Эксперимент с водой звук
С точки зрения физики, звук — это механическое колебание, распространяющееся в среде.
Опыт 1
Как частота возникающего звука зависит от длины колеблющегося тела?
Положите гибкую пластиковую или металлическую линейку на стол так, чтобы она примерно на три четверти выступала за край стола.
Крепко прижмите рукой один край линейки к столу. Другой рукой отогните свободный край линейки вниз и отпустите его.
Послушайте, какой звук при этом возникнет, и обратите внимание на то, как быстро колеблется свободный конец линейки.
Повторите опыт, но когда линейка начнет колебаться, медленно подвиньте ее так, чтобы выступающая над столом часть линейки стала меньше.
Оказывается, что при уменьшении длины колеблющегося конца линейки звук меняется. Заметьте, как при уменьшении длины колеблющегося конца линейки будет меняться издаваемый ею звук и как быстро будет колебаться конец линейки в этом случае.
Почему?
Звуковые волны — это волны, возникающие в результате колебаний какого-либо тела и распространяющиеся в среде. Колеблющееся тело вынуждает окружающую его среду колебаться. Линейка — колеблющийся источник звука. Колебания линейки заставляют молекулы воздуха, находящиеся рядом с линейкой, двигаться вперед и назад с той же частотой.
При этом создаются области сжатий (там, где молекулы спрессованы более тесно) и разрежений (там, где молекулы удалены друг от друга дальше обычного расстояния). Волны, в которых есть области сжатий и разрежений, называются продольными. К продольным волнам относятся звуковые волны.
Благодаря движению воздуха вокруг колеблющейся линейки звуковая энергия передается через воздух. Колебания воздуха достигают ваших ушей и ударяют о барабанные перепонки, и они тоже начинают колебаться. Частота колебаний барабанных перепонок интерпретируется мозгом как звук определенной высоты. При уменьшении длины линейки частота ее колебаний увеличивается. Таким образом, частота колебаний линейки обратно пропорциональна ее длине. Звук становится выше по мере того, как частота возрастает.
Опыт 2
Будет ли высота звука зависеть от плотности вещества, из которого сделано колеблющееся тело, и если будет, то каким образом?
Повторите опыт с деревянной линейкой, т.е. с линейкой из более плотного материала.
Опыт 3
Звуковая волна переносит энергию. Может ли звук совершать работу?
Отрежьте дно у бумажного стакана объемом 270 мл. Возьмите квадратный кусок вощеной бумаги с длиной стороны 15 см. С помощью тонкого маркера нарисуйте на бумаге сетку, состоящую из квадратиков со стороной 1 см. Накройте верх стакана этой бумагой и закрепите ее на стакане с помощью резинки. Лишние части бумаги отрежьте. В квадратике, находящемся в самом центре на стакане, нарисуйте крестик: X. Положите радиоприемник или колонку вверх громкоговорителем.
Поставьте стакан без дна на динамик. Включите радио на небольшую громкость и найдите в эфире радиопомехи. Вы услышите постоянный звук одного тона. Определите, в каком положении должен находиться регулятор громкости в случае тихого, среднего и громкого звука. Выключите радио и положите одно зерно риса на центральный квадратик вощеной бумаги ( на X).
Включите радио и поставьте громкость на тихий звук. Проследите за всеми движениями зерна риса из центрального квадратика.
Повторите ваш опыт со средним и громким звуком.
Оцените зависимость между громкостью и энергией звуковой волны.
Опыт 4
Звук может распространяться в твердом, жидком или газообразном веществе.
Как сравнить эффективность распространения звука в газе и твердом веществе?
Возьмите обычные наручные часы.
Вначале держите часы на расстоянии вытянутой руки. Медленно подносите часы к уху до тех пор, пока не услышите первое слабое тиканье. В этом положении измерьте расстояние от часов до уха.
Затем прижмите ухо к столу и положите часы на стол на расстоянии вытянутой руки от уха. Послушайте, не будет ли слышно тиканья часов. Если вы услышите тиканье в этом положении, попросите вашего помощника медленно отодвинуть часы подальше, пока тиканье не станет слабым.
