Эксперименты с водой окружающий мир

Опыты с водой
опыты и эксперименты по окружающему миру (4 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
razdel_opyty_s_vodoy_skazhi.docx 856.93 КБ

Предварительный просмотр:

« Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму».

Для выявления свойств воды нами было проведено несколько опытов.

Опыт первый. Нальем немного воды в формочку для льда, поместим ее в морозилку. Через пару часов вытащим формочку, убедившись, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Неужели твердый лед – это та же вода?

Сейчас проверим! В тепле лед быстро тает и превращается в обычную воду.

Вывод: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Выльем талую воду в кастрюльку, поставим на огонь и внимательно за ней понаблюдаем.

Когда вода закипит, появится пар. Аккуратно поднесем к кастрюльке зеркальце и видим образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода!

Если же кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Вся вода превратится в пар, который разлетится по воздуху.

Вывод: Жидкая вода замерзает и превращается в лёд при температуре 0 градусов. При нагревании до 100 градусов вода кипит и превращается в пар.

Опыт второй. Наберем в тарелку немного воды, отмерим маркером ее уровень на стенке тарелки и оставим на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, мы можем наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. Но в первом случае под воздействием высокой температуры вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней.

Вывод: Вода способна испаряться.

Опыт третий. Всем известно, что происходит с сахаром, когда мы кладем его в чай и размешиваем ложкой. Но совсем ли исчезает сахар? Ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. То же самое происходит и с солью. Чтобы это доказать, в столовую ложку наберем немного жидкости из того стакана, куда перед этим насыпали соль. Подержим ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. В ложке останется белый порошок. После того, как ложка остынет, попробуем порошок на вкус. Без труда станет ясно, что это соль.

Вывод : Сахар и соль растворяются в воде, меняя ее вкус. Из соленой воды при выпаривании образуются кристаллы соли, из сладкой — кристаллы сахара.

Опыт четветый . «Научи яйцо плавать»

Для проведения опыта нам понадобилось сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

Кладем сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой — яйцо опустится на дно стакана. Вынимаем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли. Опустим яйцо в стакан с солёной водой — яйцо останется плавать на поверхности воды.

Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

Опыт пятый . «Заколдованная непроливайка».

Наполним стакан водой до самых краев. Теперь сконцентрируем свое внимание и очень осторожно опустим в стакан монетки по одной. Делаем это все осторожнее: вода начнет подниматься над краем стакана.

Поверхностное натяжение собирает воду. Если приглядеться, то видно, что мениск продолжает линию стенок стакана, возвышаясь дугой посередине. Вода так же поднимается, когда мы погружаемся в ванну, наполненную водой.

Вывод: вода поднимается при погружении тела в воду.

Наполним стакан примерно на 2/3 водопроводной водой. Разместим стакан с водой и карандаш на столе. Опустим карандаш вертикально в воду, чтобы его кончик оказался примерно посередине между дном стакана и поверхностью воды. Поводим карандашом туда-сюда в воде, держа его вертикально.

Со стороны покажется, что карандаш сломался: та часть карандаша, что находится под водой, слегка смещена относительно той части, что находится под водой.

Такой эффект возникает благодаря рефракции. Свет распространяется по прямой, но, когда луч света переходит из одного прозрачного вещества в другое, его направление меняется. Это и есть рефракция. Когда свет переходит из более плотного вещества, например, воды, в менее плотное, например, воздух, происходит рефракция, или видимое изменение угла падения луча. Свет в веществах разной плотности распространяется с разной скоростью.

Вывод: Свет, отраженный от карандаша, проходя сквозь воздух, кажется находящимся в одном месте, а сквозь воду — в другом.

Опыт «Торнадо в бутылке»

Для проведения опыта понадобится:

  • Вода
  • Прозрачная пластиковая бутылка с крышкой
  • Блеск
  • Жидкость для мытья посуды

Время на проведение эксперимента: примерно 15минут.

  1. Заполняйте пластиковую бутылку водой, пока она не заполнит ¾ части бутылки.
  2. Добавьте в водичку несколько капель жидкости для мытья посуды.
  3. Через несколько секунд добавьте несколько щепоток блеска. Это поможет Вам лучше увидеть торнадо.
  4. Плотно закройте бутылку крышкой.
  5. Переверните бутылку верх дном и держите ее за «шею». Быстро, в течение нескольких секунд, покрутите бутылку круговыми движениями, остановитесь и загляните внутрь.

