- «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебство соли и сахар»
- Задачи:
- Опыт № 1: «Из чего состоит соль и сахар».
- Опыт №2 «Соль и сахар хрустят»
- Опыт №3 «Соль и сахар растворяется в воде»
- Опыт №4 «Плавающая картошка»
- Опыт № 5 «Наблюдение за кожей»
- Опыт №6 «Выращивание кристаллов»
- Опыт №7 «Лавовая лампа»
- Опыт №8 «Незамерзающая соль»
- Опыт №9 «Окрашивание соли и сахара»
- Опыт №10 «Рисование солью и сахаром»
- Вывод:
- Конспект НОД по экспериментированию «Вода, сахар, соль» в подготовительной группе
- Ход занятия:
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебство соли и сахар»
Цель экспериментальной деятельности – сравнение и изучение свойств пищевой поваренной соли и сахара.
Задачи:
- Доказать опытным путем, что соль и сахар состоят из кристаллов
- Доказать опытным путем, что кристаллы при трении хрустят
- Доказать опытным путем, что соль и сахар растворимы в воде
- Доказать опытным путем, что соленая вода помогает держаться предметам на поверхности, а сладкая вода нет.
- Доказать опытном путем , что соль разрушительно влияет на кожаные изделия, а сахар нет.
- Доказать опытным путем, что в соляном и сладком растворах можно вырастить кристалл
- Доказать опытным путем , что соль и сахар растворяют лед
- Доказать опытным путем, что соль и сахар можно окрасить акварельными красками
- Стимулировать интерес детей к созданию творческих работ с использованием соли и сахара.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль и сахар».
Оборудование: тарелочка с солью, тарелочка с сахаром, лупа.
Берем тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из белых кристаллов)
Берем тарелочку с сахаром. Что можно сказать о его внешнем виде? (соль похожа на порошок). Рассмотрим сахар в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (сахар состоит из белых кристаллов)
Вывод: соль и сахар состоит из маленьких кристаллов.
Опыт №2 «Соль и сахар хрустят»
Оборудование: блюдце с сахаром, блюдце с солью, две ложки.
Дети насыпают в блюдечко соль и надавливают на неё сухой ложкой, после чего они слышат, как соль хрустит. Они сравнивают их с ходьбой по снегу в морозный день. Затем насыпают в блюдечко сахар и надавливают на неё сухой ложкой, после чего они слышат, как сахар хрустит.
Вывод: Соль и сахар состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль и сахар их кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль и сахар растворяется в воде»
Оборудование: два стакана с водой, соль, сахар, ложка.
Для опыта мы взяли два прозрачных стакана с водой, в один насыпали соль, в другой сахар в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль и сахар растворяется.
Опыт №4 «Плавающая картошка»
Оборудование: три стакана с водой, три картошки, соль, сахар.
Для опыта берем 3 картошки и 3 стакана с водой. В одну кружку насыпаем 3 ложки соли и хорошо перемешиваем, а в другую три ложки сахара, третий стакан с водой. Положим в три стакана картошку, там где была солёная вода, картошка всплыла, а где сахар – утонула, в стакане с водой картошка тоже утонула. А когда смешали оба раствора с простой водой – картошка в стакане с соляным раствором оказалась примерно посередине, а в сахарном растворе при смешении с водой ни чего не изменилось.
Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Опыт № 5 «Наблюдение за кожей»
Оборудование: два кожаных кусочка, две емкости, вода, соль, сахар.
1.Приготовить соляной и сахарный раствор.
2. Поместить в растворы кожаные кусочка на два часа.
3.Уже через 2 часа на кожаном кусочке лежавшем в соляном растворе образовались кристаллы соли. Кожа приобрела некрасивый вид. Белый налет не счищался – соль глубоко въелась в кожу ботинка. А кожаный кусочек лежавший с сахарном растворе не изменился.
Вывод: соль, действительно, разрушительно влияет на нашу обувь, поэтому необходимо каждый день мыть и начищать обувь кремом, что поможет нашей обуви сохранить красивый вид.
Опыт №6 «Выращивание кристаллов»
Кристалл — это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.
Оборудование: Для опыта нам понадобились стакан с соленым раствором, стакан с сахарным раствором, две шерстяных нити, привязанных к карандашу, набор «Лучистые кристаллы».
Поместили нити в растворы сахара и соли ,стали наблюдать. Из набора «Лучистые кристаллы» приготовили химический реактив, налили его в поддон. На следующий день «Лучистые кристаллы» выросли, а кристаллы из соленого и сахарного раствора не выросли. Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше, а на карандаше с сахаром- нет. Через 10 дней соленом растворе вода полностью испарилась ,кристаллов соли стало больше. Сахарный раствор стал густой и появились первые кристаллы. «Лучистый кристалл» не изменился.