Если же вы не услышите тиканья часов на расстоянии вытянутой руки, медленно придвигайте к себе часы и найдите положение, в котором они будут слышны. Измерьте расстояние от часов до уха и сравните его с тем расстоянием, на котором вы смогли услышать слабое тиканье часов, прислушиваясь к ним в воздухе.
Опыт 5
Как распространяется звук в воде?
Возьмите обычные наручные часы, поместите их в целый пластиковый пакет, туго завяжите пакет, чтобы не проникла вода. Привяжите к мешку веревку и опустите его в аквариум с водой.
Мешок с часами должен находиться на середине расстояния между дном и поверхностью воды, поблизости от стенки аквариума. Прижмите ухо к противоположной стенке аквариума.
Если вы услышите тиканье часов, измерьте расстояние до них. Если нет, попросите вашего помощника двигать часы в вашу сторону до тех пор, когда вы сможете услышать тиканье, Измерьте это расстояние. Сравните это расстояние с теми, которые вы получили в предыдущем опыте.
Источник: Дж. Ванклив «Занимательные опыты по физике» и «200 экспериментов» и
Источник
Влияние музыки на воду: облагораживающее и разрушающее воздействие звуков
Человек в каждое мгновение окружён миллионами звуков разных тональностей и типов. Некоторые из них помогают ему ориентироваться в пространстве, другими он наслаждается чисто в эстетическом плане, третьи – вообще не замечает.
Но за тысячи лет мы научились не только создавать музыкальные шедевры, но и разрушительные звуковые воздействия. Сегодня тема «влияние музыки на воду» в определённой мере изучена, и кое-что узнать о таинственном мире энергии и веществ будет очень интересно.
Экспериментальные открытия: музыка меняет характер воды
Сегодня многим известно имя японского ученого Эмото Масару, написавшего в 1999 году книгу «Послание воды». Это труд принес ему мировую славу и вдохновил множество учёных на дальнейшие исследования.
В книге описывается ряд экспериментов, которые подтверждают то, что под влиянием музыки вода изменяет свою структуру – вид молекулы. Для этого ученый ставил стакан с обычной водой между двумя колонками, из которых исходили звуки определённых музыкальных произведений. После этого жидкость замораживали, что позволяло впоследствии рассмотреть под микроскопом порядок построения молекулы из атомов. Результаты поразили весь мир: влияние музыки на воду положительного содержания создаёт правильные чёткие кристаллы, каждая грань которых подчинена определённым законам.
Также снежинка воды может показать и содержание самой мелодии, передать настроение композитора. Так, «Лебединое озеро» Чайковского способствовало образованию красивейшей структуры, которая напоминает лучи в виде перьев птиц. Симфония №40 Моцарта позволяет наглядно увидеть не только красоту произведения великого композитора, но и его необузданный образ жизни. После звучания «Времён года» Вивальди можно долго любоваться кристалликами воды, передающими красоту лета, осени, весны и зимы.
Наравне с мелодиями, несущим красоту, любовь и благодарность, было изучено влияние на воду музыки негативного характера. Результатом таких экспериментов стали кристаллы неправильной формы, которые также показали смысл звуков и слов, направленных на жидкость.
Причина изменений в структуре воды
Почему же вода изменяет свою структуру под воздействием музыки? И можно ли использовать новые знания на пользу человечеству? Атомный анализ воды помог разобраться в этих вопросах.
Масару Эмото придерживается мнения, что порядок построения молекул определяется источником энергии под названием «Хадо». Этот термин означает определенную волну колебаний электронов ядра атома. Поле магнитного резонанса наблюдается там, где есть Хадо. Следовательно, такую вибрационную частоту можно описать как область магнитного резонанса, являющуюся разновидностью электромагнитной волны. Собственно, музыкальная тональность – это и есть энергия, которая воздействует на воду.
Зная свойства воды, человек может менять ее структуру при помощи музыки. Так, классические, религиозные, доброжелательные мотивы формируют чёткие изящные кристаллы. Использование такой воды способно оздоровить человека, изменить его жизнь в сторону благополучия и процветания. Громкие, резкие, бессмысленные, дребезжащие, агрессивные и беспорядочные звуки пагубно влияют на всё окружающее, состоящее из жидкости.
Источник
Магия звука. Часть 2
Автор: Евгений Дунаев
Узоры на воде
В своих опытах Эрнст Хладни показал воздействие звука на сыпучие вещества. Но точно так же звук воздействует и на жидкости, что доказали эксперименты швейцарца Ханса Йенни (рис. 1).
