Конспект по экспериментированию «Вода и её свойства»
Наталья Суслова
Конспект по экспериментированию «Вода и её свойства»
Цель: познакомить детей с понятием «вода», свойствами воды и её значением для человека.
— систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воды;
— расширить представления детей о значимости воды в жизни человека.
— развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования;
— развивать умение делать выводы и умозаключения;
— развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
— воспитывать желание познавать окружающий мир;
— воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.
Оборудование: глобус, контейнеры разных форм, сахар, соль, глина, песок, лёд, термос с кипятком, зеркало на каждого ребёнка фартук, чепчик, пластиковые стаканы с водой, цветные картинки, гуашь, кисточки, воронка, носовой платок, вата, пустые пластиковые стаканы, формы для замораживания воды.
Ход занятия.
I. Актуализация знаний.
-Приглашаю вас в «Лабораторию Чудес».
-Что такое «глобус»? (макет Земли)
-Что такое «макет Земли»?
— Что означают цвета на глобусе?
— Чего больше — воды или суши на Земле?
— О воде есть такая загадка: «Сама не пьёт, а нас заставляет».Что означают слова в загадке: «нас пить заставляет»?
— Что такое вода?
— Сегодня мы изучим свойства воды.
II. Основная часть. Опытная деятельность.
(контейнеры разных форм)
— Какой формы эти предметы?
— Как вы думаете, вода имеет форму?
— Проверим? Возьмем форму и наполним ее водой. Перельем эту воду в другую форму.
— Какой вывод можно сделать? (вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится)
— Как вы думаете, вода прозрачная или не прозрачная?
— Проверим? Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. — Какой вывод можно сделать? (Вода прозрачная.)
— Может ли вода стать не прозрачной? С помощью чего? (Непрозрачной воду можно сделать с помощью краски. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды.)
3. Вода растворитель.
— Что значит «вода — растворитель»?
— Как вы думаете, какие вещества растворяет вода?
— Предлагаю вам определить растворимость в воде таких веществ, как соль, сахар, речной песок и глина.
— Как вы думаете, какие из перечисленных веществ растворятся в воде, а какие нет?
В прозрачный стакан наливаем кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество поваренной соли. Наблюдаем, что происходит с кристалликами соли и исследуем воду на вкус.
-Изменился ли цвет воды?
-Изменился ли вкус воды?
-Можно ли сказать, что соль исчезла?
-Какой вывод можно сделать? (Соль исчезла, растворилась, ее не видно)
-Опыт с сахаром (аналогично).
— Опыт с речным песком.
Ребенок размешивает в стакане с водой чайную ложку речного песка. Даем смеси отстояться. Наблюдаем, что происходит с песчинками и водой.
-Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)
-Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)
-Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной.)
— Какой вывод можно сделать? ( Песок не растворился.)
— Опыт с глиной (аналогично).
4. Фильтрование воды.
— Любую ли воду можно пить?
— Герой какой сказки выпил грязную воду и поплатился за это?
— Не всегда чистая вода течёт у нас дома из-под крана. Что делать?
— С помощью чего можно очистить воду? (с помощью фильтра).
— Изготовим самый простой фильтр. (воронка, носовой платок, вата, емкости для воды)
— Какой вывод можно сделать? (Пить можно только чистую воду. Очистить её можно с помощью фильтра.)
— Ещё немного и наступит жаркое лето. В любой ли воде можно будет купаться?
Физкультминутка: «К речке быстрой».
К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
5. Различные состояния воды.
— Во что может превратиться вода при сильном морозе? (в лёд)
— У нас есть лёд. Правда ли то, что он из воды? Проверим? Подержите лёд в руке.
— Что происходит? Какой вывод можно сделать?
— А пар — это тоже вода?
— Проверим? Открываю термос. Подношу к термосу стекло. Что появилось на стекле? (капельки воды)
-Откуда они появились? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)
— Как появляется пар?
— Какой вывод можно сделать? (Пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От нагревания вода превращается в пар.)
— Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)
— Почему вода перелилась из одного стакана в другой? Сделайте вывод. (Вода жидкая.)
— Назовите три состояния воды.
— Назовите свойства воды.
— Назовите три состояния воды.
— Для чего нужна вода?
— Какую воду можно пить?
— Можно ли пить воду из водоёмов?
-В любых ли водоёмах можно купаться?
— Что вы можете сделать, чтобы водоёмы оставались чистыми?
— Что нового вы сегодня узнали?
— Что больше всего понравилось в исследовательской работе?
— Предлагаю самим заморозить воду в формах.
— Работа в «Лаборатории Чудес» подошла к концу. Всем спасибо.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию «Свойства мыла» Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию на тему: «Чудесные превращения» для детей средней группы..
Конспект НОД по экспериментированию «Вода и ее свойства» Конспект открытого занятия совместной деятельности педагога с детьми второй младшей группы по экспериментированию на тему: «Вода и ее свойства».
Конспект НОД по экспериментированию «Снег и его свойства» в средней группе Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №6 «Василёк» г. Сургут Тюменской области Боневич Татьяна Николаевна.
Конспект открытой НОД по экспериментированию на тему «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды» Конспект Открытого НОД — эксперимента на тему «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды». Подготовила Мадзаева Р. И. Цели: Познакомить.
Конспект по экспериментированию в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Цель. Познакомить детей с понятием «воздух», свойствами воздуха и значением воздуха для жизни человека. Задачи. Образовательные: — систематизировать.
Конспект занятия по развитию речи, экспериментированию и познавательному развитию «Вода и ее свойства» Цель занятия: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды. Задачи занятия: 1. Познакомить.
Конспект занятия по экспериментированию «Подарок зайчика. Свойства камня «» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ. [/b] Тема: » Подарок зайчика». Шикун Е. Н. Задачи :Развивать интерес к окружающему миру в процессе.
Конспект занятия по экспериментированию для детей 6–7 лет «Физические свойства воды» Конспект занятия по экспериментированию для детей 6-7 лет Цель: познакомить детей со свойствами воды. Задачи: 1. Дать детям элементарное.
Конспект занятия по экспериментированию для детей средней группы «Свойства воздуха» Цель: Обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах через организацию совместной деятельности. Задачи: 1. Познакомить.
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе на тему «Свойства воздуха» Цели: развитие познавательной активности в процессе экспериментирования; расширять знания детей о воздухе; познакомить с его свойствами.
Источник
Опыты с водой для детей 5–7 лет
Лариса Пенкова
Опыты с водой для детей 5–7 лет
Опыт №1
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко — нет.
Опыт №2
«У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых (в том числе и в детском саду, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие,говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Опыт №3
«У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода их водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт №4
«Лед – твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Вывод: лед, снег – это тоже вода.
Опыт №5
«Пар – это тоже вода»
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар – это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Если нет под рукой термоса, возьмите кипятильник и в присутствии детей кипятите воду, обращая их внимание на то, что по мере закипания воды появляется все больше пара.
Опыт №6
«Вода – жидкая, может течь»
Дайте детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течет, а вываливается кусками, то мы говорим, что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №7
«В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются»
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, ели бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой? Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целой набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт №8
«Вода бывает теплой, холодной, горячей»
Дайте детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют о определят, в каком стаканчике вода самая холодная, самая теплая.
В реках, озерах,морях вода разной температуры: и теплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в теплой воде, другие – только в холодной. В холодных морях, реках живет меньше разных животных. В природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как от термоса с горячей водой, тоже идет пар.
В водоемах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.
Опыт №9
«Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед – это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опытможно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Опыт №10
«Вода нужна всем»
Дайте каждому ребенку по две горошины или две фасолины. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой — нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Опыт №11
«Растения «пьют» воду»
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Вывод: растения «пьют» воду.
Опыт №12
«У растения внутри есть вода»
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.
Опыт №13
Опустите кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт №14
Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.
Мыло не дает капелька масла слиться и образовать плотный слой.
