Эксперимент вода лед вода пар

Конспект НОД по познавательному развитию («исследование и эксперименты» ) в старшей группе д/с Тема : «Лёд, вода, пар»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие позволяет детям в интересной форме (эксперимента) закрепить три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_nod.docx 8.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

(«исследование и эксперименты» ) в старшей группе д/с

Тема : «Лёд, вода, пар»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Формировать у детей представления о единстве агрегатных состояний — лёд, вода, пар. Закрепить свойства воды.

Развивать познавательную инициативу, способность к преобразованию.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к природным ресурсам Земли (воде).

Методы и приёмы: практические (проведение опытов, динамическая пауза), наглядные (рассматривание слайдов, предметов и результатов опытов), словесные (беседа, чтение сказки, стихотворения)

Материалы и оборудование : ноутбук с флешкой (слайды), таблички-вывески, на столах: 1-лёд, 2 — пар, 3-вода, халаты у детей на спинках стульчиков, в 3-ей лаборатории — на 1-ом столе — 3 одноразовых стаканчика с водой, камешек, болтик, картинка маленькая, на 2-ом столе — графинчик с водой, 3 сосуда разной формы — цилиндрической, конусообразной и круглой, на 3-ем столе — 3 тарелки с растаявшим снегом, 3 лупы, перчатка, пакет полиэтиленовый.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие, игровая, двигательная.

Логика образовательной деятельности :

Дети сидят на стульчиках полукругом. Перед ними на столе ноутбук.

Воспитатель: «Ребята, сегодня я вам расскажу сказку, а вы попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить.

Сказка про Змея Горыныча с тремя головами.

Однажды Настенька решила навестить свою подружку из соседней деревни. Идти к ней нужно было через лес. А Иванушка остался дома — у него дел по дому было много.

Уже вечер, а Настеньки всё нет и нет. Пошёл Иванушка искать Настеньку. Долго ли шёл Иванушка, коротко ли, и вдруг увидел большую пещеру в каменной горе. Что же там может быть? — подумал Иванушка.

Тут подлетает к нему воробушек и говорит: «Иванушка, твоя Настенька в этой пещере, её похитил Змей Горыныч о трёх головах.»

Опечалился бедный Иванушка — что же ему делать?

А воробушек стал рассказывать Иванушке про Змея Горыныча: у него три головы — одна голова ледяная, другая водяная, третья — паровая.

(Показать слайд Змея Горыныча на ноутбуке)

Ледяная голова как дохнет — всё вокруг замерзает и очень холодно становится. Эта голова считала, что она самая главная, что лёд — самый важный на свете.

Вторая голова была водяная — как брызнет из головы водяная струя и всех вокруг топит, всё разрушает, всех водой заливает, всё смывает. Водяная голова тоже считала, что она самая главная, раз она может всех утопить.

Третья голова была паровая: она выдыхала горячий пар — как дохнёт паровая голова своим горячим-прегорячим паром и всех кругом обожжёт — близко подойти нельзя!

Паровая голова тоже считала, что она самая главная. И все три головы — ледяная, водяная и паровая — всё время ссорились между собой и спорили о том, кто самый главный. Все вокруг боялись Змея Горыныча и не знали, как его победить?

Ребята, а вы хотите помочь Иванушке победить Змея Горыныча? Чем страшен Змей Горыныч? (Тем, что у него 3 разные головы: 3 разные опасности)

-Давайте подумаем, как справиться с каждой из голов.

Чем опасен лёд? (Тем, что он всё замораживает).

Чем опасна вода? (Тем, что она всё затапливает).

Чем опасен пар (Тем, что он всё обжигает).

А я вам скажу по секрету, что и вода, и лёд, и пар — это одно и то же вещество. А какое вы узнаете сами.

А поможет нам в этом наша научная лаборатория, где мы всё узнаем и сделаем выводы.

Давайте мы сейчас с вами наденем халаты и пройдём в 1 лабораторию.

Дети надевают халаты (которые висят на стульчиках) и идут в 1 лабораторию, подходят к 1 столу. На столе в одноразовых тарелках лежит лёд (9 шт. — по количеству детей) и ещё стоит тарелка с растаявшим снегом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (лёд)

Вот во что превращается вся ледяная голова Змея Горыныча.

А это что? (показываю на тарелку с растаявшим снегом).

Правильно, это снег. Этот снег, ребята, нам понадобится для наших опытов, я его уберу на другой стол.

Ребята, возьмите льдинки в руки, потрогайте их. Какой лёд? (холодный, скользкий, прозрачный)

Что-нибудь живое может расти в таких ледяных условиях?