Рис. 1. Эксперименты Ханса Йенни (также в русской транскрипции упоминается как Ганс Дженни).
Доктор Ханс Йенни в своём исследовании «Киматика» продемонстрировал геометрию звуковых вибраций. Он применял наполненные песком, спорами грибка Лигодеум, мокрым гипсом и различными жидкостями с плавающими в них мелкими частицами контейнеры. Он утверждал: «Звук – это не беспорядочный хаос. Это динамический, но упорядоченный узор».
Находясь в покое, коллоиды распределялись в жидкости равномерно, жидкость становилась мутной. Под воздействием звуковых вибраций частицы в жидкости образовывали упорядоченные видимые геометрические фигуры, многие с двумерной и даже трёхмерной структурой, т.е. объёмные фигуры (видео 1-2).
Видео 1. Киматические эксперименты с ферромагнитной жидкостью. Видео 2. Киматика, опыты с водой.На просторах Интернет можно найти немало материалов с эффектной демонстрацией влияния звука на воду. Например, в состав установки для проведения эксперимента входят генератор сигнала, усилитель, динамик, осциллограф (рис. 2).
Рис. 2. Установка для проведения эксперимента.
Рис. 3. Воздействие звука (импульсы различной формы с различной частотой от 16 до 192 Гц).
На рис. 3 представлены результаты эксперимента по исследованию воздействия на различные жидкости звука в зависимости от частоты и формы генерируемого сигнала. Как видим, с ростом частоты «рисунок» усложняется.
Особо хочу упомянуть несколько эффектных экспериментов, информацию о которых попалась мне на глаза. Например, интересен эксперимент, демонстрирующий отклонение и «замирание» струи воды под воздействием звука из динамика (рис. 4-5).
Рис. 4. «Замирание» струи воды под воздействием звука из динамика, воспроизводящего синусоидальный сигнал с частотой 24 Гц.
Рис. 5. «Замирание» струи воды под воздействием звука из динамика, воспроизводящего синусоидальный сигнал с частотой 24 Гц.
В состав демонстрационной установки входят:
- динамик;
- усилитель;
- генератор;
- шланг для воды;
- видеокамера.
Генератор вырабатывает синусоидальный сигнал с частотой 24 Гц. Шланг, из которого вытекает вода, закреплён скотчем на диффузоре динамика.
Поскольку видеокамера осуществляет запись видео точно с такой же частотой — 24 Гц, то струя воды как бы замирает. Вживую это не заметно, это стробоскопический эффект, который виден только на видеозаписи с совпадающей частотой кадров. При уменьшении частоты сигнала до 23 Гц создаётся иллюзия, словно струя воды поднимается вверх, а при 25 герц — медленно спускается вниз (видео 3).
Видео 3. Отклонение струи воды под воздействием звука из динамика, воспроизводящего синусоидальный сигнал с частотой 24 Гц.Аналогичный опыт показывает эффект «зависания» капель воды в воздухе (видео 4).
Видео 4. Опыт с «зависанием» капель воды.Из древнего Тибета до нас дошёл музыкальный инструмент — тибетская поющая чаша. Это распространённая в Индии и Непале особая разновидность колокола. Этот уникальный инструмент считается одним из древнейших в мире.
Чша изготавливается из сплава бронзы, в состав также входят медь, олово, цинк, железо, серебро, золото и никель. Когда по краю чаши водят деревянной палочкой, покрытой на конце кожей, чаша издаёт «густые, наполненные обертонами звуки».
Если в поющую чашу налить воды, то звучание меняется. С нарастанием интенсивности звука вода начинает разбрызгиваться, а чаша издавать журчание. Наблюдается так называемое «холодное кипение» воды (видео 5-7).
Извлекаемый из чаши звук формирует объёмные фигуры Хладни. Как отмечает сайт «Земля. Хроники жизни»:
Видео 5. Вода в тибетской поющей чаше. Видео 6. Вода в тибетской поющей чаше.«При некоторой интенсивности звучания волны на поверхности воды начинают рваться, и в воздух взлетают сотни мелких капель. Эта левитация становится устойчивой, а сами капли могут подолгу находиться в воздухе и перемещаться вдоль поверхности».