Опыт №15
Положите спичку на лед. Насыпьте сверху немного соли, и вы увидите, как спичка вмерзает в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает.
Опыт №16
Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.
Опыт №17
Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка.
Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.
Опыт №18
«Как выйти сухим из воды»
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду.А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
Опыт №19
«Животворное свойство воды»
Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни, и вы покажите их детям в теме «Деревья».
Опыт №20
«Поверхностное натяжение воды»
Баночка доверху наполнена водой. Что произойдет, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не перельется через край, лишь ее поверхность слегка изогнется.
Опыт №21
«Кораблик плывет по воде»
Сделайте из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусом, поместите его в ванночку и подуйте на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывет по воде.Вы можете вместе с детьми моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.
Опыт №22
Возьмите очень мелкий песок, пыль или муку и сбрызните водой: можно увидеть, как образуются шарики-капельки, т. е. пылинки собирают вокруг себя мелкие капельки воды и образуют одну большую каплю – шарик. Или обрызгайте из пульверизатора листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они, собираясь вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу.
Опыт №23
Можно показать детям радугу в комнате. Поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте на стену. Поворачивайте зеркало до тех пор, пока не увидите на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросите у детей, на что похоже слово «ра-дуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками. С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом. И если бы люди сначала увидели радугу сверху, то они, может быть, назвали ее «ра-круг».
Опыт №24
«Вода защищает растения от низких температур»
Сверните фольгу так, чтобы она могла служить подобием пенальчика для термометра. Вложите каждый термометр в свой пенал, чтобы конец его оставался снаружи. Заверните каждый пенал в бумажную салфетку. Один из обернутых пеналов намочите водой. Следите, чтобы вода не попала внутрь пенала. Положите пеналы на блюдечки и поставьте их в морозилку. Минуты через две сравните показания термометров. Следите, за показанием термометров каждые 2 минуты в течении 10 минут. Термометр, находящийся в пенале, обернутом мокрой салфеткой, показывает более высокую температуру. Почему? Замерзание воды в мокрой салфетке называется фазовым превращением. При этом изменяется и тепловая энергия, из-за чего тепло выделяется или поглощается. Таким образом, можно защитить растения от низких температур, поливая их водой.
Опыт №25.
Из бутылочки на блюдце капните несколько капель воды. Капельницу держите достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.
Опыт №26
«Превращение в воду»
Приносим с улицы ведерко со снегом. Вспоминаем превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, а в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лед, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.
Конспект НОД «Опыты с водой» в младшей группе Конспект НОД «Опыты с водой» младшая группа Воспитатель: Е. Н. Логачева Цель: познакомить детей со свойствами воды. Задачи: • Обратить внимание.
Опыты с водой, снегом и льдом Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе. Введение: Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам,.
Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Кейс «Игры и опыты с песком водой для детей раннего возраста» Кейс Игры и опыты с песком водой для детей раннего возраста Воспитатель Маслова Е. А. ГБОУ СОШ №3 СП «Детский сад «Ягодка» Новокуйбышевск.
Неделя экспериментирования. Опыты с водой В нашем детском саду проходила неделя экспериментирования. И мы с малышами решили провести опыты с водой. Это было очень увлекательно. Всем.
НОД «Опыты с водой и солью» Старший дошкольный возраст Цель. Продолжать формировать представление о свойствах и пользе воды и соли. Учить самостоятельно проводить опыты.
Опыты с водой для дошкольников «Всемирный день воды». 22 марта Опыты с водой для дошкольников. Опыт 1. Вода прозрачная. Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком.
Опыты с водой с детьми средней группы конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по экологии на тему : «Свойства воды» воспитатель Мироненко.
Опыты с водой «Узнаем, какая вода» ВОДА. Узнаем, какая вода. Цель:Выявить свойства воды:прозрачная,без запаха,льется,в ней растворяются некоторые вещества,имеет вес. Игровой.
Опыты с водой (вторая младшая группа) пыт 1. «Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда» Ребята, мы сегодня с вами превратимся в настоящих волшебников! Посмотрите ка.
Источник