Как мы можем победить ледяную голову Змея Горыныча (поместить её в тепло).

Ребята, а что происходит с вашими льдинками на руках? (тает). А почему? (потому что льдинки у нас тёплые).

Давайте сделаем вывод: лед от тепла всегда тает и превращается в воду.

Значит, ребята, чтобы справиться с ледяной головой Змея Горыныча нам надо поместить её в тепло. Так, с 1-ой головой злого волшебника мы справились.

А теперь мы с вами перейдём в другую лабораторию и подумаем, как победить другую голову — паровую.

( Переходят к другому столу — где табличка с паром.)

Мы узнали из сказки, что пар всё обжигает. Поэтому, ребята, в этой лаборатории нужно быть очень осторожным, близко не подходите — это опасно!

Ребята, расскажите, где вы видели пар? (над горячей кастрюлей, чайником, утюгом).

Здесь у нас в лаборатории тоже есть чайник с кипятком. Сейчас я открою крышку чайника, посмотрите, что это поднимается вверх? (пар).

Ой, ребята, пар очень горячий, можно обжечься.

Как же нам победить пар.

Сейчас я вам покажу: я возьму холодную сухую ложку и подержу её над горячим чайником. Посмотрите, пар оседает на ложке. Она стала какой? (мокрой). Что это закапало? (вода).

А как образовалась вода.

Давайте сделаем вывод: горячий пар, оседая на холодном предмете, превращается в воду.

Значит, чтобы справиться с паровой головой Змея Горыныча, нам нужно поместить её в холод. Пар мы тоже превратим в воду.

Ребята, а помните я вам сказала, что и лёд и пар — это одно и то же? Вы догадались, что это за вещество? (правильно, вода)

А вот чтобы справиться с водяной головой Змея Горыныча нам нужно всё знать о воде.

Для этого перейдём в 3-ю лабораторную, где проведём опыты с водой и расскажем всё о ней. (Дети проходят к 3-му столу, на котором табличка)

Ребята, давайте вспомним свойства воды.

Какая вода? (Прозрачная, не имеет цвета, вкуса, запаха, не имеет формы (принимает форму того сосуда, в который её наливают), вода — жидкая, льётся, при охлаждении превращается в лёд, при нагревании — в пар.)

Воспитатель делит детей на группы и назначает руководителей групп, даёт задание:

1-ой группе — доказать, что вода прозрачная и не имеет цвета.

2-ой группе — доказать, что вода не имеет формы, принимает форму сосуда, в который налита.

3-ей группе — продемонстрировать, какими свойствами обладает снеговая вода.

По окончании опытов руководитель группы делает выводы.

А теперь давайте узнаем, что же произошло в сказке ?

Хотел Иванушка пробраться в пещеру и освободить Настеньку, но тут ледяная голова стала его морозить. Не растерялся Иванушка, расжег костер, и ледяная голова испугалась горячего огня. Водяная голова стала поливать Иванушку водой, но Иванушка не испугался – ведь он умел плавать. Паровая голова стала выпускать горячий пар, но Иванушка взял Настенькино зеркальце и поставилпод струю горячего пара:

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в …(водицу).

Горячий пар от холодного зеркальца превратился в воду и паровая голова тоже не смогла победить Иванушку. Но Змей Горыныч не отпускал Настеньку.

Долго думал Иванушка, как освободить Настеньку. И решил он взять Змея Горыныча хитростью. Раз все его три головы ссорятся между собой, надо их помирить. Тогда Змей Горыныч из злого превратится в доброго и отпустит Настеньку.

Как же примирить эти три головы — ледяную, водяную и паровую.

Иванушка решил так же, как мы, показать, что лёд, вода и пар дружат, что они превращаются друг в друга.

Разжёг Иванушка большой горячий костёр: взял он кусок холодного льда, который остался после того, как ледяная голова хотела его заморозить, и позвал Змея Горыныча: «Эй, Змей Горыныч! Выгляни, пожалуйста, на минутку, я хочу что-то тебе показать!» Змей Горыныч вышел из пещеры: ледяная голова холодом дышит, водяная водой брызгает, паровая голова пар горячий пускает. «Смотри, что происходит со льдом от твоей ледяной головы» — и бросил холодный лёд на горячие угли костра, лёд растаял , превратился в воду, вода — в пар, а пар поднялся над костром и превратился в облако.

Увидел это Змей Горыныч и очень удивился: «Как же так? Значит, моя ледяная, водяная и паровая головы зря всё время ссорились между собой!» Изо льда получается вода, из воды — пар. Если пар вдруг охладится, превратится он в водицу.

А если холод вдруг придёт — из водицы будет лёд. Решили все три головы — ледяная, водяная и паровая — больше никогда не ссориться. И превратился Змей Горыныч из злого в доброго. Он отпустил Настеньку. Иванушка с Настенькой вернулись домой. А Змей Горыныч решил делать добрые дела. Ледяная голова стала помогать людям делать холодильники, чтобы жарким летом можно было класть в них продукты.

Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода. А паровая голова занялась отоплением домов — в холодное время года по трубам парового отопления идёт горячий пар и обогревает квартиры.

Три головы Змея Горыныча теперь дружат и не ссорятся. Ведь они поняли, что они образованы из одного и того же вещества — воды.

Воспитатель: Ребята, а вы мне поверите, если я вам скажу, что вода слышит? … (ответы детей)

Я тоже не верила. Но оказывается, учёные проводили опыты с замёрзшей водой и выяснили: вода нас слышит. Мы с вами не сможем провести такие опыты, для этого нужны большие аппараты, специальные машины и много времени. Но что они увидели через микроскоп, я вам сейчас расскажу.

Учёные говорили о воде добрые, хорошие слова, включали добрую музыку, звуки леса, пение птиц, потом воду замораживали и рассматривали кристаллики воды через большой микроскоп. Вот что они увидели: (слайд с изображением красивых кристаллов воды)

Затем воде дали послушать музыку грубую, сказали нехорошее слово, снова заморозили воду. Посмотрите на картинку, кристаллики воды стали уродливыми (слайд с изображением ломанного кристалла воды).

Вот и получается, что наша вода способна слушать и слышать. Значит она живая. А всё живое требует к себе бережного отношения. Как мы должны беречь воду? (ответы детей).

Ребята, подойдите, пожалуйста, к столу. На столе бокалы с питьевой водой. Давайте мы с вами скажем воде добрые слова, пожелайте ей добра и здоровья. (Дети разговаривают с водой).

А теперь давайте её выпьем, а она в ответ поделится с нами своим здоровьем, добром.

Никогда не ругайтесь. Ведь вода «слышит» нас. (Она окружает нас везде: в дожде, снежинках, водопроводном кране, чайнике, супе и т. д.).

Я желаю, чтобы вы выросли здоровыми, сильными, крепкими, чтобы у вас хватило сил и мудрости оберегать нашу Землю.

Источник

В мире льда, воды и пара.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Березка».

Образовательная область «Познание».

Конспект занятия по формированию целостной картины мира:

«В мире льда, воды и пара»

Старшая группа №5 «Подсолнушек»

Воспитатель Морозова Надежда Сергеевна.

п.Северный, Талдомский район

Цель. Закреплять знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе.

Задачи.

1. Формировать представления детей об агрегатных состояниях воды.

2. Развивать представления о знаках и символах.

3. Воспитывать экологическое сознание дошкольников.

Предварительная работа. Беседы о воде, чтение экологической сказки «Путешествие капелек», подвижная игра: «В царствах льда, воды и пара» наблюдения и опыты.

Демонстрационный материал: проектор, экран, презентация «Путешествие капельки воды», презентация «Мир в капле дождя», запись инструментальной спокойной музыки, кукла-Капитошка, кастрюля, ширма, символы тепла (солнце), холода (Дед Мороз), банка с водой, лёд, термос с горячей водой, зеркало.

Раздаточный материал: символы льда, воды, пара, краски, кисточки, ёмкости с водой, 0,5 альбомного листа.

Ход занятия.

1.Организационный момент «Улыбка»

Воспитатель. Сегодня замечательный день, к нам пришли гости, давайте встанем в кружок и поздороваемся с ними, а теперь улыбнемся друг другу и скажем «Сегодня замечательный день!» (дети встают в круг и выполняют задание).

2. Беседа об агрегатных состояниях воды и демонстрация опытов.

Воспитатель. Мы в хорошем настроении садимся за столы. (раздается плач)

Ой, что это? Слышите? Кто-то плачет! Посмотрите, что это такое? (кастрюля).

По-моему плач доносится оттуда. Давайте посмотрим, кто же в ней так горько плачет? (вынимает Капитошку). Ребята, кто это?( ответы детей: «Капитошка»).

Воспитатель. Капитошка заблудился, от мамы-тучки отбился, в кастрюлю провалился, чуть в суп не превратился! Что же ему теперь делать, как к маме-тучке вернуться? Не расстраивайся, Капитошка, оставайся у нас в гостях, а мы тебе расскажем и покажем, как тебе можно домой вернуться.