Видео 7. «Закипание» воды в в тибетской поющей чаше.
Рис.6. Найджел Стэнфорд.
Весьма зрелищно выглядит клип новозеландского композитора Найджела Стэнфорда (рис. 6) с применением киматических эффектов (видео 8) В клипе демонстрируется, как меняются с изменением тона музыки фигуры Хладни на тарелке с песком, закреплённой на динамие. Струи воды из прикреплённого к сабвуферу шланга изменяют свою форму под воздействием низкочастотных сигналов. Примечательно, что не видеоряд был создан к музыкальному произведению, а, наоборот, Найджел Стэнфорд написал музыку к уже созданному видеоряду!
Видео 8. Киматика и музыка.Воздействие звука на структуру воды
Рис. 7. Масару Эмото (22 июля 1943 г. — 17 октября 2014 г.).
Рис. 8. Книга Масару Эмото «Послание воды».
В 1999 году вышла в свет книга японского исследователя Масару Эмото (рис. 7) «Послание воды» (рис. 8), принёсшая известность своему автору. В ней обладатель докторской степени в области альтернативной медицины писал о своих экспериментах. Он подтвердил старинное поверье, что вода обладает памятью и запоминает всё, что «видит» и «слышит». Масару Эмото обнаружил через процесс замораживания воды, что она запечатлевает в себе любую информацию, с которой она взаимодействует. Фотографии под микроскопом показали, что молекулярная структура воды изменяется под воздействием слов, намерений, музыки или образов (рис. 9).
Рис. 9. Иллюстрация к книге «Послание воды»
В первую очередь вода подвержена воздействию звука. Представленные результаты опытов показали, что под влиянием музыки изменяется структура воды, вид её молекулы. Для этого Масару Эмото ставил стакан с обыкновенной водой между двумя колонками, проигрывал различные музыкальные произведения. Затем он замораживал воду, исследовал структуру льда. Японский исследователь показал, зависимость структуры льда от звуков, которые «прослушала» вода. В нормальном состоянии структура похожа на шестилучевую снежинку — структура «мёртвой» воды.
Для получения фотографий кристаллов во время проигрывания мелодии капли воды быстро охлаждали в морозильнике в течение 2 часов. Затем Масару Эмото помещал их в специальный прибор, состоящий из холодильной камеры и мощного электронного микроскопа микроскопа с подключенным к нему фотоаппаратом. Делались фотоснимки с увеличением в 200-500 раз наиболее характерных кристаллов.
Представленные результаты поражали: под влиянием музыки «с положительным зарядом» на воду образовывались правильные кристаллы, с чёткими упорядоченными гранями. Снежинка отражала также содержание самой мелодии, настроение композитора.
Под воздействием музыки или эмоций, вода меняла свою структуру. Отрицательное воздействие, порождало изъеденные кристаллы, а лёгкая музыка и положительные эмоции – ровные и красивые снежинки. Каждое музыкальное произведение воздействует по-своему:
- «Лебединое озеро» Чайковского образует красивую структуру, напоминающую лучи в виде перьев птиц.
- Симфония № 40 Моцарта отображает красоту произведения великого композитора и его необузданный характер.
- «Времена года» Вивальди как раз передают красоту этих времён года — лета, осени, весны и зимы (рис. 10).
Рис. 10. «Времена года» Вивальди.
Кроме мелодий и слов, передающих положительные чувства (красоту, любовь и благодарность), Масару Эмото исследовал влияние на воду музыки с негативным окрасом, получив кристаллы неправильной формы, которые также отражали отрицательный смысл звуков и слов, которыми он воздействовал на воду.
Очень интересна структура воды, заряженной словами с негативным и позитивным смыслом (рис. 11). Слова, которые связаны с агрессией, страхом, злом и т.п., разрушают структуру воды, превращают её в хаотическое нагромождение фрагментов кристаллов. «Положительные» слова, наоборот, преобразуют структуру воды в чётко выраженную шестилучевую звезду с красивыми узорами.
Рис 11. Воздействие слов на воду.
«Масару Эмото считал, что эмоции человека и воды взаимосвязаны, поэтому если на воде написать позитивные слова или мягко поговорить с ней, то вода будет замерзать в определённого вида кристаллы. Если воздействовать негативно, то кристаллы будут получаться совсем других форм».
