Эксперименты и опыты с водой (подготовительная группа)
Людмила Павлова
Эксперименты и опыты с водой (подготовительная группа)
«Эксперименты и опыты с водой»
Цель: Вызывать интерес к экспериментальной деятельности, интерес к совместному выполнению задания. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
1. — воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
2- развивать речь, мышление, любознательность;
— формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
3 -уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, озёра, осадки, и т. д.)
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность. Формировать элементарные представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое.
Раздаточный материал: фартуки, шапочки, стаканы с водой, стаканы с молоком, кусковой сахар, тарелочки, пластмассовые ложки, кусочки льда (на каждого ребёнка).
Демонстрационный материал: мнемосимволы свойств воды, плакат «Состояние воды», музыка Фредерик Шопен «Вальс дождя», песня «Злая тучка», музыка «Шум ручья», сосуд с грязной водой, воронка, фильтр, прозрачный сосуд, термос, стеклянный бокал, контейнер для льда.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И стеклянной быть могу (Вода)
Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Ребёнок читает стихотворение:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Действительно, вода в реках, морях, океанах, озёрах, родниках, прудах, болотах, ручьях. Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля. (Показ иллюстраций).
А кому нужна вода? Насекомым, животным, человеку и т. д. (показ иллюстраций). Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода — это жизнь и воду надо беречь.
Звучит музыка «Вальс воды». Входит Фея Воды.
Фея Воды. Здравствуйте. Я Фея Воды. Я слышала вы говорили о воде. А вы знаете какими свойствами обладает вода?
Воспитатель: Ребята, мы с вами проводили недавно опыты, расскажем Фее?
Ответы детей: Вода течет, это жидкость, вода изменяет форму, прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха. На доске вывешены алгоритмы.
Воспитатель: Фея, но почему ты грустная?
Фея Воды: Потому, что я грязная. Я протекаю по рекам и озёрам и в меня попадает много мусора.
Воспитатель: Ребята хотите помочь Фее? А сможете? Как мы можем очистить воду? Для этого отправимся в лабораторию? Что это такое, расскажите Фее.
Ответы детей: Это место, где учёные проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты.
Давайте наденем фартуки и шапочки, эти предметы-помощники помогут нам.
Проговорим волшебные слова:
Раз, два, три-вокруг себя повернись, в лаборатории окажись!
Воспитатель: Вот мы и в лаборатории, проходите и занимайте свои места.
Ребята, даже в сказочной лаборатории, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения,вспомните какие:
1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.
2. Брать только нужные материалы.
3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
4. Не забывать после каждого опыта сделать вывод.
Опыты проводятся около столов.
Опыт 1:
Воспитатель: Посмотрите у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим кусочек сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем пластмассовой ложкой. Что произошло с сахаром? Где в жизни мы можем это наблюдать? (Когда добавляем сахар в чай)
Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ.
Опыт 2:
Воспитатель: Теперь добавим 3 ложки молока в воду и что же мы видим? У воды появляется белый оттенок, молоко растворяется в воде.
Вывод: Вода – растворитель жидких веществ.
Фея Воды: Есть ли у вас опыт, чтоб меня почистить?
Воспитатель: Да. Дети, а какая у нас течет вода из крана (чистая). Потому, что вода перед тем как попасть к нам, она проходит очистку в больших фильтрах и мы с вами тоже попробуем очистить, только у нас будет маленький фильтр. Какой материал можно использовать в качестве фильтра?
Опыт 3: Очистка воды.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. Я взяла два стакана. В одном стакане (положила комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра я использую марлю. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой.Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой). Звучит мелодия звучания ручья. Фея сбрасывает грязную бумагу.
Фея Воды: Спасибо, ребята! Вы видите, я уже веселая, потому что стала чистой, давайте потанцуем.
Физкультминутка «Злая тучка»
Воспитатель: Нам передали подарок, от Снежной Королевы. Что же это? (Льдинки). Каждый берёт по одной льдинке.
Лед какой? Твердый. Держим, на ладошке, холодно? Что же происходит? От тепла лед начинает превращаться опять в воду!