Вывод: Соль и сахар способны кристаллизироваться. В соляном растворе кристаллы образуются быстрее чем в сахарном растворе. Самый быстрый способ выращивания кристаллов – это набор «Лучистые кристаллы».
Опыт №7 «Лавовая лампа»
Оборудование: Соль, сахар, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.
Стакан на 2/3 наполняем водой, выливаем в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавляем пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпаем 1 чайную ложку соли. Тоже проделать с сахаром.
Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль и сахар тяжелее масла, поэтому, когда добавляем соль и сахар в стакан, масло вместе с солью и сахаром начинает опускаться на дно. Когда соль и сахар распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Опыт №8 «Незамерзающая соль»
Оборудование: Кубики льда, соль, сахар.
Берем три кубика льда, положим их на блюдце. Один посыпаем солью, другой сахарам, а третий ни чем не посыпаем. Наблюдаем, что происходит с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, начинает таять гораздо раньше, чем кусочек льда посыпанный сахаром. А кусочек посыпанный сахаром тает быстрее, чем просто кусочек льда. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль и сахар как бы «проедает» дырочки.
Вывод: Соль и сахар растворяют лед, потому что кристаллы сахара и соли впитывают в себя влагу. Соль впитывает влагу быстрее, чем сахар. Зимой в гололед Солью посыпают дороги, потому что она разъедает лёд, делает его рыхлым, нескользким.
Опыт №9 «Окрашивание соли и сахара»
Оборудование: Соль, сахар, целлофановый пакет, гуашевые краски,пищевые красители.
В целлофановые пакеты насыпали соль и сахар, добавляем в них краситель (гуашь или пищевой краситель), завязываем пакет. Аккуратными движениями перемешиваем соль и сахар внутри пакета с красителем. Оставляем содержимое до полного высыхания.
Вывод: Соль и сахар можно окрашивать красителями.
Опыт №10 «Рисование солью и сахаром»
1.Оборудование: Соль, сахара, акварельные краски, кисти, вода, раскраска.
2. Оборудование: Соль, сахар, цветной картон, клей ПВА.
3. Оборудование: Окрашенные соль и сахар, клей ПВА, аппликация.
4. Оборудование: Окрашенные соль и сахар, клей ПВА, белый картон.
1.Раскрашиваем раскраску акварельными красками, пока краска не высохла, посыпаем солью и сахаром. Через некоторое время убираем соль и сахар с рисунка. Получаем красивые разводы в местах, где была соль и сахар.
2.Берем цветной картон, рисуем клеем ПВА любое изображение. Пока клей не высох, посыплем его солью или сахаром. После высыхание стряхиваем остатки соли или сахара.
3. Берем заранее подготовленную аппликацию. Покрываем клеем ПВА рисунок, посыпаем сверху клея цветным сахаром или солью. После высыхание стряхиваем остатки соли или сахара.
4. Берем белый картон, рисуем клеем ПВА любое изображение. Пока клей не высох, посыплем его цветной солью или сахаром. После высыхание стряхиваем остатки соли или сахара.
Вывод: Соль и сахар можно использовать для создания творческих работ. Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли и сахара как материала.
Вывод:
В ходе опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, мы выяснили, что обычная соль и сахар могут стать настоящими волшебниками: изменять форму, цвет, издавать звук, растворяться, плавить лед.
В ходе работы дети на практике сравнили свойства соли и сахара, выяснили чем эти вещества сходны, чем они различаются. Работали в творческой мастерской: красили соль пищевыми красителями и рисовали в нетрадиционной техникой солью и сахаром.
Автор: Сердечная Е.А., МБДОУ д/с №8 г. Североморск
Источник
Конспект НОД по экспериментированию «Вода, сахар, соль» в подготовительной группе
Ольга Сергеевна Резцова
Конспект НОД по экспериментированию «Вода, сахар, соль» в подготовительной группе
Конспект экологического занятия на тему «Вода, сахар, соль» в подготовительной группе.
Программное содержание: Учить детей распознавать вещества (соль, сахар) по их свойствам. Воспитывать в них бережность, аккуратность. Расширять у детей знание о веществах. Развивать у детей интерес к веществам.
Активизация словаря: Частицы, растворимость, опыты, кристаллы, вкус, сахар, соль.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, здоровье.