Некоторые опыты японца выходят за пределы темы данной статьи, связанной со звуком, тем не менее, я упомяну об одном из таких экспериментов. Сначала были сфотографированы кристаллы дистиллированной воды (рис. 12). Они имеют довольно чёткую структуру.
Рис. 12. Кристаллы дистиллированной воды.
Затем вода была «заражена» ОРВИ с помощью этикетки со словами «Тяжёлый острый респираторный синдром» на японском и английском (рис. 13) языках. Кристаллы были разрушены.
Рис. 13. Вода, «заражённая ОРВИ».
«Исцеление» произошло с помощью наклеенной этикетки со словами «Любовь и благодарность» (рис. 14).
Рис. 14. «Исцеление» воды.
На принципе структурирования воды Масару Эмото основал свою методику звукотерапии. Существует система совместимости звуков, например народная и этническая музыка лучше всего сочетается со звуками леса, классическая – со звуками моря.
Но не всё так гладко и благостно, как кажется. Работа Масару Эмото и сам он подверглись жёсткой критике. Его называли псевдоучёным, основателем секты. И надо признать, он сам дал поводы для этого.
Он окончил муниципальный университет в Йокогаме по специальности «Международные отношения», а в 1992 г. получил степень доктора альтернативной медицины в Открытом международном университете альтернативной медицины (Калькутта) и лицензию на врачебную практику. Чтобы получить такую степень требуется не так много: 1 год обучения, публикация 5 статей и оплата в сумме 350$.
Масару Эмото вменяли в вину, что он «не публиковал результатов своей работы в научной печати, а это является обязательным требованием к человеку, называющему себя учёным». Также его обвиняли в создании секты, продающей «намоленную воду» по цене $35 за 5 унций.
Французский журнал NEXUS №81 (июль-август 2012 г.) отмечает:
«Критикуемые по поводу их недостаточной воспроизводимости работы профессора Эмото никогда не были предметом научной публикации. Его работа, прежде всего интуитивная, как он сам признаёт, является продолжением работ профессора Жака Бенвенниста о памяти воды».
Исследователи из Высшей школы Durango (Колорадо) под руководством Дэмиана Шена указали на необъективность Масару Эмото, заранее определявшего результат проводимого опыта (вода при положительном взаимодействии должна превратиться в «правильный» кристалл, а при отрицательном — в «дефектный»).
«Да, память воды существует. Но взаимная перестройка молекул воды осуществляется только под воздействием резонансных для них инфразвуковых частот 1−15 Герц… Так что на воду в опытах Масару Эмото воздействовало только биополе находящихся рядом с ней людей. Надписи, картинки, музыка, слова действовали сначала на людей, а уже через их эмоции передавались воде. Из-за научного невежества Масару Эмото. Он не смог или не захотел обеспечить чистоту эксперимента».
Блоггер Александр повторил эксперименты Масару Эмото с замораживанием воды (рис. 53-54):
«Утверждая, что вода реагирует на слова молитвы или песни, Эмото допускает глубокую ошибку. Вода реагирует на акустические колебания, но не на смысл этих колебаний, который воспринимается сознанием человека. Ведь нам безразлично, каким голосом будет сказано, например, слово «дурак», фальцетом или басом, слушателем оно будет трактовано как оскорбление с соответствующей реакцией. А вот реакция воды как раз будет определяться частотным диапазоном голоса и ритмом речи, то есть вполне конкретными физическими параметрами, которые и определят форму возникающих кристаллов льда.
На основе проведённых опытов должен пару слов сказать в защиту рока и прочих звукосочетаний, которые Эмото записал в «негатив». Вода благополучно образует гармоничные кристаллы, «прослушав» рок. С этой точки зрения нет никаких оснований утверждать, что рок вреднее каких-либо других звуков».
Он подводит итог:
«Я называю происходящее созданием научных религий. В результате страждущим гражданам предлагается вместо икон смотреть на кристаллы, пить обработанную воду и нести, нести свои денежки тем, кто сделал великое открытие».
Как видим, деятельность Масару Эмото носит неоднозначный характер. Мне тоже представляются сомнительными его опыты с надписями на этикетках и т.п., а вот акустическое воздействие на воду, особенно влияние инфразвука, думаю, достойно дальнейшего внимательного исследования.