ОПЫТ 4: Для того чтобы лед растаял,нужно тепло Вывод: Вода из твердого состояния может переходить в жидкое и наоборот. (Показ
Воспитатель: Пройдём и сядем на свои места.
Опыт 5:
Воспитатель: Внимание! Самый опасный опыт. У меня в руках термос. Для чего нужен термос? (Для сохранения горячей воды). Детям можно брать и открывать термос с горячей водой? (Нет). Почему? (Если открыть термос будет выходить пар он такой же горячий как вода, можно обжечься). Молодцы!
Открываем термос с горячей водой, из термоса выходит пар. Сейчас я поднесу к горлышку термоса стеклянный бокал, мы увидим, что с ним произойдет. (На нем появились капельки воды).
Вывод: Пар — это вода в газообразном состоянии..
Фея Воды: Ребята, расскажите, что вы узнали нового? О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды? Посмотрите на наши условные символы и попробуйте рассказать, всё, что вы узнали о воде.
Ответы: Вода – прозрачная жидкость, не имеет вкуса, цвета, запаха и формы, но может принимать форму той ёмкости, в которую её наливают. Грязную воду можно профильтровать.
Фея Воды: Спасибо за помощь. До свидания, ребята.
Воспитатель: Вам понравилось быть учеными и делать опыты? (Ответы детей) Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Но это наши не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.
Произносим волшебные слова: Раз, два, три вокруг себя обернись в группе окажись.
Эксперименты с водой на прогулке Ребёнок с самого раннего детства познаёт окружающую действительность. набирается опыта и этом ведущую роль играет детское экспериментирование.
Фотоотчет «Эксперименты с водой» Детям младшего дошкольного возраста свойственно наглядно — образное мышление. Именно поэтому они любят эксперименты. Это способ познания.
Конспект наблюдения за веточками деревьев, помещенных в банку с водой (подготовительная группа) Цели: — Развивать интерес дошкольников к познавательной деятельности через эксперимент-наблюдение за развитием почек веточек березы, вербы.
Конспект НОД «Волшебница вода. Эксперименты и опыты с водой» Конспект НОД «Волшебница вода. Эксперименты и опыты с водой» Цель: развитие у дошкольников желания познавать мир через исследовательскую.
Фотоотчет «Опыты и эксперименты» В нашем нескучном саду в подготовительной группе проведение опытов и экспериментов стало нормой жизни, это не как развлечения, а как путь.
Опыты и эксперименты с водой Хочу поделиться опытом экспериментальной деятельности. Вот уже третий год я вместе с детьми провожу занимательные опыты и эксперименты.
Опыты и эксперименты с воздухом Добрый день уважаемые коллеги! Хочу продолжить свой рассказ об экспериментальной деятельности в нашей группе. Сегодня я хочу рассказать.
Источник
НОД в подготовительной группе «Опыты с водой»
Надежда Кривова
НОД в подготовительной группе «Опыты с водой»
Опыты с водой.
Цель: формирование представлений о свойствах предметов (лёгкий, тяжёлый, формирование знаний об окружающем мире, формирование знаний о свойствах воды, формирование знаний о температуре, о природных явлениях.
2. Знакомство со свойствами воды.
3. Опыт с водой. Шарики.
4. Формирование представлений о физическом явлении. Рыбка.
5. Подвижная игра. Сороконожка.
6. Опыт. Пузырьки в воде.
7. Формирование представлений об окружающем мире. Почему собака дразнится?
8. Массажная пауза. Игра в мяч.
9. Опыт с водой. Остынь.
10. Опыт с водой. Лотос.
Ход занятия.
Приветствие педагог организует на ковре. Дети садятся в круг,берутся за руки и произносят:
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Знакомство со свойствами воды.
Материал: стаканчики с питьевой водой, по одному для каждого ребенка. Тарелки по одной на каждого ребенка, сахарный песок или кубика сахара. Рабочий лист.
— Здравствуйте, ребята. Знакомитесь, это профессор Неон.
