- § 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении — Пасечник. 6 класс. Учебник
- Вопросы в начале параграфа
- Лабораторные работы
- Вопросы в конце параграфа
- Подумайте
- Задания
- Задания для любознательных
- Словарик
- Проект «Как увидеть движение воды в растениях» проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Лабораторная работа № 6: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
§ 19. Передвижение воды и питательных веществ в растении — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Какие типы проводящей ткани в стебле вы знаете?
К проводящей ткани относятся ситовидные трудки луба стебля, по которым перемещаются растворы органических веществ, а также клетки сосудов древесины.
2. Каковы особенности строения клеток этих тканей?
Ситовидные клетки — это вертикальный ряд вытянутых живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями словно у сита. Ядра в этих ситовидных клетках разрушены, а цитоплазма примыкает к оболочке.
Сосуды древесины представляют собой длинные трубки, созданные из ряда слившихся воедино клеток.
3. Что такое корневое давление?
Корневое давление — это процесс, происходящий в проводящих сосудах корней растений. Благодаря корневому давлению вода и растворённые в ней минеральные вещества поднимаются вверх от корны к другим частям растения.
Лабораторные работы
Лабораторная работа: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
1. Рассмотрите поперечный срез побега липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2—4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.
Окрасилась древесина стебля
2. Рассмотрите продольный срез этого побега. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведённых наблюдений сделайте вывод.
Окрасилась древесина стебля, а точнее сосуды древесины, по которым перемещаются вода и растворённые в ней минеральные вещества. То есть в данном опыте краситель, растворенный в воде прошел теми же путями, что и минеральные вещества, перемещающиеся по стеблю.
3. Прочитайте в учебнике, в чём особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли.
Сосуды стебля состоят из длинных тонкостенных трубок. Эти трубки формируются из длинного вертикального ряда коротких клеток — члеников сосуда, которые соединяются за счёт растворения перегородок между ними.
4. Зарисуйте срезы.
5. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.
Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх к другим частям растения по сосудам, расположенным в древесине стебля растения.
Вопросы в конце параграфа
1. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?
Сосудистые пучки, или сосудисто-волокнистые пучки, это группа проходящих рядом сосудов и окруженных прочными волокнами механической ткани.
По сосудисто-волокнистым пучкам вода с растворёнными в ней минеральными солями поднимается от корня вверх к другим частым растения.
2. Какой опыт доказывает, что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины?
Опыт, подтверждающий что вода с минеральными веществами передвигается по сосудам древесины проводится следующим образом:
- Возьмём сосуд с водой и подкрасим воду в нём цветными чернилами.
- Поставим в сосуд с подкрашенной водой побег какого-либо растения.
- Посмотрим поперечный срез поставленного в воду побега через 2 — 4 суток.
Результат опыта: древесина ствола побега окрасилась в цвет использованных чернил.
Вывод: Растворы веществ, как и подкрашенная вода поднимаются от корня вверх внутри стебля по сосудам древесины.
3. Почему вода непрерывно поднимается вверх по сосудам стебля?
Вода поднимается вверх по сосудам стебля непрерывно благодаря процессу корневого давления и испарению: корневое давление подталкивает воду от корней вверх, а в процессе испарения в листьях и стеблях освобождается пространство для новых порций воды.
4. На каком опыте можно убедиться, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба?
Опыт, подтверждающий, что органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам луба проводится следующим образом:
- На стебле комнатного растения (фикуса, драцены и т.д.) сделать кольцевой надрез.
- Удалить с поверхности стебля кольцо коры и обнажить древесину.
- На стебле укрепить стеклянный цилиндр с водой.
Результат опыта: На стебле среза образовалась раневая пробка, а потом — кольцеобразный наплыв, заживляющий рану. Затем из наплыва начали образовываться придаточные корни.
Вывод: После срезания колька коры со стебля у растения были перерезаны ситовидные трубки луба и органические вещества, идущие от листьев в нижние части растения, стали накапливаться на кромке надреза. Получив увеличенное количество питательных веществ, клетки стебля со срезанной корой начали активно делиться и образовали наплыв, а затем и новые придаточные корни, позволяющие растению восстановить нормальную жизнедеятельность.
5. Где запасаются органические вещества у разных растений?
Запас органических веществ у разных растений может образовываться:
- в клетках плодов и семян;
- в клетках корней, стеблей и их видоизменений (в корнеплодах, клубнях, луковицах и т.д.);
- в сердцевине и древесине стебля (например, у деревьев и кустарников).
Подумайте
Могут ли знания о передвижении питательных веществ в растениях помочь управлять их развитием? Если да, приведите примеры.
Да, знания о передвижении питательных веществ могут помочь управлять их развитием. Например, если обрезать боковые побеги у винограда или томата, то плоды на оставшихся ветках начинают получать большее количество органических веществ. Это позволяет увеличить урожайность растения и ускорить время созревания плодов.
Задания
Для подготовки к изучению прорастания семян возьмите четыре стакана или небольшие стеклянные банки и поместите в них одинаковое количество семян огурцов, фасоли, зерновок овса или пшеницы. В первом стакане семена оставьте сухими. Во второй на дно налейте немного воды и поставьте в тёплое место. Третий стакан до краёв наполните кипячёной водой и накройте его стеклом. В четвёртый стакан налейте немного воды (как во второй), но поставьте его на холод, например в холодильник, или закопайте в снег. Наблюдайте, что произойдёт с семенами в каждом стакане. Во всех ли стаканах и все ли семена проросли? Сделайте вывод, какие условия необходимы для прорастания семян. Свои наблюдения и вывод запишите.
- В первом стакане (семена оставлены сухими) семена не проросли потому, что у семян не было достаточно влаги.