Исследования звука выявили способность звука воздействовать на материю таким образом, что она производит свет. Долгое время механизм сонолюминесценции был совершенно непонятен, несмотря на то, что впервые это явление наблюдали ещё в 1930-е годы.
Wikipedia.org даёт следующее определение сонолюминесценции:
«Сонолюминесценция — это явление возникновения вспышки света при схлопывании кавитационных пузырьков, рождённых в жидкости мощной ультразвуковой волной».
Учёные из лаборатории Jet Propulsion в Пасадене (США) открыли явление «звукосвечения». Стеклянный сосуд с водой они подвергли мощному воздействию ультразвука и обнаружили, что в воде появляются крошечные пузырьки, испускающие голубоватый свет. Это подтверждает факт физического воздействия ультразвука на материю.
В 2005 году Тигран Оганесян писал в журнале «Эксперт» №9:
«Профессор американского Иллинойсского университета (Urbana-Champaign) Кен Суслик и его аспирант Дэвид Фленниган опубликовали в журнале Nature новые сенсационные результаты исследований пресловутого эффекта сонолюминесценции («звукосвечения»). Судя по первым комментариям ряда ведущих экспертов в области высокотемпературной физики, полученные данные можно рассматривать как весомый аргумент в пользу принципиальной осуществимости в лабораторных условиях инерциально поддерживаемого термоядерного синтеза.
Феномен сонолюминесценции возникает благодаря акустической кавитации — процессу образования, роста и имплозии (взрыва) мельчайших пузырьков газа в жидкости, подвергающихся длительному воздействию ударных звуковых волн. Вызываемый этим эффектом мощный тепловой выброс энергии также сопровождается интенсивными световыми вспышками, точное измерение мощности которых Сусликом и Фленниганом впервые позволило определить поверхностную температуру отдельно взятых пузырьков в момент взрыва».
Примечение:
Фамилия учёного в русскоязычных источниках пишется по-разному, в одних — Суслик, в других — Саслайк.
Американцы воздействовали на смесь концентрированной серной кислоты с инертным газом аргоном ультразвуком с частотой 20-40 кГц.
По заявлению исследователей при проведении эксперимента температура пузырьков составила около 20000 градусов Кельвина. Температура на поверхности Солнца в 4 раза ниже! Как известно, каждый суслик в поле — агроном. Но мнение профессора Суслика, опубликовавшего более 415 научных работ, заслуживает внимания и доверия.
Рис. 15. Схема установки для исследования явления сонолюминесценции.
Рис. 16 . Эксперимент по исследованию явления сонолюминесценции.
Схема установки и сама установка для проведения экспериментов по исследованию явления сонолюминесценции представлены на рис. 15-16.
Рис. 17. Вспышка света, вызванная сонолюминесценцией.
В Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе под названием «Sonoluminescence: How Bubbles Turn Sound into Light» явление сонолюминесценции изучали С. Дж. Путтерман и К. Р. Венингер (рис. 17, видео 9):
Видео 9. Эксперимент С. Дж. Путтермана и К. Р. Венингера.«Сонолюминесценция, превращение звука в свет, — это явление, которое выталкивает механику жидкости за её пределы».
В 2011 году Антон Евсеев сообщил:
«Недавно в ходе экспериментов физики из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе зарегистрировали рекордно мощную вспышку сонолюминесценции. Этим мудреным словом ученые называют явление возникновения вспышки света при схлопывании пузырьков, которые появляются в жидкости при воздействии на нее мощной ультразвуковой волной. Это явление известно еще с 30-х годов прошлого века, однако глубоко изучать его начали совсем недавно».
Таким образом, исследования в этой перспективной области продолжаются.
- Действие звуковых вибраций на воду, как и на сыпучие материалы, зависит от частоты звука.
- Под воздействием звука жидкости образуют упорядоченные видимые объёмные геометрические фигуры, узоры.
- Звуковые вибрации способны влиять на воду на молекулярном уровне, изменять её структуру.
- Оказывать воздействие на материю способны звуковые волны из всего частотного спектра: не только слышимые человеческим ухом звуки, но также инфразвук и ультразвук.
Продолжение следует (см. Часть 3).
Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов статей.
Источник