Оборудование: 2 стаканчика на каждого ребенка, лупа, оранжевый стаканчик с сахаром, голубой с солью, ложка, лист чёрного картона, игрушка Незнайка.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Незнайка. Посмотрите на него, он чем-то опечален. Спросите его, что случилось? (дети спрашивают).
— Незнайка рассказывает, что он пришел домой и хотел выпить чаю. На столе стояли 2 стаканчика, он точно знает, что в одном была соль, а в другом сахар. А как отличить сахар от соли он не знает. Вот он и пришел к нам, наши дети наверняка знают это.
-Ребята, вы готовы помочь Незнайке?
Не грусти, Незнайка. Ты пришел очень кстати. Сейчас ребята будут ставить опыты и смогут тебе многое рассказать о свойствах некоторых веществ. Они обязательно научат тебя отличать соль от сахара.
-Ребята, на столах у вас приготовлено оборудование. Давайте его рассмотрим. В стаканчиках разного цвета насыпаны соль и сахар. Можно ли их различить по внешнему виду? (Ответы детей).
-Что, вы, можете сказать о цвете этих веществ? (ответы детей). Верно, они оба белые. Попробуйте осторожно их понюхать. А скажите почему надо осторожно нюхать? (ответы детей). Ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу.
-Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут? (ответы детей).
-Вот видишь, Незнайка, ребята уже могут сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные по запаху. Сейчас мы попробуем рассмотреть частицы этих веществ и узнаем одинаковой ли они формы.
— Положите перед собой черные листы картона и приготовьте лупы. Для чего нужны лупы? Они в несколько раз увеличивают предмет. Из каждого стаканчика палочкой осторожно отделите несколько кристаллов и поместите их на разные углы черного листа. Рассмотрите их через лупу. Одинаковые или разные частицы по форме? На что похожи одни частицы? А другие? (ответы детей).
-Верно, одни частицы похожи на горошины или шарики, а другие на кирпичики? Что можно сказать об их величине? (ответы детей). Мы с вами знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя. А почему? Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахар. Поэтому их можно попробовать и определить, какой вкус имеют вещества. Но сначала вспомните, какая на вкус соль? А сахар? Осторожно наберите на кончик палочки те кристаллы, которые крупнее и имеют форму кирпичиков. Попробуйте их. Какие они на вкус? Правильно, сладкие. Значит, какое это вещество? (ответы детей). В каком он находится стаканчике? (в оранжевом). А можете ли вы сейчас сказать, какими на вкус будут частицы вещества в форме горошин? (соленые). Потому что это соль. Теперь мы можем помочь Незнайке!
-В чем сходство и различие соли и сахара? (ответы детей) Соль и сахар одинаковые по цвету, но разные по запаху и вкусу, к тому же у них разная величина частиц и форма. Значит, какое вещество находится в оранжевом стаканчике? А в голубом? (ответы детей).
-Ребята, вставайте из-за стола и подойдите ко мне. Давайте с вами поиграем,повторяйте за мной:
Шёл козел по лесу,
Встретил козу – принцессу
«Давай, коза, бодаться.
Давай, коза, похлопаем
Давай, коза, попрыгаем,
-Поиграли, отдохнули теперь проходите на места. Ребята, а как вы думаете, что быстрее растворится в воде, соль или сахар? (ответы детей). А что бы небыло сомнений давайте с вами проведем опыт.
-Ребята, подвиньте к себе 2 стаканчика с водой. Ложечкой возьмите сначала сахар насыпьте в один стакан, посмотрите что происходит. А потом соль насыпьте в другой стакан, тоже посмотрите, что происходит? (ответы детей) А если мы перемешаем ложечкой, что произойдет? (ответы детей) А что быстрее растворится соль или сахар? (ответы детей). А почему соль растворилась быстрее чем сахар? Вот с помощью опыта мы с вами увидели, что соль быстрее растворяется в воде чем сахар. Скажите, какая стала вода в стаканчиках? (ответы детей)
— Вот, Незнайка, видишь ребята тебе еще раз доказали, что соль от сахара отличается.
-Да, ребята, я понял, что соль с сахаром перепутать невозможно. Спасибо, вам большое, что помогли разобраться с этими веществами. За это я угощу вас сладкими конфетками.
«Знакомство со свойствами соли и сахара». Занятие из цикла «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ?» Цикл занятий по экспериментированию: Что мы знаем о материалах и свойствах веществ. Конспект занятия в средней группе Знакомство с веществами.
Салат. Рецепт Салат «Сердечный» Нам понадобится:- сердце говяжье 1шт. ; — морковь 2шт. ; — лук 2шт. ; — 5-6 столовых ложек варенного риса; — майонез;.
Источник