Эксперимент с обезьянами холодной водой бананом

Содержание
  1. Рождение сообщества (эксперимент с обезьянами)
  2. Эксперимент с обезьянами: формирование общества
  3. Опыт №1
  4. Опыт №2
  5. Самый страшный психологический эксперимент повторен спустя полвека
  6. Эксперимент Милгрэма
  7. Эксперимент с обезьянами и бананами
  8. Этот эксперимент с бананами и обезьянами дал неожиданный результат и урок об обществе
  9. Этот «банановый» эксперимент над обезьянами дал очень неожиданные результаты и сильно удивил
  10. Эксперимент с обезьянками. Формирование социалистического мышления.
  11. Опыт №1
  12. Опыт №2
  13. Опыт №3
  14. Правило 1. Заставь человека заниматься безсмысленной работой.
  15. Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.
  16. Правило 3. Введи коллективную ответственность.
  17. Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.
  18. Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.
  19. Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.
  20. Результат реализации всех правил:

Рождение сообщества (эксперимент с обезьянами)

Опыт 1:
Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.
Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.
А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

Читайте также:  Аксолотль вода пресная или соленая

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Опыт 2:
В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.

Читайте также:  Тепловой насос воздух вода nibe f2120

Почему так происходит? Потому что у них тут уже ТАК ПРИНЯТО. Знакомая история?

Источник

Эксперимент с обезьянами: формирование общества

Опыт №1

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Опыт №2

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.

Источник

Самый страшный психологический эксперимент повторен спустя полвека

Спустя полвека польские ученые повторили скандальный эксперимент Милгрэма «Подчинение авторитету».

Многие, кого интересуют научные опыты, наслышаны о знаменитом исследовании, проведенном Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram).

И, как это часто бывает, результаты первоначального эксперимента все еще применяются сегодня.

Выводы, к которым пришли исследователи, оказались столь же шокирующими, как и много лет назад.

Как пишут ученые, даже через полвека после первого исследования Милгрэма 90 процентов испытуемых по-прежнему готовы «убить» электрическим током беспомощного человека, только потому, что им приказано это сделать.

Эксперимент Милгрэма

Это весьма спорное испытание впервые провел психолог Йельского университета Стэнли Милгрэм еще в начале 1960-х годов.

Изначально оно основывалось на поведении нацистских подчиненных.

Пронаблюдав поведение нацистов во время Второй мировой войны, Милгрэм задался вопросом: являются ли они по своей сути злом или же они просто восприимчивы к приказам и подчиняются авторитарному вышестоящему руководителю.

Чтобы проверить эту теорию, был проведен следующий опыт:

Наблюдатель, действующий как авторитетный ученый, находится в одной комнате с участником эксперимента.

Перед ними кнопки и микрофоны. Затем испытуемого (учителя) просят задавать ряд вопросов человеку («ученику»), находящемуся на другом конце микрофона.

Если «ученик» неправильно отвечает на каждый из вопросов, учитель должен нажать кнопку, которая посылает ответившему неправильно ученику небольшой электрический разряд.

При этом «ученик» вздрагивает от боли. С каждым неправильным ответом сила тока увеличивается.

На самом же деле ученик является подставным лицом, и сильным ударам тока он не подвергается.

Но участники эксперимента об этом не знают. Поэтому при каждом неверном ответе так называемого ученика, они получают указание сверху и нажимают на кнопку, чтобы отослать разряд тока ученику.

Стоит отметить, что для правдоподобности эксперимента небольшой разряд «ученик», всё же, получает.

Он стонет от боли и просит прекратить пытки.

Цель эксперимента — посмотреть, как долго испытуемый (т.е. тот, кто нажимает на кнопку и наказывает за неправильные ответы) сможет продолжать мучить другого человека.

Было интересно узнать, сколько продлится эксперимент, прежде чем испытуемые откажутся принимать в нем участие.

Некоторые из них спрашивали, что они делают, или протестовали против наблюдающего авторитетного ученого, которому поручено давать команды.

Если вы думаете, что большинство людей остановились на раннем этапе жестокого эксперимента, вы ошибаетесь. Всякий раз, когда проводился этот опыт, почти все участники проходили до конца.

Таким образом, теория гласит, что совершенно нормальные люди совершают ужасные поступки только потому, что им приказано это делать.

Данное исследование было проведено в Польше в 2015 году и является первым повторным экспериментом Милгрэма в Восточной Европе.

В январе 2017 года его результаты были опубликованы в журнале Social Psychological and Personality Science.

Тот факт, что 90 процентов участников прошли практически до конца эксперимента, когда так называемый ученик якобы получал очень сильный заряд током, является тревожным признаком.

Но стоит отметить, что в тесте принимало участие всего 80 человек — это, конечно, относительно небольшое количество, чтобы бить тревогу.

Повторение печально известного эксперимента показывает, что в современном обществе также существует авторитаризм.

Будут ли люди 21 века совершать плохое вследствие чрезмерного влияния на них? К сожалению, повторный опыт доказывает то, что, скорее всего, будут.

Однако есть еще кое-что, о чем следует упомянуть.

Польские исследователи отмечают, что «число людей, отказывавшихся выполнять команды авторитарного экспериментатора, оказывалось в три раза больше, если так называемый ученик был женщиной».

Эксперимент с обезьянами и бананами

Еще один весьма занятный эксперимент, связанный с поведением социума, показывает, как работает общество.

Исследователи поместили пять обезьян в клетку, посередине водрузили лестницу, а на самом верху -бананы.

Каждый раз, когда одна из этих пяти обезьян поднималась по лестнице за фруктами, ученые поливали остальных обезьян холодным душем.

Когда обезьяна снова предпринимала попытку завладеть фруктами, остальные кидались на неё.

Спустя некоторое время ни одна из обезьян не осмеливалась подниматься по лестнице, как бы ни было велико искушение полакомиться бананами.

Затем ученые решили заменить одну из обезьян.

Первое, что сделала эта новая обезьяна –попыталась подняться по лестнице за бананами. Остальные обезьяны немедленно кидались на нее.

Её атаковали каждый раз, когда у неё возникало желание забраться наверх.

После нескольких нападок со стороны сородичей новая обезьяна перестала совершать попытки забраться по лестнице, хотя и не понимала причину такого поведения других животных.

Затем исследователи заменили еще одну обезьяну.

В итоге с «новенькой» произошло то же самое. Причем, первая замененная обезьяна участвовала в нападении на вторую.

Так постепенно старые обезьяны, прошедшие через ледяной душ, заменялись на новые, которые не сталкивались с холодной водой.

В результате, образовалась группа из пяти новых обезьян, ни одна из которых не была наказана сородичами за попытку достать фрукты.

Несмотря на это, они продолжали нападать на обезьян, пытавшихся подняться по лестнице за заветным лакомством.

Видимо, если бы обезьян можно бы было спросить, почему они нападают на тех, кто пытался подняться по лестнице, наиболее вероятный ответ был бы «Я не знаю. Здесь все так делают».

Источник

Этот эксперимент с бананами и обезьянами дал неожиданный результат и урок об обществе

Эксперименты, которые проводятся над животными, иногда дают неожиданные результаты. Особенно, если они проводятся над животными, которые по своим мыслительным и аналитическим способностям стоят не так далеко от человека. И знаете, что удивительно? Иногда люди сами не сильно отличаются от животных.

Этот «банановый» эксперимент над обезьянами дал очень неожиданные результаты и сильно удивил

Учёные поместили 5 обезьян в клетку, посреди которой стояла стремянка. На самый верх лестницы учёные положили бананы. Каждый раз, когда одна из обезьян поднималась по лестнице, чтобы взять банан, остальных её сородичей окатывали холодной водой. Через некоторое время, когда какая-нибудь обезьяна отправлялась за бананом, остальные бросались её колотить.

