа Deep Purple.
- За несколько дней, до того, как помещением должны были воспользоваться музыканты, там давал свой концерт Фрэнк Заппа. На дворе шёл 1971 год и в тот период было очень модно заканчивать выступления популярных певцов различного рода запоминающимися мероприятиями, в частности – салютами. Так вот благодаря залпу из ракетницы, в помещении где проходил концерт начался сильный пожар. Возгорание произошло от попадания снаряда в потолок. Итогом этого действа было полное разрушение всего развлекательного комплекса дотла.
- Ребята из Deep Purple смотрели за пожаром из окна своей гостиницы. Вид был захватывающим, от процессов горения пластиковых изделий образовалось очень много дыма, который благодаря ветру стелился над водой. Тут стоит ещё сказать, что музыканты в итоге записывали свой альбом в коридоре этой самой гостиницы, ведь запланированное место было разрушено.
- Спустя пару дней, после этих событий, Роджеру Гловеру пришла в голову фраза «Smoke on the Water». Муза музыканта посетила прямо во сне, как это часто бывает с гениальными идеями. После пробуждения Роджер сразу осознал, вот оно, это может быть отличным название для песни. Гловер поспешил поделиться идеей с коллегами, однако в результате обсуждения было решено отказаться от этой затеи, ведь слова то с двойным смыслом и люди могут заподозрить пропаганду наркотиков. Пожар был сильным, было много дыма и он очень красиво стелился над водной гладью и этот вид никак не отпускал музыкантов. Ребята все же решились написать песню об этом знаковом событии и решили оставить вариант Гловера в качестве названия — «Дым над водой».
- Стоит так же отметить, что почти все слова в песне описывают какой-либо момент из поездки группы в Швейцарию. Так «Клёвый Клод» — это один из работников администрации в том казино, и он помогал выводить людей во время пожара. Что же касается знаменитого и такого простого гитарного рифа из этой песни, то его автор Ричи Блэкмор исполнил мелодию во время импровизации, которую устроил с барабанщиком Иэном Пэйсом в номере своей гостиницы.
- Как уже было выше сказано из-за простоты гитарного рифа и сомнений по поводу названия композиции, группа Deep Purple не стала делать сингл на эту песню. «Smoke on the Water» была включена в альбом Machine Head который вышел только через год после описанных событий. Однако спустя ещё один год, сингл на композицию все же был выпущен и очень неплохо проявил себя в различных странах, занимая высокие места в чартах. Время шло, а песня только набирала обороты и со временем стала визитной карточкой группы Deep Purple. Более того, в рейтинге Rolling Stone «Топ 500 величайших песен всех времён», композиция заняла 434-ю строчку.
- Ещё одно подтверждение о крутости и величии «Smoke on the Water», это то, что песню перепивали многие топовые коллективы, в числе которых были: Iron Maiden, Sepultura, Bon Jovi, Карлос Сантана и многие другие. Однако самым крутым во всей этой истории является рождение гитарного рифа, который стал очень популярным как у начинающих гитаристов, так и у профессионалов. Про этот гитарный риф существует очень много различных шуток, баек и интересных фактов, но это уже другая история….
Источник