Открытое занятие в подготовительной группе по экспериментированию «Волшебница вода»
Оксана Вильданова
Открытое занятие в подготовительной группе по экспериментированию «Волшебница вода»
Тема: «Волшебница вода«
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
расширять знания о воде; активизировать речь и обогащать словарь.
•Ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; текучесть; пар тоже вода; вода растворитель.
• Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
•Развивать навыки проведения лабораторных опытов: закрепить умение работать с посудой.
•Развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту; прививать бережное отношение к воде.
• Активизировать и обогащать словарь детей.
• Закрепить умение работать с разными растворителями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода«.
3.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Где есть вода«.
4. Чтение художественной литературы.
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материал для занятий.
Прозрачные стаканчики, салфетки на каждого ребенка.
Вещества,которые мы будем растворять в воде: соль, сахар, растительное масло.
Предметы круглой и квадратной формы (кубик пластмассовый и шарик).
Тарелочка пластм. на каждого ребенка, глобус, картинки с изображением воды.
• словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера);
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня утром к нам в детский сад принесли посылку. Она адресована самым старшим детям в детском саду. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Ребята что-то я не пойму, что это за таблица?
Ответы детей. Это кроссворд.
Воспитатель. Подождите, здесь еще и загадки. Наверное, для того, чтобы разгадать этот кроссворд.
Воспитатель. Тогда слушайте первую загадку.
1. Загадка. Вот так чудо! Вот так диво! Как сорвался он с обрыва, так уже, который год, все никак, Не упадет. (водопад)
2. А теперь вторая загадка.
Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)
3. Слушайте третью загадку.
Тучи ветром нагоняются, он на землю собирается.
Коль на землю попадёт, сад польёт и огород. (дождь)
4. Ну, и последняя загадка,
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (река)
Воспитатель. Молодцы! Правильно вот мы и разгадали кроссворд. А теперь посмотрим, какое слово получилось. Давайте все вместе его прочитаем. Дети читают. Вода.
Воспитатель. Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде.
Воспитатель показывает глобус.
— Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.
— Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Какого цвета на глобусе больше?
Воспитатель: Что принято обозначать на карте и на глобусе синим цветом?
Дети: Синий цвет – вода, все океаны, моря и реки.
Воспитатель: Объясните почему вода в природе не исчезнет навсегда?
Дети: Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует по кругу.
Воспитатель: Давайте поиграем, вы все будете капельками и отправитесь в весёлое путешествие.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Тучка и капельки»
Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.
«ВОДА — ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ».
Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а какого цвета вода?
Дети: Она бесцветная.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, чем пахнет вода?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Возьмите баночку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из стакана на блюдечко? Почему вода растеклась по блюдцу?
Дети: Вода жидкая.
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубик и шарик. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик — круглую.
Воспитатель: Если мы опустим их в воду, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос,проведем опыт: будем наливать воду в блюдце, стакан.
Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в стакан? Какую форму она принимает?
Дети: Форму стакана.
Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в блюдце?
Дети: Вода приняла форму блюдца.
Воспитатель: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали — стакана, блюдца. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
Воспитатель: Скажите, а в замороженном виде вода держит форму?
Дети: Да. она принимает форму предмета, в которой её заморозили.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть.
Игра «Польза и вред»
Итак,начали: «Вода это хорошо. Почему?»
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Послушаем теперь, какой вред может принести вода » Вода — это плохо. Почему?»
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
«ВОДА МОЖЕТ НАГРЕВАТЬСЯ«.
Воспитатель: Ребята,а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: Когда её нагревают.
Воспитатель: А что так сильно нагревает воду, что она закипает?
Дети: Огонь, газ, электронагреватель, кофейник.
Воспитатель: На наше занятие я принесла электрический чайник.
Давайте с помощью электрочайника попробуем нагреть воду.
Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.
Воспитатель: Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
Воспитатель: А какая кипящая вода? Можно ей обжечься?
Дети: Да, она очень горячая.
Воспитатель: Приведите примеры, что еще нагревает воду?
Дети: Нагревает воду в реке, озере, море — Солнце.
«ПАР — ЭТО ТОЖЕ ВОДА«.
Воспитатель: Сейчас кофейник закипел и отключился. Вода становиться спокойной, но еще остается горячей. Посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы не знаете?
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.
Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).
Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит,мы можем сделать вывод: » Пар — это тоже вода, очень сильно нагретая».
Воспитатель: Ребята, а в каком виде мы с вами еще можем увидеть воду?
Дети: Снегом, льдом, туманом, градом, росой.
Разминка «Скажи наоборот»
Ребята сейчас мы с вами поиграем. (Все становятся в круг и играют в игру с мячом «Скажи наоборот»)
Воспитатель: (бросает мяч ребенку)
Из одного крана течет горячая вода, а из другого…
Дети: (бросает мяч обратно). Холодная.
Воспитатель: Речка глубокая, а ручеек…
Воспитатель: Река может бежать быстро, а может и…
Воспитатель: В океане волны большие, а в реке ….
Воспитатель: В ручейке вода бежит, а в пруду …
Воспитатель: Из чайника мы пьем чистую воду, а в луже…
«ВОДА — РАСТВОРИТЕЛЬ«.
Воспитатель: Ребята, я попрошу вас пройти на свои места. У вас на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Слушайте первую загадку:
Белый камень в воде тает.
Дети поднимают салфетку (№1, и проверяют, правильно ли они отгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Убираем салфетку (№ 2) с блюдца.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде — пенится,
Брызгается и шипит.
Воспитатель: Ребята, а почему соль и сахар боятся воды.
Дети: Потому что они в ней исчезают.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стакана с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Возьмите другой стакан и насыпьте в него ложечку соли. Размешайте её. Что теперь произошло?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваши стаканы с водой несколько капель масла.
Дети:Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. С каким же новым свойством воды вы познакомились.
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Правильно дети. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: Ребята, посмотрите еще раз на тот стакан, куда мы наливали масло.
Оно так и осталось плавать на поверхности воды. Можно пить такую воду и почему?
Дети: Нет. Она пахнет маслом и неприятная на вкус.
Воспитатель: Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети: Её нужно очистить от масла.
Воспитатель: А вы знаете, это можно сделать, но только с помощью фильтра.
Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из обычной салфетки. Посмотрите, как я это сделаю.
Воспитатель: Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: Куда же делось масло?
Дети: Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель: Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, непохожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод.
Воспитатель: И в растениях тоже есть вода. А как вы думаете, есть ли вода в теле человека и животных?
Воспитатель: Ребята, вода — одно из самых удивительных веществ на планете. И мы с вами выяснили, что вода находится не только в различных водоемах, но и в почве, в растениях, в теле человека и животных. Какие новые свойства воды вы узнали во время работы в нашей лаборатории?
Воспитатель: Какие мы можем сделать выводы о воде?
1. Вода это жидкость.
2. Вода не имеет собственной формы.
3. Вода не имеет вкус.
4. Вода бесцветная.
5. Вода не имеет запах.
6. Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.
7. Воду можно очистить с помощью фильтра.
Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
Комплексное занятие «Вода-волшебница» для детей средней группы Цель занятия: выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус). Материал:.
Конспект НОД по опытно — экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Волшебница вода» Виды детской деятельности: познавательно.
Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение.
Конспект занятия по экологии «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: формирование представлений о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Ход занятия: На окошке находим.
Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.
Источник