Педагог обращает вынимание детей на рабочий лист и показывает изображение профессора.
— Профессор загадал нам загадку, давайте попробуем её отгадать.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И стеклянной быть могу!
— Сегодня мы с вами поговорим о воде, узнаем её свойства.
Педагог выдает детям стаканы с водой и тарелочки.
— Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который налита. Давайте поверим, так ли это.
— Вылейте немного воды в тарелку. Что произошло с водой? (Она растеклась.)
— Вспомните, где и как разливаются лужи.
— А еще вода не имеет вкуса. Отпейте немного воды из стакана. А если добавить вводу сахар, то какой вкус появится у воды, попробуйте. (Дети кладут по одной ложке сахара и пробуют воду).
— Вот мы и познакомились с некоторыми свойствами воды, об остальных свойствах воды мы узнаем с вами на следующих занятиях.
Опыт с водой. Шарики.
Материал: по два воздушных шарика на каждого ребенка, по два камня на каждого ребенка, тазик с водой, насос для надувания шаров, небольшие кусочки коричневой бумаги для вырезания камня, ножницы, клей, карандаши.
— Профессор Неон решил показать нам интересный опыт с водой, но ему нужна наша помощь.
— Давайте сначала все подготовим.
— Положите по одному камню в шарик. Завяжите шарик, как можно ближе к камню.
— Второй шарик надуйте насосом. Завяжите шарик, как можно ближе к его концу.
Если дети не могут завязать шарики, то педагог помогает.
Педагог ставит перед детьми тазик с водой.
— Положите оба шарика в миску с водой.
— Надутый шарик будет плавать на поверхности, а шарик с камнем опустится на дно.
— Как вам кажется, почему это произошло?
— А теперь давайте откроем наш блокнот исследователя (рабочий лист) и «зарисуем» в него наш опыт.
— Раскрасьте в аквариуме воду.
— Найдите в аквариуме шар, который тяжелее.
— Вырежьте из бумаги овальный камень. Приклейте шар, который тяжелее камень. Объясните свой выбор.
Формирование представлений о физическом явлении. Рыбка.
Материал: рабочий лист, карандаши.
— Опыт, который мы свами только, что провели, встречается в природе.
— У рыб нет камня внутри, но они могут плавать около дна, почему? У рыб есть специальный орган, который работает, как воздушный шарик. Это плавательный пузырь. Если в нем много воздуха, рыба всплывает, а если мало – опускается на дно.
— Зарисуйте опыт в блокноте исследователя.
— Рыбка выпустила воздух, нарисуйте ей пузырьки.
— Где теперь окажется рыбка?
— Нарисуйте рыбку в новом местоположении.
Подвижная игра. Сороконожка.
Педагог организует игру на ковре.
Дети идут по кругу в хороводе:
Старушка шила сапожки,
Сапожки для сороконожки.
Имитируют движения старушки:
Дети подскакивают поочерёдно то на правой,то на левой ноге:
На правые, левые ножки
Разные шьют сапожки!
Дети поворачиваются друг за другом. Кладут руки стоящему
впереди на плечи и скачут по кругу на правой ноге:
Взяла иголку, катушку.
Старушка шила, спешила,
И вот о чём позабыла.
Старушка все сорок сапожек
Сшила для правых ножек.
Скачет на правых ножках.
Опыт. Пузырьки в воде.
Материал: стаканчики с питьевой водой, по одному для каждого ребенка, трубочки для коктейля.
— Ребята, а как же можно увидеть воздух? Как его обнаружить?
— Ответ на этот вопрос. Конечно же, знает наш профессор Неон.
— Возьмите трубочки и побурлите с помощью них в стакане. Что вы увидели в воде? (Пузырьки воздуха).
— Конечно, это пузырьки воздуха. Их хорошо видно в воде, потому что воздух и вода не смешиваются.
Формирование представлений об окружающем мире. Почему собака дразнится?
Материал: Рабочий лист, карандаши.
— Послушайте рассказ профессора Неона, зачем собака высовывает язык.
«Почти вся поверхность тела собаки покрыта шерстью. Поэтому собаки очень хорошо защищены от холода, но уязвимы для жары. Когда температура на улице +40С, то человеку очень жарко, течет пот и становится тяжело дышать. Примерно те же чувства испытывает собака. Причем температура тела собаки гораздо выше температуры тела человека.
Потовые железы собаки расположены на поверхности носа, а также в пасти. Это единственные места, через которые организм собаки охлаждается. Если у человека – это вся поверхность кожи, то у собаки небольшой участок. Поэтому не стоит удивляться, почему собака высовывает язык, таким образом, она пытается сбить жару в организме.
Когда собаке становится жарко, ее пульс начинает учащаться, а, следовательно, и дыхание. Поэтому, вы можете наблюдать, как ваш питомец в жару высовывает язык и дышит с открытой пастью. Для того чтобы температура собаки пришла в норму, ей необходимо охлаждаться».
Педагог выдает детям рабочие листы.
— Нарисуйте язык собаке, которой жарко. Объясните свой выбор.
Массажная пауза. Игра в мяч.
Материал: массажные мячики.
Педагог организует игру на ковре.
Дети повторяют весь комплекс движений за педагогом.
Я мячом круги катаю (катаем мяч по кругу об пол,
Взад-вперёд его гоняю (катаем мяч взад-вперёд об пол,
Им поглажу я ладошку (гладим мячом ладошку,
А потом сожму немножко (сжимаем мяч в ладони).
Каждым пальцем мяч прижму
(нажимаем на мяч каждым пальцем руки,
И другой рукой начну
(теперь выполняем комплекс движений другой рукой).
Я мячом круги катаю (катаем мяч по кругу об пол,
Взад-вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму.
Мяч летает между рук —
Это мой последний трюк (подбрасываем и ловим мячи!
Опыт с водой. Остынь.
Материал: стаканы с водой на каждого ребенка, вата, ватные палочки, синяя гуашь.
— Давайте узнаем, как собака охлаждается через язык.
— Обмакните ватный шарик в воде и выжмите излишки. Проведите ватным шариком по поверхности руки. Поднимите и держите руку на расстояние 10 см ото рта. Подуйте на мокрый участок на руке. Что вы почувствовали?
— А теперь давайте сделаем записи в блокноте.
— Приклейте кусочек сухой ваты в миску с водой.
— С помощью ватной палочки нарисуйте капельки воды на руке девочки.
— Что ощущает девочка, когда дует на руку?
— Раскрасьте подходящую схему.
Опыт с водой. Лотос.
Материл: на каждого ребенка по два цветка лотоса, вырезанных из бумаги, миска (тарелка) с водой для каждого ребенка или общая, клей, акварельные краски.
— Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить: без неё нам не прожить.
Педагог рассказывает о важности воды в жизни человека, о том, кому нужна она для жизни, как человек её использует. Уточняют, что цветы, стоящие на подоконниках, без воды бы погибли, засохли.
— А профессор Неон знает, как сделать так, чтобы с помощью воды и бумажные цветы распустились.
Педагог выдает детям цветок. Дети сгибают лепестки цветка к центру.
— А теперь давайте опустим цветок в миску с водой и оставим там на некоторое время, чтобы цветок «напился» воды.
Спустя некоторое время «бутон» раскрывается, то есть все лепестки отогнулись в сторону от центра.
— Вода имеет свойство пропитывать бумагу, бумага становится тяжелее, поэтому лепестки цветов распускаются.
— Давайте запишем этот опыт в блокнотах.
— Раскрасьте водичку в тарелке акварельными красками.
— Приклейте лотос и отогните лепестки.
Дети садятся на пол в круг вместе с педагогом и берутся за руки. Хором произносят стихотворение, раскачивая руками в такт.
До свидания, до свиданья,
Знаний добрая страна,
Мы в тебя вернемся снова,
Ты всегда чудес полна!
Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.
Презентация по самообразованию «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет посредством дидактической игры» Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своей презентацией. Я работаю с детьми раннего возраста 3-4 лет. Ранний возраст наиболее благоприятен.
Источник