Спустя некоторое время ни одна из обезьян больше не осмеливалась подойти к лестнице, несмотря на ароматный соблазн. Тогда учёные заменили одно из животных в клетке на новое, не участвовавшее до этих пор в эксперименте. Первое, что сделала новая обезьяна, разумеется, — полезла за бананами. И тут же была как следует поколочена своими «сокамерниками».

Спустя несколько таких неудачных попыток, новая обезьяна поняла, что не стоит подходить к лестнице, хотя не имела представления, почему.

Учёные заменили ещё одну обезьяну в клетке, и её постигла та же участь, что и первую. При этом, первая обезьяна тоже участвовала в избиении «новенькой». То же самое произошло, когда учёные заменили ещё одно животное. Также была избита и четвёртая обезьяна. Наконец, учёные заменили и пятую.

В конечном итоге в клетке остались 5 новых обезьян, которые, несмотря на то, что на них не попадало ни капли холодной воды, всё равно продолжали избивать любого члена группы, который пытался полезть за бананом.

И если бы кто-то мог спросить у этих обезьян, почему они били того, кто лез на лестницу, они бы сказали: «Я не знаю, но тут все так делают».

Вывод, который напрашивается из всей этой истории: никогда слепо не копируйте чужое поведение. Просто думайте своей головой, прежде чем следовать за толпой и делать то, что делает большинство.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Эксперимент с обезьянками. Формирование социалистического мышления.

Опыт №1

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают её, не желая холодного душа.

А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените её новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих её. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки ещё одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали её, причём и та, которую заменили первой (да ещё с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придёте к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Опыт №2

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на неё и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Приём становится с каждым разом всё более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный приём.

В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на неё. Источник

Опыт №3

Как из личностей сделать биомассу.

Из книги психоаналитика Бруно Беттельг «Просвещенное сердце». В ней он описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда, в которых он был в 1938-1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда национал-социалисты в Германии «раскрылись» на полную мощь.

Психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагерях. Как национал-социалистическая система ломала личности, как личности противостояли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались. В конце концов, личность – это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во многом (но не во всем) зависит то, какие мы.

Национал-социалистическая система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – ещё не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чём, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребёнка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребёнка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, её легче презирать и она послушно пойдёт на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Национал-социалисты только собрали это всё в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься безсмысленной работой.

Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно безсмысленную работу, причём заключённые понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал !».
(Чем это отличается от «потому что надо» или «твоё дело выполнять, а не думать»?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.

Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключённых), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.(Абсурдность и противоречивость многих государственных законов – полный аналог).

Правило 3. Введи коллективную ответственность.

Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной безсмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключённые, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нём забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения. Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.

Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.

Группу чешских заключённых уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.

Для этого одержимые марксистской/социалистической/коммунистической идеологией устраивали искусственные голодоморы в России в 20-ых годах при Ленине, и затем уже в 30-ых годах при Сталине. Насильно отнимали собственность у мирных людей. Похожее совершили коммунисты и в Китае при Мао Цзедуне 1959-1961 годы, и в Камбодже Пол Пот устроил искусственный голодомор 1975-1979 годы… — комментарий редакции паблика Правда и Факты.

«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». (курсивом в кавычках — цитаты Б.Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда ещё были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключённые думали, что хороший труд их спасёт от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.

(Авторитарным организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

Правило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.

Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключённые продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключённых усиливается чувство безсилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.

В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…» —важнейшее условие их существования.

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.

«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было всё время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».

Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.

Результат реализации всех правил:

«Заключённые, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на своё положение – такие заключённые становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, всё, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять всё, что угодно, всё, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать своё собственное отношение к происходящему».

Там, где нет собственного отношения, начинается зомби.

Источник

Оцените статью