Возможно, Вам придется покрутить бутылку несколько раз, прежде чем Вы заставите торнадо работать должным образом.

Как это произошло?

Когда Вы прокручиваете бутылку круговыми движениями, Вы создаете вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Центробежная сила – это сила внутрь направляющего объекта или жидкости, такой как воды по отношению к центру его круговой траектории. Вихри встречаются в природе, но там они очень страшные.

Опыт «Мыльные пузыри»

Для проведения опыта понадобится:

Время на проведение эксперимента:

  1. Смешайте один стакан жидкого мыла с шестью стаканами воды.
  2. Вылейте смесь в банку.
  3. Конец проволоки согните в форму кольца.
  4. Опустите проволоку в смесь, помакайте и осторожно вытащите ее.

Прежде чем проводить опыт «Мыльные пузыри» убедитесь в том, что Ваша проволока не покрыта нейлоновым слоем, так как если проволока будет покрыта нейлоновым слоем, Вы не сможете создавать мыльные пузырьки.

Попробуйте использовать средство для мытья посуды, шампунь или гель для душа и посмотрите, что из них создает лучше мыльные пузыри. Насколько большой мыльный пузырь Вы можете сделать?

Пузыри образуются за счет того, что Вы смешиваете мыло с водой . Когда Вы согнули конец проволоки в колечко и, опустив в смесь, помакали ее, вода с частичками мыла перебралась на проволоку, а после того, как Вы подуете в колечко, оттуда вылетит мыльный пузырёк.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал был подготовлен для учеников 3 — 4 классов по уроку «окружающий мир».

Играть с водой не только интересно, но и полезно. Во время игр с водой развивается мелкая моторика рук, снимается психическое напряжение, ребенок знакомится с окружающим миром (свойства воды, свойства.

Ребята проводят 5 опытов, запускают ракеты, устраивают «воздушные гонки&quot.

Занимательные опыты с водой. .

Материал является частью авторскрй программы внеурочной деятельности «Опыты и эксперименты&quot.

Внеурочное занятие в 4 классе.Тема урока: « Das Wasser. Schwimmen oder sinken?» (Опыты с водой).Занятие с использованием CLILL-технологий.

Презентация для внеурочных занятий исследования свойств воды.

Источник

Опыты с водой
опыты и эксперименты по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Презентация для внеурочных занятий исследования свойств воды

Скачать:

Вложение Размер
opyty_s_vodoy.pptx 982.13 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вода – это самое уникальное и распространённое вещество на Земле. Без неё не было бы жизни.

Свойства воды необычны и до сих пор полностью не изучены.

Мы используем воду каждый день и принимаем как должное её удивительные качества. И мне бы хотелось на примере проведенных опытов рассказать о некоторых свойствах воды.

Вода способна подниматься вверх по капиллярам. Это свойство продемонстрирует следующий опыт.

На салфетку нанесём фломастерами несколько небольших линий и опустим кончик бумаги в стакан с водой.

Через некоторое время вода начинает подниматься по салфетке вверх, размывая нарисованные линии. Это явление называется капиллярностью. Оно позволяет растениям всасывать воду из почвы.

Молекулы воды при движении взаимно притягиваются, а на поверхности они связаны друг с другом значительно крепче. Это явление называют поверхностным натяжением. Рассмотрим его действие в следующим опыте.

Наполним стакан водой и накроем его мокрым носовым платком, закрепив последний резинкой и хорошо натянув. При переворачивании стакана вода не выливается, так как в платке она уже заполнила все пространство между волокнами ткани и благодаря поверхностному натяжению создала непроходимый барьер для воды из стакана.

Основная часть воды на Земле — водный раствор. Следующий опыт продемонстрирует, как растворяются вещества в холодной и горячей воде.

В стаканы с холодной и горячей водой положим ложек сахара столько, чтобы тот перестал растворяться и начал оседать на дно.

Холодная вода Горячая вода В горячей воде растворится большее количество сахара, так как благодаря теплу молекулы воды могут принять большее количество молекул сахара.

Выделение веществ из водных растворов продемонстрирует следующий опыт.

