Картотека «Опыты со льдом для дошкольников»
Новикова Ирина Алексеевна
Картотека «Опыты со льдом для дошкольников»
ОПЫТ «Лед легче воды»
Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край. Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
ОПЫТ «Замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Ход: Налить воду в ведерко и на поднос. Вынести на холод. Где вода быстрее замерзнет? Объяснить, почему вода на подносе замерзает быстрее.
ОПЫТ «Прозрачность льда»
Цель: познакомить со свойствами льда. Развивать любознательность, расширять кругозор. Учить детей делать выводы в ходе экспериментирования, делать логические умозаключения.
Ход: В прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и поставить на холод. Рассмотреть с детьми, как сквозь лед видны замерзшие предметы.
Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен.
ОПЫТ «Вода, лёд и снег»
Цель: закрепить знания о различных состояниях воды. Способствовать формированию у детей познавательного интереса, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Ход: Внести в группу снег и лед – что быстрее растает?
В одно ведерко поместить рыхлый снег, во второе – утрамбованный, в третье – лед.
Вывод: рыхлый снег растает первым, затем – утрамбованный, лед растает последним.
ОПЫТ: «Замерзание жидкостей»
Цель: Ознакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессе замерзания.
Оборудование: Стаканы с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла.
Ход игры: Рассмотреть жидкости, выявить отличия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Залить жидкости в формочки, поставить на длительное время в холод. Внести формочки и определить, какие жидкости замерзли, а какие нет.
Результат: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще.
Вывод: Одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее. Чем гуще жидкость, тем она замерзает медленнее.
ОПЫТ: «Лед легче воды»
Цель: Показать, что лед легче воды.
Оборудование: Стакан с водой, лед.
Ход игры: Опустить лед в стакан с водой, до краев наполненной водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Результат: Лед плавает на поверхности воды и не тонет.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед; вода тяжелее, чем лед.
ОПЫТ «Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.
ОПЫТ «Таяние льда»
Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!». В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить, опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
ОПЫТ «Ледяные фигуры»
Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т. д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.
Литература:
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : Издательство «Мозаика-синтез», 2016.
Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Экспериментирование. – СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.
Нищева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2015.
Павлова Л. «Игры как средство эколого-эстетического воспитания». Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. — С. 40-49.
Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПБ. ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014.
Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» – М. : «Мозаика-синтез», 2010;
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Методическое пособие. – СПб. Издательство «Детство-пресс», 2016.
Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь» Доброго времени суток, друзья и уважаемые коллеги! В завершении многогранной темы «Арктика и Антарктика» мы решили в группе провести занимательные.
Картотека физкультминуток для дошкольников Предлагаю свою подборку физкультминуток. Меня она хорошо выручает, оформила её в виде книжки, когда надо подсмотришь, очень удобно. Котята.
Картотека физминуток для дошкольников Картотека физминуток для дошкольников Едем, едем Чики — чики, чикалочки, Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Петушок на будочке,.
Картотека театрализованных игр для старших дошкольников Игры на мышечное напряжение и расслаблениеКАКТУС И ИВА Цель. Развивать умение владеть мышечным напряжением и расслаблением, ориентироваться.
Мирилки для дошкольников. Картотека К Международному дню дружбы. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Невозможно обойтись без ссор.
Опыты для старших дошкольников С какой стороны листа в растение проникает воздух? Материал: цветок в горшочке; вазелин. Нанесите толстый слой вазелина на верхнюю сторону.
Опыты со снегом, льдом и водой (фотоотчет) Здравствуйте, коллеги! Пока за окнами зима, я решила показать детям, что происходит со снегом в теплом помещении и с водой на морозе. Опыт.
Картотека «Новогодние загадки для дошкольников» Подборка загадок тренирует внимательность и бдительность детей. В окончание стихотворения просится одно слово, но правильный ответ совсем.
Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. Опыты с гидрогелем Опыты с гидрогелем интересны и красочны для всех детей в не зависимости от возраста. Для совсем маленьких- это чудо и сказка, настоящее.
Экспериментальная деятельность «Забавные опыты со льдом» Цели: — создавать условия для экспериментальной деятельности детей; — продолжать формировать у детей интерес к исследовательской деятельности,.
Источник
Опыты с водой, снегом и льдом
Ирина Баштанник
Опыты с водой, снегом и льдом
Опытно-экспериментальная деятельность в логопедической подготовительной к школе группе.
Люди, научившиеся …наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
Опираясь на свой опыт, я сделала подборку экспериментов, которые можно проводить в зимний период года с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь у Волшебницы – Зимы для детей очень много интересного, познавательного и любопытного. Середина зимы – самое время для проведения опытов со льдом. И даже если погода за окном не радует наличием снега или мороза, как это бывает в некоторых местах, ледяные забавы внесут разнообразие в вашу жизнь и помогут проникнуться зимним настроением.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Участники экспериментальной деятельности:
Дети логопедической подготовительной группы, воспитатель
Формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.
1. Расширять знания детей о зиме, ее месяцах;
2. Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый).
3. Учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.
4. Обогащать словарный запас детей.
5. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
6. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.
7. Воспитывать любовь к природе.
2. Беседа с родителями, друзьями;
3. Знакомство с презентациями.
4. Проведение экспериментов с водой, снегом и льдом:
1) «Прозрачность льда».
2) «Откуда берется иней».
3) «Почему снег мягкий».
4) «Таяние льда в воде».
5) «Замерзание жидкостей».
6) «Какие свойства».
7) «Разноцветные шары».
5 .Вручение медалей «Юный эксперт».
Формируется интерес к опытно- экспериментальной деятельности, развивает к стремлению познания мира и природы.
Я считаю,что каждый ребенок должен знать свойства воды и уметь проводить опыты,радоваться полученным результатам!Это позволит ему развивать экспериментальные способности и умение изобретать.
Этапы опытно-экспериментальной деятельности:
1. Просмотреть важную информацию в книгах, энциклопедиях, журналах, документальных видеофильмах, электронных источниках и подготовить познавательный материал.
2. Подготовить просмотр фото слайдов «Вода и ее свойства».
3. Подготовка материалов для продуктивной деятельности.
1) Рисование «Снежная поляна».
2) Аппликация «Речка,реченька».
1) «Для чего нужен снег зимой?».
3) «Вода и ее свойства».
6. Просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович» ,
2 этап –основной:
1. Проведение экспериментов с водой,снегом и льдом».
2) «Откуда берется иней».
3) «Почему снег мягкий».
4) «Таяние льда в воде».
5) «Замерзание жидкостей».
6) «Какие свойства».
7) «Чем пахнет вода».
7) «Разноцветные шары».
3 этап – заключительный.
1. Фотовыставка «Что мы любим делать!»
2. Вручение медалей «Юный эксперт».
Опыт № 1. «Прозрачность льда».
Оборудование: формочки для воды, мелкие предметы.
Предлагаю детям пройти по краю лужи,посмотреть каким цветом лед, ломается или нет, послушать как хрустит лёд. (Там, где воды много, лед твёрдый, прочный, не ломается, там где мало воды он тонкий и хрупкий). Для того чтобы узнать прозрачный лед или нет,мы проводим эксперимент: в прозрачную ёмкость кладем мелкие предметы, заливает водой и выставляем на мороз. Затем смотрим результат (сквозь лед видны все предметы).
Вывод: Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен.
Опыт № 2. «Откуда берётся иней?».
Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выношу термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляю до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея.
Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт № 3. «Почему снег мягкий?».
Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Затем предлагаю взять ведерки и наносить снег в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, отдельные снежинки, которые ложатся рядом друг с другом, между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод: Снег легче воды, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое. Обращаю внимание детей,что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Чтение детям стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».
Не в высь лазурную,-
На землю просится…
Опыт № 4. «Таяние льда в воде».
Поместить в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы
Вывод: Чем больше льдина — тем медленнее она тает, и наоборот.
Опыт №5. Замерзание жидкостей.
Какая жидкость замерзает быстрей?
Материал: Стаканчики с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход: Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят стаканчики с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод: Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Опыт №6. «Какие свойства»
Материалы : Емкости со снегом, водой, льдом.
Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лед, снег и рассказать, чем они схожи и чем отличаются; сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед); что произойдет, если их соединить (снег и лед растают); сравнить,как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает, воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет цвет, снега и льда (не взаимодействуют).
Опыт № 7. «Чем пахнет вода».
Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.
Опыт№ 8 «Разноцветные шары».
Материал :вода разного цвета,шары,лейка.
Ход :Добавляем в воду пищевой краситель,в каждую ёмкость разный цвет, затем выливаем с помощью лейки в воздушный шар,наблюдаем,что вода приняла форму шара и выносим на улицу,через время убираем шары и украшаем уличную площадку цветными шарами!
Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Я использую эти свойства природы для организации интересных, познавательных прогулок с детьми старшего дошкольного возраста.
Презентация «Опыты с водой в средней группе» Подготовила: воспитатель Бережная Е. Н. В дошкольном учреждении проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать.
Фотоотчет «Опыты со снегом» в младшей группе Цель: дать понятие о снеге» Задачи: -помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. -создать благоприятные условия для сенсорного.
Фотоотчет «Опыты с водой» Опыт «Узнаем, какая вода» Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Календарно-тематическое планирование недели «Экспериментирование с водой и льдом» в старшей группе Календарно-тематическое планирование в старшей возрастной группе МБДОУ № 79 Период (с 22.01.18 – 26.01.18) Воспитатель: Бруль Анна Тема:.
Картотека «Опыты с водой» (младший дошкольный возраст) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок». Картотека «Опыты с водой». Младший дошкольный возраст.
Конспект прогулки «Наблюдение за первым снегом и льдом» Конспект прогулки «Наблюдение за первым снегом и льдом»Цели: Продолжать формировать представления о снеге и льде, как о разных состояниях.
Проект «Опыты с водой» во второй младшей группе Опыты с водой во второй младшей группеОпыт № 1. «Вода не имеет цвета. Окрашивание воды». Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как.
Опыты с водой «Замерзание жидкостей» Замерзание жидкостей. Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. Материал. Формочки.
Опыты, эксперименты с водой и льдом в средней группе С помощью занимательных экспериментов мы с детьми знакомимся со свойствами воды, земли, воздуха. Опыты и эксперименты дарят детям массу.
Презентация «Опыты с водой во второй младшей группе» Презентация «Опыты с водой во второй младшей группе». Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование.
Источник