Ребята, а кто такой Капитошка? Правильно, капелька воды. А мы с вами знаем, что происходит с водой во время нагревания и охлаждения.

Воспитатель загадывает загадки.

Если холод вдруг придет,

Из водички будет…(лед)

Если вдруг тепло настанет

Жарко будет, лёд…(растает)

Лед растает и тогда,

Будет из него …(вода)

Если сильный-сильный жар,

Из водички будет …(пар)

Если пар вдруг охладится,

Превратится пар в…( водицу.

Воспитатель. А кто ответит, в каких состояниях бывает вода? (твердое – лёд, жидкое – вода, газообразное – пар).

Правильно, когда тепло, вода нагревается и превращается в пар, а когда пар охлаждается, становится снова водой.

А теперь мы с вами побудем немного волшебниками и попробуем превратить лёд в воду и попробуем получить из пара настоящие капельки воды. Во время проведения опытов нужно соблюдать правила безопасности.

Послушайте заклинание: «Пока опыт не пройдёт, никто с места не встает!»

Опыт 1. Воспитатель демонстрирует детям банку с водой с отмеченным уровнем воды. Помещает в банку кусочек льда и убирает ее за ширму. ( результат узнаем в конце занятия)

Опыт 2. Воспитатель демонстрирует термос с горячей водой, от которой идёт пар.

Держит некоторое время зеркало над паром и демонстрирует детям появившиеся на нем капельки воды.(вывод: при охлаждении пар превращается в воду), прячет зеркало за ширму).

А теперь давайте посмотрим, как путешествуют капельки в природе.

Показ презентации № 1 «Путешествие капельки воды»

( показ сопровождается рассказом воспитателя)

1.На земле капельки живут в лужах, реках, озерах, ручьях, морях, океанах…

Припекло солнышко, капелька превратилась в пар, стала легкая и улетела на небо

2. А в небе капельке стало холодно и чтобы согреться, она позвала другие капельки, прижались капельки друг к другу и превратились в большую дождевую тучу.

3. Тесно стало капелькам в туче, стали они большие и тяжелые, не могли уже удержаться в воздухе, и упали вниз на землю.

4. И снова капельки на земле. Превратились капельки в лужицы, ручейки, побежали ручейки в речки, моря, чтобы снова когда-нибудь улететь на небо.

Это называется круговорот воды в природе.

Физкультминутка.

Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)

И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)

Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)

Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)

Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)

Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)

Туфли, посмотрите – мокрыми стали.(наклон туловища вперед)

Плечами дружно поведем (движение плечами)

И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)

От дождя мы убежим, (бег на месте)

Под кусточком посидим.( садятся за столы).

3.Дидактическая игра «Лёд – вода – пар»

Дети напоминают значение символов.

1. Если облачко летит, пар оно изобразит (показывают символ пара)

2. Хорошо мы все запомним, что водичка — это волны.( показ символа воды)

3. А квадратик твердый лед, это каждый разберет. (показ символа льда)

Дети изображают состояния воды в соответствии со сменой символов тепла и холода. (Дед Мороз и солнышко)

Воспитатель. А сейчас давайте посмотрим на результаты наших опытов.

Демонстрация детям банки с водой в которой растаял лёд и поднялся уровень воды, и зеркало с испарившимися капельками воды.(делает вывод: лёд растаял и превратился в воду, а капельки воды нагрелись и испарились)

Воспитатель. Ребята, а теперь вы знаете, как помочь Капитошке? ( ответы детей: надо погреться на солнышке и превратиться в пар.

Капитошка говорит, что ему с нами очеь интересно, даже улетать не хочется.

За то, что вы ему помогли, он хочет показать вам волшебство.

Воспитатель читает стихотворение.

Капля воды на раскрытой ладошке.

В ней отражается…

Показ презентации № 2

После презентации дети рассказывают Капитошке, что они увидели в каплях дождя ( цветы, траву, дома, радугу и т.д.). Капитошка прощается и «улетает».

4. Рисование.

Воспитатель Ребята, а давайте на память об этом волшебном, добром дне нарисуем картинки. Мы изобразим в них мир, который отражается в капле воды. Пусть это будут прозрачные, чистые капли, в которых видно много всего интересного. (дети приступают к рисованию).

После занятия устраивается выставка рисунков «Мир в капле дождя»

Источник

Читайте также:  Под душевой кабиной вода протекает
Оцените статью