Нальём в два стакана горячей воды и растворим соль в одном стакане, пока она не перестанет растворяться , а в другом растворим только несколько ложек. Соединим их нитью, под которое поставим блюдце. Поместим в теплое место.

1 день 2 день На нити, стенках стакана и на блюдце образуются кристаллы соли за счёт испарения воды, и чем насыщенней был первоначальный раствор, тем больше кристаллов мы получаем .

Солёная вода плотнее пресной. Проверим это на опыте. Б анку з альём до половины водой и опустим в неё яйцо.

Яйцо опустилось на дно, так как оно тяжелее воды. Сделаем солевой раствор. Я йцо всплывет наверх, так как оно легче раствора. Доливаем пресной воды до тех пор, пока яйцо не начнёт тонуть.

Яйцо зависло на середине. Это значит ч то слой пресной воды расположен над слоем солёной, так как плотность первого меньше, а плотность яйца, больше чем у пресной воды, но меньше чем у солёной.

Из-за разной плотности жидкости не смешиваются, а наслаиваются друг на друга. Например, если налить в стакан жидкий мёд, растительное масло и воду, то они распределяться следующим образом: на самом дне будет мёд, затем вода и наверху слой растительного масла.

Газы легче воды и не тонут в ней. В банке с водой растворим ложку уксуса и добавим соды. Перемешаем и добавим изюминки .

Сначала изюминки опустятся на дно. Потом пузырьки газа пристанут к их поверхности и они начнут подниматься вверх. Углекислый газ, получающийся при соединении соды и уксуса, поднимает изюм вверх, затем он рассеивается в воздухе, и изюм, снова став тяжелым, падает вниз. И так несколько раз .

Если налить в банку до краёв воды, п рикрыть крышкой и поставить в морозилку. Вода замёрзнет и приподнимет крышку. Это происходит потому, что вода превратившись в лёд, увеличивается в объёме, и поэтому в банке ей не будет хватать места.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал был подготовлен для учеников 3 — 4 классов по уроку «окружающий мир».

Играть с водой не только интересно, но и полезно. Во время игр с водой развивается мелкая моторика рук, снимается психическое напряжение, ребенок знакомится с окружающим миром (свойства воды, свойства.

Ребята проводят 5 опытов, запускают ракеты, устраивают «воздушные гонки&quot.

Занимательные опыты с водой. .

Материал является частью авторскрй программы внеурочной деятельности «Опыты и эксперименты&quot.

Внеурочное занятие в 4 классе.Тема урока: « Das Wasser. Schwimmen oder sinken?» (Опыты с водой).Занятие с использованием CLILL-технологий.

Источник

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Опыты с водой»

Светлана Акишина
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Опыты с водой»

1.Расширить представление детей о воде и его свойствах: не имеет запаха, вкуса, прозрачная.

2. Познакомить детей со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый) .

3. Приучать детей отвечать развернутыми ответами.

1. Развивать исследовательские навыки.

2. Развивать восприятие, мышление, внимание детей.

1. Воспитывать у детей желание помочь.

2. Воспитывать аккуратность.

Расширить и активизировать словарь детей: холодный, мокрый, рассыпчатый, легкий, блестящий, прозрачный, гладкий, твердый.

Материал: Глобус, стаканчики, вода, молоко, соль, сахар, лимонная кислота, графин, тарелка со снегом, ложки, лед, салфетки, костюм фокусника, банка с закручивающейся крышкой, 2 яйца, иголка, магнит, цветные пуговицы.

Предварительная работа: Игры с водой, чтение стихов, потешек о воде, опыты с водой.

Ход НОД:

-Посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое (Глобус)

Воспитатель: Правильно. Глобус — это модель нашей планеты. Это Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого

Воспитатель: Верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе? Синий и голубой цвет- это цвет обозначения воды на глобусе.

Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?Дети: Животным, растениям, человеку.

Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле. А сейчас, ребята, я приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды.

1опыт. У воды нет запаха.

Воспитатель: Посмотрите, вот на столе что-то стоит. Как вы думаете, что это? (вода). А может быть, сок? Почему вы думаете, что это вода? (ответы детей). Давайте понюхаем ее. Она пахнет? (нет)

Вывод: Правильно, вода не имеет запаха.