- Во втором стакане (с малым количеством воды в тёплом месте) семена хорошо проросли потому, что у семян было достаточно и воздуха, и влаги, и тепла.
- В третьем стакане (много воды с крышкой) семена не проросли потому, что у них был переизбыток влаги и недостаток воздуха. Семена задохнулись.
- В четвёртом стакане (немного воды и в холодном месте) семена не проросли потому, что им не хватило тепла. Семена могут прорастать только при определённой температуре воздуха, причем для каждого растения существуют свои идеальные условия.
Вывод: Для успешного прорастания семян необходимо обеспечить их достаточным количеством воздуха, влаги и комфортной температурой окружающей среды.
Задания для любознательных
Наблюдайте за образованием наплыва и придаточных корней на одревесневших побегах комнатных растений, повторив опыт, изображённый на рисунке 83. Посадив побег с корнями в почву, наблюдайте за развитием растения из укоренившегося побега.
Словарик
Сосудистые пучки — это группа сосудов растения (проводящая ткань) окруженная прочными волокнами механической ткани.
Источник
Проект «Как увидеть движение воды в растениях»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Формирование у старших дошкольников интереса к научно — исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_uvidet_dvizhenie_vody_v_rasteniyah.docx | 501.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Детский сад № 3» г. Калачинска Омской области
XVIII — муниципальная научно – практическая конференция школьников, воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
«Как увидеть движение воды в растении»
Работа Мелёхиной Анастасии,
воспитанницы подготовительной группы №2
« Детского сада № 3»
Руководитель: воспитатель Белозерова Е.А.
г. Калачинск – 2013г.
Тема: « Как увидеть движение воды в растении»
Цель: Формирование у дошкольников интерес к научно – исследовательской деятельности.
- Дать детям представление о том, что срезанный цветок всасывает воду через стебель.
- Развивать умение фиксировать результаты наблюдения, формировать умения делать выводы.
- Развивать самостоятельность, коммуникативность, расширять кругозор детей о жизни растений.
Цель: Выявить, почему срезанное растение в воде не вянет.
Задача: С помощью опыта установить возможность движения воды по стеблю растения.
Гипотеза: Если срезанные цветы всасывают воду через свой стебель, то окрашенная пищевым красителем вода изменит цвет лепестков цветка в соответствии с цветом красителя. Таким образом можно доказать, что срезанные растения питаются через свой стебель.
Я хочу рассказать о своей работе «Как увидеть движение воды в растении ».
Все мы знаем, что растениям необходимы для роста: воздух, свет, тепло и вода. Корни в жизни растений играют важную роль: укрепляют растения в почве, берут из неё влагу. А как же срезанные растения питаются, если они в воде не вянут?
Чтобы увидеть это, мы с Еленой Александровной, моей воспитательницей, решили в вазу с водой добавить пищевой краситель. Ведь вода сама по себе прозрачная и без красителя нельзя увидеть движение её по стеблю цветка. Для своего опыта мы взяли срезанные цветы только белого цвета: ирис и розу.
Около часа цветы были без воды. В это время мы рассмотрели, что внутри каждого стебля есть канальцы.
Белый ирис мы поставили в стакан с зелёным красителем. И уже через полчаса мы увидели на лепестках цветка зелёные прожилки, а через два часа цветок стал необычным – зелёного цвета.
В стакан с белой розой мы добавили малиновый краситель. На лепестках розы тоже появились изменения – розовые прожилки. Позднее – она стала малиновой.
Вывод: Значит, вода по канальцам стебля постепенно поднимается к цветку. Окрашенная вода наполняет жилки на лепестках цветов, и они меняют свою окраску, потому что в воде был краситель. С его помощью мы доказали, что вода движется по стеблю срезанного цветка.
- Гияпин Р., Братт Л. «Большая книга занимательных опытов»
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет»
- Эллиот Д., Книг К. «Детская энциклопедия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «На воде и под водой жизнь увидим мы с тобой»
Обостренное внимание к экологическим проблеммам существует давно и приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает водная среда, которая имеет большое значение в жизни растений, животных.
Задача воспитателей и родителей — помочь детям увидеть своеобразие, тайну и красоту растений
Статья по экологическому воспитанию.
Проект «Есть ли вода внутри растений?»
Проект «Есть ли вода внутри растений?» старшая группа.
«Растения нуждаются в воде», «Оживим растения»
Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей «Перемещение воды в растениях»
Презентация опыта организации самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Вода. Движение воды в природе. Свойства воды»
Конспект знакомит детей с круговоротом движения воды в природе. А также представлены опыты по ознакомлению детей со свойствами воды, что делает образовательную деятельность более интересную для детей.
Источник
Лабораторная работа № 6: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Лабораторная работа № 11: «Передвижение воды
и минеральных веществ по стеблю».
Цель : выяснить, по каким частям стебля передвигаются в растительном организме минеральные вещества.
Оборудование : ветка липы, простоявшая 2–4 суток в подкрашенной воде; таблицы «Строение стебля», «Проводящие ткани растения», учебник (с. 74–75).
1. Передвижение по стеблю растворенных минеральных веществ.
— Рассмотрите результаты опыта 1 (поперечный и продольный срезы побега). Какая часть стебля окрасилась? ______________
— Вспомните, какие структуры проводящей ткани проводят воду и минеральные соли.
— В какой части стебля они находятся ? ___________
— Результаты наблюдений и выводы внесите в тетрадь.
Вывод: Вода и минеральные вещества поднимаются от корня вверх, к другим частям растения по сосудам расположенным в древесине стебля растения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-858537
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании
Время чтения: 2 минуты
В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор соберет данные о частоте проведения контрольных работ в школах
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник