Опытно-экспериментальная деятельность «Вода под микроскопом»
Ирина Зотова
Опытно-экспериментальная деятельность «Вода под микроскопом»
Методическая разработка. Опытно –экспериментальная деятельность: вода под микроскопом с использованием цифрового микроскопа Levenhuk
Цель : расширить знания детей о мире воды посредством наблюдения через микроскоп Levenhuk
Задачи: -способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование
— познакомить с наиболее интересным и увлекательным средством проведения опытов – микроскопом;
-обогащать детей новыми, интересными знаниями;
— развивать любознательность, терпение, умение доводить начатое до конца;
-развивать у детей умение высказывать свои предположения, проводить опыты, демонстрировать результат при помощи слова и действия.
-воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование: микроскоп, презентация с использованием микроскопа. Пипетки, приборное стекло. Разные образцы воды. Тарелочки по количеству детей. Лупы по количеству детей, карточки и карандаши для зарисовок.
Ход деятельности: Дорогие друзья! Приветствую вас в нашей лаборатории.
В-Знает ли кто-то из вас, что обозначает слово ЛАБОРАТОРИЯ.? (ответы детей и взрослых)
В- Лаборатория –это помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований. И здесь вас ждут невероятные открытия.
В каждой лаборатории принято соблюдать правила техники безопасности. Знаете ли вы их? (ответы детей)
В-Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило №2. Пробовать на вкус, брать в рот – в лаборатории запрещено.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал — убери на место.
Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Ребята, у меня есть колбочки, что же в них?
Дети рассматривают колбы, в них грязная и чистая вода
Д – вода. Чистая и грязная.
В- все верно. В одной колбе вода из нашего пруда, а в другой фильтрованная вода.
В- А давайте мы исследуем эту воду! Согласны?
В- прошу пройти всех на рабочие места.
Воспитатель разливает воду из колбочек в тарелочки (на столах лежат лупы)
В- ребята, возьмите тарелочки с водой из пруда и посмотрите что же видно в ней?
Д- грязная вода, частички мусора, песок.
В- а давайте посмотрим на воду с помощью лупы.
то же вы увидели? (ответы)
Как лучше видно — глазами или с помощью лупы?
— В чем секрет лупы?
— Для чего человеку нужна лупа?
Д- Увеличивает предметы, их лучше видно.
В- да ребята, в лупе закреплена увеличивающая линза, она позволяет всё увеличить.
В- Как вы думаете, можно ли пить воду из пруда?
Д- доказывают, что этого делать нельзя, так как она сырая, в ней есть микробы, они переносят болезни.
В- но мы же не увидели их!
К сожалению человеческий глаз не все видит. И даже лупа, которая увеличивает в 4 и даже в 20 раз, не всегда помогает. Но есть один удивительный прибор, который поможет открыть нам тайны воды!
Воспитатель достает микроскоп. Кто знает, как он называется?
В- Для чего он нужен? (ответы детей разных возрастов и взрослых)
В –микроскоп- это прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооруженным глазом. Микроскоп может увеличить объекты в 16 и даже в 400 раз.
Давайте поместим под микроскоп воду из пруда, которую вы принесли. А чтобы всем было видно, нашим помощником сегодня будет еще и видеокамера.
Воспитатель наносит воду пипеткой на приборное стекло и размещает под микроскопом.
В-Что вы видите ребята? (ответы детей)
В- В воде есть микроорганизмы (показать на экране вытянутые и округлые формы) Микроорганизмы — это группа настолько маленьких живых организмов, что они не видны человеческим зрением. Так же мы можем заметить двигающиеся объекты- это бактерии, они то и наносят вред здоровью человека и очень быстро размножаются в теплой +25 среде.
Воспитатель показывает детям водоросли
В- Вы знаете что это? (водоросли, а где они растут? (в пруду)
Обратите внимание на неподвижные зеленые формы- это ребята тоже водоросли, они очень маленьких размеров и невооруженным глазом их увидеть невозможно. Водоросль вырабатывает кислород и именно её используют как источник кислорода в космических кораблях.
-А вы задумывались откуда берутся вредные микробы в воде?
В- да ребята, когда окружающие разбрасывают мусор, остатки пищи, то они попадают в почву, а потом и в воду. (СЛАЙД 2,3,4)
Так же производственные предприятия, на которых нет водоочистных сооружений, загрязняют воду. (СЛАЙД 5,6,7,8)
Вот почему так важно поддерживать чистоту и порядок в природе, а мусор вывозить и перерабатывать в специально отведенных местах.
На столе у вас есть специальные карточки, давайте зарисуем то что мы увидели. (дети делают зарисовки)
В- а вы хотите посмотреть с помощью микроскопа на очищенную воду (ДА)
Воспитатель размещает под микроскопом каплю воды.
В. -Это ребята пузырьки кислорода. Вы так хорошо очистили воду, что больше ни каких микроорганизмов и водорослей в ней не осталось. Предлагаю сделать зарисовку.
Дорогие друзья, а я еще для вас подготовила водопроводную воду. Воспитатель показывает новую колбу.
В-подскажите как к нам в квартиры попадает вода
В- Её берут сразу из водоема или происходит какой то процесс? (ответы детей) Вода прежде чем попасть в квартиры проходит многоступенчатую очистку. Хотите посмотреть на воду из под крана? (Да)
В- посмотрите ребята, что вы видите на экране?
В- а вы знаете что это? (ответы детей). Ребята, это соли тяжелых металлов. Они попадают в воду во время очистки, т. к соль используют для борьбы с бактериями. А еще воду обеззараживают хлором. Благодаря им умирают вредные микробы, но не все. (показать образец хлора в колбе)
В- Подскажите, а эти трубы, по которым поступает вода чистые? (ответы детей)
Трубы служат людям уже много лет, поэтому там тоже появляются микробы. Для человека такая вода не приносит пользы.
В- можно ли пить воду из под крана? Что с ней нужно сделать?
Д-Воду нужно профильтровать или прокипятить.
В- Водопроводную воду нужно кипятить. Благодаря этому :
Уменьшается содержание хлора;
Жидкость становится мягче;
Погибают патогенные/вредоносные микроорганизмы.
В этом и заключается вся польза кипячёной воды. Большая часть бактерий гибнет, а жёсткие соли выпадают в осадок, который можно увидеть на дне ёмкости. (показать чайник с накипью)
В- давайте посмотрим, как же выглядит кипяченая вода под микроскопом.
оспитатель показывает колбу с кипяченой водой.
-Что вы видите? (На экране равномерное изображение, ничего нет.)
Посмотрите ни бактерий,ни солей,ни водорослей нет. Предлагаю сделать зарисовку.
В- ребята как много мы узнали с вами о воде. Фильтр очищает воду от примесей и делает её пригодной для использования в быту. Вода из пруда не пригодна для питья, в ней живут вредные микробы и бактерии. Старайтесь не загрязнять воду.
Рефлексия:
-Ребята, чему вы научились?
-Какое вам запомнилось исследование?
— Что нового вы узнали?
— Что хотели бы вы ещё узнать?
А сейчас внимание на экран.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Фото и видеоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Эти опыты мы с детьми старшей группы в рамках реализации проекта «Эколята-защитники природы» Дети принимали активное участие в опытах.
Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» Фотоотчёт «Опытно-экспериментальная деятельность с водой» В рамках тематической недели опытов и экспериментов в нашем детском саду один.
Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу продолжить рассказ об опытно-экспериментальной деятельности в нашей группе. На этот раз мы проводили.
Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.
Опытно-экспериментальная деятельность «Откуда берется иней» Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и.
Опытно-экспериментальная деятельность со льдом Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со льдом. Задачи: -Познакомить детей.
Почему говорят «Как с гуся вода»? Опытно-экспериментальная деятельность Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Объяснить смысл выражения «Как с гуся вода». Оборудование: Перья.
Источник
Повторение экспериментов Масару Эмото по изучению кристаллов замороженной воды
ПОВТОРЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ МАСАРУ ЭМОТО.
Когда-то сравнительно давно мне довелось посмотреть фильм «Великая тайна воды», который транслировался по каналу РТР. Следует заметить, что фильм снят весьма качественно и красиво. Но что-то в моем понимании физика не складывалось, что-то вызывало чувство противоречия.
Кратко напомню результаты работы японских исследователей. Суть выводов Эмото состоит в том, что вода реагирует на смысл слов человека, эмоции, мысли, а идентификация этой реакции автором осуществлялась путем наблюдения кристаллов льда на вершинах замерзших водяных капель. В своих книгах Эмото приводит впечатляющие иллюстрации гармоничных кристаллических форм, возникающих при воздействии на воду различных «добрых» слов, изображений и гармоничной музыки. В то же время «плохие и злые» слова, рок, ругательства препятствуют появлению гармоничных кристаллов со слов автора.
Ознакомившись с книгами Масару Эмото и его последователей, а их издано на русском языке довольно много («», «Чудотворная вода», «Исцеление кристаллами воды», « и жизни хадо», «Исцеляющая вода», «Магическая сила водяных кристаллов. Карты», «Послания воды. Кристаллы жизни», «Тайная жизнь воды», «Послания воды», «Образы любви», «Целительная сила воды», «Новые послания воды» Лоуренса Элиарда), я задумал повторить эксперимент и сам полюбоваться на кристаллы изучить как они меняют форму под воздействием звуков, музыки, слов и пр.
Невзирая на то, что не могу позволить себе лабораторию с холодной камерой, темнопольный микроскоп по причине его дороговизны, тем не менее кристаллы льда на вершине капель мне удалось получать и фиксировать достаточно регулярно, так что спустя несколько месяцев кропотливой работы у меня накопилось достаточно материала для анализа.
Следует сказать, что кристаллы воды могут принимать очень много различных вариантов формы, все мы это хорошо знаем на примере снежинок, поражающих своим разнообразием. С подобным явлением столкнулся и я. Меня стало сильно удивлять соотнесение той или иной формы кристаллов с конкретным воздействием. Как правило, образуется 4-5 видов структур. И справедливым было бы брать в качестве характерных не 2 вновь появившихся кристалла из 50, а статистически наиболее повторяемую форму. Кроме того изучение кристаллических структур производится под микроскопом, что обуславливает взгляд на образование только под одним углом зрения. Кристаллы льда же могут расти в разных плоскостях и зачастую оказываются под большим углом к наблюдателю, что существенно затрудняет их идентификацию. Таким образом анализ кристаллических образований воды представляется процессом весьма трудоемким и весьма не точным, поскольку даже статистика наблюдения какой-то структуры может быть сильно искажена за счет кристаллов, которые просто не удалось разглядеть в силу их расположения. Мной был проделан эксперимент по фотографированию кристаллов воды после взбалтывания и отстаивания (Рис.1,2).
Рис.1. Кристаллы воды после интенсивного взбалтывания. Х 125
Рис.2 . Кристаллы воды после отстаивания после взбалтывания 150 часов. Х125
Результаты показали, что даже такое простейшее воздействие влияет на размер и характер кристаллических образований. Хорошо известен тот факт, что в воде растворяется воздух. Более того, аквариумистам хорошо известно, что в застоявшейся воде бедной воздухом рыбки умирают, именно поэтому в аквариумах стоит насос, прокачивающий воздух через воду. То есть японские исследователи упускают из виду тот простой факт, что мы никогда не имеем дела с собственно водой, мы всегда работаем с раствором воздуха в воде, концентрация которого может меняться в достаточно широких пределах, зависеть от давления и состава атмосферы и прочих факторов. Вывод о влиянии воздуха на результаты замораживания воды согласуется и с работами российского ученого Селивановского Дмитрия Андреевича — кандидата физико-математических наук (Нижний Новогород), старшего научного сотрудника Института прикладной физики РАН, который зафиксировал явление динамической нестабильности воды и процесса механо-химической диссоциации молекул воды на водород и кислород. Проведенные Селивановским эксперименты даже позволили выдвинуть гипотезу о происхождении земной атмосферы за счет распада воды, столь заметным оказался процесс. Результаты исследований частично представлены в работах:
- Домрачев Г. А., Родыгин Ю. Л., Селивановский Д. А. Механохимически активированное разложение воды в жидкой фазе//ДАН. 1993. Т. 329. № 2
- Домрачев Г. А., Родыгин Ю. Л., Селивановский Д. А., Стунжас П. А. Об одном из механизмов генерации пероксида водорода в океане/Химия морей и океанов. М., 1995
- Домрачев Г. А., Селивановский Д. А., Родыгин Ю. Л., Диденкулов И. Н. Потери энергии звука при сонолизе воды//ЖФХ. 1998. Т. 72. № 2
- Домрачев Г. А., Родыгин Ю. Л., Селивановский Д. А. Роль звука и жидкой воды как динамически нестабильной полимерной системы в механохимически активированных процессах продуцирования кислорода в условиях Земли//ЖФХ. 1992. Т. 66. № 3
Читая работы Эмото, я никак не мог понять, почему на воду воздействуют какими-то сложными композициями. Вполне логичным было бы воздействовать простым звуком и проанализировать зависимости, если таковые возникнут. Я это и проделал. Например, при «прослушивании» водой одиночного удара барабана или ноты ля 440 Гц возникали весьма широкие спектры кристаллических структур (Рис. 3, 4). При желании уже из этих снимков можно выбрать формы для чего угодно.
Рис.3. Воздействие на воду звуком ноты ля 440Гц. Х 125
Рис.4. Воздействие на воду звуком одиночного удара барабана. Х 125
Более сложные композиции, обладающие широким спектром звучания иногда меняют спектр преобладающих кристаллических форм. Причиной подобного явления может стать эффект резонанса, который возникает под воздействием звука в системе в емкости с водой. Для проверки этого явления был поставлен эксперимент, когда одна и та же звуковая композиция транслировалась на емкость с водой в течение одинакового времени при последовательном изменении объема жидкости. Перед началом каждого эксперимента вода взбалтывалась. Если при объеме воды в 25,50 мл доминировали структуры Рис.5., то в объеме 75 мл возникает 27% структур Рис.6., которые вновь полностью исчезают на объемах 100 и 150 мл и картина возвращается к Рис.5. Но в объемах 175 и 200 мл вновь наблюдаются структуры Рис.6 уже в сочетании со структурами Рис.7 составляя 22% и 30% соответственно от общего количества образцов ( 65-70 штук для каждого объема жидкости). В данном случае можно говорить о том, что характер кристаллов, образующихся при замораживании воды в условиях изменения объема последней, претерпел весьма существенные изменения, а именно на 52% от исходного спектра форм. Эти результаты говорят о том, что реагирует не сама по себе вода, а именно вся система вода-сосуд, которая путем изменения объема воды настраивается в ходе эксперимента на различные частоты звуковых колебаний, присутствующие в сигнале, что и отражается на последующей форме кристаллов. В качестве иллюстрации я умышленно привожу достаточно большое количество снимков кристаллов для того, чтобы читатель мог представить это разнообразие. Но и это иллюстрирование весьма неполно и в известной мере тенденциозно, поскольку кристаллические формы часто пересекаются, наслаиваются одна на другую, переходят друг в друга. Для мало-мальски достоверного описания требуется значительная статистика, при сохранении условий эксперимента неизменными, что весьма не просто обеспечить. Это обстоятельство добавляет сомнений в справедливости соотнесения конкретных форм кристаллов с музыкой какого-то композитора или текстом песни.
Рис.5. Кристаллические структуры, возникшие при воздействии музыкальной композиции на объем воды 25, 50 мл. х 125
Рис.6. Кристаллические структуры, возникающие при воздействии той же музыкальной композиции на объем воды 75 мл. х 125
Рис.7. Кристаллические композиции, возникающие при воздействии музыкальной композиции на объемы 175, 200 мл. х 125
Ряд экспериментов показал, что спектр формы кристаллов замороженных образцов зависит и от формы посуды, в которую наливалась жидкость. Это и понятно, если принять во внимание, что материал сосуда, его форма и размеры, уровень жидкости, расположение емкости относительно источника(ов) звука, все это влияет на распространение колебаний в системе сосуд-вода-воздух.
Таким образом утверждение, что вода «слышит» слова человека, а тем более реагирует на смысл этих слов не имеет никаких оснований. Вода реагирует на распространяющиеся в пространстве колебания. Причем характер распространения этих колебаний индивидуален в каждом конкретном случае. Можно сказать, что вода учитывает абсолютно все воздействия, даже те, которые человек никак не может идентифицировать. Это и электромагнитные аномалии, и радиационный фон, и литосферные процессы, изменения климата, времени года и пр. Человек, пребывающий рядом, безусловно, тоже вносит свой вклад в реакцию воды, но нет оснований утверждать, что этот вклад определяющий.
Утверждая, что вода реагирует на слова молитвы или песни, Эмото допускает глубокую ошибку. Вода реагирует на акустические колебания, но не на смысл этих колебаний, который воспринимается сознанием человека. Ведь нам безразлично, каким голосом будет сказано, например, слово «дурак», фальцетом или басом, слушателем оно будет трактовано как оскорбление с соответствующей реакцией. А вот реакция воды как раз будет определяться частотным диапазоном голоса и ритмом речи, то есть вполне конкретными физическими параметрами, которые и определят форму возникающих кристаллов льда.
На основе проведенных опытов должен пару слов сказать в защиту рока и прочих звукосочетаний, которые Эмото записал в «негатив». Вода благополучно образует гармоничные кристаллы, «прослушав» рок. С этой точки зрения нет никаких оснований утверждать, что рок вреднее каких-либо других звуков.
В довершение всего я ознакомился с деятельностью Масару Эмото, основанной на трактовке полученных им результатов. Им создана так называемая школа Хадо. Членство в ней оценивалось в 100 долларов США, предоставляется возможность быть инструктором также за 100 долларов, получить пароль к информации о новых кристаллах и т.п. http://www.masaru-emoto.net/russian/rusindex.html#0802. В отечественных букинистических сетях неоднократно натыкался на продающиеся наборы фотографий кристаллов, способствующие исцелению по мнению их изготовителей.…
Я называю происходящее созданием научных религий. В качестве основы здесь выступает не некое сверхъестественное явление, сопровождаемое явным нарушением обычных закономерностей жизни, а псевдонаучные результаты, прекрасно и грамотно оформленные с помощью современных средств массовой информации. В результате страждущим гражданам предлагается вместо икон смотреть на кристаллы, пить обработанную воду и нести, нести свои денежки тем, кто сделал великое открытие. Да, вода весьма динамичная жидкость, но те результаты, что представляют нам Эмото и Ко, во многом описываются процессами физической химии, теории колебаний, распространением волн на границе двух сред и прочими давно существующими разделами физики и химии, а игнорирование этого факта ведет к излишней мистификации представлений о явлениях природы и снижает и без того невысокий уровень грамотности граждан.
Примечание: во всех экспериментах была использована дистиллированная вода.
Источник