2 опыт. Своего вкуса у воды нет.

— Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус? — А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная). — А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая). — А теперь добавьте в воду лимонную кислоту. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (кислая). — А теперь снова попробуйте воду. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

Вывод: своего вкуса у воды нет.

3 опыт. Вода прозрачная.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Закрываем глаза, а каждому в стаканчик положу цветную пуговицу, а вы должны мне сказать каким цветом пуговица у вас. Не видно, тогда возьмите ложечку и достаньте пуговицу из стакана с молоком и переложите в стакан с водой. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная).

Вывод: вода прозрачная жидкость.

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, (показывают круг, сжимают ладони)

Очень гладкий (вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий (грозят пальцем).

Раз-подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.)

Два-поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок.)

Три-уроним (встают, роняют воображаемый снежок.)

4 опыт. Лед –это вода в твердом состоянии.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое (Лед)

Воспитатель: Возьмите по одному кусочку льда в руки. Что произошло с вашими руками? Почему они стали мокрыми (Лед стал таять.)

-А почему лед стал таять (руки теплые и еще тепло в группе.)Воспитатель: Положите лед на салфетку. Что происходит с салфеткой (Она стала мокрой.)

Воспитатель: Правильно, это еще раз доказывает, что лед тает в тепле и превращается в воду.

Вывод: Вода бывает не только жидкой, но и твердой в виде льда и снега.

5 опыт. В снегу много микробов.

Воспитатель: -Я набрала немного снега в тарелочку, он нам кажется чистым и белым, так и хочется его попробовать. Но мы его поставим на батарею и подождем, когда он растает. И посмотрим, что там в воде плавает. Это дети микробы. Если есть снег, то можно заболеть.

Итог занятия:- Ребята, вам понравилось быть исследователями? О каком веществе мы сегодня с вами говорили? Какие свойства есть у воды? Наше занятие закончено. Молодцы!

Воспитатель: -А сейчас я превращусь в фокусника, все закрыли глаза. (воспитатель переодевается в костюм фокусника, пока дети сидят с закрытыми глазами)

Фокусы с водой:

1. «Достань предмет, не замочив руки». В стакан с водой опускаем скрепку. Как можно достать скрепку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)

2. Фокус «заговор воды». Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой.Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой. Вода смоет акварельный слой краски на крышке и станет красной.

3. «Плавающее яйцо». Перед вами на столах стоят 2 банки с водой, лежат яйца. С ними надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить их. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. — А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Дом» Цель: познакомить детей с правом на жизнь в своём доме. Задачи: Образовательная: знакомить детей с правами и обязанностями; способствовать.

Конспект познавательного занятия в средней группе по окружающему миру «Прозрачный невидимка (воздух)» Конспект познавательного занятия в средней группе по окружающему миру. Прозрачный невидимка (воздух). Владимирова Елена Валентиновна ТЕМА:.

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие в страну Светофорию» в средней группе Ход занятия: Организационный момент — Вы, ребята, проходите. Друг на друга посмотрите. Поздоровайтесь ладошками, улыбнитесь все немножко.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Осень» Цель занятия: обобщить знания детей по теме «Осень». Задачи: Образовательные: Формировать у детей представление об осени, как о времени.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Как мы мебель покупали». Цель: Познакомить детей с обобщающим понятием «Мебель» Дать представление о назначение некоторых предметов мебели группы, спальни,раздевалки.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Цель: формировать у детей представления об овощах.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Познакомимся с профессиями» Программное содержание: познакомить детей с различными видами профессий. Цель: познакомить и расширить знания детей о профессиях; уважать.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Ой, зимушка-зима» Конспект занятия по окружающему миру в средней группе. Тема: «Ой, зимушка – зима» Задачи: Продолжать формировать первые представления.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе опыты и эксперименты с воздухом «Воздух вокруг нас» «Воздух вокруг нас» Программное содержание: 1. Расширить знание детей о воздухе, его свойствах, роли. Познакомить с таким природным явлением.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Вулканы» Занятие для детей 4-5 лет на тему:»Вулканы» «Сегодня человечество вошло в эпоху глобальных климатических перемен и проблему изменения климата.

Источник

Читайте также:  Турция температура сейчас анталия вода
Оцените статью